Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Профессиональные стандарты, оценка качества работы и оплата труда педагогов. Практика стран ОСЭР. Косарецкий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пинская М.А., вед. научный сотрудник Института развития образования НИУ ВШЭ, к.п.н. Исследование «10 школ» Учебный курс «Использование результатов оценки.
Advertisements

МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 4: Управление персоналом.
ПРИНЦИПЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАНИИ. Ключевые принципы новых систем оплаты труда учителя, вводимых в школах России – нормативно-подушевое финансирование.
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
МОУ «КСОШ 2» 2010 г.. новая модель аттестации работников образования базируется на компетентностном подходе; к основным составляющим компетентности работников.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
Системно- деятельностны й подход В рамках ФГОС нового поколения.
Совершенствование управления качеством образования в Ленинградской области Австрийский компонент.
Эффективное внедрение ФГОС (инновационные особенности управления) В.Н.Виноградов СПб АППО.
ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА Пискунова Елена Витальевна, доктор педагогических наук, профессор РГПУ им. А.И.Герцена.
Сигалов Сергей Вадимович, к.п.н. Савельева Майя Борисовна (495) , Национальный исследовательский.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ «МОСТЫ В БУДУЩЕЕ» Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 84 с углубленным изучением отдельных предметов.
Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Российский учитель по данным мониторинга экономики образования (мотивация, структура занятости, оплата труда.
Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
Проект «Формирование целостной системы оценки качества знаний» Автор : Щербакова Л.А.-учитель биологии МВСОУ Кулеватовской ВСОШ при ИК4.
ГОАУ ЯО Институт развития образования Деятельность ИРО по реализации региональных проектов и программ в 2015 году.
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Академия социального управления» Разработка.
Транксрипт:

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Профессиональные стандарты, оценка качества работы и оплата труда педагогов. Практика стран ОСЭР. Косарецкий Сергей Геннадьевич директор Центра социально-экономического развития школы Института образования Национального исследовательского университета Высшая школа экономики

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Формирование ожиданий Привлечение и отбор Подготовка и Профессиональное развитие Контроль и оценка Мотивация, удержание (вознаграждение, карьера) Ключевые элементы системы работы с учителями

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото «Деятельность учителей, знания и умения, необходимые им, чтобы быть эффективными, должны отражать те учебные цели и результаты, которых необходимо достичь школьникам и школам. Поэтому необходимы единые профессиональные стандарты и общее понимание того, что можно считать качественным преподаванием». Стандарт должен показать, что ожидается от «хорошего» учителя на каждом этапе профессионального развития и уровне квалификации и какие он имеет основания и возможности для продвижения на следующий карьерный уровень. Стандарты представляют собой масштаб для измерения качества (в системе оплаты труда, в аттестации), они могут служить руководством для подготовки, профессионального развития учителя, для бенчмаркинга, для формирования индивидуальной траектории профессионального развития. Профессиональный стандарт: необходимость

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Разрабатываются с учётом предметной специфики и требований к разным уровням профессионализма (для начинающих, опытных и учителей-мастеров), к которым затем привязаны различные функциональные обязанности, карьерные возможности и заработная плата педагога. Строятся как уровневые, то есть позволяют определить уровень сформированности тех или иных профессиональных умений (от неудовлетворительного до совершенного) и построить профиль компетенций педагога. Подходы к разработке ПС

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Использование ПС Профессиональ ный уровень Должностные обязанности (функционал) Размер денежного вознаграждения

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Использование ПС В обязанности высококвалифицированных педагогов входит распространение собственного опыта и менторство в отношении начинающих учителей. Они получают также пространство для карьерного роста, участия в управлении, дополнительных возможностей профессионального развития, что рассматривается как система стимулов, дополняющих денежное вознаграждение.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Основные умения/компетенции учителя Планирование и подготовка: демонстрация знания предмета и педагогических знаний; демонстрация знания учеников; постановка учебных задач; выбор соответствующих им форм преподавания; оценивание учащихся…. Учебная среда класса: создание обстановки уважения и внимания; поддержка учебной культуры; управление уроком (процессом и процедурами); управление поведением учеников и организация физического пространства. Преподавание: чёткость и ясность в преподавании; использование вопросов и приёмов дискуссии; вовлечение учеников в активное учение; предоставление ученикам обратной связи; демонстрация подвижности и отзывчивости… Профессиональные обязанности: рефлексия собственной деятельности; ведение записей; взаимодействие с семьями; вклад в школу и школьное окружение; профессиональный рост и развитие; демонстрация профессионализма (профессиональный обмен)….

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото «Профессиональные атрибуты» отношения и взаимодействие с детьми и молодыми людьми обязанности взаимодействие и сотрудничество индивидуальное профессиональное развитие Профессиональные стандарты для учителей, Англия, 2012

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото «Знания и суждения» преподавание и учение оценивание и мониторинг предметы и образовательные программы грамотность, счёт и ИКТ достижения и особенности учащихся здоровье и благополучие Профессиональные стандарты для учителей, Англия, 2012

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото «Профессиональные умения» планирование преподавание оценивание, мониторинг, предоставление обратной связи учебная среда работа в команде и сотрудничество Профессиональные стандарты для учителей, Англия, 2012

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото 1. Компетентность в планировании и подготовке уроков: высокий темп работы концентрация и переключение внимания учеников многообразие форм презентации материала: фото, видео, аудио, компьютер 2. Компетентность в управлении классом максимальная включённость всех учеников сотрудничество между учителем и детьми New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007:

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото 3. Создание условий и использование методов, обеспечивающих максимальную активность и самостоятельность: – самостоятельная работа в группах и парах – эмоциональная вовлечённость учеников – построение коммуникации между учениками 4. Планирование своей деятельности для максимального соответствия потребностям учащихся: – дифференциация заданий по сложности и объёму – индивидуальная работа и обратная связь – использование творческих заданий 5. Использование разнообразных методов оценивания: – использование различных инструментов оценивания – индивидуальная работа и обратная связь – партнёрское оценивание, групповое и индивидуальное самооценивание New York State Professional Standards and Practices Board for Teaching, October 2007:

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото California Standards for the Teaching Profession ( County Office of Education) 1. Вовлечение и поддержка в учении всех детей. 2. Создание и поддержка среды, эффективной для учения. 3. Понимание и организация учебного материала для учения детей. 4. Планирование преподавания и организация/дизайн учебного опыта для всех детей. 5. Оценивание учения (в формирующем аспекте). 6. Профессиональное развитие.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото California Standards for the Teaching Profession ( County Office of Education) 6. Профессиональное развитие: Рефлексия педагогической практики и планирование профессионального развития Постановка профессиональных целей и реализация возможностей расти профессионально Работа с сообществом (коммьюнити) для улучшения педагогической практики Работа с семьями для улучшения педагогической практики Работа с коллегами для улучшения педагогической практики Упорядочивание профессиональных обязанностей и сохранение мотивации

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Эффективный контракт Социальная экономика. Теория контрактов Эффективный контракт - контракт, который позволяет сторонам, его заключившим, достигать своих целей и вознаграждать необходимым образом (причём, не только в денежном выражении) поставщика некоторого блага: исполнителя работ, производителя товаров и т.д. Трудовые отношения «Эффективный контракт» индивидуализированный детально прописанный трудовой договор, гарантирующий лояльность сотрудника, позволяющий ему сосредоточиться на основном месте работы (отказаться от совместительства на стороне).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Эффективный контракт: задачи Эффективность контракта с педагогом определяется тем, что предоставляемое ему вознаграждение решает комплекс задач: – Привлекает и удерживает в профессии подготовленные кадры – Обеспечивает непрерывное профессиональное развитие и рост профессиональной компетентности действующих педагогов – Стимулирует качество – Обеспечивает трансляцию лучшего опыта и мастерства внутри организации

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Основания эффективного контракта Обязанности, которые берет на себя учитель и на определенных условиях, в т.ч. дополнительные управленческие обязанности; наставничество, консультирование и т.д.; преподавание специальных дисциплин; преподавание в неблагоприятных, отдаленных регионах (местная надбавка) либо школах в сложных социальных условиях; преподавание учащимся с особыми нуждами (в обычных школах). Квалификация учителя, уровень образования. В том числе: уровень образования, превышающий минимальные требования; уровень аттестации/подтверждённого профессионализма; выдающиеся результаты в преподавании, подтверждённые экспертной оценкой; успешное завершение программ профессионального развития, реализуемых в преподавании; квалификацию по нескольким дисциплинам школьной программы. Результативность работы учителя.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Оценка: функции Усовершенствование работы учителей - эффективно разработанная система оценки может помочь улучшить работу учителя, определив слабые и сильные стороны, на которые необходимо обратить внимания для гармоничного профессионального роста. Развитие чувства ответственности за улучшение академической успеваемости учащихся. Через усовершенствование и развитие чувства ответственности решается задача повышения уровня результатов учащихся.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии для оценки Критерии, основанные на условиях преподавания / обязанностях управленческие обязанности в дополнение к преподавательской деятельности преподавание в большем количестве классов/большего количества часов, чем требует контракт на полную ставку особые задачи (патронаж, психологическое консультирование) преподавание в неблагоприятных, отдаленных либо дорогостоящих регионах (местная надбавка) участие в специальных мероприятиях (спортивные секции, драматургические кружки, летние школы и прочее) преподавание у студентов с особыми нуждами (в обычных школах) преподавание специальных дисциплин

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии для оценки Критерии, основанные на квалификации, профессиональном развитии: уровень первого профессионального образования (квалификации) учителя выше, чем требуется для вступления в профессию; учитель имеет уровень аттестации выше, чем установленный минимальный уровень, либо проходил профессиональные курсы; учитель демонстрирует успешное завершение каких-либо программ профессионального развития; учитель показывает высшие балы в квалификационных экзаменах; учитель обладает квалификацией по нескольким дисциплинам школьной программы; учитель демонстрирует активность в отдельных областях, подтвержденная дополнительными свидетельствами и сертификатами.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии для оценки Критерии, основанные на результативности учителя: учитель показывает выдающиеся результаты в преподавании; учитель обеспечивает прогресс в образовании обучающихся; учитель получает высокие оценки в рейтингах (коллег, родителей).

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Оценка результатов Результативность учителя Результативность (успеваемость) учащихся

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии оценки (Сингапур) Оценка вклада педагога в академическую и личную успеваемость учащихся, за которых он несет ответственность Уровень сотрудничества педагога с родителями и другими представителями сообщества Содействие профессиональному развитию коллег и самой школы

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии оценки (Денвер, Колорадо, США) Навыки и знания учителя, приобретенные в процессе прохождения целевых программ профессионального развития Высокие рейтинги, полученные при аттестации Преподавание в школах с особыми нуждами либо обучение наиболее востребованным предметам Очевидный прогресс в успеваемости учащихся, как в отдельно взятом классе, так и на уровне школы

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Критерии для оценки В основе оценки – профессиональный стандарт: «для того чтобы оценить, насколько учитель отвечает требованиям стандарта на национальном уровне операционально и чётко задаются критерии, которые обеспечивают общее для всех видение и понимание профессионального мастерства и позволяют более объективно его измерить и оценить». Оценку работы учителей, основанная на многочисленных наблюдениях профессиональных экспертов, использующих установленные стандартами правила (процедуры), которые, по мнению самих учителей, вобрали лучшие образовательные практики.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Экспертиза Учитель обеспечивает ученикам возможность активно включаться в учебный процесс Поощрение учеников к активному участию Все ученики регулярно поощряются к участию, включая мало активных Все дети получают возможность активно и открыто участвовать в уроке Ответы учеников и высказанные ими идеи используются, чтобы поддержать взаимодействие Кооперация учеников поощряется Ученики поощряются к тому, чтобы учитывать идеи и ответы соучеников Есть свидетельства того, что учеников поощряют делиться своими идеями и информацией

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Оценка результативности – подсчет очков стандартных академических тестов – результаты тестов на проверку компетенций – рейтинги среди студентов, рейтинги среди коллег, рейтинги в кругу администрации школы (включая директора) – самооценка – результаты интервью и портфолио учителя – рейтинги среди родителей и другие косвенные показатели

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Оценка результативности «Добавленная стоимость» (value-added) индивидуальный прирост достижений учащегося, объясняемый вкладом учителя использование модели требует анализа множества факторов, влияющих на учебные достижения ученика, в том числе учёта его семейного контекста, и предполагает создание масштабной базы данных на региональном и национальном уровня, способной связать данные конкретного класса с профилем учителя «Контекстуализация» учет школьного школьного контекста, включая социально- экономический бэкграунд и особенности учеников

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Основные модели систем распределения поощрительных выплат Большая фиксированная сумма, которая распределяется как выплата в соответствии с выдающимися достижениями тех или иных кандидатов (скажем, призовая выплата для 25% лучших учителей) Система фиксированных бонусов, предназначенных для любого представителя профессии, достигшего установленных высоких показателей Компенсация за повышение уровня знаний и умений по программам профессионального развития, изучение языков, освоение информационных технологий (Сингапур)

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Стратегии поощрений (ОЭСР) «Плата за результативность/высокую производительность» основана на измерении результативности работы учителя, согласно академической успеваемости учеников и другим показателям направлена на сильных и ярких представителей профессии, которые хотят зарабатывать больше и получать повышение в карьере «Компенсация за знания и опыт» повышение ставки за продемонстрированные знания и умения педагога, которые прямым образом влияют на повышение успеваемости учащихся «Компенсация для школы» групповое/коллективное финансовое вознаграждение

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Эффективность педагога Необходимо выработать «рамку эффективности» для осуществления оценки (не тождественна профстандарту). Разнообразие задач, направлений модернизации в последние годы не затрагивает (не опускается) на уровень «класса». Педагоги нуждаются в понятных требованиях (ожиданиях) в отношении изменений практик преподавания. Перенос универсальных «конструктов «эффективный контракт», «профессиональный стандарт», выработанных Минтрудом в сферу образования не должен осуществляться автоматически, но требует существенной адаптации Эффективность педагога важно увязывать с эффективностью школы, что должно найти отражение в конструкциях эффективного контракта, возможно гос. (мун.) задания. В оценке эффективности необходимо учитывать контекст работы педагога включая социально-экономический бэкграунд, особенности категорий учащихся (ОВЗ, одаренные и др.). «Эффективная» система оценки эффективности работы педагога, ведущей целью которой является обратная связь для улучшения работы. Существующая система оценки неудовлетворительно решает эту задачу.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Эффективность педагога Сводится ли эффективность работы педагога к индивидуальным результатам учащихся? Как учесть в критериях эффективности и ее оценке условия (контекст) работы педагога? Эффективный контракт (в его актуальной версии) – инструмент обеспечения лояльности или повышения эффективности работы педагога? Соотношение логики «производительность труда» и «эффективность работы». Как трансформируются представления об эффективности работы педагога в условиях современной системы оценки качества (ГИА, ЕГЭ), новых ФГОС? Как связаны эффективность работы педагога и эффективность работы образовательной организации? «Школьный компонент» в критериях эффективности. Как влияют на эффективность работы педагога современные практики управления, контроля, проведения реформ? Повышение эффективности – «все в руках педагога»? Каковы возможности существующей поддержки профессионального развития педагога в повышении эффективности его работы?

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Эффективность педагога Эффективность работы педагога не сводится к индивидуальным результатам учащихся, но включает в себя (как минимум) характеристики профессионального роста, участия в профессиональном развитии коллег. Эффективность педагога в части результатов учащихся не сводится к академическим достижениям обучающихся, но должна включать более широкий спектр результатов. Критерии эффективности, помимо инварианта должны включать региональный и «школьный» компонент. Для продвижения современного представления об «эффективности» необходим качественный профессиональный стандарт, который отражает в своем содержании отражать те результаты, которые необходимо достичь школьникам.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Стратегии поощрений (ОЭСР) Формальные показатели, такие как данные об успеваемости учащихся имеют значение в ряде стран. НО в большинстве случаев все же подобные решения принимаются на основе суждений и оценок коллег- профессионалов, которые, в свою очередь, основывают свои мнения на исключительно широком ряде разнообразных источников, только часть из которых является формальными.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Нематериальные поощрения В Греции и Исландии учителя с длительным стажем работы поощряются сокращением рабочих часов. В Португалии учителя получают надбавку к зарплате или сокращение часов преподавания, если с их деятельностью в классе совпадает выполнение каких-либо дополнительных задач, скажем обучение молодых учителей, психологическое консультирование и прочее. В странах Юго-Восточной Азии в оплачиваемое рабочее время включено профессиональное развитие на рабочем месте.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Стратегии поощрений (ОЭСР) Тринадцать стран ОЭСР предлагают материальные поощрения за выдающиеся результаты в преподавании. Более чем в 70% этих стран такие выплаты происходят в произвольном порядке. В десяти выплачивают ежегодные надбавки к зарплате учителя. В тринадцати странах (Австрии, Чешской Республике, Дании, Англии, Эстонии, Финляндии, Венгрии, Мексике, Нидерландах, Новой Зеландии, Польше, Словении, Швеции) вопросы материальных надбавок решаются на уровне школы.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Кого поощрять? Индивидуальное поощрение Индивидуальные программы поощрений могут помочь выделить наиболее сильных работников и мотивировать коллектив школы работать более упорно, таким образом давая самим учителям возможность самостоятельно влиять на получение большего дохода от своего труда. Но следует понимать, что определить вклад конкретного учителя в работу всего заведения, в сравнении с другими учителями либо другими факторами, такими, как, например, обстановка в школе, может быть непростой задачей.

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Кого поощрять? Групповое поощрение Рассмотрение результатов работы группы учителей как целого команды учителей определенной параллели, отдела по преподаванию конкретных дисциплин и др. Плюсы: способствует сплоченности коллектива, дает ощущение чувства справедливости и продуктивной работы, которые благоприятствуют более простому и приятному усвоению знаний и нового опыта с помощью групповых дискуссий и обмена мнениями. Минусы: ослабление связи между индивидуальными попытками каждого участника и непосредственно самой материальной компенсацией, риск «безбилетников» (тех, кто незаслуженно пользуется полученным благом) Поощрять ли других сотрудников школы, не относящихся к коллективу преподавателей?

Высшая школа экономики, Москва, 2014 фото Другие последствия оценки Продвижение по карьерной лестнице Разработка плана индивидуального профессионального развития Предложение оплаченных часов профессионального развития (повышение квалификации) Поддержка со стороны коллег Увольнение