Научное творчество. - Что вы делаете так поздно? - спросил Резерфорд. - Работаю, - ответил ученик. - А что вы делаете днем? - Работаю, разумеется, - ответил.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 5 Познание. Познание Познание - отражение объективной реальности в сознании человека, результатом которого является получение нового знания об.
Advertisements

Науки. Перечислите естественные и гуманитарные науки. естественныегуманитарные.
Понятие методологии и метода Методы эмпирического и теоретического познания Формы научного знания Процесс научного познания Критерии истинности научного.
Презентация к уроку по алгебре (10 класс) на тему: Презентация. Применение математической статистики в школе.
УРОВНИ И ФОРМЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ Выполнила : Безъязыкова Екатерина ЮЮ БМО.
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ. ? ? ? ? ? ? План. 1.Особенности научного познания. 2.Два уровня научного познания. 3.Методы научного познания. 4.Дифференциация и интеграция.
Система оценивания. Основные функции Нормативная Информационно-диагностическая Карательно -поощрительная Система оценивания.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Презентация к уроку по обществознанию (10 класс) по теме: Презентация на тему "Научное познание" (Обществознание 10 класс)
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Фундаментальные знания по математике выпускника начальной школы.
Обеспечение успешности различных интеллектуальных операций.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Структура и уровни научного познания Выполнил: студент гр. Ю-11 НП Мажикенов Нурлыбек.
МЫШЛЕНИЕ Мышление психический процесс моделирования закономерностей окружающего мира на основе аксиоматических положений. Однако в психологии существует.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Николай Иванович Субботин, д.Заборье, 2008 г. Учись учиться.
Транксрипт:

Научное творчество

- Что вы делаете так поздно? - спросил Резерфорд. - Работаю, - ответил ученик. - А что вы делаете днем? - Работаю, разумеется, - ответил тот. - И рано утром тоже работаете? - Да, профессор, и утром работаю, - последовал ответ, рассчитанный на похвалу великого ученого. Резерфорд нахмурился и с раздражением спросил: - Послушайте, а когда вы думаете?

Особенности научного творчества

1. Элементы объясняемого процесса могут быть известны, но способ их соединения – нет; 2. Научное мышление направлено на объяснение; 3. Новые проблемы не всегда решаются на основании существующих алгоритмов.

Творческое мышление протекает за пределами сознания Творческое мышление оперирует следующими элементами: «язык» - зрительные образы или диалог ученого с самим собой; логика - ??? Соблюдается только при обработке результатов; фундаментальная вера в причинно- следственную связь результат – объяснение, что предполагает другого субъекта

Связь закономерностей мышления человека с характеристиками научного знания каузальное мышление, вытеснение им предшествовавших - анимистической и телеологической форм – причинно – следственное объяснение Способность мозга работать с определенным количеством информации – функция теории (концентрировать информацию) Интуитивное знание законов логики –применение математики для описания законов природы

Социально – психологические составляющие диалога Объяснение – неотъемлемая составляющая научного знания «оппонентый круг», «обобщенный Другой», «alter ego»: Проекция реального Другого Социальная составляющая знания Рефлексия по поводу своих идей Прогностическое моделирование

Наука и другие формы знания Протонаука Обыденное знание Личностное мировоззрение Общекультурные установки Лженаука, паранаука, псевдонаука

Протонаука – знание, не оформленное в систему Математика (Древний Вавилон, Древний Египет) Алхимия (Александрийская, Арабская, Европейская) Фильм «Алхимик»

Задачи европейской алхимии: 1. Приготовление Эликсира или Философского Камня (Lapis Philosoiphorum); 2. Создание гомункулуса; 3. Приготовление алкагеста – универсального растворителя; 4. Палигенез, или восстановление растений из пепла; 5. Приготовление мирового духа (spiritus mundi) – магической субстанции, одно из свойств которой – способность растворять золото. 6. Извлечение квинтэссенции. 7. Приготовление жидкого золота (aurum potabile), совершеннейшего средства для излечения.

Древний Египет Папирус Ринда - собрание 84 задач прикладного характера. При решении этих задач производятся действия с дробями, вычисляются площади прямоугольника, треугольника, трапеции и круга, объёмы параллелепипеда, цилиндра, размеры пирамид. имеются также задачи на пропорциональное деление, а при решении одной задачи находится сумма геометрической прогрессии

Задача Вавилонской математики «Площадь, состоящая из суммы двух квадратов, составляет Сторона одного из квадратов составляет стороны другого квадрата, уменьшенные на 10. Решение: Возведи в квадрат 10; это дает 100; вычти 100 из 1000; это дает 900

Обыденное знание В научном и обыденном познании человек совершает одинаковые ошибки Несопоставимость гипотез с опытом Проверка следствий гипотезы

Сопоставление научного и обыденного знания Обыденное знание а) осмысление человеком новой информации на основе ранее усвоенных понятий, б) ее организация в систему, соответствующую его общим представлениям о мире, в) запечатление и сохранение информации в его памяти, г) ее извлечение оттуда в связи с другим знанием, релевантным объясняемому явлению, д) объяснение нового опыта на этой основе Научное знание а) интерпретация наблюдаемого феномена на основе теоретических понятий, б) его определение в терминах основных категорий данной науки, в) включение выработанного определения в систему научного знания - его фиксация в "научной памяти", г) извлечение определения из "научной памяти" в связи с другим релевантным знанием, д) интеграция различного знания, сопряженного с объясняемым явлением, е) формулировка объяснения в форме научного вывода

Лук А.Н. Основные ошибки научного мышления игнорирование законов математической статистики, неправильная оценка случайностей, восприятие случайных последовательностей явлений как закономерных связей пренебрежение размерами выборки, выдвижение гипотез и формулирование выводов на основе недостаточного количества наблюдений недооценка принципиальной непредсказуемости некоторых явлений, склонность проявлять большую категоричность, нежели позволяют знания и факты установление мнимых корреляций - суждение о связи событий по их совпадению в памяти ученого завышение вероятности конъюнктивных событий, перенесение вероятности простых событий на вероятность их конъюнкции.

К.Поппер 1934г. «Логика научного исследования» Зависимость фактов от теории Принцип фальсификации Концепция «Третьего мира»

Основания научного знания в концепции К.Поппера Логические (проблема индукции – Все S есть P) – научная методология – индукция по лжи Modus tollens

Философские основания научного знания: Наука изучает окружающий мир Научное знание стремится стать истинным, т.к. нет критерия истинности