XVII век XVII столетие в русской истории получило название « бунташный век », т. к. на это время приходятся польская интервенция, восстания Ивана Болотникова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
О БРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ. Архитектура XVII век ВЫПОЛНИЛА : Ю РИНА А НЖЕЛА 7 «Б» КЛАСС.
Advertisements

О БРАЗОВАНИЕ И КУЛЬТУРА В XVII ВЕКЕ. Архитектура XVII век Р АБОТУ ВЫПОЛНЯЛ : С АРГСЯН С ТЕПАН 7 «Б» КЛАСС.
Теремной дворец. Теремно́й дворе́ц памятник русской архитектуры, расположенный в Московском Кремле. Эти терема были построены в годах по приказу.
Подготовила: Подгорнова Валерия Ученица 7 «В» класса.
«Нарышкинское барокко» и Дивное узорочье. Нарышкинское или московское барокко - название специфического стилевого направления в русской архитектуре конца.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Зодчество принадлежит к той сфере культуры, где на протяжении 17 века произошли значительные изменения Основным строительным материалом оставалось дерево.
Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
МОСКОВСКОЕ БАРОККО В РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЕ КОНЦА XVII ВЕКА ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ КУРСА ШПЕНГЛЕР АЛЕВТИНА ПРОВЕРИЛА: ТУЛА, 2019 НАЗВАНИЕ ТВОЕГО ВУЗА И ФАКУЛЬТЕТА.
Архитектура XVI века Стецюк Дарья 10 «В». Русская архитектура XVI столетия оригинальна и разнообразна. Её наиболее известные произведения – каменные храмы.
Московский Кремель в 17 веке Наряду с церковными в XVII в. строятся значительные гражданские сооружения. Существенной перестройке подвергается Московский.
XV-XVI вв. XVII в. Prezentacii.com. В этот период большое внимание уделялось искусству, особенно архитектуре. В XV-XVI вв. заложились основы архитектуры.
Архитектура XIII-XVII в.. Каменное зодчество на Руси возобновилась лишь в конце XIII века. Однако много из достижений древнерусской архитектуры после.
Выполнил ученик 5 A класса МОУ СОШ 33 Митянов Захар.
ШАТРОВЫЙ СТИЛЬ XVIXVII ВЕКОВ. Презентация на тему : Работу выполнила ученица : Колиушко Екатерина. Преподаватель : Серебрянский Владимир Владимирович.
Петербург Растрелли Подготовила Мещерякова Анастасия Ученица 11 «а» класса.
Архитектура 17 века.. Русская архитектура 17 века интересна, прежде всего, своей декоративностью. Красивые рельефные наличники украшают окна зданий, каменная.
Работу выполнил ученик 11 класса Чекашевской средней школы Садртдинов Наиль. 2009г.
Период Смутного времени способствовал утрате навыков каменного искусства. Храмы XVII века были более массивнее, проще и грубее чем храмы XVIвека. Русское.
Русская архитектура барокко XVII в. Нарышкинский стиль Нарышкинский стиль (также Нарышкинское или Московское барокко) является условным названием специфического.
Транксрипт:

XVII век

XVII столетие в русской истории получило название « бунташный век », т. к. на это время приходятся польская интервенция, восстания Ивана Болотникова и Степана Разина, а в середине века – соляной и медный бунты. В XVII веке произошло сближение с культурой Западной Европы, менялось мировоззрение русского человека. В стране шел активный процесс обмирщения ( секурялизации ) культуры. Шла борьба старого, традиционного, и нового - XVII век завершал путь древнерусского искусства и открывал путь искусству Нового времени. Архитектура XVII столетия прошла следующие этапы : 1) первая треть XVII века – продолжение традиций XVI столетия ; 2) е гг. – поиски нового стиля, отвечающего духу времени ; 3) конец XVII столетия – отход от традиционных приемов, рождение архитектуры Нового времени.

В церковном зодчестве продолжали развиваться традиции шатровой архитектуры, однако в шатровых постройках все более заметно выступает стремление к внешней нарядности, декоративности убранства. Шатровый тип храма, воплощающий народную, светскую струю в зодчестве, получает широкое распространение в первой половине XVII в. Наиболее эффектным памятником этого типа является Успенская церковь Алексеевского монастыря в Угличе (1628), прозванная в народе " Дивной ".

Первые каменные жилые покои в царском дворце на территории Московского Кремля, позднее названные Теремным дворцом, были построены в гг. для царя Михаила Федоровича каменных дел мастерами Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефилом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Основанием для вновь возведенных трехэтажных палат послужили нижний ярус северной части дворца, построенного Алевизом в гг., и надстроенные над ним во второй половине Х VI в. Мастерские палаты. При его постройке были использованы современные технические достижения : железные « связи » позволили уменьшить толщину стен и увеличить размеры проемов.

Живописная ступенчатая композиция объемов и внутренняя структура дворца сохранили черты хоромных построек : первый этаж имел хозяйственное назначение ; во втором находились царские покои ; третий состоял из большого помещения терема ( чердака ), который стоял, в свою очередь, на плоской кровле гульбище. Однако традиционная для богатых хором планировка помещений второго, главного этажа, приобрела здесь характер торжественной анфилады : приемная, гостиная, тронный зал, царская опочивальня, к которой примыкала маленькая домовая молельня.

Одновременно с традиционными приемами декоративного убранства орнаментальной плетенкой, полихромией, изразцами, резным золоченым гребнем на коньке крыши, зодчие Теремного дворца применили классические ордерные формы. В это время Приказ каменных дел уделял большое внимание ознакомлению русских архитекторов с западноевропейским строительным опытом.

Внутреннее убранство палат Теремного дворца было очень живописным : яркая орнаментальная роспись с вплетенными в нее геральдическими знаками покрывала поверхности стен, сводов, распалубок и даже подоконников. Библейские сюжеты в символической форме иллюстрировали монархическую идею. В росписи Теремного дворца ( при ее возобновлении в правление Алексея Михайловича ) принимал участие Симон Ушаков.

Перед входом во дворец с востока был передний каменный двор. Здесь находилось Верхнее Золотое крыльцо, увенчанное шатром и служившее парадным входом в царские покои на втором этаже. С расположенной перед арочным подклетом Теремного дворца Боярской площадки к переднему каменному двору поднималась открытая лестница - Нижнее Золотое крыльцо. Верхнее золотое крыльцо г. Нижнее Золотое крыльцо

Заказчиками церквей все чаще становились купцы и посадские общины, что играло большую роль в " обмирщении " церковного зодчества. Именно в " посадских " храмах наиболее выразительно проявлялось светское начало, отражались вкусы и настроения демократических слоев населения. Ярким примером такого рода построек служит церковь Троицы в Никитника x, возведенная в гг. по заказу богатого купца Г. Никитникова. Она представляет собой целый комплекс разнохарактерных, но связанных единым замыслом построек. Своим асимметричным планом церковь напоминает жилые хоромы. Ее отличают исключительное богатство декоративного убранства и жизнерадостность художественного облика. Прежде всего необычен план этой церкви. Ее квадрат обстроен приделами, с севера и запада ее опоясывает галерея, вход с южной стороны оформлен шатровым крыльцом. Южная сторона является главным фасадом здания. Центральным объемом церкви является четверик, увенчанный пятью главами, оформленный тремя рядами кокошников. К этому четверику примыкает придел Никиты Мученика, также увенчанный куполом. Двум этим объемам вторит шатровая колокольня. Богатая живописность храма во много раз усиливается прихотливым ритмом кокошников, различными по формам наличниками окон, колонками, пилястрами, арками галереи и т. д.

Образцом посадского зодчества середины столетия является построенная в Москве по заказу прихожан церковь Рождества Богородицы в Путинках ( ), отличающаяся причудливой композицией разных объемов и богатством " узорочья ". Пять венчающих ее шатров образуют сложную асимметричную композицию. Характерно, что четыре шатра - чисто декоративные. Декоративность в облике храма сказывается в богатой отделке оконных наличников, в обилии ступенчатых арок и различных украшений сложных шатровых завершений. Похожая на отделанную с ювелирной тщательностью игрушку, Путинковская церковь как нельзя лучше характеризует прихотливые вкусы своего времени.

Церковь упорно сопротивлялась " обмирщению " культового зодчества, проникновению в него светского начала. Патриарх Никон в х годах запретил возводить шатровые храмы, выдвинув в качестве образца традиционное пятиглавие. В своей строительной деятельности он настойчиво пытался возродить стиль строгого монументализма. Монументальным характером отличается комплекс зданий Новоиерусалимского монастыря, загородной резиденции патриарха. Его строительство велось с 1656 по 1694 г. сначала А. Мокеевым, а затем Я. Бухвостовым. По замыслу Никона, в постройках монастыря должны были повториться главные христианские святыни. Воскресенский собор строился по образцу Иерусалимского храма " над гробом Господним ", были использованы его чертежи и модель. Однако строители собора, сохранив в основном план его прототипа, придали внешнему облику специфически русские черты, широко использовав в обработке фасадов и интерьеров многоцветные рельефные изразцы. Соперничество со светской властью, стремление возвысить церковь вынуждало Никона использовать для этого весь арсенал художественных средств, в том числе и гонимое им " узорочье ".

Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря, построенный в гг., был задуман как копия храма Гроба Господня в Иерусалиме, но при постройке получилось не точное повторение первообраза, а скорее его художественное преображение. Возведен был собор по обмерам, привезенным из Иерусалима, и на первом этапе строительства, вплоть до 1666 г. работы контролировал лично патриарх Никон. Он же присылал мастеров патриаршего двора. Из - за опалы и ссылки Никона строительство всего монастыря и собора в частности приостановилось, и продолжилось по указу царя Федора Алексеевича в 1679 г. Собор Воскресения Христова – уникальное храмовое сооружение, как по сложности, так и по красоте. Основные составляющие его части : в центре – храм Воскресения, с запада от него – перекрытая высоким шатром ротонда с часовней Гроба Господня, а с востока – подземная церковь Константина и Елены. У южного фасада собора возвышалась семиярусная колокольня, взорванная фашистами в 1941 г. Со стороны аспид собор дополняют главы приделов.

Теряет свой суровый облик и крепостная архитектура монастырей. Богатой декоративной отделкой были украшены стены и башни Ново - Девичьего, Донского, Данилова, Троице - Сергиева, Спасо - Евфимьева и других монастырей. Нарядный характер придают монастырям и новые пышно декорированные трапезные, колокольни и церкви. Ново - Девичий монастырь, Москва Донской монастырь, Москва Свято - Данилов монастырь, Москва

Дальнейшее развитие русского зодчества привело к возникновению в конце столетия так называемого нарышкинского стиля ( или " московского барокко "). Заметную роль в оформлении этого стиля сыграла западноевропейская архитектура. Характерными чертами нового стиля являлись четкость и симметричность композиции, подчеркнутая устремленность ввысь, многоярусность, тщательная разработка деталей при сохранении и развитии приемов многоцветной декоративной обработки здания ( декоративная резьба по белому камню, цветные изразцы, раскраска фасадов ). Один из самых замечательных памятников этого стиля - церковь Покрова в Филях, построенная в гг. братом царицы Л. К. Нарышкиным.

Свободная связь здания с окружающим пространством подчеркнута не только обилием окон, но и оригинальным решением нижней части церкви : на уровне второго этажа находится открытая галерея, на которую ведут три широких лестничных марша. Храм в Филях - бесстолпный и многоярусный, что сообщает движение ввысь. Вместе с тем это движение гасится обильной белокаменной декорацией, контрастирующей с кирпичной кладкой церкви.

Своеобразным завершением зодчества XVII века и вместе с тем решительным началом архитектуры XVIII столетия является замечательная церковь Знамения в Дубровицах близ Москвы ( ). В ней торжествуют новые художественные идеалы. В то же время подобно « нарышкинским » церковь Знамения в Дубровицах являет собой великолепный пример строго центрического бесстолпного храма.

Барочные тенденции выражены в церкви Знамения с большой отчетливостью : широкие полукружия первого этажа органично связывают здание с окружающим пространством, эта связь осуществляется также с помощью обильно примененной белокаменной декорации ; характерен в этом смысле и ажурный, сквозной купол. Важным новшеством является в церкви Знамения широкое применение скульптуры. Светлый, жизнерадостный характер храма решительно отличает ее от культовых сооружений предшествующего времени.

XVII век завершал развитие средневековой архитектуры. Новое светское содержание, все более и более решительно вторгавшееся в древнерусское искусство, требовало коренного пересмотра всей художественной системы.

Презентация подготовлена учителем ГБОУ ЦО 109, г. Москвы Мироновой Н. К.