ВУЗЫ И РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ. Третья роль (миссия) университетов (краткий обзор) А.В. Силинин, начальник департамента инвестиций и стратегического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Университеты как ресурс инновационного развития региона К.М. Южанинов Томский государственный университет.
Advertisements

Магистерская программа ФИНАНСОВАЯ ЭКОНОМИКА ИНВЕСТИЦИОННО - СТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ( НАПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИКА )
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВУЗОВ С РЕГИОНАМИ НА ПРИМЕРЕ ОПЫТА ФЕДЕРАЛЬНЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ В РОССИИ Конференция «Формирование сети федеральных.
1 К вопросу разработки концепции развития сети федеральных университетов 29 февраля 2008 года, г. Москва.
1 3 Вхождение в международный рейтинг университетов Повышение конкурентоспособности с целью формирования исследовательского университета.
Логотип Взаимодействие университета и администрации в стратегическом планировании и управлении экономикой региона: модели и возможности.
СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ХАБАРОВСКОГО КРАЯ ЧТО ЭТО ТАКОЕ И КАК ЕГО РАЗВИВАТЬ?
Возможность адаптации зарубежного опыта в области инновационной деятельности ВУЗа зам. проректора по науке и инновациям Кузьмина С.Н.
Прогнозно-аналитическое обеспечение инновационного развития Тверского госуниверситета и региона Забелина О.В. д.э.н., профессор. зав. ЛСЭМиП Тверской Государственный.
«Стратегия партнерства Российской Федерации и Всемирного банка на годы» Консультации с представителями организаций гражданского общества Группа.
Миссия кафедры мировой экономики Белгородского государственного университета Разработчик – д.г.н., профессор кафедры мировой экономики БелГУ Московкин.
ФГАОУ ВПО «ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ФАКУЛЬТЕТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ.
Управление информационной инфраструктурой современной организации.
Современная модель образования (проект). Миссия- решение задач инновационного развития экономики. Новые составляющие современного качества образования:
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Роль представителей работодателей в организации подготовки кадров по программам опережающего обучения Гл.специалист НФПК Лыков М.М.
Основные направления развития профессионального образования в Российской Федерации и Республике Карелия Калева В.Г., начальник Управления развития образования.
Администрация Тутаевского муниципального района Департамент образования Государственно-общественное управление образованием: практика становления и перспективы.
1 Исследование предпосылок и формирование базовых инструментов развития образовательных кластеров на основе сетевого взаимодействия ведущих инженерных.
Транксрипт:

ВУЗЫ И РАЗВИТИЕ МЕСТНЫХ СООБЩЕСТВ. Третья роль (миссия) университетов (краткий обзор) А.В. Силинин, начальник департамента инвестиций и стратегического развития администрации Кемеровской области, в.н.с. КемГУ, к.ф.-м.н. г. Новокузнецк, 14 мая 2014 года

ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ ОБРАЗОВАНИЯ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МЕТОДОВ А.Е. Волков. МШУ «Сколково»

ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. ОТЦЫ ПОДХОДОВ А.Е. Волков. МШУ «Сколково»

РОСТ СПРОСА НА ОБРАЗОВАНИЕ OECD Education at a Glance, 2012

ВЫСОКИЙ ПРОЦЕНТ ОТСЕВА ИЗ УНИВЕРСИТЕТОВ Источник: OECD Education at a Glance, 2012 (данные в таблице – за 2010 год)

«ОБРАЗОВАНИЕ ОТСТАЛО ОТ ЖИЗНИ» А.Е. Волков. МШУ «Сколково»

ИЗМЕНЕНИЯ В ДЕМОГРАФИИ А.Е. Волков. МШУ «Сколково»

ОБЩЕСТВЕННОЕ ВОСПРИЯТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ Майкл Барбер, Кейтлин Доннелли, Саад Ризви «Океаны инноваций. Атлантический океан, Тихий океан, мировое лидерство и будущее образования»

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.Е. Волков. МШУ «Сколково»

ТРЕТЬЯ РОЛЬ (МИССИЯ) УНИВЕРСИТЕТОВ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Новая стратегия, основанная на действиях в 3-х различных направлениях: 1. непрерывное (продолженное) образование (LLL); 2. трансфер технологий и развитие инноваций; 3. вовлеченность университетов в социальную жизнь

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Передача знания студентам и выпускникам программ PhD. Комментарий. Критерий выявляет факт передачи сформированных в процессе научно- исследовательской деятельности компетенций в сферу производства и оказания общественных услуг (выполнение социальной миссии). Показатели. Количественный и процентный показатель выпускников с соответствующими дипломами, устроившихся на работу в производстве и сфере социальных услуг. (При этом разграничиваются должности, связанные и не связанные с научно- исследовательской деятельностью.)

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Кодифицированные знания, производимые университетом и его руководством (патенты, авторские права). Показатели касаются патентов, зарегистрированных как университетом, так и индивидуальными изобретателями, его сотрудниками. Помимо числа патентов, учитывается число полученных лицензий и сумма поступивших вознаграждений, обусловленных фактом владения авторским правом

Фокус. «Трансфер знаний» через предпринимательскую деятельность. Показатели. Применительно к этому критерию недостаточно использовать только числовые показатели, необходимо учитывать типологию взаимоотношений между фирмами и университетскими лабораториями (долю представителей ППС, изначально вовлеченных в проект и покинувших его в дальнейшем, число реализованных исследовательских контрактов, количество выданных лицензий). Дескриптор. Для оценки степени вовлеченности университета в оказание поддержки таким компаниям служит: наличие целевых рабочих групп, бизнес-инкубаторов, предоставление университетом финансирования деятельности компаний, включая долевое участие КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов

КОНТРАКТЫ С ПРОИЗВОДСТВОМ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Совместное производство знаний и их оборот в сфере производства как основной маркер привлекательности университета для экономических деятелей. Показатели. Число заключенных контрактов (с представителями индустрии), доля университета в общих ресурсах, типы партнеров (глобальные организации, крупные корпорации, средний и малый бизнес). Дополнительными аспектами оценки является концентрация усилий (сосредоточенность на секторе в целом и/или на отдельных партнерах); продолжительность и типы контрактов (исследовательский, консалтинговый, об оказании услуг), степень центрации деятельности крупных лабораторий на отдельных темах или на активности конкретных рабочих групп. Комментарий. Эти показатели дополняются гибкими измерителями, в которых учитывается членство лабораторий в профессиональных ассоциациях, роль, которую специалисты университета играют в профессиональных сетях. Публикации, виды участия в непрерывном профессиональном обучении, консультационная активность, количество стажировок. Число магистров, принятых на стажировку

КОНТРАКТЫ С ГОСУДАРСТВЕННЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Направления исследований, связанные с социальной сферой. Показатели. Применяются показатели, схожие с перечисленными в предыдущем пункте, особенно позволяющие разграничить совместные исследования и непосредственное оказание услуг. Комментарий. Помимо заключения контрактов, важно установление некоммерческих отношений, зачастую приобретающих первостепенную значимость, когда лаборатории ориентированы на социокультурную сферу. Это имеет важные последствия для университета в плане формирования идентичности и развития отдельных видов экономической деятельности. Например, туризма или области медицинских исследований (создание новых протоколов лечения)

УЧАСТИЕ В ПРОЦЕССЕ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Вовлеченность в формирование и реализацию политических решений на разных уровнях. Зачастую для этого используется термин «экспертиза», подразумевающий включение в стратегические исследования, в официальные дебаты (обсуждения) политики в области науки, технологий и инноваций; участие в составлении долгосрочных программ, вовлеченность в работу комитетов по разработке стандартов, стратегии безопасности. Дескрипторы. Обычно описание подобной деятельности приводится в ежегодном отчете в качестве свидетельства участия университета в разработке и принятии социально значимых решений, а также относительной ценности его вклада. Также указывается число различных видов деятельности, организаций, людей, вовлеченных в эту деятельность

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ В СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНУЮ ЖИЗНЬ Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Вовлеченность университета в «общественную» (преимущественно «городскую») жизнь. Комментарий. Ряд университетов имеет устойчивые «ресурсы», которые используются в социально-культурной жизни города (музеи, библиотеки, оркестры, спортивные структуры), открытые для школьников и других жителей города. Некоторые университеты участвуют в общественной жизни, оказывая «социальные услуги» (например, в рамках юридической практики), организуя общественно-культурные мероприятия (выставки, концерты, проекты городского развития и др.). Дескрипторы. Накоплено немного данных о том, как следует отчитываться за подобные виды деятельности. На данный момент апробируются два подхода: 1) оценка роли каждого мероприятия с точки зрения общего вклада университета и/или всех видов его деятельности; 2) оценка роли каждого мероприятия или структуры в сравнении с другими аналогичными (неуниверситетскими) мероприятиями или структурами (например, для оценки деятельности музеев)

РЕЗУЛЬТАТЫ ТРАНСФЕРА ЗНАНИЙ В ОБЩЕСТВО Мархл М., Паусист А. Методология оценки третьей миссии университетов Фокус. Взаимодействие с обществом. Комментарий. Было решено сфокусировать данный критерий только на «распространении знаний» (диссеминации) и взаимодействия с обществом в целом. Дескрипторы. Описываются проведенные комплексы мероприятий (дни открытых дверей, участие в научных выставках и других схожих мероприятиях, публикации в широкой прессе и научно-популярных журналах, публикации и выступления для различных СМИ, разработка информационных («просветительских») веб-сайтов, участие в мероприятиях для дошкольников и школьников и др.). Необходимо разграничивать отдельные инициативы и стратегические программы лабораторий и университета (в целом или на уровне отдельных подразделений)

ИЗОБРЕТЕНИЯ И ИННОВАЦИИ Изобретение (стоит денег): формулирование новых идей продуктов или процессов; может привести к инновации. Инновация (приносит деньги): практическое применение новых продаваемых продуктов или услуг и т.п.; может быть не связана с изобретением.

ИНВЕСТИЦИИ В СТАРТАПЫ ВЫПУСКНИКОВ CBInsights

МОДЕЛЬ «ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ» А.В. Уваров, ТУСУР

МОДЕЛЬ «ТРОПИЧЕСКОГО ЛЕСА» А.В. Уваров, ТУСУР

НАСТРОЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РАЗНЫХ СТРАНАХ МИРА, % ОТ ЧИСЛА ОПРОШЕННЫХ

ХОТЕЛИ ЛИ ВЫ КОГДА-НИБУДЬ ИМЕТЬ СОБСТВЕННЫЙ БИЗНЕС, СТАТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕМ?

УРОВЕНЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПОТЕНЦИАЛА Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2012

ОСНОВНЫЕ «СТРАХИ НАЧАЛА» Центр макроэкономических исследований Сбербанка России, 2012

Миссия университета: взгляд экономиста Подходы: - Адам Смит; - Наполеон Бонапарт; - Вильгельм фон Гумбольдт. А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

Социокультурные характеристики по методике Г. Хофстеде А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

Взаимосвязь между характеристиками неформальных институтов и возможностями трансформации А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

Ограничения и возможности, связанные с социокультурными характеристиками россиян А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

Профессиональные сферы конкурентного преимущества выходцев из России А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

Воздействие культуры и образования на конкурентоспособность экономики А.А. Аузан. Миссия университета: взгляд экономиста // Вопросы образования

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ: ВУЗЫ И ДРУГИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ИНСТИТУТЫ Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт- исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова

НЕОБХОДИМОСТЬ ДЛЯ ОБЩЕСТВА В РОССИИ И РЕАЛИЗУЕМОСТЬ РАЗЛИЧНЫХ ФУНКЦИЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА Будущее высшей школы в России: экспертный взгляд. Форсайт- исследование – 2030: аналитический доклад, под ред. В.С. Ефимова

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ОБЛИК ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.А. Князев, НИУ ВШЭ

МОДЕЛИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ НАУКИ Е.А. Князев, НИУ ВШЭ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ (глобально конкурентоспособная наука – высокий уровень исследований и высокая доля научных денег в доходах, высокие расходы собственных средств на исследования, в структуре программ – преимущественно аспирантские и магистерские) СИСТЕМНЫЙ ИНТЕГРАТОР (социально-экономические системы крупных территорий, системы (отрасли) знания, важнейшие отрасли экономики; обеспечение развития систем современными профессиональными кадрами и научными решениями, поддержание высокого качественного уровня исследований, разработок, образования; в структуре программ – высокая доля магистратуры) РЕГИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕГРАТОР (ОРГАНИЗАТОР) (услуги и продукты, востребованные в решении задач регионального социально-экономического развития; региональная социально-экономическая миссия, в структуре программ - заметная доля магистратуры и ДПО, связь с региональными кластерами, важная роль в развитии региональных систем профессионального образования) РЕГИОНАЛЬНЫЙ КАДРОВЫЙ КОНСТРУКТОР (обслуживание территориально и функционально локализованных сегментов рынка труда, преимущественно – подготовка бакалавров (в т.ч. прикладных) и ДПО)

НОВОЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНОЕ НАПОЛНЕНИЕ МИССИИ РЕГИОНАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА Е.А. Князев, НИУ ВШЭ «Региональный» не означает «провинциальный». Институциональная опора для региональной системы профессионального образования, для формирующейся системы непрерывного образования. Прогнозирование потребностей регионального рынка труда, учитывающее тенденции развития науки, техники и технологий, перспективы и векторы развития региональной экономики и регионального сообщества. Гарант профессиональной компетентности работников образовательных организаций региона (наряду с региональным бизнес-сообществом). Особое конструирование системы управления: открытость, чувствительность к потребностям региона и регионального сообщества. Включение основных региональных партнеров в коллегиальные структуры вузовского управления, их ответственная роль в принятии содержательных решений.

КАЧЕСТВО СТРАТЕГИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ Д. Конанчук, МШУ «Сколково»

МИССИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ РОССИЙСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Д. Конанчук, МШУ «Сколково» Миссия: «...заключается в удовлетворении потребностей рынка России, региона и отраслевых экономик в высококвалифицированных кадрах, в фундаментальных и прикладных знаниях в сфере естественных, гуманитарных, социально-экономических наук и передовых технологий, в создании и продвижении наукоёмкой продукции и разработок в соответствии с принципами инновационного развития» Стратегическая цель: «... повышение конкурентоспособности... »

ЧТО ТАКОЕ МИССИЯ? Д. Конанчук, МШУ «Сколково»

КОНСТРУИРОВАНИЕ БУДУЩЕГО: НЕВОЗМОЖНОЕ ВОЗМОЖНО Бурение земли в поисках нефти? Вы имеете в виду, что надо сверлить землю для того, чтобы найти нефть? Вы сошли с ума. (ответ на проект Эдвина Дрейка в 1859 г.). Летающие машины весом тяжелее воздуха невозможны! (Lord Kelvin - президент Королевского Общества - Royal Society – 1895 г.) Нам не нравится их звук и, вообще, гитара - это вчерашний день. (Decca Recording, отклонившая запись альбома The Beatles, в 1962 г.) Все, что могло быть изобретено, уже изобрели (Чарльз Дьюэлл - специальный уполномоченный Бюро Патентов США, 1899 г.)

Спасибо за внимание!