1 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательной программы.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
СИСТЕМА ГИГИЕНИЧЕСКИХ ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
Advertisements

Система гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ начального общего образования.
Требования к учебным изданиям, школьным ранцам и сменной обуви Ермола Марина Николаевна учитель начальных классов высшей категории МОУ «Таврическая гимназия»
Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях.
(требования СанПиНов) СанПиН «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях»
Готовность ОУ к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Анализ санитарно- гигиенических требований к организации образовательного процесса младших школьников с точки зрения реализации ФГОС.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ Постановление от 29 декабря 2010 г. N 189 Зарегистрировано в Минюсте РФ N
Требования к условиям реализации образовательных программ начального общего образования Требования к условиям реализации образовательных программ начального.
« Здоровьесбережение в образовательном учреждении» подготовила учитель русского языка и литературы Филиппова М.М. и литературы Филиппова М.М. МБОУ «СОШ.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования в контексте государственной политики в образовании.
Рузский муниципальный район Московской области Стандарт организации работы общеобразовательной школы Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение.
СОЛНЕЧНОГОРСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ 8 (МКОУ ЛИЦЕЙ 8) Стандарт организации.
Создание здоровьесберегающего образовательного пространства Зам. директора МОУ СОШ 16 Губина Т.В.
Здоровьесберегающие условия обучения детей Здоровьесберегающие условия обучения детей Прудникова И.Р. учитель начальных классов МОУ СОШ 2 п. Солнечный.
Город Подольск Московская область Стандарт организации работы общеобразовательной школы Муниципальное общеобразовательное учреждение « Средняя общеобразовательная.
Организация деятельности ОУ в рамках СанПиН Краснодар 18 августа 2011 г. 18 августа 2011 г. Департамент образования и науки Краснодарского.
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ проект.
Организация питания детей дошкольного возраста в ДОУ.
Новый САнПиН СанПиН "Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""
Транксрипт:

1 Гигиенические требования к условиям реализации общеобразовательной программы

2 1. ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ Строительство вблизи учреждений индивидуальных гаражей для легковых машин недопустимо. Строительство вблизи учреждений индивидуальных гаражей для легковых машин недопустимо. Площадки для установки контейнеров для мусора микрорайона должны быть удалены от учреждений на расстояние не менее 20 м. Площадки для установки контейнеров для мусора микрорайона должны быть удалены от учреждений на расстояние не менее 20 м. Радиус обслуживания населения учреждениями, размещаемыми в жилой застройке городов, составляет для учащихся начальных классов не более 500 м. Радиус обслуживания населения учреждениями, размещаемыми в жилой застройке городов, составляет для учащихся начальных классов не более 500 м. Размещение учреждений в сельской местности должно предусматривать для учащихся начальных классов радиус доступности не более 2 км пешком. Размещение учреждений в сельской местности должно предусматривать для учащихся начальных классов радиус доступности не более 2 км пешком. Для учащихся, проживающих от учреждения на расстоянии 1 км и более, организуют транспортное обслуживание. Для учащихся, проживающих от учреждения на расстоянии 1 км и более, организуют транспортное обслуживание.

3 Здания общеобразовательных учреждений следует размещать от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 170 м. Здания общеобразовательных учреждений следует размещать от межквартальных проездов с регулярным движением транспорта на расстояние не менее 170 м. Размещение учреждений в сельской местности должно предусматривать для учащихся начальных классов радиус доступности не более 2 км пешком. Размещение учреждений в сельской местности должно предусматривать для учащихся начальных классов радиус доступности не более 2 км пешком. Для учащихся, проживающих от учреждения на расстоянии 1 км и более, организуют транспортное обслуживание Для учащихся, проживающих от учреждения на расстоянии 1 км и более, организуют транспортное обслуживание Расстояние от места жительства до места сбора на остановке транспорта для учащихся младшего школьного возраста должно быть не более 500 м. Расстояние от места жительства до места сбора на остановке транспорта для учащихся младшего школьного возраста должно быть не более 500 м. Остановка должна иметь твердое покрытие и обзор со стороны дороги не менее 250 м. Ее оборудуют навесом, огражденным с трех сторон. От проезжей части дороги он должен быть защищен барьером. Остановка должна иметь твердое покрытие и обзор со стороны дороги не менее 250 м. Ее оборудуют навесом, огражденным с трех сторон. От проезжей части дороги он должен быть защищен барьером.

4 2. ТРЕБОВАНИЯ К УЧАСТКУ УЧРЕЖДЕНИЙ Площадь земельного участка учреждения определяют из расчета не менее 35 м 2 на 1 учащегося. Участок должен иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5 м Площадь земельного участка учреждения определяют из расчета не менее 35 м 2 на 1 учащегося. Участок должен иметь ограждение по всему периметру высотой не менее 1,5 м Зона отдыха должна быть приближена к выходу из здания и оборудована площадками для подвижных игр: для учащихся 1 класса площадью не менее 180 м 2, а для учащихся 2 – 4 классов из расчета 100 м 2 на каждый класс. Зона отдыха должна быть приближена к выходу из здания и оборудована площадками для подвижных игр: для учащихся 1 класса площадью не менее 180 м 2, а для учащихся 2 – 4 классов из расчета 100 м 2 на каждый класс. Физкультурно-спортивную зону располагают на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Физкультурно-спортивную зону располагают на расстоянии не менее 25 м от здания учреждения за полосой зеленых насаждений. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% общей площади участка. Учебно-опытная зона должна составлять не более 25% общей площади участка. Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания не менее 35 м и ограждают зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы. Хозяйственную зону располагают со стороны входа в производственные помещения столовой (буфета) на границе участка на расстоянии от здания не менее 35 м и ограждают зелеными насаждениями. Она должна иметь самостоятельный въезд с улицы.

5 Мусоросборники с плотными крышками следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет). Мусоросборники с плотными крышками следует устанавливать на бетонированной площадке на расстоянии не менее 25 м от окон и входа в столовую (буфет). В хозяйственной зоне сельских учреждений допускается размещать сарай, овощехранилище, навесы для инвентаря и оборудования. В хозяйственной зоне сельских учреждений допускается размещать сарай, овощехранилище, навесы для инвентаря и оборудования. Проезды, дорожки и площадки должны иметь твердое покрытие. Уровень искусственной освещенности участка на земле должен быть не менее 10 лк. Проезды, дорожки и площадки должны иметь твердое покрытие. Уровень искусственной освещенности участка на земле должен быть не менее 10 лк. Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% территории Площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% территории Для озеленения не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Для озеленения не следует использовать деревья и кустарники с ядовитыми плодами и колючками. Уборку участка следует проводить ежедневно. Уборку участка следует проводить ежедневно.

6

7 3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЮ Количество учащихся не должно превышать расчетной вместимости учреждения. Количество учащихся не должно превышать расчетной вместимости учреждения. Вместимость вновь строящихся учреждений не должна превышать 1000 человек Вместимость вновь строящихся учреждений не должна превышать 1000 человек Этажность здания не должна превышать трех этажей. Этажность здания не должна превышать трех этажей. Учебные помещения для учащихся начальных классов должны быть выделены в отдельный блок и располагаться на 1-м, 2-м этажах Учебные помещения для учащихся начальных классов должны быть выделены в отдельный блок и располагаться на 1-м, 2-м этажах Структура здания должна обеспечить: максимальное разделение детского коллектива на отдельные возрастные группы; отделение учебных помещений от общешкольных, приближение учебных помещений к помещениям для отдыха учащихся и санитарным узлам; удобные и достаточно короткие связи учебных и рекреационных помещений начальных классов с гардеробами; возможность изоляции отдельных групп учащихся в случае возникновения инфекционных заболеваний Структура здания должна обеспечить: максимальное разделение детского коллектива на отдельные возрастные группы; отделение учебных помещений от общешкольных, приближение учебных помещений к помещениям для отдыха учащихся и санитарным узлам; удобные и достаточно короткие связи учебных и рекреационных помещений начальных классов с гардеробами; возможность изоляции отдельных групп учащихся в случае возникновения инфекционных заболеваний

8 Гардеробы размещают на 1-м этаже с обязательным оборудованием секций для каждого класса. Гардеробы размещают на 1-м этаже с обязательным оборудованием секций для каждого класса. Лестницы должны иметь ограждения. Высота ограждений составляет 1,5 м, высота поручней для учащихся начальных классов – не менее 0,6 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Лестницы должны иметь ограждения. Высота ограждений составляет 1,5 м, высота поручней для учащихся начальных классов – не менее 0,6 м, поручни для взрослых устанавливают на высоте 0,85 м. Учебные помещения группируют в учебные секции: в учебных секциях для 1 класса следует размещать не более 3 – 4 классных помещений со спальными - игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами; в учебных секциях для 2 – 4 классов размещают не более шести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами и универсальное помещение для групп продленного дня. Учебные помещения группируют в учебные секции: в учебных секциях для 1 класса следует размещать не более 3 – 4 классных помещений со спальными - игровыми (комнатами отдыха) и санитарными узлами; в учебных секциях для 2 – 4 классов размещают не более шести классных помещений с рекреациями и санитарными узлами и универсальное помещение для групп продленного дня. Площадь рекреации определяют из расчета не менее 2 м 2 на 1 учащегося Площадь рекреации определяют из расчета не менее 2 м 2 на 1 учащегося Светопроемы учебных помещений оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом стен, мебели. Светопроемы учебных помещений оборудуют регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи или тканевыми шторами светлых тонов, сочетающимися с цветом стен, мебели. Площадь классного помещения определяют из расчета не менее 2,5 м 2 на 1 учащегося Площадь классного помещения определяют из расчета не менее 2,5 м 2 на 1 учащегося

9 4. ТРЕБОВАНИЯ К ВОЗДУШНО-ТЕПЛОВОМУ РЕЖИМУ Температура воздуха в учебных помещениях должна соответствовать значениям, приведенным Климатиче ский район Сезон года Зона теплового комфорта °С Зона умеренног о напряжен ия терморегу ляции °С Холодный Холодный Умеренный Жаркий зима 21 – – – – – – 21 Умеренный Жаркий Весна 18 – – – – – 26 Умеренный Жаркий Осень 16 – – – – 28

10 Длительность сквозного проветривания учебных помещений Длительность сквозного проветривания учебных помещений определяется погодными условиями определяется погодными условиями Наружная температура, °С Длительность проветривания, мин В малые перемены Длительность проветривания, мин В большие перемены и между сменами От 10 до 6 4 – – 35 От 5 до 0 3 – 7 20 – 30 От 0 до –5 2 – 5 15 – 25 От –5 до –10 1 – 3 5 – 10 Ниже –10 1– 1,5 5 – 10

11 5. ТРЕБОВАНИЯ К ВОДОСНАБЖЕНИЮ И КАНАЛИЗАЦИИ Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Учреждения следует обеспечивать централизованным водоснабжением, доброкачественной питьевой водой в соответствии с гигиеническими требованиями к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно–эпидемиологический надзор. Использование фильтров для очистки питьевой воды следует согласовать с территориальными органами, уполномоченными проводить санитарно–эпидемиологический надзор. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима учащихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. При отсутствии централизованного водоснабжения в населенном пункте организация питьевого режима учащихся осуществляется только с использованием воды, расфасованной в емкости, при условии организации контроля розлива питьевой воды. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность. Бутилированная вода, поставляемая в образовательные учреждения, должна иметь документы, подтверждающие ее происхождение, качество и безопасность.

12 При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовой – в учебных и спальных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды, контейнеров для сбора использованной посуды одноразового применения. При организации питьевого режима с использованием бутилированной воды должно быть обеспечено достаточное количество чистой посуды (стеклянной, фаянсовой – в обеденном зале и одноразовой – в учебных и спальных помещениях), а также отдельных промаркированных подносов для чистой и использованной стеклянной или фаянсовой посуды, контейнеров для сбора использованной посуды одноразового применения. В течение всего времени пребывания учащихся в образовательном учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде В течение всего времени пребывания учащихся в образовательном учреждении для них должен быть обеспечен свободный доступ к питьевой воде Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 60 °С. Температура горячей воды, поступающей к смесителям приборов, не должна превышать 60 °С. Учреждения должны быть обеспечены централизованной канализацией. Учреждения должны быть обеспечены централизованной канализацией. В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений (вместимостью до 50 мест) люфтклозетами или выгребами (с организацией стоков). В неканализованных районах допускается оборудование малокомплектных сельских общеобразовательных учреждений (вместимостью до 50 мест) люфтклозетами или выгребами (с организацией стоков).

13 6. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ, ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ Уровни естественного освещения определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в учебном помещении к наружному освещению. Уровни естественного освещения определяются коэффициентом естественного освещения (далее КЕО), который является процентным отношением внутреннего освещения в учебном помещении к наружному освещению. Нормируемый уровень КЕО составляет не менее 1,5%, предельно допустимое значение – 1,35%. Нормируемый уровень КЕО составляет не менее 1,5%, предельно допустимое значение – 1,35%. В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения. В учебных помещениях должно быть левостороннее светораспределение естественного освещения. Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. Уровни искусственной освещенности на рабочих плоскостях от системы общего освещения должны быть не менее 500 лк. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для освещения классов нецелесообразно. При этом система общего освещения обеспечивается потолочными светильниками с газоразрядными лампами. Использование ламп накаливания для освещения классов нецелесообразно. В условиях городской застройки повышенной плотности допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО – 1,3%, предельно-допустимым значением – 1,17%. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк. В условиях городской застройки повышенной плотности допускается использовать систему совмещенного освещения с нормируемым КЕО – 1,3%, предельно-допустимым значением – 1,17%. В этом случае уровень освещенности от искусственных источников света должен составлять не менее 600 лк.

14 Показатели естественного, искусственного и совмещенного освещения основных помещений учреждений образования Помещения Рабочая поверхность и плоскость нормирования КЕО и освещенности (Г – горизонтальная, В – вертикальная) и высота плоскости над полом, м Естественное освещение Совмещенное освещение Искусственное освещение, не менее КЕО е, % при верхнем или комбиниро ванном освещении при боковом освещении при верхнем или комбиниро ванном освещении при боковом освещен ии Освещенность, лк Показа тель диском форта М, не более Коэффи циент пульсаци и освещен ности, К, %, не более при комбинированном освещении при общем освещен ии всего от общего Классные комнаты, кабинеты, аудитории общеобразовательных учреждений, лаборатории, учебные кабинеты физики, химии, биологии и пр. Рабочие столы и парты: Г-0,8 4,01,52,11,3–– Середина доски: В-1,5 –– 500––10 Кабинеты информатики и вычислительной техники Г-0,83,51,22,10, Экран дисплея: В–1; –– 200–– Учебные кабинеты технического черчения и рисования Г–0,84,01,52,11,3–– Рабочие, чертежные доски, рабочие столы –– Лаборантские при учебных кабинетах Г–0,83,51,22,10, Мастерские по обработке металлов и древесины Верстаки, рабочие столы, Г–0,8 –– 3,01,

Инструментальная, комната мастера-инструктора Г–0,8–– 1,80,6–– Кабинеты обслуживающих видов труда Г–0,84,01,52,11,3–– Спортивные залы Г-0,02,50,71,50,4–– В-2,0 с обеих сторон на продольной оси помещения –– 75–– Снарядные, инвентарные, хозяйственные кладовые Г– 0,8–– 50–– Крытые бассейны Г– поверхность воды 2,00,51,20,3–– Актовые залы, киноаудитории Г– 0,0–– 20075–– Кабинеты и комнаты преподавателей Г– 0,83,01,01,80,6–– Рекреации Г– 0,02,.00,51,20,3–– 15090–– Спальные комнаты Г– 0,02,00,5–– Обеденные залы столовых * Г– 0,83,01,01,80,6–– Продолжение таблицы

16 7. ТРЕБОВАНИЯ К РАССТАНОВКЕ МЕБЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО МЕСТА И УЧЕБНЫМ ДОСКАМ Функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп Функциональные размеры парт для учащихся разных ростовых групп Ростовая группа Высота переднего края крышки парты Высота переднего края сиденья парты 1000–1150 мм –1300 мм –1450 мм –1600 мм

17 Требования к расстановке мебели в классном помещении Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Каждый учащийся должен быть обеспечен рабочим местом за партой в соответствии с его ростом. Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели Для подбора мебели соответственно росту учащихся производится цветовая маркировка мебели Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см Расстояние между рядами парт должно быть не менее 60 см Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см. Расстояние от демонстрационного стола до учебной доски должно быть не менее 100 см. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см. Расстояние от первой парты до учебной доски должно быть не менее 240 см. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см. Наибольшая удаленность последнего места учащегося от учебной доски не должна превышать 860 см.

18 Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45. Угол видимости доски (от края доски длиной 3 м до середины крайнего места учащегося за передней партой) должен быть не менее 45. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. Рассаживание учащихся следует производить с учетом их состояния здоровья. Часто болеющие дети должны сидеть как можно дальше от наружной стены. Для детей с нарушением слуха и зрения парты независимо от их номера ставят первыми, причем учащиеся с пониженной остротой зрения должны размещаться в первом ряду от окон. При коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. При коррекции остроты зрения очками учащиеся могут сидеть в любом ряду. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе. Для профилактики нарушений осанки не менее 2 раз в год следует менять местами учащихся, сидящих в крайних рядах, не нарушая соответствия номера мебели их ростовой группе. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья. В качестве источника информации о росте и состоянии здоровья учащихся используют лист здоровья в классном журнале (заполняется медицинским работником учреждения), в котором для каждого учащегося отмечается необходимый номер мебели, а также рекомендации по рассаживанию в зависимости от его состояния здоровья. Для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см. Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели. Для контроля соответствия роста учащихся функциональным размерам парт следует иметь цветную мерную линейку, на которую наносят соответственно группам мебели цветовые полосы шириной 15 см. Линейку располагают вертикально в доступном для учащихся месте, чтобы они могли самостоятельно измерить свой рост и соотнести его с маркировочным цветом необходимой мебели.

19 ЦВЕТОВАЯ МАРКИРОВКА ПАРТ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ РОСТОВОЙ ГРУППЫ УЧАЩИХСЯ Номер парт ы Группа роста, мм Цвет Цвет маркировки Высота над полом верхней плоскости крышки парты, обращенной к ученику, мм Высота над полом верхнего края сиденья, мм оранжевый Фиолетовый – 1450 Желтый – 1600 Красный

20 ЦВЕТ И РИСУНОК ОБЛИЦОВОЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ ЗАЩИТНО-ДЕКОРАТИВНЫХ ПОКРЫТИЙ ПАРТ Цвет и рисунок Крышка парт Сиденье и спинка парт Деревян- ные каркасы Метал- лические каркасы

21 Требования к организации ученического рабочего места Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося: Организация рабочего места должна обеспечивать рабочую позу учащегося: – голова держится прямо или слегка наклонена вперед; – корпус имеет легкий или средний наклон вперед (без опоры грудью на край парты); – руки согнуты в локтевых суставах под прямым углом и свободно лежат на поверхности, не являясь дополнительными точками опоры; – ноги согнуты под прямым или несколько большим (100 –110º) углом с опорой на пол или подножку парты; – расстояние от глаз учащегося до рабочей плоскости парты соответствует длине предплечья и кисти с выпрямленными пальцами.

22

23 Требования к учебным доскам Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Учебные доски должны быть изготовлены из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80–90 см. Высота нижнего края учебной доски над полом составляет 80–90 см. Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской. Учебные доски оборудуют софитами, которые размещают выше верхнего края доски на 0,3 м и 0,6 м – в сторону класса перед доской.

24 8. ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения – 7 лет. В учреждения, реализующие общеобразовательные программы начального образования, могут быть приняты дети, достигшие 6,5 лет к 1 сентября текущего года. Оптимальный возраст начала школьного обучения – 7 лет. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья. Прием детей в первые классы осуществляют с учетом заключения психолого-медико-педагогической комиссии (консультации) о готовности ребенка к обучению и отсутствия у него показаний к отсрочке начала систематического обучения по состоянию здоровья. Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее Обучение в начальных классах целесообразно организовать в первую смену. Для учащихся первых классов обучение в первую смену является обязательным. Учебные занятия следует начинать не ранее В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября – четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов. В начале учебного года для первоклассников необходимо постепенное увеличение учебной нагрузки: в сентябре – октябре проводят ежедневно по три урока продолжительностью 35 минут каждый, с ноября – четыре 35-минутных урока. Таким образом, объем недельной образовательной нагрузки не должен превышать 20 часов.

25 Классы Максимально допустимая недельная нагрузка в часах При 6-дневной неделе При 5-дневной неделе 1–20 2–42522 Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели. Нормативы образовательной нагрузки определяют исходя из продолжительности учебной недели (для учащихся 1 класса максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней) в соответствии с таблицей. Объем образовательной нагрузки равномерно распределяют в течение учебной недели. В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе В тех случаях, когда необходима организация 6-го учебного дня, занятия должны носить игровой, физкультурно-оздоровительный характер с максимальным пребыванием детей на воздухе

26 При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник – четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики… При составлении расписания уроков необходимо учитывать, что занятия по математике, русскому языку, родному языку необходимо проводить на первом-втором уроках. Контрольные работы целесообразно проводить во вторник – четверг на втором-третьем уроках, но не более одной в день. Основные предметы (математика, русский язык, родной язык, иностранный язык) следует чередовать с уроками изобразительного искусства, труда, физкультуры, ритмики… Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15– 20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока – динамическую паузу Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после второго урока) – 15– 20 минут. На большой перемене организуют завтрак. После третьего урока – динамическую паузу Структура урока должна быть дробной – включать несколько видов деятельности, но не более шести. Структура урока должна быть дробной – включать несколько видов деятельности, но не более шести. Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7–8 лет – не более 10 минут. Общая продолжительность письма на уроке для учащихся в возрасте 7–8 лет – не более 10 минут.

27 Наполняемость начальных классов не должна превышать 20 человек. В отдельных случаях по согласованию с территориальными органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, допускается увеличение численности детей в классе, но не более чем до 25 человек. Наполняемость начальных классов не должна превышать 20 человек. В отдельных случаях по согласованию с территориальными органами, уполномоченными осуществлять санитарно-эпидемиологический надзор, допускается увеличение численности детей в классе, но не более чем до 25 человек. На занятиях по иностранному языку и информатике класс делят на две подгруппы. На занятиях по иностранному языку и информатике класс делят на две подгруппы. Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7–10 лет не должна превышать 20 минут. Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7–10 лет не должна превышать 20 минут. Длительность непрерывного применения на уроках различных ТСО Классы Длительность просмотра (мин) кинофильмовтелепередач 1–215–2015 3–415–2020

28 9. требования к учебным изданиям Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Издания могут быть изготовлены в мягкой обложке или жесткой переплетной крышке. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки. Издания в переплетных крышках с бумажным покрытием должны быть отделаны припрессовкой пленки. Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием. Издания в обложках должны быть отделаны лакированием или припрессовкой пленки, кроме обложек, изготовленных из мелованных бумаг или бумаг со специальным покрытием. Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: Не допускается применять способы скрепления блока издания, приводящие к ухудшению условий чтения: – шитье проволокой втачку; – шитье проволокой втачку; – клеевое бесшвейное скрепление. – клеевое бесшвейное скрепление. Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.), допускается бесшвейное клеевое скрепление. Для изданий, функционально предназначенных к постраничному разъединению (разрезанию) (дидактические материалы, карточки с заданиями и т. п.), допускается бесшвейное клеевое скрепление.

29

30 Требования к прописям В прописях для освоения начальных навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм. В прописях для освоения начальных навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не более 8 мм и не менее 5 мм. Для закрепления навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм. Для закрепления навыков письма расстояние между горизонтальными направляющими линиями для строчных букв должно быть не менее 4 мм. Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм. Расстояние между строками (межстрочье) должно быть не менее 8 мм. В прописях рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15. В прописях рекомендуется использовать линии, определяющие наклон буквы, с углом наклона от вертикали 15. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую. Для направляющих линий (горизонтальных и наклонных) следует применять только одну краску следующих цветов: черную, серую, светло-голубую или светло-зеленую. Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Для изображения образцов букв допускается использовать одну цветную краску. Рекомендуется использовать для изображения образцов букв и их элементов сплошные или пунктирные линии, а также стрелочные указатели, ориентирующие направление движения руки при письме. Для изображения образцов букв допускается использовать одну цветную краску. Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается. Применение точек для изображения образцов букв и их элементов не допускается.

31 Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по гуманитарным дисциплинам для 1 – 4 классов Классы Кегль, пункты, не менее Увеличение интерлинь яжа, пункты, не менее Длина строки Характеристика шрифта минимальнаямаксимальнаягруппаемкость,начертание квадрат ы мм квадрат ы мм зн./кв., не более Первый / / Рубле- ных или нов ых мал о- кон- трас т- ных 6,0 Нормальное или широкое; светлое или полужирное; прямое Второй / / ,0 (6,6)** Третий и четвер тый / ,7 (7,3) Нормальное или широкое; светлое; прямое 12*24 1 / / ,7 (8,5) нормальное или широкое; светлое

32 Требования к шрифтовому оформлению текста изданий по математическим дисциплинам для 1–4 классов Кегль, пункты, не менее Увеличен­ие интерлинья жа, пункты, не менее Минимальная длина строки Характеристика шрифта группаначертание квадра т ы мм Рубленых Нормальное или широкое; светлое; прямое Рубленых или новых малоконтрастны х Нормальное или широкое; светлое; прямое Рубленых Нормальное или широкое; светлое; прямое

33 Требования к шрифтовому оформлению наглядных пособий Классы Расстояние наблюдения, см, не более Размер шрифта, пункты, не более –

34 Требования к весу учебных изданий Вес учебного издания для учащихся начальных классов не должен превышать 300 г. Вес изданий для 1–4 классов, предназначенных для работы только дома или в классе, не должен превышать 500 г. Допускается увеличение веса издания не более чем на 10%.

требования к школьным ранцам Вес ранца не должен превышать 700 г. Вес ранца не должен превышать 700 г. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму. Конструкция ранца должна обеспечивать устойчивую его форму. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму. Спинка ранца должна быть полужесткой и сохранять свою форму. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили. Предпочтение следует отдавать ранцам, спинка которых имеет специальные массажные профили. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400 – 450 мм должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки. Ширина плечевого ремня в верхнем отрезке на протяжении 400 – 450 мм должна быть не менее 35 – 40 мм; материал, из которого изготовлены плечевые ремни, должен быть эластичным; при использовании жесткого материала необходимы специальные накладки. Высота передней стенки ранца должна составлять 220–260 мм. Высота передней стенки ранца должна составлять 220–260 мм. Ширина ранца не должна превышать 60–100 мм. Ширина ранца не должна превышать 60–100 мм. Длина ранца не должна превышать 300–360 мм. Длина ранца не должна превышать 300–360 мм. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, с водоотталкивающими свойствами, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке. Безопасность ранца должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением, выданным уполномоченным органом и утвержденным в установленном порядке. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей. Необходимо постоянно контролировать содержимое ранца для того, чтобы в нем не было лишних и ненужных вещей. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти. Регулярные контрольные взвешивания ранца с ежедневными учебными комплектами необходимо проводить в течение учебной недели каждой четверти. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1–2 классов – 2, 2 кг, для учащихся 3 – 4 классов – 3, 2 кг. Вес ранца с ежедневными учебными комплектами не должен превышать: для учащихся 1–2 классов – 2, 2 кг, для учащихся 3 – 4 классов – 3, 2 кг.

требования к сменной обуви 1. В учреждении учащимся следует использовать сменную обувь. 2. Обувь должна соответствовать форме и размеру стопы. При этом в носочной части должен быть припуск 5–7 мм, учитывающий увеличение длины стопы за счет ее естественного роста и нагрузок во время ходьбы. При отсутствии припуска пальцы принимают согнутое положение, что может привести к их деформации. 3. Обувь не должна быть зауженной в носочной части, поскольку это приводит к деформации большого пальца, его отклонению наружу. Чрезмерно свободная обувь также оказывает отрицательное влияние – могут появиться потертости, мозоли. 4. Подошва в обуви должна быть гибкой. 5. Высота подошвы не должна быть более 0,7 см. 6. Высота каблука не должна превышать 2 см. 7. Сменная обувь должна иметь фиксированный задник, который позволяет прочно удерживать пяточную кость и предотвращает ее отклонение наружу. 8. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию в носочной части. Открытый носок в сменной обуви не способствует устойчивому положению стопы и создает угрозу травматизации пальцев стопы. 9. Обувь должна обеспечивать прочную фиксацию голеностопного сустава стопы. 10. Конструкция обуви должна обеспечивать оптимальный температурно-влажностный режим внутриобувного пространства. 11. В сменной обуви не допускается использование стелек с выпуклостью в подсводном пространстве. 12. Использование ортопедических стелек рекомендуется врачом только при выраженных деформациях стопы с учетом особенностей ее профиля. Стельки должны быть строго индивидуальными и соответствовать рельефу подошвенной части стопы ребенка. 13. Безопасность материалов, из которых изготовлена сменная обувь, должна быть подтверждена санитарно- эпидемиологическим заключением. 14. Не рекомендуется использовать в качестве сменной обуви туфли типа «лодочки», домашние тапочки, кроссовки, туфли с нефиксированным задником. 15. В качестве сменной обуви рекомендуется использовать сандалии с частично закрытой носочной частью и фиксированным задником. 16. Контроль за сменной обувью осуществляют классные руководители путем оценки соответствия функциональных параметров обуви каждого ребенка гигиеническим требованиям и заполнения карт мониторинга в начале учебного года. 17. Вопросы использования гигиенически рациональной сменной обуви должны быть предметом обсуждения на родительском собрании.

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПИТАНИЯ Для учащихся должно быть обеспечено двухразовое горячее питание Для учащихся должно быть обеспечено двухразовое горячее питание Для групп продленного/полного дня обязательна организация трехразового питания. Для групп продленного/полного дня обязательна организация трехразового питания. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а для обучающихся во 2 смену – обеда и полдника. Двухразовое питание предполагает организацию завтрака и обеда, а для обучающихся во 2 смену – обеда и полдника. Обучающиеся в первую смену должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в – – горячий завтрак в школе, в – – после окончания занятий – обед в школе. Обучающиеся в первую смену должны получать завтрак (дома, перед уходом в школу), в – – горячий завтрак в школе, в – – после окончания занятий – обед в школе. Обучающиеся во 2 смену должны получать завтрак (дома), в – – обед (дома, перед уходом в школу), в – – горячее питание в школе (полдник), в – – ужин (дома). Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5 – 4 часов. Обучающиеся во 2 смену должны получать завтрак (дома), в – – обед (дома, перед уходом в школу), в – – горячее питание в школе (полдник), в – – ужин (дома). Длительность промежутков между отдельными приемами пищи не должна превышать 3,5 – 4 часов.

38

39 Примерный суточный набор продуктов для учащихся начальных классов Наименование продуктов Возраст 7-10 лет Молоко, мл 500 Творог, г 40 Сметана, г 15 Сыр, г 10 Мясо, г 140 Рыба, г 40 Яйцо, шт.1 Хлеб ржаной, г 70 Хлеб пшеничный, г 150 Крупы, макаронные изделия, г 45 Мука пшеничная, г 25 Сахар, г 60 Кондитерские изделия, г 10 Масло сливочное, г 25 Масло растительное, г 10 Картофель, г 200 Овощи разные, г 275 Фрукты свежие, г 150–300 Фрукты сухие, г 15

40 Суточная потребность детей в основных пищевых веществах и энергии Возраст Белки, г Жиры, г Угле- воды, г Энергетическая ценность, ккал Всего В том числе живо тные всего В том числе растит ельные 6 лет –10 лет Суточная потребность детей в основных витаминах, в мг Возраст В1В1 В2В2 РРВ6В6 В 12 А 7–10 лет 1,4 1,9 15 1,7 0,002 0,7 ВозрастED B c (фолие вая к- та) Пантотеновая кислота БиотинK 7–10 лет 10 0,025 0,2 4–5 0,03

41 Суточная потребность детей в витамине С Возраст 7–10 л. абс., мг 60 мг/кг массы тела 2,0 Суточная потребность детей в основных макро- и микроэлементах, в мг Возраст Кальций ФосфорМагний ЖелезоЦинк Йод 7-10 лет ,1

42 Примерный объем порций для учащихся начальных классов Блюда Возраст 7-10 лет Холодные закуски (салаты, винегреты)50–75 г Каша, овощное блюдо 200 г Первые блюда 250 г Вторые блюда (мясо, рыба, порционные колбасные изделия) 75–130 г Гарниры 150–250 г Напитки 200 мл Хлеб 30 г (пшеничный), 20 г (ржаной)

43

ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ Медицинское обеспечение учащихся в учреждении должно включать: – оказание неотложной и скорой медицинской помощи; – профилактические медицинские осмотры (педиатрический и специализированный в соответствии с регламентирующими документами) с комплексным заключением о состоянии их здоровья; – профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний опорно-двигательного аппарата; – профилактические мероприятия по оздоровлению учащихся, перенесших острые респираторные вирусные инфекции; – профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний органов зрения, пищеварения, болезней эндокринной системы, нарушения обмена веществ и расстройств питания; – выявление ранних и скрытых форм социально значимых заболеваний, в том числе гепатитов В и С, наблюдение за тубинфицированными; - иммунизацию в рамках национального календаря профилактических прививок и календаря профилактических прививок по эпидемическим показаниям; – профилактические мероприятия по гигиеническому обучению и воспитанию в целях формирования здорового образа жизни;

45 – противоэпидемические и профилактические мероприятия по предупреждению распространения инфекционных и паразитарных заболеваний в учреждении; информирование территориальных учреждений здравоохранения и территориальных учреждений Роспотребнадзора о случаях инфекционных и паразитарных заболеваний среди учащихся и персонала в течение 2 часов после установления диагноза; – контроль полноты и качества предварительного медицинского обследования детей, поступающих в 1 класс; – амбулаторный прием; – информирование родителей или иных законных представителей несовершеннолетнего о планируемой иммунопрофилактике, профилактических осмотрах и других медицинских мероприятиях и проведение их после получения разрешения; – учет, анализ и профилактика всех случаев травм; – анализ состояния здоровья учащихся по показателям острой заболеваемости, заболеваемости по результатам профилактических медицинских осмотров и обращаемости в медицинский кабинет учреждения; – оценку эффективности профилактических и оздоровительных мероприятий, анализ состояния иммунизации учащихся и выполнение плана профилактических прививок, а также разработку плана медицинских мероприятий, направленных на охрану и укрепление здоровья;

46 – медико-психолого-педагогическую экспертизу, в том числе при оценке «школьной зрелости», переводе в класс компенсирующего обучения, переходе в учреждение с повышенным уровнем содержания образования; – взаимодействие медицинского персонала учреждения с врачами-педиатрами, участковыми и врачами, – специалистами учреждений здравоохранения, а также администрацией и педагогическим персоналом учреждения по вопросам охраны и укрепления здоровья учащихся; – контроль за организацией, режимом и качеством питания, за соблюдением санитарно-гигиенического режима учреждения; – осмотр работников пищеблока на наличие порезов, ссадин, гнойничковых заболеваний на кожных покровах, катаральных явлений верхних дыхательных путей с отметкой в журнале установленного образца; – контроль за организацией физического воспитания; – контроль за организацией образовательного процесса; – санитарно-гигиеническое просвещение, в том числе по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний; – проведение плановой санации полости рта; – диспансерное наблюдение и лечение учащихся со стоматологическими заболеваниями (кариес, гингивит, заболевания слизистой оболочки рта, некариозные поражения зубов); – проведение контролируемой чистки зубов, индивидуальное обучение гигиене полости рта; – проведение коррекции навыков гигиенического ухода и подбор средств гигиены полости рта.

47

48 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ АПТЕЧКИ 1. Жгут кровоостанавливающий, резиновый – 1 шт. 2. Пузырь для льда – 1 шт. (гипотермический пакет 1 шт.). 3. Бинт стерильный, широкий 7 х 14 – 2 шт. 4. Бинт стерильный 3 х 5 – 2 шт. 5. Бинт нестерильный – 1 шт. 6. Салфетки стерильные – 2 уп. 7. Вата стерильная – 1 пачка. 8. Лейкопластырь 2 см – 1 катушка, 5 см – 1 катушка. 9. Бактерицидный лейкопластырь разных размеров – 20 шт. 10. Спиртовой раствор йода 5% – 1 флакон. 11. Водный раствор аммиака (нашатырный спирт) в амп. – 1 уп. 12. Раствор перекиси водорода 3% – 1 уп. 13. Марганцовокислый калий кристаллический – 1 уп. 14. Анальгин 0,5 в табл. – 1 уп. 15. Настойка валерианы – 1 уп. 16. Ножницы – 1 шт.

49 Используемый источник: Интернет: standapt. edu. pu

50 Автор программы: Учитель начальных классов Курсова И.А. Место работы: специальная (коррекционная) школа – интернат 4 I и II вида Г.Сыктывкара Спасибо за внимание.