Сказка – древнейший жанр литературного творчества Автор проекта: Мария Вишнякова, ученица 1 «А» класса школы 1251
СКАЗКА: ИСТОРИЯ, ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА, ЗНАМЕНИТЫЕ СКАЗОЧНИКИ I I
Сказка – самый древний жанр литературы. Это самые первые произведения письменности, с которыми знакомится человек в своей жизни, мудрые истории, которые передаются из поколение в поколение.
Правила поведения в обществе, уважение к другим людям, мысль о том, что каждый человек должен стоять на стороне добра и бороться против зла – все это заложено в тексте сказки.
Сказки есть у всех без исключения народов, на всех континентах, на всех языках. У разных народов на разных материках уже в древности появлялись сказки с одинаковыми сюжетами. Самые распространенные из них: «Лиса обманывает волка»,
«Лиса крадет рыбу с воза, притворившись мертвой»,
«Жихарка»,
«Аленький цветочек» и другие.
Со сказками можно встретиться в любом виде искусства:
в живописи,
в кино,
в балете,
в опере
и даже в ледовом шоу.
Сказки делят на фольклорные и литературные.
Фольклорная сказка веками передавалась из уст в уста. Её хранителями были особенные люди – сказители, державшие в памяти десятки, а то и сотни сюжетов.
Можно назвать несколько жанров сказочного фольклора: - сказки о животных; - волшебные сказки; - легендарные сказки; - бытовые сказки; - сказки об одураченном чёрте; - небылицы; - докучные сказки.
В веках в Европе появилась новая профессия – собиратель сказок. Первым из них стал Шарль Перро, издавший сборник «Сказки матушки Гусыни».
В 19 веке в Германии вышел другой сборник - «Домашние и семейные немецкие сказки». Его авторами были братья Гримм.
Примерно в это же время начинается расцвет литературной сказки. В Дании выходят книги со сказками Ханса-Кристиана Андерсена,
в России зачитываются сказками Александра Сергеевича Пушкина.
С тех пор в мире появилось много сказочников: Льюис Кэрролл и Астрид Линдгрен,
Алексей Толстой и Корней Чуковский,
Туве Янссон и Сергей Козлов.
КАК СТАТЬ СКАЗОЧНИКОМ? II
Во время подготовки этого проекта я взяла интервью у писательницы Екатерины Ждановой, автора сказок «Лунный вальс», «Про мышонка и лунную корочку», «Йоллы-Пуккиен - Дед Мороз», «Про мышонка и лунную корочку», «Кошка Мура, пёс Чарлик и профессор Сан Саныч», «О воробьях, синичках и прочих разных птичках», «О старом пледе, свече и хрустальной пепельнице» и многих других.
Екатерина Жданова, детская писательница, поэт, член Союза Писателей России
ЛИТЕРАТУРНЫЕ ТРАДИЦИИ МОЕЙ СЕМЬИ II III
Я начала сочинять сказки два года назад. Сначала дома, а потом - в Школе юного сказочника при детском издательстве «Настя и Никита».
Там я проучилась три сезона и написала три собственных сказки.
В нашей семье несколько поколений литераторов: писателей, журналистов, преподавателей словесности, авторов учебников. Прабабушка, Софья Зеленецкая, была директором школы, учителем русского языка и литературы. Ее стихи часто публиковались в газетах.
Прадедушка, Александр Достян, тоже посвятил свою жизнь преподаванию словесности.
Другой прадедушка, Николай Вишняков, профессор, изобретатель, автор учебника «Автомобиль: основы конструкции».
Одна из бабушек, Ричи Достян, - известная советская детская писательница.
Моя мама, Наталья Вишнякова, журналистка и писательница.
IV
Жили-были дед и баба. И была у них внучка Машенька. И как-то внучка говорит деду и бабе: - Вот бы приготовить столько блинов, чтобы на всех хватило, кто ни угостится, и чтобы каждый досыта наелся! Но сколько бы они ни пекли, все равно блины быстро заканчивались.
Бабка тогда и просит деда: - Сходи, дед, в лес, да выкопай там корешок, что дает силу и умножение. Дед и пошел. Приходит в лес, а навстречу ему заяц. - Зачем, дед, пришел?
Дед ему и рассказал – мол, ищу корень, что дает силу и умножение, чтобы напечь блинов на весь мир, и чтобы досыта. - Знаешь ли, косой, о таком корешке? Заяц и отвечает: - Не слыхал я о таком корешке. Но такое дело хорошее вы с бабкой задумали, что мне помочь хочется. Если вам нужны будут помощники, мы к вам придем всем заячьим племенем. Возьми вот этот свисток – свистни, и мы придем. - Спасибо, - говорит дед, - но я еще похожу, может, найду корешок этот.
Идет дальше. Навстречу ему лиса. - Слыхала ль ты, лиса, о корешке, что дает силу и умножение? - Нет, - лиса отвечает, - не слыхала. А зачем он тебе? Дед и рассказал о блинах да о том, как они с бабкой да внучкой задумали накормить весь мир досыта.
- Ой, - говорит лиса, - никогда не слыхала. Но как помочь вам хочется! Ты вот что – если помощь тебе потребуется, позови. Возьми вот эту свирель, как заиграешь на ней, мы придем всем лисьим племенем. - Спасибо тебе, лиса, - отвечает дед, - поброжу еще по лесу, попробую все- таки раздобыть корешок.
Идет дальше и встречает медведя. - Здравствуй, дед, - говорит медведь. – Что это ты в такую чащу забрался? - Да вот, ищу корешок, который дает силу и умножение. - Никогда о таком не слыхал, - говорит медведь. – А зачем он тебе понадобился?
Дед ему все рассказал, а медведь ему: - Вот что, - говорит, - если понадобится тебе помощь, ты вот в этот бочонок как в барабан постучи, и мы всем медвежьим племенем к вам придем. Дед поблагодарил и домой пошел.
Приходит, а бабка его и спрашивает: - Ну, как, нашел корешок заветный? - Нет, - говорит дед, - ничего не нашел, хоть и в самую чащу забрался. Зато столько помощников нашел… - Ну, - говорит бабка, - что ж, обойдемся без корешка. Зови своих помощников.
Дед взял барабанчик, бабке дал свисток, а внучке – свирель, и заиграли они веселую музыку. На ту музыку потянулись из леса все зайцы, да лисы, да медведи. И пошла у них работа. Зайцы тесто замешивают, лисы пекут, медведи в стопки складывают. И напекли они блинов до неба, так что весь мир на масленицу досыта наелся, и всем хватило.
Конец. А кто слушал – молодец!