Представление о заикании в разные периоды изучения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Представление о заикании в разные периоды его изучения.
Advertisements

Заикание Заикание – это нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
Кружок «Говорунчик» Речевые нарушения у детей дошкольного возраста и их коррекция Подготовила учитель-логопед Ленцова М.В.
Морма Марина Витальевна учитель – логопед высшей квалификационной категории г. Обнинск 2010.
Структура нарушений познавательной деятельности при ДЦП Лихопуд Ирина Владимировна, учитель-дефектолог ГБОУ Центр диагностики и консультирования Краснодарского.
Учитель-логопед МОУ «СОШ 42» г. Магнитогорска Кравцов Леонид Викторович Предмет и задачи логопедии.
Учитель-логопед МДОУ детский сад 4 г. Копейска Хайдарова Р.Ф.
Т тььььььььььььььь Двигательный дыхательный (центр Брока) голосовой Чувствительный артикуляционный (зона Вернике) Анатомо- физиологическая составляющая.
В помощь родителям.. Агнозия - нарушение различных видов восприятия, возникающее при различных поражениях мозга. Различают зрительные, слуховые, тактильные.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Подкорковая, или экстрапирамидная, дизартрия развивается в результате различных поражений подкорковых ядер головного мозга, а также нервных волокон, осуществляющих.
LOGO ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ Логопедия наука о нарушениях развития речи, их преодолении и предупреждении посредством специального коррекционного обучения и.
Патология психической деятельности при шизофрении: мотивация, общение, познание В.П. Критская, Т.К. Мелешко, Ю.Ф. Поляков М.; Изд-во МГУ, 1991.
Работу выполнили: Степанова Татьяна Степанова Татьяна Семёнова Ирина Шпагина Елена Стрункин Виктор Стрункин Виктор.
Обследования звукопроизношения у детей дошкольного возраста.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Многоуровневое логопедическое заключение Волкова Г.А.
Классификация речевых нарушений. Содержание Выход Классификация речевых нарушений Виды речевых нарушений в клинико-педагогической классификации Нарушение.
АНОМАЛИИ В СВЯЗИ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ Дети с нарушениями речи – это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Причины аномального развития Особенности психофизического развития детей.
Транксрипт:

Представление о заикании в разные периоды изучения

Проблему заикания можно считать одной из самых древних в истории развития учения о расстройствах речи. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого речевого расстройства. Ученые объясняли данную патологию по-разному: одни понимали заикание как следствие несовершенства периферического речевого аппарата, другие – как нарушение в функционировании речевых органов, третьи – в протекании психических процессов (XVII-XVIII века). Изучение заикания

В древние времена в заикании преимущественно усматривали болезнь, связанную с накоплением влажности в головном мозге (Гиппократ) или неправильным соотнесением частей артикуляционного аппарата (Аристотель). Аристотель Гиппократ Древние века

Возможность нарушений в центральном или периферическом отделах речевого аппарата при заикании признавали Гален, Цельс, Авиценна. Гален Цельс Авиценна

До конца XVI века проблема заикания в целом рассматривалась как проявление общего заболевания организма или неправильного анатомического строения органов речи. В начале XIX века французские ученые связывали заикание с отклонениями в деятельности центрального и периферического отделов речевого аппарата. В литературе отмечается, что в эпоху Средневековья проблемой заикания практически не занимались. Начиная с XIX столетия интерес к проблеме значительно вырос, началась научная разработка этого вопроса. XVI-XIX века

Следствие несовершенства периферического речевого аппарата Нарушения в функционировании речевых органов Нарушения в протекании психических процессов Санторини, Вутцер, Эрве-де- Шегуан Беккерель, Итар, Арнот и Шультес Блюме Заикание в XVII-XVIII века

1 подход: Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Представители: Г.Гутцман, А. Куссмауль И.А.Сикорский. Основные подходы к пониманию заикания в конце XIX – начале XX веков

2 подход: Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Представители: Т.Непфнер, Э.Фрешельс, Г.Д.Неткачев, Ю.А.Флоренская.

3 подход: Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Представители: Шнейдер, А.Адлер.

В начале XIX в. ряд французских исследователей, рассматривая заикание, объясняли его различными отклонениями в деятельности периферического и центрального отделов речевого аппарата. Так, врач Вуазен (1821) механизм заикания связывал с недостаточностью церебральных реакций на мускульную систему органов речи, т. е. с деятельностью центральной нервной системы. Врач Дело (1829) объяснял заикание как результат искажения звукопроизношения (ротацизм, ламбдацизм, сигматизм), органического поражения голосового аппарата или неполноценной работы головного мозга. Он первым отметил сосредоточение акустического внимания заикающегося на своей речи. Врач Коломба де л'Изер считал заикание особой контрактурой мышц вокального аппарата, возникающей вследствие его недостаточной иннервации. XIX век

Хирург Фридрих Диффенбах в 1841 г. рекомендовал насечки на языке, прижигание и подрезывание его подъязычной связки. Устранение заикания

Одновременно стало развиваться и новое методическое направление – преодоление заикания при помощи соответствующих упражнений, так называемый дидактический метод. Среди создателей этого направления следует назвать американского педагога Ли, предложившего систему голосовых упражнений; французского врача Коломбо, автора системы также голосовых упражнений. Рекомендовалась система дыхательных упражнений и артикуляционных.

В 1838 г. вышла брошюра Христофора Лагузена, в которой автор указывал на необходимость применения не только упражнений, но и приемов психотерапевтического характера. В 1889 г. вышла классическая работа русского психиатра И. А. Сикорского. Эта работа до сих пор не потеряла своего значения. В ней впервые было указано на связь заикания с периодом становления речи у ребенка. Автор рассматривает заикание как особую форму невроза.

Механизм заикания стали рассматривать опираясь на учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности человека и, в частности, о механизме невроза. Основные исследования заикания в е годы XX века

Ю.А.Флоренская, Ю.А.Поворотинский М.Е.Хватцев, Н.И.Жинкин, М.С.Лебядинский, В.с.Кочергина как симптом неврозакак особая форма невроза Заикание в е годы XX века

Заикание как спастический невроз координации, происходящий от раздражительной слабости речевых центров. Это было четко сформулировано в трудах Г. Гутцмана, А. Куссмауля, а затем в работах И. А. Сикорского. Заикание как ассоциативное нарушение психологического характера. Это направление выдвинуто Т. Непфнером и Э. Фрешельсом. Сторонниками были А. Либман, Г. Д. Неткачев, Ю. А. Флоренская. Заикание как подсознательное проявление, развивающееся на почве психических травм, различных конфликтов с окружающей средой. Сторонниками этой теории были А. Адлер, Шнейдер. а Основные подходы к пониманию заикания к началу XX века XX век

Заикание – спастически- координационный невроз, при котором нарушается координация движений, связанных с процессом речеобразования. По мнению Куссмауля и Гутцмана, заикание является неврозом координации, который обусловлен слабостью центрального двигательного аппарата, что вызывает непроизвольные движения, судороги речевой мускулатуры и сопутствующие движения. А. Куссмауль Исследования электровозбудимости мышц артикуляционного аппарата, диафрагмы и глотки констатируют дискоординацию в работе этих органов при заикании. На основании этих исследований выявляется нарушение всей двигательной системы речи, которое может быть объяснено наличием дискоординации в корковой и подкорковой регуляции этой деятельности.

Клинико-психологические и психолингвистические подходы к изучению заикания Заикание как своеобразное сложное расстройство речи, обусловленное дизонтогенезом психических функций и дисгармоничным развитием личности. Заикание как коммуникативное и ситуационное расстройство. У больных с неврозоподобным заиканием, в отличие от больных с невротическим заиканием, отмечены существенные сдвиги в организации мышечной активности, свидетельствующие об отсутствии у них нормальной программы действия в речевой моторной функциональной системе и рассогласовании артикуляторных и аэродинамических компонентов речи.

В литературных источниках прошлого и настоящего встречается ряд отдельных указаний на значимость фиксированности на своем дефекте в клинико- психологической структуре заикания. Автор писал, что представление о трудности выговора делает заикание постоянным. Х. Лагузен Заикание как одна из форм невроза, в основе которого лежит психогения. В развитии заикания ведущую роль играют психические травмы, а другие травмы действуют опосредованно через психическое травмирование. В.А. Куршев

Поварова И.А. Заикание: диагностика и коррекция темпоритмических нарушений устной речи. Монография. – СПб.: Речь, – 275с. Селиверстов В.И. Заикание у детей: Психокоррекционные и дидактические основы логопедического воздействия: Учеб.пособие для студ. высш. и средн.пед.учебн.заведений. – 4-е изд.,доп. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, – 208с. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов /под ред. Л.С Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: ВЛАДОС, – Глава 11. Правдина О.В. Логопедия. – М.: Просвещение, Список используемых источников