ЛИНГВИСТИКА и КОГНИТИВНАЯ НАУКА: НУЖНЫ ЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ? А.А.Кибрик (Институт языкознания РАН и МГУ) kibrik@iling-ran.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 ЛИНГВИСТИКА и КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ А.А.Кибрик (Институт языкознания РАН и МГУ)
Advertisements

Известный американский психолингвист, последователь, самого известного в мире лингвиста Наума Хомского ( Ноама Чомски - Chomsky)
Вторичная языковая личность Вторичная языковая личность Составила: Э.Г.Нуриева.
Рефлекторная теория поведения Урок биологии в 8 классе учитель МОУ «СОШ 12» Иноземцева М.В год.
Тема 3. Локальная структура дискурса Общая теория словесности © А.А.Кибрик, 2005.
Выполнила: Курочкина Дарья. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений. Эмоции, утверждал знаменитый естествоиспытатель Ч. Дарвин, возникли.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 33 г.Калининграда Основные задачи и методы лингвокультурологии.
Общий обзор организма человека Анатомия, 8 класс Орлова Ю.Ю. Урок 6.
Современное состояние лингвистики А.Е.Кибрик
ФИЗИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МИР ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНЫ.
Как написать сочинение на лингвистическую тему? Важной задачей такого сочинения является – объяснение (пояснение) в 1-2 предложениях смысла высказывания.
Социология физической культуры Модуль 1 Социология ФК и С как учебная дисциплина.
Лекция 2 Фонетика. Фонетические явления Введение в языкознание Перевод в сфере профессиональной коммуникации Центр иностранных языков ст. преп. Василенко.
Тема 3. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА 1. Проблемная область искусственного интеллекта 2. Модели представления знаний.
Руководитель: Коваленко Ольга Александровна Автор: Чижма В.А.- студентка первого курса ФГОУ АО СПО «Астраханский колледж строительства и экономики»
Роль, место и средства выражения отрицания в языке (на материале белорусского, древнегреческого и латинского языков) Научный руководитель – доктор филологических.
Основные понятия и определения информатики Тема 1.
Анализ высказывания на лингвистическую тему. «Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют.
В течение длительного времени психологи пытались решить вопрос о природе эмоций. В ХVIII-ХIХ вв. не было единой точки зрения на данную проблему. Самой.
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
Транксрипт:

ЛИНГВИСТИКА и КОГНИТИВНАЯ НАУКА: НУЖНЫ ЛИ ОНИ ДРУГ ДРУГУ? А.А.Кибрик (Институт языкознания РАН и МГУ)

Рассматриваемые вопросы Что такое когнитивная наука? Что такое когнитивная лингвистика? Имеют ли эти термины разумный смысл, или эпитет «когнитивный» - это просто некое buzz word (культовое слово) Зачем нам все это нужно, если вообще нужно?

Предлагаемые ответы Эпитет «когнитивный» имеет совершенно конкретный смысл Когнитивная система человека – система осмысленного информационного взаимодействия организма со средой Исследоваться когнитивная система может только междисциплинарно Отсюда – когнитивная наука (Cognitive Science) Язык – фундаментальный, собственно человеческий и эксплицитный механизм осмысленного информационного взаимодействия с миром Отсюда – когнитивная лингвистика Это важные и серьезные вещи, непосредственно обусловливающие прогресс лингвистики как науки

Современная лингвистика Классические представления ХХ в. о языке (язык как система знаков, язык как особый «модуль», язык как вещь в себе и для себя) тормозят прогресс лингвистики Как бы это ни было трудно, лингвистам придется расширять кругозор, учитывать «соседние» науки и участвовать в междисциплинарных исследованиях Что уже делается в этом направлении?

Когнитивная наука Междисциплинарная область исследований, опирающаяся прежде всего на следующие традиционные науки: психология нейрофизиология (neuroscience) информатика (computer science) лингвистика!

1-я Российская конференция по когнитивной науке Казань, октябрь около 150 докладов из них около 30 – лингвистические авторы более половины из них – сотрудники и/или выпускники ОТиПЛа!

Что науки – партнеры по КН могут дать лингвистике? Методы Пример: нейросети Идеи Примеры: категоризация и прототипы Факты Пример: вопрос о «гене языка»

Ген языка? Тезис генеративистов о «врожденности языка» Этот тезис тесно связан со следующими: В мозгу существует «языковой орган» Язык произволен, не мотивирован языковыми и когнитивными функциями Функциональная и когнитивная лингвистика: Язык изначально сформирован и постоянно формируется биологическим, когнитивным и социальным контекстом Эволюционно язык возник как развитие дочеловеческих когнитивных механизмов – памяти, внимания, категоризации …

К. В. Анохин (2004) Насколько прямыми являются связи между генами и когнитивными функциями? Сенсационное сообщение об открытии «гена языка» FOXP2 - журнал Nature, 2001 Specific language impairment

Nature 4 October 2001, 413:

Foxp2 является "геном грамматики" или "геном языка", игравшим прямую и специфическую роль в в эволюции структур мозга, отвечающих за развитие речи у человека.

Ген FOXP2 три года спустя… Серия публикаций, показывающих, что FOXP2 не может иметь специфической роли в развитии языка и его функции прямо не связаны с языком

Функциональная система пения у певчих птиц

Итак: Данный ген «экспрессируется» в: зонах мозга, заведомо не связанных с языком в других органах человека в мозге других животных – приматов, грызунов, птиц, крокодилов… Отношение между генами и когнитивными процессами (в том числе языком) не может иметь взаимно-однозначного характера Только весь геном биологического вида отвечает за совокупность когнитивных способностей данного вида

Выводы Несостоявшаяся сенсация неслучайна и поучительна – вот что бывает, когда ставится задача любыми средствами подтвердить априорную теорию Без междисциплинарной информированности центральные лингвистические вопросы не могут обсуждаться всерьез Что разумеется не означает, что сведения из других наук следует принимать на веру

Что лингвистика может дать «общему делу» КН? Эмпирический базис когнитивных и семантических структур Лингвистические универсалии и типология «Коммуникативные категории» ………………………………………………..

С.В. Кодзасов (2004) Иконическая символика количественной просодии Это давно-о было; Ах во-от оно что Он ушел то|лько что; Это я|сное дело Фонетическая длина/краткость непосредственно кодирует ментальное расстояние Языковая структура – бесценный источник эксплицитных свидетельств о незримых когнитивных процессах Ср. психологию, которая, как правило, вынуждена пользоваться лишь косвенными свидетельствами

Сегментация устной речи Устная речь состоит из элементарных шагов, квантов, которые типично обладают единством: семантико-синтаксическим (одна предикация) просодическим (единый тоновый контур, один главный акцент, отсутствие внутренних границ - пауз) Нарушения канонического единства квантов – в частности, хезитации

Хезитация А птички летали /вокруг,.... И были /светло ээ \синенькие.... А у /меня.. \ну-у домашнее /задание не было \выучено.... И-и эээ.... эээ.. кхм ну... ээ.. ммм /\я-аа захотел пойти на \ули цу, \гулять.

Обобщение Хезитация – не собственно речевое, а общекогнитивное явление, характерное для: любых форм поведения человека человека и других видов Очень сходное явление изучается в когнитивной нейрофизиологии на примере движения лабораторных животных (lingering) Речь представляет собой членораздельную и уникально эксплицитную репрезентацию когнитивной деятельности Поэтому лингвистический анализ сегментации речи дает очень много для общего понимания сегментации поведения организмов и теории поведенческих актов

Что такое когнитивная лингвистика? Это лингвистика, информированная в области наук – партнеров по КН Лингвистическая теория может быть осмысленной только в той степени, в которой она: согласует свои представления с позитивными знаниями из разных областей КН открыта к взаимодействию с этими областями

Реально ли это? Сейчас наука специализируется, диверсифицируется… И тем не менее столь же сильная тенденция в современной науке – междисциплинарность и исчезновение жестких границ между областями знания А КОМУ СЕЙЧАС ЛЕГКО?

Крайний срок: 15 ноября