Тема 8: Фирма Доцент Ковальская Марика Ивановна. 2 План: 8.1. Экономическая природа фирмы 8.2. Рациональные границы интеграции 8.3. Основные формы деловых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тема 8: Фирма Доцент Ковальская Марика Ивановна. 2 План: 8.1. Экономическая природа фирмы 8.2. Рациональные границы интеграции 8.3. Основные формы деловых.
Advertisements

Фирма: издержки производства и прибыль Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные.
Наименование дисциплины – Корпоративный менеджмент Лектор - Марика Ивановна Ковальская, доцент кафедры «Менеджмент» ИТТОП, ауд Адрес блога:
Наименование дисциплины – Корпоративный менеджмент Лектор - Марика Ивановна Ковальская, доцент кафедры «Менеджмент» ИТТОП, ауд Адрес блога:
Фирма: условия равновесия Лекция. Прибыль (profit) TR - TС = π где: TR (total revenue) - совокупная выручка (доход); TС (total cost) - совокупные издержки;
ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ МЭИ каф. ЭКО. Производственная функция Производственный фактор - это те затраты в натуральном выражении, которые необходимы для.
Экономика фирмы Выручка, издержки и прибыль фирмы.
Производство и издержки. 1.Фирма как экономический субъект. 2.Понятие производства. Производственная функция и технологическая эффективность фирмы 3.Задача.

1 Издержки производства и прибыль 1.Сущность и виды издержек 2.Ломаные линии постоянных издержек Издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах 3.Условия.
Принятие решений фирмами Производственная функция и расходы.
1. Определить последовательность проезда перекрестка
Глава 3. Экономика фирмы 17. Выручка, издержки и прибыль фирмы.
ТЕМА 6. Фирма на рынке совершенной конкуренции 6.1. Типы рыночных структур. Общая характеристика рынка совершенной конкуренции Фирма как деловая.
Нормальная, бухгалтерская и экономическая прибыль. Выполнил: Штыков Д. Н. Студент группы:ТВ
Прикладная экономика Микроэкономика. 1.Прикладные аспекты теории потребительского выбора и спроса 2.Выбор потребителя в условиях неопределенности и риска.
Издержки производства. Издержки производства и их классификация Издержки – затраты, которые несет производитель для получения желаемого результата Издержки.
Фирма. 1. Виды и функции компаний. 2. Издержки и прибыль фирмы. 3. Виды рыночных систем.
Издержки производства и прибыль Издержки не существуют сами по себе. Они всегда появляются, когда есть стремление достичь результата. Поэтому важен не.
Издержки Краткосрочный период. Издержки фирмы Это затраты ресурсов, которые несут фирмы при производстве экономических благ Общие издержки Общие постоянные.
Транксрипт:

Тема 8: Фирма Доцент Ковальская Марика Ивановна

2 План: 8.1. Экономическая природа фирмы 8.2. Рациональные границы интеграции 8.3. Основные формы деловых предприятий 8.4. Прибыль, издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах 8.5. Излишек производителя 8.6. Распределение налогового бремени.

Экономическая природа фирмы

4 Совершенная конкуренция предполагает стихийный порядок экономической деятельности, при этом: все экономические агенты равноправны и их поведение определяется ценовыми сигналами регуляторами служит конкуренция - «невидимая рука» обеспечивается оптимальное распределение ресурсов общества

5 Базовыми принципами деятельности фирмы являются: планомерный порядок (регулятором служит сознательное планирование) иерархический принцип организации деятельности (власть распределяется неравномерно) концентрация средств производства внутри фирмы (распределение ресурсов зависит от предпринимателя)

6 Р. Коуз показал, что использование рыночного механизма обходится обществу не бесплатно, а требует определенных затрат, которые были названы трансакционными (от лат. Transactio – сделка).

7 Четыре группы трансакционных затрат: Затраты поиска информации (о потенциальных поставщиках и покупателях, ценах, характеристиках товаров и услуг). Затраты, связанные с ведением переговоров и заключением контрактов. «Надзорные» затраты (по контролю за соблюдением условий договора). Затраты по юридической защите контракта (например, судебные).

8 Если бы рынок состоял из одних физических лиц (индивидуальных экономических агентов), бремя трансакционных затрат было бы непомерно велико из-за большого количества микросделок.

9 Один из способов снижения трансакционных затрат – организация фирмы. Механизм административного контроля и «иерархия» позволяют осуществлять многие трансакции дешевле внутри фирмы, не прибегая к посредничеству рынка

10 Почему же нельзя всю экономику построить наподобие единой гигантской фирмы?

11 При превышении определенного размера «иерархия» начинает терять управляемость: Во-первых, стремительно растут затраты на поиск и обработку информации. Во-вторых, все дороже обходятся: подчинение работников целям фирмы с помощью системы стимулов, контроля и надзора.

12 Установлено, оптимальные размеры фирмы достигаются когда предельные затраты использования рынка будут равны предельным затратам использования административного контроля.

Рациональные границы интеграции

14 Интеграция – это сосредоточение экономической деятельности внутри фирмы.

15 В случае горизонтальной интеграции границы фирмы раздвигаются вширь, растет объем производства какого-то одного вида продукции.

16 Диверсификация - особый случай горизонтальной интеграции, предполагающий проникновение фирмы в различные разнородные, технологически не связанные между собой отрасли, т.е. расширение производства за счет выпуска разнородной продукции.

17 В случае вертикальной интеграции фирма распространяет свою деятельность «вверх» или «вниз», на соседние звенья производственного процесса.

18 Три пути к образованию вертикально интегрированной фирмы: Создание фирмы, охватывающей несколько последовательных производственных стадий. Экспансия неинтегрированной фирмы в смежные отрасли. Слияние двух и более фирм, находившихся на соседних стадиях производственного процесса.

19 Первый - технологический подход к анализу проблемы интеграции объясняет размеры фирмы: 1. Эффектом масштаба - снижение средних затрат на единицу продукции за счет увеличения выпуска. 2. Экономией от разнообразия - снижение средних затрат на единицу продукции за счет объединения в составе одной фирмы нескольких различных видов производства.

20 При технологическом подходе считается, что фирма достигает оптимальной величины при полном исчерпании экономии от масштаба, так как начиная с определенного момента расширение производства приводит не к сокращению, а к росту средних затрат.

21 Второй подход к анализу проблемы интеграции: Центральным для этого подхода является рассмотрение фирмы как коалиции владельцев ресурсов (факторов производства), связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек.

22 В зависимости от значимости для фирмы все ресурсы могут быть разделены на три группы: Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от принадлежности данной фирме: и внутри, и вне фирмы они оцениваются одинаково. Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее. Интерспецифические ресурсы – это ресурсы, ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.

23 Трансакции могут быть: Общими или специальными. Мимолетными или длительными. Однократными или регулярно повторяющимися. Слабо или сильно зависящими от непредсказуемых будущих событий. С легко или трудно измеряемыми результатами.

24 При втором подходе к анализу проблемы интеграции, размер фирмы зависит от экономии масштаба и разнообразия, но экономии не технологических, а трансакционных затрат.

Основные формы деловых предприятий

26 Частнопредпринимательская фирма – фирма, владелец которой: самостоятельно ведет дела в собственных интересах и управляет ею; получает всю прибыль (остаточный доход); несет ответственность по всем ее обязательствам.

27 Партнерство – это фирма организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием.

28 Корпорация – это фирма, имеющая форму юридического лица, где права, ответственность и доля в прибыли каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.

29 Регулируемая и государственная фирмы – фирмы, находящиеся в государственной собственности.

30 Неприбыльная (некоммерческая) организация – профсоюзы, клубы, церкви, общества милосердия, образовательные учреждения, общества милосердия и т.д. Обычно управляются советом попечителей. Существуют на пожертвования и/или получают доход от своей деятельности.

31 Потребительский кооператив – образуется путем объединения части ресурсов своих членов с целью извлечения взаимной выгоды. Могут быть потребительскими и сбытовыми.

Прибыль, издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах.

33 Прибыль фирмы определяется как разность между совокупной выручкой и совокупными издержками. TR – TC = π TR – совокупная выручка (доход); TC – совокупные издержки; π – прибыль.

34 К внешним (бухгалтерским) издержкам относятся платежи поставщикам факторов производства. Эти издержки полностью отражаются в бухгалтерском учете предприятия.

35 Внутренними (вмененными) издержками являются: Альтернативная стоимость ресурсов, принадлежащих предпринимателю (фирме). Альтернативная стоимость предпринимательской деятельности (нормальная прибыль - вознаграждение за предпринимательскую деятельность).

36 Бухгалтерская прибыль – это превышение общей выручки над явными издержками, т.е. бухгалтерская прибыль не учитывает внутренние издержки.

37 Экономическая прибыль – это доход, полученный сверх экономических издержек фирмы. Экономические издержки - сумма внешних и внутренних издержек (включая нормальную прибыль).

38 Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль в общей выручке фирмы Структура общей выручки Внешние издерж- ки Внутренние издержки Доход Альтернатив- ная стоимость ресурсов, принадлежа- щих предпринима- телю Нормальная прибыль – альтернативная стоимость предприниматель- ства Экономи- ческий подход Экономические издержки Экономи- ческая прибыль Бухгалтер ский подход Бухгал- терские издерж- ки Бухгалтерская прибыль

39 Совокупный доход – это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества продукции: TR =P×Q Где: TR – совокупный доход; P – цена; Q – проданное количество благ.

40 Средний доход – доход, приходящийся на единицу проданной продукции. В условиях совершенной конкуренции средний доход равен рыночной цене. AR=TR/Q=P×Q/Q=P

41 Предельный доход – приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого приращения выпуска продукции. MR=dTR/dQ=d(P×Q)/dQ= =P×(dQ/dQ)=P

42 Q Спрос, предельный и совокупный доход в условиях совершенной конкуренции P, AR, MR,TR, TR D=MR=P 0 M N

43 В краткосрочном периоде издержки фирмы делятся на постоянные и переменные. Постоянные издержки FC (Fixed Cost)– это издержки, величина которых в краткосрочном периоде не изменяется с увеличением или сокращением объема производства.

44 К постоянным относятся издержки, связанные с использованием: зданий и сооружений, машин и производственного оборудования, арендой, капитальным ремонтом, а также административные расходы.

45 С Издержки Постоянные издержки (FC) С0С0 FC 0 Произведенное количество Q

46 Средние постоянные издержки AFC (Average Fixed Cost) – издержки, приходящиеся на единицу изделия: AFC=FC/Q С увеличением объема производства (Q) растет общая выручка (FC), поэтому средние постоянные издержки (AFC) уменьшаются.

47 Кривая средних постоянных издержек AFC С1С1 А В С С2С2 0 Q1Q1 Q2Q2 Q AFC

48 Переменные издержки VC (Variable Cost) – это издержки, величина которых изменяется в зависимости от увеличения или уменьшения объема производства.

49 К переменным издержкам относятся затраты на : оплату труда, топливо, электроэнергию, сырье, вспомогательные материалы.

50 С VC 0 QQ1Q1 Переменные издержки (VC)

51 Средние переменные издержки AVC (Average Variable Cost) определяются путем деления переменных издержек (VC) на объем продукции Q: AVC= VC/Q

52 Средние переменные издержки применяются: При анализе эффективности хозяйственной деятельности фирмы. При установлении положения равновесия фирмы. При разработке стратегии фирмы (в стратегическом менеджменте).

53 С AVC 0 QQ1Q1 Кривая средних переменных издержек (AVC)

54 Общие издержки – издержки, связанные с производством продукции в краткосрочном периоде равны сумме постоянных и переменных издержек: TC=FC+VC

55 0 Q С VC FC Общие издержки (TC) TC

56 Средние общие издержки можно получить путем деления общих издержек на количество выпущенной продукции: ATC=TC/Q=(FC+VC)/Q Или суммированием средних постоянных (AFC) и средних переменных издержек (AVC): ATC=AFC+AVC

57 0 QQ1Q1 С ATC Средние общие издержки (ATC) AFC AVC

58 Предельные издержки (marginal cost) (МС) – это приращение общих издержек, вызванное бесконечно малым увеличением производства. Предельные издержки - производная функция только переменных издержек MC=dVC/dQ

59 Максимальная прибыль фирмы в краткосрочном периоде достигается при равенстве предельного дохода предельным издержкам: MR=MC

60 AFC Q 0 C AVC ATC MC A Б Издержки фирмы в краткосрочном периоде

61 Средние совокупные издержки в длительном периоде (АТС L ) ATC 1 0 А AТC 3 AТC 2 AТC 4 AТC L С AТC 5 QАQА Q С min

62 АТС Долгосрочные средние общие издержки Q q1q1 q2q2 0 Экономия от роста масштабов производст ва Постоянная отдача от роста масштабов производства Рост издержек от роста масштабов производства А)

63 АТС Долгосрочные средние общие издержки Q 0 Б)

64 Долгосрочные средние общие издержки АТС Q 0 В)

Излишек производителя.

66 Излишек производителя Излишек потребителя Издержки производителя P P max 0 QEQE Q S E PEPE P min

Распределение налогового бремени

68 Распределение налогового бремени Р Q D S S1S1 0 Избыточное налоговое бремя Платят потребители Платят производители

69 Налоги и эластичный спрос Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б Налоги и неэластичный спрос Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б

70 Налоги и эластичное предложение Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б Налоги и неэластичное предложение Р Q D S S1S1 0 Налог Р2Р2 Р1Р1 РАРА Q2Q2 Q1Q1 Е1Е1 Е А Б