«МАРФА – ПОСАДНИЦА -ГЕРОИЧЕСКАЯ РОССИЯНКА, ВЫШЕДШАЯ ИЗ ДОМАШНЕЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ НА ТЕАТР НАРОДНОЙ ЖИЗНИ».

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Праздник «День народного единства» отдает дань памяти событиям 1612 года, когда Мининым и Пожарским была освобождена Москва, и было положено начало выхода.
Advertisements

Создание Российского государства. Вывод: Вокруг Москвы шел процесс объединения русских земель, но он еще не был завершен. Московское княжество Представьте,
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Внеклассное мероприятие-презентация Князьковой Н.П. МОУ «Зубово-Полянская СОШ 1»
Презентация к уроку на тему: День народного единения России
Счастье в браке – возможно ли оно? Взгляд на брак с православной точки зрения.
Создание единого русского государства и конец ордынского владычества.
Великая Отечественная война является страшным событием в истории нашего народа. Свидетелям и участникам война дала такой эмоциональный заряд, открыла.
Тема урока :Трудные времена на русской земле Под большим шатром Голубых небес – Вижу даль полей зеленеется. Широко ты, Русь, По лицу земли В красе царственной.
Всероссийский фестиваль творческих работ учащихся НПО, СПО и общеобразовательных школ, посвященный 68-летию Победы в Великой Отечественной войне «Подвиг.
ОРКСЭ Урок 1 Россия – наша Родина. МБОУСОШ 15 г. Тула учитель Пикалова И.В.
НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ (1809 – 1852). Тарас Бульба.
ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА Э. ХЕМИНГУЭЙ. Общая характеристика зарубежной литературы 20 века Эпоха 20 в. в литературе противоречива, она отразила весь.
Гордиться славою своих предков Не только можно, но и должно. А.С. Пушкин.
Работу выполнила Ученица 6 класса МОУ Покровской ООШ Цивильковой Елены.
Россия- сильное и могучее государство с богатой историей и собственной символикой. Паспорт- документ и у него есть своя история. Это особый институт государственного.
«Перед Гоголем должно благо- говеть, как перед человеком, одаренным самым глубоким умом и самою нежною любовью к людям» Т.Г. Шевченко «Гоголь умер! Какую.
ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА классный час. Широко ты, Русь, по лицу земли В красе царственной развернулася!
Разноцветный флаг России – Белый, синий, красный цвет Честь и правда в этом флаге, Кровь, пролитая в бою, Смелость, доблесть и отвага, Вера в Родину мою.
«Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родной мы зовём её потому,
Транксрипт:

«МАРФА – ПОСАДНИЦА -ГЕРОИЧЕСКАЯ РОССИЯНКА, ВЫШЕДШАЯ ИЗ ДОМАШНЕЙ НЕИЗВЕСТНОСТИ НА ТЕАТР НАРОДНОЙ ЖИЗНИ».

«Хочу запечатлеть память русского геройства в несчастиях, поскольку именно они более всего открывают силу и характер людей и народов».

Русская литература принадлежит по праву к одной из наиболее исторических литератур мира. Это особенно характерно для «самого литературного столетия в истории России - 19 века». Историческое прошлое стало тогда для русских писателей поистине неиссякаемым источником. Впервые в 19 веке русская история была глубоко осмыслена и, можно сказать, даже заново пережита.

Одним из первых авторов интересных и значительных историко-художественных произведений был Н. М. Карамзин и его историческая повесть «Марфа-посадница». Повесть написана 200 лет назад, в 1803 г., а рассказывает о событиях 15 века.

Перенесемся мысленно в 15 век.

Великий Новгород и Москва… Марфа-посадница (Борецкая) и Иоанн III Васильевич. Что мы знаем об этой эпохе?

Марфа - исторически существующее лицо, она вдова посадника Исаака Борецкого, по своему богатству была третьей в Новгородской республике. Она выступала против присоединения Новгорода к Москве. Двое сыновей погибли, защищая землю Новгородскую, а Марфа была сослана в монастырь, где умерла по неизвестной причине.

Иоанн III Васильевич много сделал для укрепления Русского государства, построил Успенский Собор в Москве, объединил разрозненные княжества в Российское государство, положил конец монголо-татарскому игу.

Новгород был великим городом, одним из самых красивых городов Европы. Он не был под гнетом монголо-татар, поэтому разрушение не коснулось его. Новгородской Республикой правило Вече (народное собрание), куда допускались лишь мужчины. Посадники избирались из числа лучших дворян.

Исаак Борецкий-посадник Новгорода и Марфа, его жена, - исторические лица. Марфу допускали на вече, т.к. она осталась вдовой, к тому же она была сильной, волевой, властной женщиной.

Писателя очень заинтересовала судьба женщины, которая посмела выступить против царя, сумела повести за собой народ. Неслучайно и художник И. Репин рисует Марфу статной, красивой женщиной. Она красива не только внешне, но и внутренне. Сколько одухотворённости, силы мы видим у Марфы. За такой женщиной пойду все: и стар и млад.

В Новгород приезжает посланник Иоанна III и выступает на Вече, он призывает к присоединению Великого Новгорода и Москвы. -Зачитаем отрывок из его речи и ответ Марфы посланнику.

Трагизм поединка в том, что каждый оказывается правым, у каждого своя правда, которая подтверждается историей. Прав Холмский, требуя от новгородцев подчиниться Иоанну во имя России. «Земля русская воскресает» она освобождается от ига татарского. Кончается гибельное для России разделение государства. Иоанн уже соединил все княжества под своей державой и признан «властителем земли русской, а потому Новгород должен отказаться от своей независимости и «возвратиться под сень отчий». Права и Марфа, отстаивающая святыню Новгорода – его свободу, республиканский строй. Россия бедствует, говорит Марфа, но в этом повинны князья, ввергнувшие в междоусобную войну, не сумевшие противостоять татарам, постоянно разорявшие народ. Новгородцы» счастливы и виновны, ибо дерзнули повиноваться законам своего блага» и сохранить драгоценное достоинство народное.

Именно свобода Новгорода была источником счастья и благоденствия народного. Марфа гордо и смело перед лицом противника призывает народ: «Будь всегда достоин свободы и будешь всегда свободным! Небеса правосудны и ввергают в рабство одни порочные народы. Не страшись угроз Иоанновых, когда сердце твое пылает любовью к отечеству и святым уставам его, когда можешь умереть за честь предков своих и за благо потомства».

На примере истории Карамзин хочет убедить читателя, что человек не властен над обстоятельствами своей политической жизни, не может жить по тем Законам, который несут ему благо, что он оказывается или жертвой, или слепым орудием некого «закона», который повелевает одним мужественно отстаивать свою свободу и погибать, а другим смело сокрушать свободу Новгорода, выполнять свой долг и распространять рабство на жителей вольного города.

Убеждая читателя в действии этого закона, Карамзин не славит грубую силу самодержавия, но скорбит о судьбе побежденных. Они правы, когда защищали свои «древние уставы» свободы, и виноваты, когда ослушались воли русского монарха.

Почему Марфа, некогда робкая и боязливая, «волнует народ, как море?» Какая сила дала ей власть над умами граждан новгородских?

( «Кто ныне узнает мать вашу? Некогда робкая и боязливая, уединенная, с смелою твердостью председательствует теперь в совете старейших, является на лобном месте среди народа»… «Так Ольга любовью к памяти мужа заслужила бессмертие», так Марфа будет удивлением потомства, если злословие не омрачит дел ее в летописи».)

а) патриотизм, героизм Марфы. б) Марфа – мать семейства новгородского, вместе с народом в счастье и горе. в) Марфа все принесла в жертву своему народу. г) гибель Марфы - суровый упрек монарху.

Марфа вдохновляет воинов Новгородских на битву против войска Иоанны, открывает свои закрома и все отдает народу, чтоб люди не умерли с голоду. Гибель любимых сыновей, зятя переживает Марфа, она горюет также, как и другие новгородцы. Она всегда с народом: в горе и в радости, не стыдится встать на колени перед народом, чтобы в последний раз уговорить идти на битву с войском Иоанна.

( «Наконец, железные запоры упали и врата Борецких растворились: выходит Марфа в златой одежде и в белом покрывале»… «с величественным унынием опустила взор свой на граждан… приближалась к орудию смерти и громко сказала народу: «Подданные Иоанна! Умираю гражданкою новгородскую!... Не стало Марфы». )

Н.М. Карамзин в начале повести прибегает к «уловке», он якобы является лишь издателем найденного им манускрипта, автор, якобы даже и не винил Иоанна, уничтожившего свободу Новгорода, это делает честь его справедливости, хотя иногда кровь новгородская в нем играет. Трудно не заметить, как играет «кровь новгородская» у самого Карамзина, когда он описывает подвиг Марфы.

Сознательно отступая от правды, Н.М. Карамзин описывает казнь Марфы, хотя в действительно она была сослана в монастырь. Казнь Марфы нужна Карамзину для еще большей героизации ее образа, для раскрытия во всей полноте величия духа русской женщины, преданной свободе. Гибель Марфы – суровый упрек монарху.

Боярин Холмский в присутствии Иоанна от его имени произносит клятву… «польза народная во веки веков будет любезна и священна самодержцам российским – или да накажет бог клятвой отступников. Да исчезнет род его, и новое, небом благословенное поколение да властвует на троне по счастью людей».

К этим словам Карамзин делает пометку «Род Иоаннов пресекся». Многого стоит такое примечание.

Н.М. Карамзин с симпатией раскрыл мятежный характер «Героической россиянки:. В чем состоит «русский национальный» характер?

-Этот вопрос волновал просветителей 18 в. Исследованием этого вопроса в значительной мере и стала повесть «Марфа – посадница, или покорение Новгорода». Устами Марфы провозглашен новый идеал человека, человека активного, сознающего, что его сердце, его будущее зависит во многом от него самого, от его поведения, от его «борьбы с обидчиками».

«Судьба людей и народов есть тайна провидения, но дела зависят от нас единственно,… человек волен только в своих делах и чувствах».

Марфа открывает «галерею Россиянок, знаменитых в истории».