ФГОС дошкольного образования: проблемы, пути решения… г.о. Орехово-Зуево 2013 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проектные технологии в педагогической практике ДОУ Толубаева Елена Борисовна, методист МОУ ДПО «Методический центр ПК ПР»
Advertisements

РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Социализация и индивидуализация детей дошкольного возраста в актуальных для них видах деятельности и образовательных областях Воспитатели: Якимова Татьяна.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
ПРОГРАММА ОБЕСПЕЧИВАЕТ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ДЕТЕЙ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ ОБЩЕНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С УЧЕТОМ ИХ ВОЗРАСТНЫХ, ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ.
Современные образовательные технологии как средство реализации ФГТ.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
Образовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения «Детский сад 11 «Родничок» г. Орска.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт.
ВВЕДЕНИЕ ФГОС ДО. ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ ФГОС ДО Кириллов Иван Львович, зам. директора по.
СЕМИНАР- ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ «ИЗУЧЕНИЕ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» ГБДОУ д/с уч.год.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
ФГОС ДО – поддержка детской инициативы
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО» Подготовила Заместитель заведующей: Кишларь О.Г.
Проектирование основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
к структуре ООП ДО к условиям реализации ООП ДО к результатам освоения ООП ДО ФГОС.
Семинар провела: Селина Т.М., руководитель Центра научно-методического сопровождениям муниципальных ОУ, к.п.н.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
Транксрипт:

ФГОС дошкольного образования: проблемы, пути решения… г.о. Орехово-Зуево 2013 г.

Содержание дошкольного образования и проектирование педагогического процесса в условиях введения ФГОС дошкольного образования

СТРУКТУРА ООП Целевой раздел ( пояснительная записка, планируемые результаты в виде целевых ориентиров – возможных характеристик развития личности ребенка). Содержательный раздел (Программы по образовательным областям). Организационный раздел: условия реализации программ дошкольного образования.

Критерии общей оценки программ, входящих в ПООП Основа для построения программы – системно - деятельностный подход, являющейся методологией ФГОС. Текстовой материал соответствует нормам современного русского языка, язык изложения программы точен и понятен. Программа достаточно разработана и готова для использования в массовой практике.

Задание Перечислите, какие изменения нужны в ДОО (в группе) в связи с переходом на работу по ФГОС. Как вы определили что нужны именно эти изменения?

Механизм формирования портфолио проектов (организационно- педагогических) реализации инновационной части ООП Элементы структуры ООП Вводимые новшества - Проекты Целевой раздел программы Содержательный раздел программы Условия реализации программы

Задание ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ; РАСПРЕДЕЛИТЬ ИХ ПО 4 ГРУППАМ: СТАВИЛИСЬ, УСПЕШНО РЕАЛИЗОВАНЫ СТАВИЛИСЬ, НО НЕ ВЫПОЛНЯЛИСЬ СТАВИЛИСЬ, НО ТРЕБУЮТ КОРРЕКЦИИ НЕ СТАВИЛИСЬ

Образователь ная область Перечень планируемых результатов Ранее не планировали с Ранее планировали си, но не достигла лист Ранее ставились иначе, нуждаются в коррекции Ранее планировали с и достиг алист Социально- коммуникативное развитие 1. присвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности + 2. развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками + 3. становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий + 4. развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирования готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, малой родине и Отечеству, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках + 5. формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества + 6. формирование основ безопасности в быту, социуме, природе +

Структура ООП (разрабатывается с учетом примерной) Перечень изменений в работе Название проектов 1. Целевой раздел ООПНовые результаты. Замена оценки мониторингом, на основании которого будет корректироваться работа с детьми Мониторинг реализации ООП 2. Содержательный раздел Социально-коммуникативное развитие Образовательная деятельность на основе игровой деятельности, направленной на формирование взаимодействия детей, создание условий для свободной сюжетно- ролевой игры, доступность ПРС Реализация мини-проектов на основе календарно-тематического планирования, реализация КТД Введение традиции ежедневного чтения для детей «Семейные чтения» Совершенствование работы по взаимодействию с семьями воспитанников Реализация мини-проектов на основе КТД «Благотворительные акции» Поддержка родителей, вовлечение их непосредственно в образовательную деятельность; внедрение технологии «Детский календарь» Дороновых «Детский календарь» «Виртуальный детский сад» «Детско-родительский клуб» Создание системы социального партнерства с учреждениями культуры, спорта, детскими библиотеками, другими службами муниципалитета (полиция) «Мир вокруг»

Кадровые условия Подготовка кадров к реализации ООП: прохождение курсовой подготовки, самообразование педагогов, участие в работе методических объединений, педагогических советов «Успешный педагог – счастливый ребенок» Психолого- педагогического сопровождение образовательного процесса 1. Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных силах. 2. Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрасту и развитию. 3. Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка, учитывая социальную ситуацию его развития. 4. Поддержка взрослым положительного и доброжелательного отношения детей друг с другом в разных видах деятельности. 5. Поддержка инициативы и самостоятельности детей Переход от знаниевой парадигмы к компетентностной (системно- деятельностный подход) «Не над, не около, а вместе» Образовательная среда (группы) Создание в группах зон социально-коммуникативного развития «Комфортная среда» Материально- технические условия: здание, оборудование, участки Приобретение оборудования, игровых, дидактических, методических материалов для реализации задач «Детский сад – детям»

Взаимодействие с родителями, информационные условия Реализация детско-взрослых проектов Размещение информации в сети Интернет «Мы вместе» Почтовый ящик «Вопрос – ответ» Государственно-общественное управление Активное участие родителей в жизни группы. Поддержка интересов, инициативы родителей в вопросах организации жизни детей в детском саду, воспитания и развития детей «Детство – дошкольникам»

Название проектов Проект цель Проект – намерение Проект – мечта Проект – фантазия Мониторинг реализации ООП+ Реализация мини-проектов на основе календарно-тематического планирования, реализация КТД + «Семейные чтения»+ Реализация мини-проектов на основе КТД «Благотворительные акции» + «Детский календарь» «Виртуальный детский сад» «Детско-родительский клуб» «Мир вокруг»+ «Успешный педагог – счастливый ребенок»+ «Не над, не около, а вместе»+ «Комфортная среда»+ «Детский сад – детям»+ «Мы вместе» Почтовый ящик «Вопрос – ответ» + «Детство – дошкольникам»+

Современные педагогические технологии как фактор повышения качества дошкольного образования

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ 2.3. Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают: 1) обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с каждым ребенком; уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.); 3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья; развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками; развитие умения детей работать в группе сверстников; III. ТРЕБОВАНИЯ К УСЛОВИЯМ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (далее - зона ближайшего развития каждого ребенка), через: создание условий для овладения культурными средствами деятельности; организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; оценку индивидуального развития детей; 5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

Цель использования технологии Активизация познавательного и творческого развития ребёнка и одновременное формирование его личностных качеств (физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками; эмоционально отзывчивый; способный планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе). Технология проектной деятельности (Веракса Н.Е., Веракса А.Н. «Проектная деятельность дошкольников»)

Образовательная деятельность построенная на основе проектной технологии предполагает решение поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Стержнем технологии проектной деятельности является совместная со взрослым деятельность детей (исследовательская, познавательная, продуктивная), в процессе которой ребёнок познаёт окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. Тематика проектов обусловлена выявленными в ходе работы проблемами или спецификой группы. На этапе подготовки анализируются концептуальные основы и методическое обеспечение по теме, возможности детей, родителей. Для реализации проекта педагог определяет этапы его реализации, продумывает содержание деятельности, оформляет предметно-развивающую среду и осуществляет подбор практического материала. Реализация любого проекта предполагает работу с детьми, методическую работу с кадрами и взаимодействие с родителями. Описание внедрения технологии в практической деятельности

Результат использования технологии/методик и Развиты творческие способности, инициатива, коммуникативные навыки, познавательный и поисковый интерес, самостоятельность. Знания, приобретённые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта.

Этапы реализации проекта: I.Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. II.Выбор идей, поиск путей решения проблемы. III.Реализация идеи. IV.Презентация проекта.

Организация совместной деятельности взрослого и детей Детская деятельность Формы работы Двигательная Подвижные дидактические игры Подвижные игры с правилами Игровые упражнения Соревнования Коммуникативная Беседа Ситуативный разговор Сочинение и отгадывание загадок Сюжетные игры Игры с правилами Продуктивная Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества Реализация проектов

Игровая Сюжетные игры. Игры с правилами Трудовая Совместные действия. Дежурство Поручение. Задание Реализация проекта Познавательно- исследовательская Наблюдение. Экскурсия Решение проблемных ситуаций Экспериментирование Коллекционирование Моделирование. Реализация проекта Игры с правилами Музыкально- художественная Слушание. Исполнение. Импровизация Экспериментирование Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) Музыкально-дидактические игры Чтение художественной литературы Чтение Обсуждение Разучивание

Рекомендации по оформлению проекта

Планирование воспитательно- образовательной работы (в рамках реализации проекта) Группа______________________________ Тема проекта_________________________ Цель проекта_________________________ Название итогового мероприятия (события, праздника и т.п.)____ Форма итогового мероприятия (праздник, выставка, коллаж, акция и т.п.)___________ Дата проведения итогового мероприятия____ Ф.И.О. ответственного за итоговое мероприятиу__________________________

Перспективный план реализации проекта Этапы проекта Проект «Книжкин дом» Содержание деятельности 1. Погружение в проект: обсуждение темы, определение мотивов участия детей в предстоящей деятельности. 1. Рассматривание книг, иллюстраций, беседа «Моя любимая книга». 2. Рассматривание книжного уголка, его оформления. 3. Знакомство с содержанием книг. Чтение художественной литературы. 2. Выбор идей, поиск путей решения проблемы. 1. Игра-занятие «Путешествие в поисках книжного уголка». Цель: определить место хранения книг в группе. 2. Игра-занятие «Необыкновенные книги»: встреча с библиотекарем и др. 3. Реализация идеи.1. Работа в книжном уголке: -чтение (рассказывание) сказок, чтение наизусть потешек и т.д.; -пальчиковый театр, игры с игрушками по сюжетам прочитанных произведений; - игры и упражнения в книжном уголке: игры и упражнения на развитие интонационной выразительности речи. 2. Художественно-продуктивная деятельность по сюжетам знакомых литературных произведений. Оформление книжного уголка детскими работами. 3. Ручной труд. 4. Презентация проекта. 1. Праздник открытия «Книжкиного дома».

Содержание деятельности День неде- ли/ дата Образо - ватель -ные област и Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей Организац ия развива- ющей среды, материаль но- техническ ое оснащение проекта Взаимод ействие с родителя - ми, социаль- ными партнёра -ми формир уемые целевые ориен- тиры Непосредствен но образовательна я деятельность Образов а- тельная деятель- ность в режим- ных момента х Групп о-вая, подгру п- повая Индив и- дуаль- ная

В пунктах 3, 4, 5, 7 прописываются мероприятия (можно с кратким содержанием, программными задачами), запланированные в рамках реализации проекта

Технология деятельностного метода Л.Г. Петерсон Технология «Ситуация» «Образование призвано дать ребёнку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только и исключительно в ходе активного взаимодействия с окружающей средой» Д. Дьюи

РЕБЁНОК Активный деятель «Открыватель» окружающего мира, самого себя как личности и других людей в этом мире

ВОСПИТАТЕЛЬ Моделирует образовательные ситуации Выбирает способы и средства Организует образовательный процесс Задает детям вопросы Предлагает игры и задания Создает комфортную среду Отвечает на вопросы детей В ситуации затруднения помогает каждому ребенку получить результат Замечает и фиксирует успех ребенка Поддерживает веру в свои силы организаторпомощник

Структура процесса деятельности детей в технологии «Ситуация» (форма – дидактическая игра) 1. Введение в ситуацию («детская цель» Хотите помочь? Сможете?) 2. Актуализация: организация предметной деятельности детей, основанной на актуализации имеющегося опыта и знаний детей. 3. Затруднение в игровой ситуации (фиксация затруднения, выявление причин): активизация мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр.) Смогли? Почему не смогли? Значит, что нам надо узнать? (мл. возр.) Значит, что вам надо узнать? (ст. возр.)

4. «Открытие» детьми нового знания (способа действия): что нужно делать, если чего-то не знаешь? (придумаю сам, а потом проверю по образцу; спрошу у кого-нибудь) проблемные методы: подводящий диалог, побуждающий диалог фиксация построения нового знания в речи и знаках 5. Включение нового знания (способа действий) в систему знаний и умений ребёнка что вы сейчас будете делать? Как будете выполнять задание? 6. Осмысление (итог) осмысление деятельности и фиксация «детской» цели, объединение «детской» и учебной цели : где были?, Чем занималист? Кому помогали? Что узнали? создание «ситуации успеха»: Смогли помочь (вам удалось это сделать), потому что узнали (научилист)…

Спектр применения технологии «Ситуация» Целостное использование технологии (ФЭМП, ознакомление с окружающим миром) Использование отдельных компонентов технологии (художественно-эстетическое развитие, социально- коммуникативное, физическое и др.): ситуация наблюдения, обдумывания, общения, выполнения мыслительных операций и.т.д. Технология «Ситуация» - инструмент, позволяющий формировать у дошкольников предпосылки универсальных учебный действий, сохраняя при этом своеобразие дошкольного возраста – развитие в игровой деятельности. Обеспечение преемственности со всеми уровнями образования, вплоть до профессионального саморазвития человека в мире деятельности.

Задание Смоделируйте образовательную ситуацию на основе технологии деятельностного метода. Продумайте решение задачи в разных видах деятельности. Тема «Знакомство с величинами и их измерением» (3-4 года) Ситуация: помочь зверюшкам на базаре выбрать самую высокую ёлочку. Тема «Ознакомление с видами транспорта» (4-5 лет) Ситуация: необходимо перевезти урожай, пассажиров… Тема «Развитие художественного творчества дошкольников (5-6 лет) Ситуация: помочь (кому-либо) дорисовать, исправить, украсить… У трёх медведей разбилась посуда… Тема «Развитие связной речи» (6-7 лет) Ситуация: почему так говорят? («дрожит как осиновый лист», «не покладая рук», губы надула»…)

Цель:_______________________ Задачи: Образовательные Развивающие Активизация, обогащение словаря Воспитательные Предметная среда, материал Технологическая карта образовательной ситуации

Этап Задачи/ целевые ориентиры Деятель- ность взрослого Деятель- ность детей 1. Введение в игровую ситуацию 2. Актуализация знаний 3. Затруднение в игровой ситуации 4. «Открытие» детьми нового знания (способа действий) 5. Включение нового знания в систему знаний ребёнка 6. Осмысление содержания

Технология «Детский календарь» (под общей редакцией Т.Н.Дороновой)

Почему родители обязательно должны участвовать в образовании детей дошкольного возраста? Федеральный закон 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования; родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся получают преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.

Какова роль семьи и детского сада в образовании детей? В семье ребенок….В детском саду ребенок…. образование ребенка происходит стихийно и разнообразно. Он знакомится с широким кругом жизненных ситуаций получает целенаправленное образование в соответствии с Программой ограниченное пространством детского сада содержание образования индивидуально получает единое для всех содержание образования общение со сверстниками ограничено общается со значительным количеством сверстников имеет возможность реализовать свою индивидуальность и действовать самостоятельно подвергается общему руководству со стороны воспитателя и вынужден действовать «как все» может быть вовлечён в сферу творческих интересов семьи и получить дополнительное стимулирование творческой активности получает на научной основе целенаправленное стимулирование творческих проявлений, привычку к творчеству и навыки творческой работы

II. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ЕЕ ОБЪЕМУ 2.3. Программа формируется как программа психолого- педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (объем, содержание и планируемые результаты в виде целевых ориентиров дошкольного образования) Программа направлена на: создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Особенности «Детского календаря» Содержание календаря ориентировано на минимальные трудозатраты при его использовании. Среднее время занятия с ребенком составляет 5-10 минут в день. Использование «ДК» не требует от родителей дополнительных материалов, кроме ножниц, клея и цветных карандашей или фломастеров. Количество предлагаемых занятий (30 занятий в месяц) рассчитано на ежедневное использование, что содействует формированию привычки родителей и детей к систематическим занятиям.

Структура содержания «Детского календаря»: сюжетная игра и игра с правилами; продуктивные виды деятельности (рисование, аппликация, конструирование из бумаги); познавательно-исследовательская деятельность; чтение художественной литературы. В календарь для детей 4-5 лет включено два новых направления: развитие элементарных математических представлений; подготовка к грамоте. Содержание «ДК» для всех возрастных групп изменяется в соответствии с пожеланиями родителей и проводимыми экспериментальными исследованиями.

Как воспитателям планировать свою работу, если в семье используют «ДК»? Календарное планирование, объединяющее содержание образования ребенка в семье и в детском саду на основе: открытости образовательного содержания для всех участников (Воспитателям известно содержание «ДК», а родителям известно содержание планирования образовательной работы в ДОУ.); единства образовательного содержания (Единство требований в детском саду и в семье, например, при формировании культурно-гигиенических навыков); взаимодополняемости (Образовательная работа в семье дополняется образовательной работой в детском саду, и наоборот.); взаимоконтроля (Взрослые участники образовательного процесса могут оценить достижения друг друга.). Обязательное условие: календарное планирование должно быть опубликовано в открытых источниках.

Задание: продумайте примерное содержание календарного планирования воспитательно-образовательной работы с детьми 4 года жизни, используя имеющийся материал