ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ E-mail: lvk_pspu@rambler.ru ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Коломийченко Людмила.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Позитивные стратегические ориентиры в развитии системы дошкольного образования Ориентация на содействие развитию ребенка при взаимодействии с родителями;
Advertisements

Образовательная программа муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 1 «Светлячок» разработана в соответствии с Федеральным.
Консультация на тему: Организация работы с родителями в соответствии с требованиями ФГОС
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» «Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников.
Подготовила: воспитатель МБДОУ 13 Гробова О. Н.. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического.
Система работы с родителями в условиях модернизации дошкольного образования 1.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ШКОЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ.
Основная образовательная программа дошкольного образования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников. ЦЕЛЬ: Обогатить их педагогическими знаниями.
Преимущества новой философии взаимодействия педагогов с родителями - положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по.
ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ ДЕТСКОГО САДА И ШКОЛЫ. Понятие о преемственности Преемственность - это как непрерывный процесс воспитания и обучения ребёнка,
«Методическое сопровождение педагогов по организации самостоятельной творческой деятельности детей дошкольного возраста»
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 3 комбинированного вида г.о. Отрадный.
Старший воспитатель Овчаренко Тамара Петровна Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка- детский сад 15 «Берёзка»
Выполнил: педагог-психолог МБДОУ детского сада 5 р.п. Хор Гаврилова О.В.
«Создание развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в группе 1 в условиях реализации ФГОС ДО»
- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия ; - обеспечение равных возможностей полноценного.
Транксрипт:

ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ВКЛЮЧЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Коломийченко Людмила Владимировна д.п.н., профессор зав. кафедрой дошкольной педагогики и психологии

Основания включения родителей в образовательную деятельность Конституция РФ Семейный кодекс Конвенция о правах ребенка Закон об образовании в РФ Концепция дошкольного воспитания ФГОС ДО

Репродуктивная Экономическая Рекреативная Коммуникативная Регулятивная Сексуальная Фелицитарная Воспитательная Функции семьи

Факторы реализации воспитательной функции семьи осознание родителями ответственности за выполнение воспитательной функции; психолого-педагогическая компетентность родителей в области основ дошкольной педагогики и психологии, разных видов культуры;

Факторы реализации воспитательной функции семьи наличие эмоционально комфортной обстановки воспитания ребенка в семье; устойчивость и постоянство информационного и эмоционального взаимодействия с детьми в семье; наличие семейных традиций, праздников, реликвий; создание условий для активного включения ребенка в разнообразные виды деятельности

Включение родителей в образовательный процесс - одно из направлений взаимодействия ДОО с семьей, предполагающее достижение их эмоциональной и интеллектуальной приверженности целевым ориентирам дошкольного образования, побуждающее к реализации воспитательных функций (включать - вводить кого либо, делать членом, участником или составной частью)

Особенности современной семьи в ценностно-ориентационной сфере: в семейных отношениях все большее значение приобретают материальные ценности, ориентация на достаток, карьеру, положение, статус; общечеловеческие ценности (истины, красоты, любви, благородства, достоинства, чести) утрачивают смыслы, обедняются, отрицаются и низводятся до пороков; стремление родителей к самореализации и индивидуализации актуализирует потребность в личной профессиональной успешности, ставит под сомнение необходимость выполнения родительских функций; понимание родителями выгод семейного бизнеса за счет своих детей приводит к обесцениванию их жизни, что находит отражение в торговле детьми, в организации порнографических и иных услуг

Особенности современной семьи в сфере брачно-семейных отношений: возрастание числа ранних браков снижает уровень ответственности родителей за своих детей; увеличение числа поздних браков проблематизирует реализацию репродуктивной (воспроизводящей, детородной функции родителей), смещает ценности воспитания в сферу гиперопеки, что приводит к инфантилизму в социальных проявлениях детей

Особенности современной семьи в образовательной сфере: низкий уровень психолого-педагогической компетентности родителей; недоверие по отношению к образовательным учреждениям в части решения воспитательных задач; отсутствие интереса и потребности в реализации воспитательной функции; ориентация на зарубежное образование и частное воспитание как более эффективное по сравнению с отечественным общественным образованием

Родительская общественность - передовая часть общества, выражающая его мнение, которая целенаправленно совершенствуется в реализации образовательной функции, осознанно распространяет результаты взаимодействия с детьми в широкой практике семейного и общественного воспитания, являясь авторитетным и мобильным транслятором передового опыта

Родительская общественность коллектив грамотных, авторитетных, мобильных родителей, владеющих психолого- педагогической и общекультурной компетентностью, активно участвующих в управлении и организации педагогического процесса, включающихся во взаимодействие с детьми, транслирующих результаты положительного опыта семейного и общественного воспитания с целью совершенствования его качества

Авторитет родительской общественности выражается в способности родителей целенаправленно, не прибегая принуждению, влиять на мысли, чувства и поступки других людей в процессе совершенствования качества образования, в признании за ними права на руководство, на принятие ответственного решения в условиях совместной деятельности, в готовности следовать их указаниям и советам

Мобильность родительской общественности проявляется в безболезненном изменении позиции родителя в педагогическом процессе, в возможности выполнения разных функций. Мобильность рассматривается как относительно устойчивое свойство личности (коллектива), проявляющееся в предрасположенности, готовности к перемене вида деятельности

Психолого-педагогическая компетентность родителей - сложное, многоаспектное образование, в структуру которого входит: знания об основах психического развития ребенка в разные возрастные периоды дошкольного детства, об отдельных элементах воспитательного процесса (цели, задачи, методы, условия, результат); осознание своих прав и обязанностей по отношению к ребенку, потребность в реализации собственной воспитательной функции; интерес к процессу личностного развития, социально-значимые мотивы взаимодействия; способы поведения и взаимоотношения с детьми, адекватные нормам социальной культуры; эмоционально-ценностное отношение к результатам общения с ребенком

Ключевые компетенции информационная (когнитивная) компетенция, включающая определенный объем знаний по общим вопросам (основам) анатомии, физиологии, психологии, педагогики; частных методик; мотивационная компетенция, отражающая наличие социально- значимых и субъективно-значимых мотивов и потребностей реализации воспитательной функции, интерес к личностному развитию своих детей; технологическая (процессуальная) компетенция, проявляющаяся в овладении способами организации взаимодействия со своими детьми в процессе решения воспитательных задач; коммуникативная компетенция, предполагающая ориентацию родителей на диалоговое, бесконфликтное общение; аналитическая (рефлексивная) компетенция, проявляющаяся в умении анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в личностном развитии своего ребенка

Сопутствующие компетенции - те, которые являются дополнительными, позволяющими углубленно решать отдельные задачи личностного развития, отражающие индивидуальные интересы и пристрастия родителей, индивидуальные возможности детей

Задачи становления ключевых компетенций родителей в области информационной компетенции: содействовать обогащению знаний родителей по основам анатомии, физиологии, психологии, педагогики, частных методик; способствовать активному обогащению родителями собственного информационного поля по вопросам воспитания детей в домашних условиях; конкретизировать представления о нормативных и концептуальных документах, ориентирующих на участие родителей в воспитании своих детей; уточнить и обобщить представления родителей о путях реализации собственной воспитательной функции

в области мотивационной компетенции: способствовать становлению устойчивой потребности к реализации воспитательной функции; содействовать развитию интереса родителей как воспитателей детей к грамотной организации семейного воспитания, к созданию развивающей предметной пространственной и социальной среды, к изучению личности своего ребенка и прогнозированию перспектив его развития; способствовать формированию ответственности за результаты семейного воспитания, становлению субъективно-значимых и общественно-значимых мотивов реализации собственной воспитательной функции Задачи становления ключевых компетенций родителей

в области технологической компетенции: содействовать активному и осознанному овладению родителями умениями организации разных видов деятельности, способствующих личностному развитию ребенка в условиях семейного воспитания; способствовать формированию навыков оказания ребенку педагогически целесообразной и развивающей помощи по разным направлениям личностного развития (познавательно- речевого, художественно-эстетического, физического, экологического, социального); формировать умения, связанные с организацией свободной деятельности и семейного досуга ребенка, создания необходимого развивающего пространства Задачи становления ключевых компетенций родителей

в области коммуникативной компетенции: способствовать становлению основ социальной ориентации в общении со своим ребенком, предопределяющим его восприятие как равноправного партнера в межличностном диалоге; формировать способы бесконфликтного взаимодействия; обогащать сферы межличностных отношений Задачи становления ключевых компетенций родителей

в области рефлексивной компетенции: способствовать формированию осознанного отношения к необходимости анализа правомерности условий семейного воспитания; содействовать проявлению устойчивого интереса к оценке собственных воспитательных достижений; обогащать опыт рефлексии своих влияний на личностное развитие детей дошкольного возраста

Основные принципы вовлечения родителей в образовательный процесс: диалога целевых воспитательных ориентиров образовательной организации и семьи; дифференцированного взаимодействия детского сада и семей в зависимости от их типов; прогностичности, ориентирующей на осознанное восприятие родителями материала и возможное его использование в аргументации своих требований, норм поведения, поступков в семейном общении; доступности, обеспечивающей возможность усвоения информации родителями вне зависимости от уровня их образования; культуросообразности и регионализма, обеспечивающих реализацию семейного воспитания на содержании, построенном в соответствии с учетом особенностей ближайшего социального окружения, культурно-исторических, природно-климатических, демографических, социально-экономических условий региона, места поселения семьи

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс I. Информационный блок: 1. Лекции 2. Устные журналы 3. Организация рекламной деятельности 4. Работа справочно-информационной службы по вопросам воспитания и образования дошкольников для жителей микрорайона 5.Публикации, выступления в средствах массовой информации

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс I. Информационный блок: 1. Памятки и информационные письма для родителей 2. Рекламные буклеты, листовки, плакаты по творческому взаимодействию взрослых и детей 3. Создание банка данных по семьям воспитанников 4. Телефон доверия 5. Наглядная психолого-педагогическая пропаганда 6. Тестирование родителей

II. Организационный блок: 1. Родительские собрания 2. Анкетирование 3. Создание общественных родительских организаций для привлечения, использования и контроля внебюджетных средств 4. Конференции 5. Спонсорство 6. Педсоветы с участием родителей Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс

III. Просветительский блок: 1. Родительские гостиные - встречи родителей с гостями учреждения 2. Школа для родителей 3. Консультирование 4. Просмотр тематических видофильмов 5. Тематические встречи 6. Организация тематических выставок литературы 7. Семинары - практикумы, семинары, семинары - брифинги

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс III. Просветительский блок: 1. Беседы - диалоги 2. Круглый стол 3. Игровой практикум для взрослых по моделированию способов родительского поведения, ролевые игры для взрослых 4. Диспуты 5. Дискуссии 6. Тематическое дистанционное обучение родителей 7. Игровые упражнения, деловые игры 8.Тренинги

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс IV. Совместно-деятельностный блок: 1. Домашние задания для совместного выполнения родителями и детьми 2. Индивидуальные проекты для совместного выполнения детьми и родителями 3. Выставки работ, выполненных детьми и их родителями 4. Создание рукописных книг, написанных и оформленных детьми, родителями и воспитателями 5. Совместные вернисажи 6. Мастер - классы

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс IV. Совместно-деятельностный блок: 1. Совместное творчество детей, родителей, педагогов 2. Книги для родителей (самиздат) 3. Субботники (совместная трудовая деятельность) 4.Организационно-практичесие и деятельностно- практические игры 5. Совместная продуктивная деятельность 6. Летописи групп 7. Праздники и традиции

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс V Блок «Участие родителей в педагогическом процессе» : 1. Открытые занятия для родителей 2. Занятия с участием родителей 3. Театральные представления с участием родителей 4. Совместные клубы по интересам, студии 5. Аукционы 6. Дни открытых дверей 7. Интервьюирование 8. Благотворительные марафоны

Основные направления и формы вовлечения родителей в образовательный процесс V Блок «Участие родителей в педагогическом процессе»: 1. Мониторинг достижений 2. Экскурсии 3. Походы 4. Смотры - конкурсы 5. Дни здоровья 6. Творческие игры, игры телевизионного типа 7. Проведение дней выпускников ДОУ 8.Брифинги

Пособия Т.Э. Токаевой

Пособия И.Ю. Ильиной

Пособия Л.В. Коломийченко

Пособие Ю.Г. Чудиновой

Пособия преподавателей кафедры дошкольной педагогики и психологии

Благодарю за внимание!