Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов, преподающих предметы естественнонаучного цикла, по освоению.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Advertisements

ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Примерная программа учебного предмета «Естествознание»
Поэтому в 5 классе мы должны научить: уметь работать с различными видами информации, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную.
ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Роль ШНОУ в реализации проекта «Создание и апробация модели муниципального межведомственного центра профориентации «От знаний к делу» Первушина Наталья.
Структура поурочного планирования в рамках ФГОС Составил ГМИ.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
Портрет выпускника начальной школы любящий свой народ, свой край и свою Родину уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно.
Образовательные результаты ФГОС. Виды результатов Виды образовательных результатов ЛичностныеМетапредметныеПредметные Развитие личностных качеств Универсальные.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Психологические феномены стандарта. личностные характеристики выпускника (портрет выпускника НОО, ООО, СОО) Федеральный государственный образовательный.
1 СТАНДАРТЫ 2004 – 2009: «покой на только снится».... С.А.Бешенков Москва 2009.
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Формирование готовности к проектной деятельности учащихся начальной школы Денисова Ирина Васильевна методист лаборатории информационной поддержки развития.
ФГОС основного общего образования Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы Формирование и развитие компетентности в области.
СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Транксрипт:

Программа дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) педагогов, преподающих предметы естественнонаучного цикла, по освоению методов (технологий) преподавания курса «Естествознания» на старшей ступени средней (полной) школы Раздел 7. Методика обучения естествознанию

ЦЕЛИ – - освоение знаний о современной ЕНКМ и методах естественных наук; - знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествозна-ния, оказавшими определяющее вли-яние на представления человека о при-роде, развитие техники и технологий; Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ – -овладение умениями применять знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использо-вания естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интер-нета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки; Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ – -развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследо-ваний, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации; Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ – -воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук; Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ – -использование естественнонаучных знаний в повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения. Информационный слайд (Тип А)

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ - Современные естественнонаучные знания о мире - Естественные науки и развитие техники и технологий - Естественные науки и человек Информационный слайд (Тип А)

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТЫ: - ЛИЧНОСТНЫЕ - МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - ПРЕДМЕТНЫЕ Информационный слайд (Тип А)

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ - воспитание гражданской идентичности, готовности к самообразованию, - формирование целостного мировоззрения, коммуникативной компетентности, толерантности, - освоение социальных норм, правил безопасного поведения и т.д Информационный слайд (Тип А)

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ - определять цели обучения, - планировать пути их достижения, - оценивать правильность выполнения учебной задачи, - владеть основами самоконтроля, - смысловое чтение, - ИКТ-компетенции и т.д Информационный слайд (Тип А)

ОБЩИЕ ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДМЕТНЫЕ опыт деятельности, специфической для данной предметной области (естественнонаучной), - система основополагающих элементов научного знания (естественнонаучного) Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» ОБЕСПЕЧИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ: - основ целостной научной картины мира; - понимания взаимосвязи и взаимозависимости естественных наук; - понимания влияния естественных наук на окружающую среду, экономическую, технологическую, социальную и этическую сферы деятельности человека; Информационный слайд (Тип А)

ЦЕЛИ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ» ОБЕСПЕЧИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ: - навыков учебной, проектно-исследователь- ской, творческой деятельности, мотивации обучающихся к саморазвитию; - умений анализировать, оценивать, достовер- ность и обобщать научной информации; - навыков безопасной работы во время проект- но-исследовательской и экспериментальной деятельности Информационный слайд (Тип А)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень) ОБЕСПЕЧИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ: - представлений о целостной современной естественно- научной картине мира, о природе как единой целост- ной системе, о взаимосвязи человека, природы и общества; о пространственно-временных масштабах Вселенной; - владение знаниями о наиболее важных открытиях и достижениях в области естествознания, повлиявших на эволюцию представлений о природе, на развитие техники и технологий; Информационный слайд (Тип А)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень) ОБЕСПЕЧИТЬ СФОРМИРОВАННОСТЬ: - умения применять естественнонаучные знания для объяснения окружающих явлений, сохра- нения здоровья, обеспечения безопасности жизнедеятельности, бережного отношения к природе, рационального природопользования; - представлений о научном методе познания природы и средствах изучения мира; владения приёмами естественнонаучных наблюдений, опытов исследований и оценки достоверности полученных результатов Информационный слайд (Тип А)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень) ОБЕСПЕЧИТЬ: - овладение понятийным аппаратом естествен-ных наук, позволяющим познавать мир, участ-вовать в дискуссиях, использовать различные источники информации для подготовки собст-венных работ, критически относиться к сооб-щениям СМИ, содержащим научную информацию; Информационный слайд (Тип А)

ТРЕБОВАНИЯ К ПРЕДМЕТНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ» (базовый уровень) ОБЕСПЕЧИТЬ: - понимание значимости естественнонаучного знания для каждого человека, сформированность умения различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определённой системой ценностей Информационный слайд (Тип А)

Интеграция научного знания - использование данной наукой знаний, полученных другими науками - развитие общенаучной методологии, общенаучных идей и областей знания Следствие - построение интегративных картин мира: естественнонаучной, гуманитарной, общенаучной. Информационный слайд (Тип А)

Интеграция научного и прикладного знания - развитие ИКТ - развитие и внедрение нанотехнологий Следствие - - развитие всех наук и культуры в целом - повышение качества жизни населения Информационный слайд (Тип А)

Методологические предпосылки интеграции - учение о единстве природы и человека, - системно-целостный подход к анализу любого феномена природы и человеческой деятельности. Информационный слайд (Тип А)

Педагогические предпосылки интеграции Гуманитаризация естественнонаучного обра- зования - изучение объектов естествознания в системе «природа наука техника общество человек» - показ роли естественных наук в научном познании биосферы, в изучении человеческой деятельности, в решении глобальных проблем современности Информационный слайд (Тип А)

В итоге у учащихся формируются: - целостный взгляд на мир как на систему; - ценностный взгляд на мир и место человека в нем (человек часть природы); - эволюционный взгляд на мир природу и человека в целом; - экологический взгляд на мир Информационный слайд (Тип А)

2 линии 1. Формирование естественно-научной картины мира 2. Формирование методологических знаний и умений, знаний о методах познания окружающего мира Информационный слайд (Тип А)

Методологический подход – эволюционно- синергетический Методический подход – системно- деятельностный Информационный слайд (Тип А)

7.2. Методика обучения учащихся методологии исследовательской деятельности как реализация требований ФГОС к метапредметным результатам обучения

- Выявление проблемы исследования - Формулировка цели исследования - Формулировка гипотезы исследования - Определение задач исследования - Выбор методики исследования - Выбор средств исследования - Составление плана выполнения исследования - Проведение исследования и фиксация его результатов - Обработка и анализ результатов исследования - Формулировка выводов - Рефлексия Информационный слайд (Тип А)

- Выявление проблемы исследования - Формулировка цели исследования - Формулировка гипотезы исследования - Определение задач исследования - Выбор методики исследования - Выбор средств исследования - Составление плана выполнения исследования - Проведение исследования и фиксация его результатов - Обработка и анализ результатов исследования - Формулировка выводов - Рефлексия Информационный слайд (Тип А)

Цели урока: - закрепить знания о важнейших параметрах состояния воды и воздуха, влияющих на состояние здоровья человека; - продолжить формирование исследовательских экспериментальных умений учащихся; -внести вклад в развитие представлений учащихся о необходимости поддержания чистоты и экологичности окружающей среды; - продолжить развитие информационных умений и умения оформлять результаты своей деятельности в виде компьютерной презентации Информационный слайд (Тип А).

Метод обучения – исследовательский Организационные формы – самостоя- тельная групповая работа Содержание работы – выполнение исследовательского эксперимента - 1 группа – изучение макропараметров состояния воздуха, - 2 группа – исследование степени пылевого загрязнения воздуха, - 3 группа – исследование жесткости питьевой и водопроводной воды Информационный слайд (Тип А).

«Изучение макропараметров состояния воздуха в кабинете» Оборудование: барометр-анероид, психро-метр, термометр, таблица плотности насы-щенного водяного пара при различной температуре, ноутбук Рабочий лист: 1. Сформулируйте гипотезу вашего исследования. 2. Составьте план проведения эксперимента. 3. Выполните необходимые измерения и вычисления. 4. Результаты измерений и вычислений с учетом погрешности представьте в таблице Информационный слайд (Тип А).

«Изучение макропараметров состояния воздуха в кабинете» Рабочий лист: 5. Используя ресурсы сети Интернет, найдите установленные Сан Пином значения температуры, атмосферного давления и влажности воздуха помещений, сравните со своими значениями. 6. Внесите предложения по устранению обнаружен- ных вами отклонений от нормы (если они имеются). 7. Сделайте вывод о верности вашей гипотезы. 8. Оформите отчет о проделанной работе, используя «скелет» презентации на ноутбуке. Информационный слайд (Тип А).

7.3. Методика организации проектной деятельности учащихся по естествознанию

Самостоятельная творческая деятельность, результатом которой является информационный продукт – оформленный проект, обладающий новизной Информационный слайд (Тип А).

Учебный проект – это творческая, в значительной мере самостоятельная деятельность учащихся, включающая в себя: - поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач; - анализ и обобщение собранного материала; Информационный слайд (Тип А).

- выработку гипотез собственного исследования, - экспериментальную проверку или сбор экспериментальных данных, теоретическое обоснование выдвинутых идей; - социально значимую практическую дея- тельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно- индивидуальную позицию Информационный слайд (Тип А).

1 – подготовка 2 – планирование 3 – исследование 4 – подведение итогов и формулирование выводов 5 – представление результатов 6 – рефлексия Информационный слайд (Тип А).

1. Выбор темы проекта (учет программных тре- бований, соответствия возрасту учащихся). 2. Выявление социальной значимости для учащихся (как полученные результаты могут быть использованы в жизни учащегося). 3. Определение уровеня интеграции. 4. Определение типа проекта. 5. Определение места в учебном процессе (итоговая, зачетная, внеурочная работа и пр.). 6. Определение вместе с учащимися проблематики исследования. 7. Определение вместе с учащимися содержания проекта. Информационный слайд (Тип А).

1. Определить тему проекта. 2. Составить список литературы и других источников информации. 3. Сформулировать цели, которые должны быть достигнуты в ходе выполнения работы. 4. Сформулировать задачи, которые необходимо решить. 5. Сформулировать гипотезу исследования, 6. Согласовать тему, источники информации, цели, задачи и гипотезу с преподавателем – руководителем (консультантом) проекта, 7. Разработать совместно с ним план теоретического и экспериментального исследования для достижения целей и решения поставленных задач, Информационный слайд (Тип А).

7. Разработать совместно с ним план теоретического и экспериментального исследования для достижения целей и решения поставленных задач. 8. Провести эксперимент, проанализировать его результаты. 9. Соотнести их с целями и задачами и определить, были ли они решены. 10. Оформить результаты и выводы. 11. Выбрать форму презентации исследования одноклассникам или коллегам по ученической конференции. Информационный слайд (Тип А).

1. Исследование физических факторов, влияющих на всхожесть семян. 2. Исследование зависимости остроты зрения учащихся от освещенности в школьных кабинетах. 3. Управляем свойствами твердых тел. 4. Звук вокруг нас. 5. Влияние музыки на динамику умственной работоспособности человека 6. Исследование пылевого загрязнения воздуха в помещении 7. Изучение зависимости самочувствия людей от состояния атмосферы Информационный слайд (Тип А).

7.4. Информационные и коммуникационные технологии, кейс-технологии, технологии уровневой дифференциации, исследовательская и проектная технологии обучения естествознанию

Модульная технология обучения состоит в том, что обучающийся более самостоятельно или полностью самостоятельно работает с предложенной ему индивидуальной учебной программой, содержащей в себе целевую программу действий, банк информации и методическое руководство по достижению поставленных дидактических целей Информационный слайд (Тип А).

Модульная технология обучения - это технология, характеризующаяся изучением учебного материала укрупненными блоками- модулями, проектированием учебной деятельности, и представляющая собой совокупность средств, форм и методов обучения, с помощью и посредством которых достигается конечная цель - формирование знаний и умений учащихся по теме, разделу, курсу (естествознания) Информационный слайд (Тип А).

Модуль - автономная организационно-методическая структура учебной дисциплины, которая включает в себя дидактические цели, логически завершенную единицу учебного материала (составленную с учетом внутрипредметных и междисциплинарных связей), методическое руководство (включая дидактические материалы) и систему контроля. Информационный слайд (Тип А).

Общая структура модуля: - конспект-схема, отражающая содержание изучаемого теоретического материала и позволяющая предста- вить изучаемое целостно, с логическими связями; - основные учебные элементы, в которых осуществляется входной контроль знаний; - «рефлексия»; - проверочные задания для контроля и коррекции усвоения знаний; дополнительных элемента: УЭ-0 предназначен для раскрытия интегрирую- щей дидактической цели модуля УЭ «Резюме» содержит блок-схему, представляю- щую теоретический материал модуля - выходной контроль усвоения учебного материала Информационный слайд (Тип А).

Логика модульного занятия - целеполагание; - - мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность; - информационный блок; - отработка материала (практика+"мягкие" формы контроля - само- и взаимоконтроль); - экспертный контроль, осуществляемый с коррек-цией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности; - рефлексия (оценка себя, своей деятельности, достижения поставленных целей) Информационный слайд (Тип А).

- Метод кейсов (англ. Case method, кейс-метод, кейс-стади, case-study, метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа) техника обучения, использующая описание реальных ситуаций.англ.case-study - Обучающиеся должны проанализировать ситуацию, разобраться в сути проблем, предложить возможные решения и выбрать лучшее из них. Кейсы базируются на реальном фактическом материале или же приближены к реальной ситуации Информационный слайд (Тип А).

Кейс-метод обучения - это метод активного обучения на основе реальных или модельных готовых ситуаций. Применение кейс - технологий позволяет развивать навыки решения проблем. Информационный слайд (Тип А).

Структура кейса - Введение - Основная часть. описание сути проблемы, выявление проблемной ситуации - Задания, вытекающие из кейса Организация деятельности учащихся- командная форма работы (групповая) Информационный слайд (Тип А).

Требования к кейсам Соответствие проблематики кейса содержанию и дидактическим целям предмета Опора на изученные темы Достаточный уровень знаний учащихся в предметной области кейса Межпредметный характер Информационный слайд (Тип А).

Разновидности кейсов Поиск решения. Предложено много выходов из ситуации и выбрать оптимальное. Нахождение проблемы. Суть проблемы не очевидна, основное время и внимание уделяется вычленению проблемы. Почтовая корзина (что? Где? Когда?). Решение проблемы в условиях ограниченного времени, вырабатывает умение быстро принимать решение Оценка решения. Анализ ситуации и критическая оценка предложенного решения, может быть предложить свое решение Поиск информации. Ситуация описана не полностью, недостающие данные необходимо выявить и найти Информационный слайд (Тип А).

Естественнонаучный эксперимент в курсе естествознания. Использование цифровых лабораторий в естественнонаучном эксперименте

Информационный слайд (Тип А).

.

.

.

Электронные ресурсы htm hp hp elementy.ru/lib ecology-kse.narod.ru/lex1. htm nplit.ru/books/item/f00/s00/z /st023. shtml Информационный слайд (Тип А).