Теоретическое оформление позиций власти и общества в 30 – 50-х гг. XIX в. Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 6. Политический режим.
Advertisements

Тема 2. Политическая наука Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков.
Общественные движения –х гг. Автор проекта: Бондаренко Л.Д. учитель истории.
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 17. Политическая культура.
Общественное движение в годы правления Николая I 1. Основные черты общественного движения 30-х – 40-х годов XIX века 2. Общая характеристика основных идейных.
Тема 3. Методология политической науки Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ.
«Общественное движение в годы правления Николая I» урок истории, 8 класс Автор: Бережная Марина Михайловна, истории и обществознания ГБОУ ЦО 1048 Г. Москвы.
Общественные движения –х годах. Главными вопросами общественной мысли России второй четверти XIX века были: «Каково настоящее и будущее России?»
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 11. Группы интересов.
Общественная жизнь в России в 40-е годы XIX века.
Основы шрифтовой графики Лекция 4. Тема 2. История мировой письменности. Виды письма. Главные этапы исторического развития шрифта. Специальность
1 Домашнее задание Ваша задача дома – 1. Уметь объяснить выделенное жирным шрифтом в § 9 1. Прочитать §10 и ответить на вопросы перед ним :11.
Общественное движение в годы правления Николая I Выполнил: Евграфов Роман Ученик 8 А класса МБОУ «СОШ 39»
Задание на урок Сформулировать и записать особенности общественного движения г.г. XIX в.в.
Общественное движение в годы правления Николая I Урок истории в 8 классе. Учитель МОУ БСОШ 97 Суслина С.Н.
[Тема] (40 pt) Кафедра (24 pt) Преподаватель [Подзаголовок] (24 pt)
Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии ИМОСТ ВГУЭС Бурлаков Виктор Алексеевич кандидат политических наук, доцент Тема 4. Политическая власть.
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра всеобщей истории, социологии.
Шрифт Лекция 7. Тема 3. История развития шрифтов для латинского алфавита. Римское письмо. Специальность «Дизайн» Институт сервиса моды и дизайна,
Транксрипт:

Теоретическое оформление позиций власти и общества в 30 – 50-х гг. XIX в. Институт международных отношений и социальных технологий Кафедра Всеобщей истории, политологии и социологии Преподаватель: к.и.н., доцент Шинковская Наталия Витальевна Теоретическое оформление позиций власти и общества в 30 – 50-х гг. XIX в. Дисциплина: «История политических учений. Ч. 5: Политическая мысль в истории России» Специальность: «Политология»

План 1. Уваров «Теория официальной народности» 2.Чаадаев: новая парадигма русского миссианизма 3.«Западничество» в русской общественно-политической мысли. 4. Славянофильская модель развития России.

Конец русского «просвещенного абсолютизма» наступил неожиданно и радикально под влиянием Великой французской революции и Пугачевского восстания. Окончательный приговор ему вынесло восстание декабристов и варварская расправа над его участниками. Конец русского «просвещенного абсолютизма» наступил неожиданно и радикально под влиянием Великой французской революции и Пугачевского восстания. Окончательный приговор ему вынесло восстание декабристов и варварская расправа над его участниками. Так на глазах одного поколения абсолютизм сбросил «просвещенную личину» и предстал в своем подлинном обличии авторитарного самовластия. Так на глазах одного поколения абсолютизм сбросил «просвещенную личину» и предстал в своем подлинном обличии авторитарного самовластия.

– «Как же быть? Тронешь часть – поползет целое. Что же нам делать?» – «А не трогать ни частей, ни целого. Так мы дольше протянем».

Уваров Сергей Семенович «Тогда как другие народы не ведают покоя и слабеют от разномыслия, Россия крепка единодушием беспримерным. Здесь царь любит, руководствуясь законами, Отечество в лице народа и правит им как отец, а народ не умеет отделять Отечество от царя и видит в нем свое счастье, силу и славу»

«Теория официальной народности»

С.С. Уваров: Просвещение явилось основной причиной «грозных общественных бурь, потрясших Европу», неизбежно и закономерно порождало «разрушительные» понятия. В России «порядок вещей устоял по натиском этих понятий, потому что опирался на неведомые Европе самобытные начала: православие, самодержавие и народность. До сих пор эти начала проявлялись в России бессознательно, инстинктивно. Необходимо вызвать эти начала к сознательной жизни, «собрать в единое целое священные остатки нашей народности и на них укрепить якорь нашего спасения, положив их в основу самобытного, «истинно русского» просвещения».

Петр Яковлевич Чаадаев 1794 – 1856 «Мы не принадлежали ни к одному из великих семейств человечества, ни к Западу, ни к Востоку, не имеем преданий ни того, ни другого. Мы существуем как бы вне времени, и всемирное образование человеческого рода не коснулось нас».

Опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, Россия должна бы соединить два великих начала разумения – воображение и рассудок, воплотить в своем гражданственном образовании историю всего мира. Вместо этого мы составляем пробел в порядке разумения. Опираясь одним локтем на Китай, другим на Германию, Россия должна бы соединить два великих начала разумения – воображение и рассудок, воплотить в своем гражданственном образовании историю всего мира. Вместо этого мы составляем пробел в порядке разумения. Объединенные народы Европы в столкновении мнений, в кровопролитной борьбе за истину создали себе целый мир идей: Это идеи долга, закона, правды, порядка. Объединенные народы Европы в столкновении мнений, в кровопролитной борьбе за истину создали себе целый мир идей: Это идеи долга, закона, правды, порядка. В странах Запада,, борьба за идеи привела к важным социальным последствиям: Искали истину и нашли [свободу] и благосостояние. В странах Запада,, борьба за идеи привела к важным социальным последствиям: Искали истину и нашли [свободу] и благосостояние.

Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семейства, мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освященному самим фактом нашего освобождения Свергнув иго чужеземное, мы могли бы воспользоваться идеями, которые развились за это время у наших западных братьев, но мы были оторваны от общего семейства, мы подпали рабству, еще более тяжкому, и притом освященному самим фактом нашего освобождения Пусть (церковь) скажет, почему она не возвысила материнского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой... Христианский народ в 40 миллионов душ пребывает в оковах!.. Одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся. Пусть (церковь) скажет, почему она не возвысила материнского голоса против этого отвратительного насилия одной части народа над другой... Христианский народ в 40 миллионов душ пребывает в оковах!.. Одно это могло бы заставить усомниться в православии, которым мы кичимся.

Западники и славянофилы Общими были: вера в высокое историческое призвание России вера в высокое историческое призвание России критика самодержавия и крепостничества критика самодержавия и крепостничества

Глава московских западников профессор Тимофей Николаевич Грановский Целью исторического развития и критерием прогресса является Создание нравственной и образованной личности, а также общества,соответствующего потребностям такой личности.

Западники, вслед за Чаадаевым, видели в странах Западной Европы осуществление идей закона, порядка, долга, справедливости. В лекциях по всеобщей истории, которые читал Грановский в Московском университете, он почти открыто сопоставлял историю сословно- крепостнического строя и его разрушения в странах Западной Европы с состоянием и перспективами существования крепостничества в России.

Константин Дмитриевич Кавелин «В истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. «В истории русского права личность всегда поглощалась семьей, общиной, а позже государством и церковью. И если история Запада была историей развития свобод и прав личности, то русская история была историей развития самодержавия и власти».

Как и другие западники Кавелин осуждал крепостное право осуждал крепостное право высказывался против политических преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ. высказывался против политических преобразований, опасаясь, что конституцию, если она будет введена в России, дворянство использует для сохранения своих привилегий и борьбы против реформ. Константин Дмитриевич Кавелин

Славянофилы: И.С. Аксаков,Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С., И. В. и П.В. Киреевские

Славянофилы утверждали: Славянофилы утверждали: На Западе личность понимается только в атомарном, индивидуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивидуализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, язву пролетариатства. На Западе личность понимается только в атомарном, индивидуалистическом духе. Господствующий в странах Запада индивидуализм породил эгоизм и грубый материализм, частную собственность, погоню за наживой, стяжательство, суетность, язву пролетариатства. Увлечение западных стран политикой и законотворчеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия. Увлечение западных стран политикой и законотворчеством создает лишь внешнюю свободу, повиновение независимо от моральных убеждений. Западное христианство (католицизм и протестантизм) искажено рационализмом, идущим от античного наследия. Любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути. Любое стремление народа к государственной власти отвлекает его от внутреннего, нравственного пути.

Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы Общие верования и обычаи славян делают лишними насильственные законы Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, – ложь и неизбежное зло Государство и внешняя свобода, по учению славянофилов, – ложь и неизбежное зло Славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю Славяне для того и призвали варягов, чтобы избежать государственных забот и сохранить свободу внутреннюю

Особенность России - общинное начало, соборность, единодушие и согласие Особенность России - общинное начало, соборность, единодушие и согласие В славянском мире личность органически включена в общность: В славянском мире личность органически включена в общность: Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия (Самарин) Общинный быт славян основан не на отсутствии личности, а на свободном и сознательном ее отречении от своего полновластия (Самарин) Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на просветление общинного начала церковным. Самосознание и внутренняя свобода славян опираются на просветление общинного начала церковным. Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христианство, не оскверненное античным рационализмом. Это просветление и гарантии внутренней свободы даются православием, сохранившим подлинное христианство, не оскверненное античным рационализмом.

Самарин : против дарования народу какой бы то ни было конституции еще и на том основании, что такая конституция, не основанная на народных обычаях, неизбежно будет чужой, антинародной – немецкой, французской или английской, но не русской конституцией.

К.С. Аксаков: «Записка о внутреннем состоянии России» Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этой общественной жизнью Отделив от себя правление государственное, народ русский оставил себе общественную жизнь и поручил государству давать ему возможность жить этой общественной жизнью Народ не стремится к политической свободе, а ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной – народной жизни внутри себя. Народ не стремится к политической свободе, а ищет свободы нравственной, свободы духа, свободы общественной – народной жизни внутри себя.

«Записка» завершается концептуальным для славянофилом выводом: Правительству – неограниченная свобода правления исключительно ему принадлежащая, народу – полная свобода жизни и внешней и внутренней, которую охраняет правительство. Правительству – право действия и, следовательно, закона; народу право мнения и, следовательно, слова.

Панславизм и мессианизм славянофилов Порицая порядки буржуазного Запада, они утверждали, что православный русский народ – богоносец с его старинными формами общинности избавит от скверны капитализма сначала славян, а затем и другие народы.

Рекомендованная литература 1. Антология мировой политической мысли. В пяти томах. М.: Мысль, Т. III, V. 2. Новикова Л.И., Сиземская И.Н. Русская философия истории. М.: Магистр, Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. Серия: «Истоки отечественной мысли». СПБ.: Наука, 1991.

Использование материалов презентации Использование данной презентации, может осуществляться только при условии соблюдения требований законов РФ об авторском праве и интеллектуальной собственности, а также с учетом требований настоящего Заявления. Презентация является собственностью авторов. Разрешается распечатывать копию любой части презентации для личного некоммерческого использования, однако не допускается распечатывать какую-либо часть презентации с любой иной целью или по каким-либо причинам вносить изменения в любую часть презентации. Использование любой части презентации в другом произведении, как в печатной, электронной, так и иной форме, а также использование любой части презентации в другой презентации посредством ссылки или иным образом допускается только после получения письменного согласия авторов.