Понимается как процесс формирования у каждого обучающегося: во-первых, вытекающих из экономического знания ценностных ориентаций и установок, ведущих к.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 81.
Advertisements

Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Районный семинар руководителей ОУ МОУ – СОШ 4 г. Петровска Саратовской области 14 апреля 2009 г.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Автор: Лаврентьева Елена Анатольевна. Возможности использования образовательных технологий на уроках обществознания в профильной школе –Цели профильной.
Организация профильного обучения в школе. Профильное обучение и предшествующая ему предпрофильная подготовка – это две главные части одной системы – подготовки.
ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА В ВЫПУСКНЫХ КЛАССАХ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ.
« Шаг в будущее » Программа по профориентации учащихся.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК СРЕДСТВО ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Образовательная программа лицея СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ КАК МЕХАНИЗМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ СОЗДАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ.
Основные характеристики нового стандарта Команда МОУ Нижнекужебарскоая СОШ.
Роль классного руководителя в предпрофильной подготовке и профильном обучении учащихся Маргорина А.В. - председатель школьного методического объединения.
Цели и задачи профориентационной работы в школе Выполнили: Сугралинова Мадина, Коляда Ангелина, Абилова Эльвена, Каскабасова Алия.
Докладчик: Зам.директора по УВР Джанаева Н.А.. средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющего за счет изменений в структуре, содержании.
Организация профориентационной работы в школе в рамках реализации содержания образования РК БУП НСО основного и среднего (полного) общего образования Лузан.
Раньше 2-х компонентный состав Обязательный минимум содержания Требования к уровню подготовки выпускников Теперь 3 группы требований К структуре основных.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Транксрипт:

понимается как процесс формирования у каждого обучающегося: во-первых, вытекающих из экономического знания ценностных ориентаций и установок, ведущих к консолидации общества на основе усвоения общечеловеческих ценностей и традиционных ценностей россиян; во-вторых, компетентностей, достаточных для ориентации своего поведения и защиты своих интересов при соприкосновении с различными видами экономической деятельности и экономических институтов (понимание своей роли как потребителя, вкладчика, соискателя рабочего места, налогоплательщика и т.д.); в-третьих, собственных представлений и установок, позволяющих адекватно судить о событиях, действиях властей и экономических агентов, информации прессы и электронных СМИ.

при этом в ходе образовательного процесса у обучающихся: развивается способность самостоятельного осмысления ситуаций, явлений, фактов, информации, выработки отношения, своей позиции или решения к действию; прививается необходимость коммуникативных действий (необходимость грамотно задавать вопросы, информировать, презентовать свою позицию, давать рекомендации родственникам, однокашникам, принимать участие в обсуждениях); закрепляется система знаний, умений, навыков, которые обеспечивают социализацию учащегося, владение основами социальных компетентностей в экономической среде, способность к адаптации своего поведения к конкретным ситуациям и проблемам, к самостоятельной защите своих интересов; возникает осознанное стремление формировать и выражать свою позицию, делать эту позицию активной, выступая в роли избирателя, экономического агента, участника обсуждений и дискуссий. /Концепция экономического образования в общеобразовательной школе/

Обществоведческое образование необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее ее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению уникального и неповторимого собственного «Я». Для современного обществоведческого курса, освещающего проблемы человека и общества, базовыми являются философия, экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение. Основы экономических знаний необходимы для формирования у подростка адекватного восприятия экономической ситуации в стране, в мире. Они также являются инструментом, который выпускник общеобразовательной школы сможет использовать для правильного выстраивания своих отношений с будущим работодателем, коллегами по профессиональной деятельности, государственными и коммерческими экономическими структурами.

Экономика как способ хозяйствования. Типы экономических систем. Экономические блага, их производство, обмен, распределение и потребление. Экономические науки: микроэкономика, макроэкономика, мировая экономика, экономическая история, история экономической мысли. Понятие собственности. Формы собственности. Государственный сектор в экономике. Национализация. Приватизация. Рыночная экономика. Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Формирование рыночных цен. Равновесная цена. Конкуренция и монополия. Виды монополий. Монополистическая конкуренция. Факторы производства. Издержки производства. Разделение труда и производительность труда. Предпринимательская деятельность. Основные типы фирм: индивидуальные фирмы, товарищества, кооперативы, акционерные общества. Виды затрат и их экономическое значение. Виды прибыли. Влияние конкуренции на деятельность фирмы. Виды рынков. Рынок ценных бумаг. Акции, облигации. Фондовая биржа. Рынок труда. Спрос, предложение и цена на рынке труда. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Прожиточный минимум. Минимальная зарплата. Профессиональные союзы.

Экономика семьи. Источники семейных доходов. Собственность в семье. Реальный доход. Номинальный доход. Потребительский кредит. Валовой внутренний продукт. Номинальный и реальный ВВП. Экономические циклы. Фазы экономического цикла в условиях рыночного хозяйства. Экономический рост. Экстенсивный и интенсивный рост. Факторы экономического роста. Темпы экономического роста. Деньги и банки. Функции денег. Роль банков в экономике. Как банки делают деньги. Понятие инфляции. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Роль государства в экономике. Формы вмешательства государства в экономику. Общественные блага. Функции государства в современной рыночной экономике. Бюджетная и налоговая политика. Денежно-кредитная политика. Государственный бюджет. Государственный долг. Мировая экономика. Внешняя торговля. Международное разделение труда. Свободная торговля и протекционизм. Валюта. Валютный рынок. Понятие валютного курса. Международные экономические организации. Глобализация экономики. /ФГОС общего образования/

Инвариантная часть ФГОС Обществознание (раздел «Основы экономики») по 1 часу в неделю с 5-го по 9-й класс Вариативная часть Вариативная часть БУП Специфика интегративных предметов, где преподается экономика (обществоведение, математика, информатика, технология, естествознание) Профильное и предпрофильное обучение

1. Влияние образовательной политики государства. 2. Наличие множества концепций и подходов к школьному экономическому образованию. 3. Методические проблемы школьного экономического образования. 4. Совокупность факторов и условий, оказывающих влияние на особенности развития экономического образования.

1. Непрерывная экономическая подготовка школьников в рамках предмета «Экономика». 2. Экономическая подготовка школьников в начальной школе. 3. Экономическая подготовка школьников в рамках бизнес-курса. 4. Потребительское образование школьников. 5. Экономическая подготовка старшеклассников в рамках профильного обучения (социально- экономический, технологический профили).

Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования.

обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы полного общего образования; создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ; способствовать установлению равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся в соответствии с их способностями, индивидуальными склонностями и потребностями; расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.

Система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершению основного общего образования. Цель – создать образовательное пространство, способствующее самоопределению учащихся 8- 9-х классов, через организацию элективных курсов, информационную работу и профильную ориентацию.

это обязательные для посещения курсы по выбору учащихся (12-34 часа). Цель элективных курсов: создание психолого-педагогических условий для осознанного выбора школьниками будущего профиля обучения; выявление интересов и способностей школьников к определенной области знаний (профилю будущего обучения); уточнение готовности школьников к освоению данной предметной области (профиля обучения) на повышенном уровне; подготовка школьников к вступительным испытаниям в профильную школу (по выбранному профилю).

Элективные курсы должны быть вариативны по тематике и в достаточном количестве для выбора школьниками разных классов. Возможно выделение курсов по выбору для освоения их школьниками разного возраста (т.н. разновозрастные элективные курсы). В 9-м классе курсы по выбору должны отражать все направления профильного обучения. Элективные курсы должны быть небольшими по продолжительности (от 12 до 34 часов), чтобы школьники имели возможность освоить как можно большее количество курсов по выбору. При организации элективных курсов необходимо учитывать, что одним из факторов эффективности элективных курсов является малая наполняемость учебных групп (8-15 человек), что позволяет реализовывать личностно-ориентированный подход к учащимся, более эффективно выполнять проектную и исследовательскую работу. Особенно это относится к курсам, связанным с использованием информационных и мультимедийных технологий, а также с работой в учебных мастерских.

Содержание элективных курсов должно выходить за рамки школьных предметов или вообще школьной программы, то есть включать актуальный и оригинальный для учащихся учебный материал. Элективные курсы должны быть по возможности практико- ориентированными, то есть знакомить школьников со способами разнообразной деятельности, в том числе и творческого характера. Формы и методы реализации содержания элективных курсов должны соответствовать их целям и задачам, быть адекватны возрасту учащихся. Например, для начальной школы наиболее предпочтительны игровые формы обучения, для 5-7-х классов – групповая работа и обучение в сотрудничестве, для 8-9-х классов – проектная и исследовательская деятельность. Оценка успешности освоения элективных курсов должна выражаться не только в балльной системе (лучше вообще отказаться от балльной оценки), а производится с помощью рейтинговой системы оценки, оценки на основе «портфолио», защиты проектов и других форм и методов процессуального оценивания.

Необходимо привлекать к преподаванию элективных курсов не только школьных учителей, но и преподавателей учреждений профессионального образования, научных работников, специалистов из сферы производства и бизнеса. Возможна сетевая организация предпрофильной подготовки, когда учитель либо читает свой элективный курс параллельно в нескольких школах, либо к нему приходят учащиеся из разных школ микрорайона. Желательно, чтобы в предпрофильной подготовке были задействованы педагоги дополнительного образования, работающие в школе, и учреждения дополнительного образования детей, а также кадровые и материально- технические ресурсы межшкольных учебно-производственных комбинатов (МУПК).

Экономика и право Экономика ближайшего окружения Личная экономика Семейная экономика Экономическая психология (Экономика и психология) Экономика и экология Этика деловых отношений Самоменеджмент (персональный менеджмент) Учись управлять государством Основы потребительских знаний Основы прикладной экономики Принятие решений в экономике История экономики в лицах Экономика Москвы Основы малого бизнеса

Педагогическое проектирование в широком смысле можно определить как вид профессиональной деятельности педагога (или совокупность деятельностей), направленный на преодоление постоянно возникающих противоречий во взаимосвязи педагогической науки и практики, включающий в себя такие процессы как диагностика, прогнозирование, целеполагание, мониторинг, моделирование, конструирование, программирование и другие. Соотношение теоретического и практического в проектировании и определяет его место между наукой и практикой, причем сущность проектирования заключается, прежде всего, в практикоориентированной стороне деятельности; так как проектирование служит или для осуществления практического замысла с помощью научного знания, или на основе обобщения практического опыта для продвижения науки.

ориентационный, аналитический, моделирование, конструирование, практический, оценочный

Ориентационный этап характеризуется определением своих координат в модели проектирования, осознании желания достичь каких-либо целей, формулирование этих желаний через целеполагание, определение и выбор путей достижения результатов, определения своих действий в определенных рамках образовательного пространства, системы, предмета. В т.ч. Анализ документов, ФГОС и пр.

какую направленность несет элективный курс, является ли он межпредметным (надпредметным) или он четко ориентирован на углубление какого-либо предмета (образовательной области); какая направленность элективного курса и какие его разделы являются для Вас приоритетными; как учесть интересы и потребности обучающихся при изучении данного курса; как отразятся особенности региона, школы, класса, местных традиций на содержании учебного материала курса; какое учебно-методическое и материально-техническое обеспечение понадобится для реализации данного элективного курса; какие действия необходимо совершить, чтобы определить содержание учебного материала, разработать и составить учебную программу, реализовать данное содержание на своих занятиях.

Ориентационный этап характеризуется определением своих координат в модели проектирования, осознании желания достичь каких-либо целей, формулирование этих желаний через целеполагание, определение и выбор путей достижения результатов, определения своих действий в определенных рамках образовательного пространства, системы, предмета. В качестве анализируемой информации могут выступать авторские программы элективных курсов, разделы учебных программ по предмету (которые могут углубленно изучаться в рамках элективного курса), интересные курсы для старшеклассников и студентов (не изучаемые в основной школе и основы которых могут представлять интерес для учащихся 8-9-х классов), метапредметное (надпредметное) содержание, формирующее социальные компетентности школьников, любая учебная и научно-популярная литература по актуальной для элективного курса проблеме, а также интересные практико- ориентированные темы, позволяющие научить школьников писать статьи и заметки, разрабатывать бизнес-план, составлять резюме, выполнять проекты и т.д.

В ходе аналитического этапа происходит отбор, анализ и оценка информации, необходимой для выполнения проекта: разработки учебной программы и пр.; создание так называемого проектируемого фона; уточнение целей, задач, структуры проектирования. Программа элективного курса, как правило, состоит из следующих структурных частей: пояснительной записки, тематического плана, содержания программы, методических рекомендаций, критериев оценки уровня подготовки учащихся, списка литературы.

Пояснительная записка включает в себя название и предназначение программы (класс, его профиль, образовательную область, направленность программы); цель обучения, реализуемую в данном курсе; конкретные целеобусловленные задачи курса по трем функциям процесса обучения – образовательные, воспитательные, развивающие; краткое перечисление основных блоков и разделов программы; особенности данной программы; межпредметные связи; применяемые учителем формы и методы обучения, в том числе активные и интерактивные (деловые и ролевые игры, кейс- стади, метод проектов, компьютерные программы и т.д.), формы и методы контроля знаний и умений обучающихся. Кроме этого, в пояснительную записку может включаться информация, доказывающая актуальность именно этого учебного материала, учитывающая особенности школы и отдельных ее классов, рассмотрение психолого-педагогических и личностно-мотивационных особенностей обучающихся.

Тематический план представляет собой таблицу с перечислением основных разделов и блоков программы с проставлением количества часов, отведенных для изучения каждого из них. Тематический план составляется на каждый элективный курс с указанием общего количества часов, часов, отведенных на теоретическое изучение темы, и часов, отведенных на практическую часть уроков. Содержание программы конкретизирует теоретическую и практическую части обучения по всем блокам и разделам, представленным в тематическом плане. Содержание программы включает основные теоретические сведения, в качестве которых могут выступать теоретические категории и понятия, теории, факты, методы и способы мышления, а также практические задания, деловые игры, дискуссии, формы и методы контроля знаний и т.д.

В методических рекомендациях учитель кратко раскрывает особенности последовательной реализации каждой учебной темы элективного курса, дает примерные темы практических и проектных работ, предлагает наиболее эффективные формы и методы обучения, раскрывает особенности реализации профильной ориентации школьников, таким образом фактически описывая свою авторскую концепцию по преподаванию данного элективного курса. Критериями оценки уровня подготовки учащихся может служить дескриптивная шкала оценки, позволяющая описать словами уровни подготовки учащихся (например, низкий – средний – высокий, низкий – достаточный - продвинутый). Такими критериями могут служить критерии оценки проектной (практической) деятельности учащихся, уровни их познавательной (творческой) активности, готовность выбрать профиль своего обучения и т.д.

Литературу можно разделить на два списка – использованную литературу и рекомендованную литературу. В список использованной литературы входят все программы, учебники, учебно-методические пособия и другие источники (книги, журналы, газеты, WEB-ресурсы и т.д.), использованные учителем для проектирования программы. В список рекомендованной литературы входят основная литература (учебники и учебные пособия, использующиеся обучающимися на уроках) и дополнительная (рекомендованная учителем для самостоятельной работы школьников дома). В современных условиях необходимо ссылаться на WEB- ресурсы, связанные с изучением материала элективного курса и помогающие учащимся выполнять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность.

Моделирование является известным методом педагогического исследования, в ходе которого строится серия моделей (макромодель – микромодель, базовая – поисковая – нормативная и т.д.), причем каждая последующая уточняет предыдущую и таким образом решает более узкую педагогическую задачу. На основе окончательной модели, в частности модели содержания обучения, которая является систематизированным и структурированным представлением опыта или мышления, возможно построение разнообразного конструкта (формирования содержания конкретных учебных программ).

При построении модели желательно учитывать такие характеристики как объем, важность и глубина изучаемых понятий. Примерный объем (количество часов и учебного материала) можно определить из учебников и примерных программ. Важность каждого понятия можно определить, сравнив его с содержанием школьного образования, а также в соответствии с целями и спецификой элективного курса. Глубина изучаемых понятий зависит, прежде всего, от уровня содержания предмета, на котором учитель собирается его преподавать (так называемый качественный подход к отбору содержания образования). Один из таких подходов был предложен Комисаровым Б.Д. и определяет следующие уровни реализации содержания обучения: мировоззренческий: цель – формирование научного мировоззрения, ознакомление с научной картиной мира; методологический: цель – ознакомление с методами и формами научного познания; теоретический: цель – изучение фундаментальных и прикладных научных теорий; практический: цель – раскрытие прикладного аспекта науки, формирование политехнического кругозора, профориентация. Большинство программ элективных курсов имеют практико- ориентированный характер.

Смысл этапа конструирования заключается в построении проекта конкретной учебной программы на основе построенной модели с учетом разнообразных условий и факторов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к структуре, содержанию и оформлению учебных программ.

Практический этап проектирования (или этап реализации программы обучения) связан с подготовкой и внедрением проекта в учебный процесс школы. Подготовкой к реализации содержания обучения считается разработка поурочного тематического плана занятий, плана-конспекта каждого занятия с определенно подобранными методами, средствами и формами обучения. Апробация разработанного содержания программы происходит непосредственно на уроке, результаты реализации которой проверяются 3 способами: первый – анкетирование учащихся с целью проверить их личностно-мотивационную направленность к данному содержанию программы; второй – тестирование с целью проверки полученных знаний и оценка практических работ с целью проверки умений, определенных в требованиях к подготовке обучающихся; третий – оценка проектных (практических) работ учащихся, т.е. анализ образовательных продуктов деятельности учащихся.

Оценочный этап является завершающим этапом проектирования, в ходе которого происходит оценка результатов разработки и внедрения данных программ, вносятся необходимые коррективы, делаются выводы по практическому использованию данной программы.

Критерии оценки учебных программ можно разделить на три группы: содержательные (целостность, контекстность, преемственность, прикладная направленность, профильная направленность, профориентационная направленность и др.), личностные (использование личностнозначимых разделов содержания обучения в программе; особенности реализации программы обучения; специфический подбор проектно-практических и контрольных заданий; мировоззренческий уровень учебной программы), технологические (структура программы, подробность изложения материала, логика изложения учебного материала, качество оформления программы, грамотность).

Махотин Д.А. Проектирование содержания учебных программ в образовательной области «Технология». М., Махотин Д.А. Технология проектирования учебных программ по экономике: Методические рекомендации для учителей экономики. / Материалы научно- практической конференции «Всероссийский августовский Интернет-Педсовет-2002». Пьянкова Н.И. Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся: Пособие для учителя. – М.: АПК и ПРО, Махотин Д.А. Проектирование учебных программ элективных курсов в предпрофильной подготовке обучающихся (2006). Программы элективных курсов. Технология. Предпрофильное обучение. 9 класс / под ред. В.А. Кальней. – М.: Дрофа, 2009.