1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ В.Н. Шмелев начальник отдела дошкольного и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
Advertisements

«Ключевые особенности федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО)»
«Содержание и технология введения ФГОС» Родительское собрание г.
«Особенности федерального государственного образовательного стандарта»
Основные направления инициативы «Наша новая школа» Переход на новые образовательные стандарты Переход на новые образовательные стандарты Развитие системы.
Требования федерального государственного образовательного стандарта общего образования Начальное общее образование НОВОМОСКОВСК АВТОР: ДИРЕКТОР МОУ «САВИНСКАЯ.
От государственных стандартов первого поколения – к новому образовательному стандарту!
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения.
ФГОС: что нового? ФГОС: что нового? ФГОС ориентирован на ЛИЧНОСТЬ ГОСУДАРСТВО ОБЩЕСТВО.
Основная образовательная программа начального общего образования Логвинова И.М.
Введение в образовательные учреждения федеральных государственных образовательных стандартов.
ФГОС 1. Переход на новые образовательные стандарт 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение.
1 ФГОС нового поколения: обеспечение введения и реализации.
1 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З « 6 » __октября ____2009г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Семинар
1 Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: актуальные вопросы введения март 2011 г.
МОУ «Средняя общеобразовательная школа 1 с углубленным изучением отдельных предметов» г.Надыма.
1 Федеральный государственный образовательный стандарт Утверждён приказом Минобрнауки РФ от г. 373.
2011 Нормативно-правовое и организационное обеспечение введения ФГОС НОО.
Транксрипт:

1 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ. НОРМАТИВНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ В.Н. Шмелев начальник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Нижегородской области

2 Президент России Дмитрий Медведев: в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Задача современного образования заключается в «…раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…» в течение ближайших десятилетий Россия должна стать страной, благополучие которой обеспечивается не столько сырьевыми, сколько интеллектуальными ресурсами: «умной» экономикой, создающей уникальные знания, экспортом новейших технологий и продуктов инновационной деятельности. Задача современного образования заключается в «…раскрытии способностей каждого ученика, воспитании личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире…»

3 04 февраля 2010 г. Президентом РФ утверждена Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» Основные направления развития общего образования 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 1. Переход на новые образовательные стандарты 1. Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 2. Развитие системы поддержки талантливых детей 3. Совершенствование учительского корпуса 3. Совершенствование учительского корпуса 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ 4. Изменение школьной инфраструктуры 4. Изменение школьной инфраструктуры 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 5. Сохранение и укрепление здоровья школьников 6. Расширение самостоятельности школ 6. Расширение самостоятельности школ

4 Появление новых вызовов времени вынуждает отвечать на них модернизацией школьного образования. Эти вызовы порождают новые требования к образованию и его результатам и поэтому требуют разработки нового поколения образовательных стандартов.

5 резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи ООН ( г.) Декларация прав ребенка «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» резолюция 1386 Генеральной Ассамблеи ООН ( г.) Декларация прав ребенка «Ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным. Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы, на основе равенства возможностей, развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества» Нормативные основы ФГОС

6 Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах резолюция 2200 Генеральной Ассамблеи ООН (ст.13) ( г.) «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира». резолюция 2200 Генеральной Ассамблеи ООН (ст.13) ( г.) «Участвующие в настоящем Пакте государства признают право каждого человека на образование. Они соглашаются, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и создание ее достоинства и должно укреплять уважение к правам человека и основным свободам. Они далее соглашаются в том, что образование должно дать возможность всем быть полезными участниками свободного общества, способствовать взаимопониманию, терпимости и дружбе между всеми нациями и всеми расовыми, этническими и религиозными группами и содействовать работе Организации Объединенных Наций по поддержанию мира».

7 Конституция Российской Федерации Статья Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования. 1. Каждый имеет право на образование. 5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

8 Федеральный Закон «Об образовании» определяет задачи и структуру стандартов Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. Образовательные стандарты должны обеспечивать: единство образовательного пространства Российской Федерации; единство образовательного пространства Российской Федерации; преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

9 Закон «Об образовании» Статья 7. Федеральные государственные образовательные стандарты Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию. Федеральные государственные образовательные стандарты включают в себя требования к: 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 1) структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 2) условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям; 3) результатам освоения основных образовательных программ. 3) результатам освоения основных образовательных программ. Система требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

10 Постановление Правительства РФ от г. N 142 « Постановление Правительства РФ от г. N 142 « Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием. Министерство образования и науки Российской Федерации обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением заинтересованных органов исполнительной власти, государственно-общественных объединений, действующих в системе образования, ведущих образовательных и научных учреждений, представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей и институтов общественного участия в управлении образованием.

11 Этапы разработки ФГОС годы Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей Разработка концепций, методологических основ. Мониторинги потребностей Концепция и модели мониторинга потребностей личности, общества и государства в общем образовании Концепция и модели мониторинга потребностей личности, общества и государства в общем образовании Концепции, общие подходы к разработке компонентов ФГОС и сопровождающих документов Концепции, общие подходы к разработке компонентов ФГОС и сопровождающих документов 2006 г. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

г.г г.г. Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования) Разработка ведущих компонентов ФГОС (по ступеням образования) Требования к структуре основных образовательных программ Требования к структуре основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к результатам освоения основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Требования к условиям реализации основных образовательных программ Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза

г.г г.г. Разработка инструментально- методических документов, сопровождающих и обеспечивающих введение ФГОС Разработка инструментально- методических документов, сопровождающих и обеспечивающих введение ФГОС Базисный учебный план Планируемые результаты Программы развития УУД Программы развития УУД Система оценки Примерные программы по учебным предметам Примерные программы по учебным предметам Программы воспитания Программы внеурочной деятельности Программы внеурочной деятельности По ступеням образо- вания По ступеням образо- вания Этапы разработки ФГОС Апробация, обсуждение, экспертиза

14 Разработчики проекта Российская Академия образования образования Российская академия наук Российскаяакадемиямедицинскихнаук МГУ АПКиППРО Институтразвитияобразования Татарстана ФИРО ВШЭ

15 15 Разработчики – участники апробации – органы, осуществляющие управление в сфере образования, и образовательные учреждения Московская область Ярославская область Ленинградская область Челябинская область Республика Саха (Якутия) Новосибирская область Омская область Ямало-Ненецкий АО Оренбургская область Республика Татарстан Ростовская область Республика Дагестан Калининградская область Ставропольский край Российская академия образования

16 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П Р И К А З «6»__октября ____2009 г.__373__ Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования В соответствии с пунктом Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. 280 пунктом 7 Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. 142 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, 9, ст. 1110), приказываю: 1. Утвердить прилагаемый федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. 2. Ввести в действие с 1 января 2010 года федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный настоящим приказом. Министр А. Фурсенко

уч.год уч.год - обязательное введение ФГОС - введение ФГОС по мере готовности 1 МОНИТОРИНГИОТЧЕТНОСТЬ уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год уч.год продолжение обучения по ФГОС, введенного по мере готовности Введение федерального государственного образовательного стандарта общего образования

18 Федеральный закон от 1 декабря 2007 года N 309-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения понятия и структуры государственного образовательного стандарта" до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; до 31 декабря 2010 года прием на обучение в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях осуществляется по решению соответствующего образовательного учреждения; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; прием на обучение в соответствии с государственными образовательными стандартами в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях прекращается 30 декабря 2010 года; обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения. обучение лиц, зачисленных до 31 декабря 2010 года в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения для обучения по основным образовательным программам в соответствии с государственными образовательными стандартами, осуществляется в соответствии с указанными стандартами до завершения обучения.

19 1. ФГОС начального общего образования - утвержден и введен в действие с 1 января 2010 г. приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. 373 ( зарегистрирован Минюстом России 22 декабря 2009 г ) 2. ФГОС основного общего образования – 4 мая 2010 года Институтом стратегических исследований в образовании Российской академии образования представлен в Минобрнауки РФ проект Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС среднего (полного) общего образования – в стадии разработки (ориентировочный срок внесения проектов в Совет при Министерстве –август 2010 года) Разработка и введение ФГОС по ступеням образования

20 Ключевые особенности ФГОС. Стандарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. Стандарты первого поколения были ориентированы на решение основной задачи - сохранение единого образовательного пространства страны, обеспечение доступности образования в пределах минимального достаточного уровня его содержания. ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта. ФГОС – развивающий и прогностический инструмент модернизации системы образования. Значительно расширяется сфера действия и назначение образовательного стандарта.

21 ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования: впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования; впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования; впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни; впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни; впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель; впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель; ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. ФГОС - качественно новый этап в развитии подходов к нормированию и проектированию образования: впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования; впервые стандарт разрабатывается как целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только к предметному содержанию образования; впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни; впервые стандарт рассматривается в качестве конституции школьной жизни; впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель; впервые основой эффективного внедрения стандарта в реальную жизнь должна стать новая организационно-экономическая модель; ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования. ФГОС сконструирован как система рамочных ограничений, внутри которых могут быть реализованы различные модели образования.

22 Система Требований: Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Система Требований: Система Требований: Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к структуре основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к результатам освоения основных образовательных программ; Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Структура ФГОС.

23 ФГОС НОО – СОВОКУПНОСТЬ СИСТЕМ ТРЕБОВАНИЙ. 1. Требования к результатам Требования к личностным результатам Требования к предметным результатам Требования к метапредметным результатам Требования к Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированн ые цели образования. Требования к Требования к результатам освоения основных образовательных программ - конкретизированные и операционализированн ые цели образования. цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования) цели образования (развитие личности как основная цель и смысл образования) Структура требований Структура требований к результатам (п.9 ФГОС НОО) планируемые результаты освоения основных образовательных программ

24 Предметные освоенный опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе научной картины мира Метапредметные освоенные универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Личностные готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностные установки обучающихся, социальные компетенции, личностные качества Результаты освоения основных образовательных программ Развитие компетентности к обновлению компетенций ФГОС НОО ФГОС НОО Требования к результатам – ведущая, системообразующая составляющая

25 Фгос ноо (п.10) ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; и др. и др. 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 10. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 1)формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 2)формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; и др. и др.

26 Метапредметные результаты должны отражать (п.11 ФГОС НОО): овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; и др. и др. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; и др. и др.

27 Предметные результаты освоения основной образовательной программы учитывают специфику содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы ФГОС НОО (п.12): Филология Филология Русский язык. Родной язык. Литературное чтение. Литературное чтение на родном языке. Иностранный язык Математика и информатика Математика и информатика Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы духовно-нравственной культуры народов России Искусство. Изобразительное искусство. Музыка Искусство. Изобразительное искусство. Музыка Технология Физическая культура

28 Закон РФ «Об образовании» Ст.9 Образовательные программы Образовательная программа определяет содержание образования определенных уровня и направленности Образовательные программы: 1) общеобразовательная (основная и дополнительная) 2) профессиональная (основная и дополнительная) Основная общеобразовательная программа направлена на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ К основным общеобразовательным относятся программы: К основным общеобразовательным относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. 2. Требования к структуре основных образовательных программ

29 В требованиях к структуре основной образовательной программы: зафиксировано наличие частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% (п.15); определены разделы ООП (п.16) и представлены их характеристики (п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности (п.19.3). зафиксировано наличие частей: обязательной и формируемой участниками образовательного процесса, а также их соотношение – 80% и 20% (п.15); определены разделы ООП (п.16) и представлены их характеристики (п.19); Осуществлена интеграция учебной и внеурочной деятельности (п.19.3).

30 ФГОС НОО Требования к структуре основной образовательной программы Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16.) пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы (п.16.) пояснительная записка; пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования; учебный план начального общего образования; учебный план начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования; программы отдельных учебных предметов, курсов; программы отдельных учебных предметов, курсов; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы; программа коррекционной работы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования. система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

31 ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ ОБЛАСТИ Учебный план начального общего образования (п.19.3 Стандарта) Учебный план начального общего образования (п.19.3 Стандарта) п/ п Предметные области Основные задачи реализации содержания 1Филология Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания. Развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности 2 Математика и информатика Развитие математической речи, логического и алгоритмического мышления, воображения, обеспечение первоначальных представлений о компьютерной грамотности 3 Обществознание и естествознание (Окружающий мир) Формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, России, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни. Осознание ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём. Формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях. Формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме

32 Количество учебных занятий за 4 учебных года не может составлять менее 2904 часов и более 3210 часов. п/п Предметные области Основные задачи реализации содержания 4 Основы духовно- нравственной культуры народов России Воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию. Формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России 5Искусство Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру 6Технология Формирование опыта как основы обучения и познания, осуществление поисково-аналитической деятельности для практического решения прикладных задач с использованием знаний, полученных при изучении других учебных предметов, формирование первоначального опыта практической преобразовательной деятельности 7 Физическая культура Укрепление здоровья, содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию, успешному обучению, формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической культуры. Формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового и безопасного образа жизни

33 Внеурочная деятельность Организация внеурочной деятельности спортивно-оздоровительное ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ ПАРТНЕРЫПАРТНЕРЫ Направления развития личности духовно-нравственноедуховно-нравственное социальноесоциальное научныеисследования Время, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов общественнополезныепрактикиобщественнополезныепрактики Формы деятельности интеллектуальноеинтеллектуальноеобщекультурноеобщекультурное поисковыепоисковые Олимпиадысоревнования школьныенаучныеобществашкольныенаучныеобщества диспутыдиспуты конференцииконференции круглые столы секциисекциикружкикружки

34 Информационно- методическое обеспечение Кадровое обеспечение Материально- техническое обеспечение 3. ФГОС НОО Требования к условиям реализации основных образовательных программ. Финансово- экономическое обеспечение

35 Информационно-образовательная среда образовательного учреждения должна включать в себя: совокупность технологических средств, обеспечивающих Взаимодействие между участниками образовательного образовательногопроцесса между участниками образовательного образовательногопроцесса с органами, с органами,осуществляющими управление в сфере управление в сфере образования и с другими образовательнымиучреждениями с органами, с органами,осуществляющими управление в сфере управление в сфере образования и с другими образовательнымиучреждениями возможность осуществлять в электронной возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: (цифровой) форме следующие виды деятельности: возможность осуществлять в электронной возможность осуществлять в электронной (цифровой) форме следующие виды деятельности: (цифровой) форме следующие виды деятельности: планированиепланирование размещение и сохранение материалов образовательного процесса размещение и сохранение материалов образовательного процесса фиксацию хода образовательного процесса и процесса ирезультатов фиксацию хода образовательного процесса и процесса ирезультатов

36 Требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы основного общего образования (п.25) Материально-технические условия должны обеспечивать возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам требований к результатам возможность достижения обучающимися установленных ФГОС требований к результатам требований к результатам Соблюдение Соблюдение своевременных сроков и необходимых объемов ремонта; санитарно- бытовых и социально-бытовыхусловий пожарной и Электробезопасности архитектурнойдоступностиобъектовинфраструктуры требований охраны труда санитарно-гигиеническихнорм

37 Требования к финансовым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (п.24.) Финансовые условия должны: обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта; обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования. Финансовые условия должны: обеспечивать образовательному учреждению возможность исполнения требований Стандарта; обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы начального общего образования и части, формируемой участниками образовательного процесса вне зависимости от количества учебных дней в неделю; отражать структуру и объем расходов, необходимых для реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов, а также механизм их формирования.

38 Требования к кадровым условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования включают (п.23): Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. ( Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593.). Приказ 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». непрерывность профессионально-личностного развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет. непрерывность профессионально-личностного развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет. Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Образовательное учреждение, реализующее программы начального общего образования должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. Уровень квалификации работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального образовательного учреждения - также квалификационной категории. ( Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14 августа 2009 г. 593.). Приказ 209 от 24 марта 2010 г. (Зарегистрирован Минюстом России 26 апреля 2010 г. регистрационный N 16999) «О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений». непрерывность профессионально-личностного развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет. непрерывность профессионально-личностного развития педагогических работников образовательного учреждения должна обеспечиваться освоением дополнительных профессиональных образовательных программ в объеме не менее 72 часов, не реже чем каждые пять лет.

39 Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:

40 1. Разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ; 2. Нормативная база приведена в соответствие с требованиями ФГОС; 3. Должностные инструкции сотрудников приведены в соответствие с новыми квалификационными характеристиками; 4. Определен список УМК, соответствующий ФГОС; 5. Разработаны локальные акты, регламентирующие заработную плату работников, систему стимулирующих надбавок, доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с ОСОТ; 6. Определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности; 7. Разработан план методической работы по сопровождению перехода на ФГОС; 8. Осуществлено повышение квалификации учителей начальных классов; 9. Обеспечены кадровые, финансовые, морально- технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования.

41 На уровне Российской Федерации Создан и утвержден состав Координационного Совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также утверждено Положение о КС (утвержден распоряжением департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2010 года НД – 1/03). Создан и утвержден состав Координационного Совета при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, а также утверждено Положение о КС (утвержден распоряжением департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 июля 2010 года НД – 1/03). 27 – 28 июля 2010 года проведено заседание Координационного Совета, на котором за каждым регионом РФ закреплен координатор введения ФГОС в субъектах РФ, а также принят план- график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО. 27 – 28 июля 2010 года проведено заседание Координационного Совета, на котором за каждым регионом РФ закреплен координатор введения ФГОС в субъектах РФ, а также принят план- график мероприятий федерального уровня по обеспечению введения ФГОС НОО.

42 На региональном уровне: Приказ министерства образования Нижегородской области 119 от «Об утверждении плана мероприятий по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ министерства образования Нижегородской области 119 от «Об утверждении плана мероприятий по внедрению федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Приказ министерства образования Нижегородской области 180 от «О создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»; Приказ министерства образования Нижегородской области 180 от «О создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения»; Приказ министерства образования Нижегородской области 224 от «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период»; Приказ министерства образования Нижегородской области 224 от «О базисном учебном плане общеобразовательных учреждений Нижегородской области на переходный период»; Приказ министерства образования Нижегородской области 349 от «О проведении апробации итоговой аттестации выпускных классов начальной школы»; Приказ министерства образования Нижегородской области 349 от «О проведении апробации итоговой аттестации выпускных классов начальной школы»; Приказ министерства образования Нижегородской области 954 от «О внесении изменений в приказ 180 от ». Приказ министерства образования Нижегородской области 954 от «О внесении изменений в приказ 180 от ».

43 Спасибо за внимание!