Видеосеминар 05 марта 2010 года П.В. Токарева, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО «ИРООО»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Словосочетание – это соединение двух или нескольких знаменательных слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически. Не являются подчинительными.
Advertisements

Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание ( задание В3).
Служебные части речи.. Предлог. Предлог – служебная часть речи, которая выражает зависимость существительных, числительных и местоимений от других слов.
В1. Определение способа словообразования При выполнении данного задания вам необходимо указать способ образования слова или из указанного предложения выписать.
Синтаксис изучает строение и значение словосочетаний и предложений Словосочетание – это группа самостоятельных (знаменательных) слов, объединенных по смыслу.
Словосочетание – это сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу подчинительной связью.
Имя существительное Самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что? Бывают собственными или нарицательными, одушевленными.
План Части речи Части речи Части речи Части речи Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Служебные части речи Служебные части речи Основные.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Часть В. В 1. Основные способы словообразования. 1. Суффиксальный : изречение ( изречь ). 2. Приставочный : безнравственные ( нравственность ). 3. Приставочно.
СОДЕРЖАНИЕ Самостоятельные части речи Самостоятельные части речи Имя существительное Имя существительное План морфологического разбора
БУКВА ЗВУК ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ КОРЕНЬ ОРФОГРАММА ПРЕДЛОЖЕНИЕ СИНОНИМ СЛОВО СЛОВО- СОЧЕТАНИЕ СУФФИКС ФРАЗЕ- ОЛОГИЗМ ЧАСТЬ РЕЧИ 1.
Презентация учителя русского языка и литературы школы 2034 Рогач Г.Н.
1. Безличные предложения и способы выражения сказуемого в них «V» – знал; «-» то, что узнал, не совпадает с тем, что знал; "+" – новая информация; "?"
Презентация учителя Рогач Г.Н. ГОУ СОШ 2034 г. Москва.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ ПЛАКАТ Гынгазова Елена Владимировна, МОУ СОШ 23 г. Томск.
Домашняя работа Упр Двенадцатое февраля. Классная работа. Предлог.
Основные группы односоставных предложений Выполнила Казакова Анастасия, ученица 8 «в» класса.
Словосочетанием называются два или несколько самостоятельных слов, объединенных по смыслу и грамматически. По характеру связи между словами словосочетания.
ГЛАГОЛ Для подготовки к ЕГЭ Кузьмина Л. С.. Глагол – это часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать?
Транксрипт:

Видеосеминар 05 марта 2010 года П.В. Токарева, доцент кафедры филологического образования БОУ ДПО «ИРООО»

Видеосеминар 05 марта 2010 года В1. Словообразование 1. Поставить слово в начальную форму: отобрал – н.ф. ото-брать брать (префиксальный способ) 2. Искать ближайшее производящее слово: старин-н-ый стар-ин-а старый железобетон-н-ый железобетон железо + бетон 3. При поиске производящего слова использовать критерий Г.О. Винокура без-вод-ный вода (не водный ) с-пут-ник путь (не путник ) не-хват-к-а хватать (не хватка ) с-бежать-ся бежать (не сбежать ) 2

Видеосеминар 05 марта 2010 года В1. Словообразование 4. Знать исторические чередования: песок песч-аный (чередование к-ч, о – ноль звука) 5. Стык морфем (корня и предполагаемого окончания, суффикса и предполагаемого окончания) расписывать в транскрипции: вз-мо[р'-й-э], под-земе[л'-й-э], раст-ени[й-э] 6. Уметь определять неморфологический способ словообразования: столовая (посуда) столовая (работает по графику) (видно далеко) вокруг (обежать) вокруг (дома) (всматриваться) в течение (реки) в течение (месяца) один (ящик) (в) один (прекрасный день) 3

Видеосеминар 05 марта 2010 года В1. Словообразование 7. Уметь определять бессуффиксный способ словообразования (в разных вариантах): супруг супруг-Ø-агустой гущ-Ø-адумать дум-Ø-а лёд на-ледь-Ø седой про-седь-Ø ловить у-лов-Ø острый + слово остр-о-слов-Ø лёд + резать лед-о-рез-Ø досуг досуж-Ø-ий, вход-и-ть вхож-Ø-ий бород-а без-бород-Ø-ый горб + нос горб-о-нос-Ø-ый пять пят-Ø-ый бок в-бок-Ø ровный в-ровень-Ø распевать на-распев-Ø 4

Видеосеминар 05 марта 2010 года В2. Морфология 1. Употребление одной части речи в значении другой (см. неморфологический способ словообразования). 2. Разряды прилагательных. 3. Разряды местоимений. 4. Разряды причастий. 5

Видеосеминар 05 марта 2010 года В2. Морфология 5. Служебные части речи. Предлог – служит для связи слов в словосочетании: идти к дому, смотреть в окно, гулять вдоль парка, работать в течение месяца. Частица – служит для образования форм некоторых слов (поехал бы – условное наклонение глагола) или добавления оттенков значения (приехал-таки – усиление, не знал - отрицание). Союз – служит для связи однородных членов предложения или простых предложений в составе сложного: яблоки и груши; не глубокий, а мелкий; пришёл, потому что …; как белок, так и зайцев и под. 6

Видеосеминар 05 марта 2010 года В3. Виды подчинительной связи Чтобы выполнить это задание, нужно: а) уметь выделять словосочетания из предложения; б) уметь определять тип выделенных словосочетаний. Не являются словосочетаниями: - подлежащее + сказуемое; - однородные члены; - сложные наименования (железная дорога, Чёрное море, Мария Ивановна и т.п.); - фразеологизмы (бить баклуши); - существительное + приложение (девушка-красавица, майор Петров и т.п.). 7

Видеосеминар 05 марта 2010 года В3. Виды подчинительной связи Согласование – такой тип сочинительной связи, при которой зависимое слово должно иметь те же род, число и падеж, что и главное (если, конечно, у главного эти характеристики есть) и менять их при изменении главного: Какой? х весёлый (м. р., ед. ч., и. п.) человек (м. р., ед. ч., и. п.) Какого? х весёлого (м. р., ед. ч., в. п.) человека (м. р., ед. ч., и. п.) О какой? х о весёлой (ж. р., ед. ч., п. п.) девушке (ж. р., ед. ч., п. п.) 8

Видеосеминар 05 марта 2010 года В3. Виды подчинительной связи Управление – такой тип сочинительной связи, при которой зависимое слово должно иметь определённый падеж, который не меняется при изменении главного слова: играть (неопределённая форма) играл (прошедшее время) буду играть (будущее время) во что? в футбол (м. р., р. п.) играю (настоящее время) играй (повелительное наклонение) 9

Видеосеминар 05 марта 2010 года В3. Виды подчинительной связи Примыкание - такой тип сочинительной связи, при которой зависимое слово является неизменяемой частью речи (наречием, несклоняемым существительным, неизменяемым прилагательным, инфинитивом, деепричастием): бегать (как?) быстро наречие, ждать (что?) такси несклоняемое существительное, яйцо (какое?) всмятку неизменяемое прилагательное, приказал (что?) принести инфинитив, сидел (как? что делая?) не шевелясь деепричастие, кофта (чья?) её притяжательное местоимение. 10

Видеосеминар 05 марта 2010 года В4. Типы односоставных предложений Тип предложения Сказуемое выражено Пример Есть произ- водитель действия Определённо-личное: подлежащее отсутствует, так как оно «само собой разумеется». глаголом в 1-м или 2- м лице ед. или мн. ч. Сообщите об этом друзьям. Пойду посплю. Неопределённо-личное: производитель действия есть, но он неважен. глаголом в 3-м лице мн. ч. У нас во дворе строят дом. Обобщённо-личное: производителем действия может быть любой. глаголом во 2-м лице ед. ч., реже в 1-м или 3-м л. м.ч. Любишь кататься – люби и саночки возить. В горе не смеются. Нет произ- водителя действия Безличное: описывает явления природы, физическое и пси-хическое состояние. безличным глаголом или личным глаголом в безличной форме, инфинитивом, словами нельзя, нет. Меня морозит. Вам не видать победы. На небе нет туч. Нельзя не похвалить этого человека. 11