1 Объединенный учебно-методический центр по ГОЧС Тюменской области ТЕМА 1, Занятие 2 «Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных.
Advertisements

Организация единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (1 урок по теме) 9 класс Учитель – Иляхин А.А.
Определение РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных.
Тема: «Требования федерального законодательства и подзаконных актов в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС и обеспечения безопасности людей.
ТАКТИКО-СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА Назначение: обучение личного состава подразделений, спасательных воинских формирований и органов управления РСЧС действиям.
Несчастные случаи с людьми происходят в различных сферах их деятельности, и для спасения людей одних только сил и полномочий МЧС России явно недостаточно.
РСЧС ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.
РСЧС. Составила Расчетова Анна ученица 10 б класса.
МЧС России - федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
МЧС России Федеральный орган управления в области защиты населения от ЧС.
Тема: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
ОРГАНИЗАЦИЯ ЕДИНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ (РСЧС) Основная цель создания системы объединение усилий центральных.
Гражданская оборона. Функции по защите населения и территорий были разделены в 1992г. Между Гражданской обороной(ГО) Российской системой предупреждения.
Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Тульской области Тема: Организация создания, использования и пополнения запасов.
разработка и реализация правовых и экономических норм по обеспечению защиты населения и территорий от ЧС, в том числе по обеспечению безопасности людей.
Основные положения по созданию системы приёма и обработки вызовов оперативных экстренных служб по телефонному номеру 112 Начальник управления ФГУ ВНИИ.
Учебная дисциплина: «Государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» «Государственный надзор в области защиты.
Урок 8 Структура РСЧС. Глава 5 Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)
Московское районное звено территориальной подсистемы РСЧС.
Единая государственная система предупреждения чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи. Выполнила ученица 10»б» класса Лебедева Анастасия.
Транксрипт:

1 Объединенный учебно-методический центр по ГОЧС Тюменской области ТЕМА 1, Занятие 2 «Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

2 Цель занятия: 1. Ознакомить обучающихся с основными законодательными и нормативными актами РФ в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. 2. Изучить структуру и задачи РСЧС, основные принципы ее построения. Учебные вопросы: 1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основные принципы ее построения, роль, задачи и структура. 2. Основные требования Конституции РФ, Законодательства РФ и других нормативных правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Объединенный учебно-методический центр по ГОЧС Тюменской области

3 первый учебный вопрос: Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), основные принципы ее построения, роль, задачи и структура.

4 Тюменская область: 0,2-0,5х10 -5 ЯНАО 0,1-0,2х10 -5 ХМАО 0,1х10 -5 юг ТО

5 РСЧС - государственная организационно- правовая структура, объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов защиты населения и территорий от ЧС. ЕДИНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) Объединенный учебно-методический центр по ГОЧС Тюменской области

6 Предпосылки создания системы защиты населения и территорий России Бурный научно-технический прогресс (возрастание риска аварий больших технических систем); Прогрессирующая урбанизация территорий (растущие последствия антропогенного воздействия); Примеры: Крупнейшие землетрясения ХХ века:погибло: Ашхабад (Туркменистан)-110 тыс.чел. Тангшепское (Китай)-243 тыс.чел. Спитак (Армения)-25 тыс.чел. Химическая авария г.Бхопал (Индия)-2,5 тыс.чел. (200 тыс.чел. пострадало) Катастрофа на Чернобыльской АЭС (1986г) – радиоактивное загрязнение 19 субъектов РФ с населением 30 млн. человек и ряд европейских государств

7 Этапы создания РСЧС 1989г.Постановление Верховного Совета СССР – создана постоянно действующая Государственная комиссия Совета Министров СССР по ЧС г.Постановление Совета Министров СССР – создана государственная общесоюзная система по предупреждению и действиям в ЧС г.Совет Министров РСФСР образовал Республиканскую комиссию по ЧС (ликвидирована г.) г.Совет Министров РСФСР образовал Российский корпус спасателей (на правах Государственного комитета РСФСР) – точка отсчета истории Чрезвычайной службы России г.Постановление Президиума Верховного Совета РСФСР Российский корпус спасателей преобразован в Государственный комитет РСФСР по ЧС (ГКЧС РСФСР) г.Указом Президента РСФСР на базе ГКЧС РСФСР и штаба ГО РСФСР создан Государственный комитет при Президенте РСФСР по делам ГО, ЧС и ЛПСБ г. Правительство РФ утвердило Положение о ГКЧС России г.Государственный комитет был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) 1994г.Федеральный закон «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера 68-ФЗ от 21 декабря 1994г. 1995г.Постановление Российской Федерации «О создании государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС» 1113 от 5 ноября 1995г. 2003г.Постановление Правительства РФ от г. 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» г.Федеральным Законом 122-ФЗ от г. Внесены изменения в ФЗ 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» г.Внесены изменения в Постановление Правительства РФ от г. 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС»

8 Общие показатели ЧС за 2005г/2006г (государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий РФ от ЧС за 2005г, и 2006г.) на территории РФ произошло ЧС: - техногенного характера: - природного характера: - биолого- социального характера: в ЧС погибло: пострадало: на пожарах погибло: в ЧС на воде погибло: в ДТП погибло: пострадало: локальных местных территориальных региональных федеральных 2396/ /262 72/73 4/5 5/ г / / / / человек / человека / человека человека / человек / человека г = В 2007 году количество ЧС сократилось на 12,6%, количество погибших в ЧС сократилось на 14,8%. Силами РСЧС проведено более 16 тысяч спасательных операций спасено – почти 100 тысяч человек, сохранено материальных ценностей на 38 млрд. рублей

9 Структура показателей ЧС по их видам Структура показателей по погибшим в ЧС 2005 год 2006 год

10 В соответствии с Федеральным законом «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» основными задачами РСЧС являются: 1. разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 2. осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, а также подведомственных им объектов производственного и социального назначения в ЧС; 3. обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; 4. сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; 5. подготовка населения к действиям при ЧС; 6. организация своевременного оповещения и информирования населения о ЧС в местах массового пребывания людей; 7. прогнозирование и оценка социально-экономических последствий чрезвычайных ситуаций; 8. создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС; 9. осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС; 10. ликвидация чрезвычайных ситуаций; 11. осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций; 12. реализация прав и обязанностей населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций, в том числе лиц, непосредственно участвующих в их ликвидации; 13. международное сотрудничество в области защиты населения и территорий от ЧС.

подсистемы РСЧС уровни ОУ РСЧС Территориальная подсистема РСЧС Функциональные подсистемы РСЧС (в 17 федеральных органах исполнительной власти ) федеральный уровень РСЧС охватывает территорию Российской Федерации межрегиональный уровень РСЧС охватывает территорию Федерального округа региональный уровень РСЧС охватывает территорию субъекта РФ муниципальный уровень РСЧС охватывает территорию района, города (гор.района) объектовый уровень РСЧС охватывает территорию организации, объекта координационный орган управления КЧС и ОПБ органов исп. власти Субъекта РФ КЧС и ОПБ органа местного самоуправления КЧС и ОПБ организации Постоянно действующий орган управления Территориальный орган МЧС – ГУ МЧС Органы, спец. упол. на решение задач в области ГО и ЧС при органах МС Структ. подразд. организаций спец. уполномоченный орган повседневного управления ЕДДС муниципальных образований ДДС организации, объекта ЦУКС ЦУКС ГУ МЧС, ИЦ, ДДС ЕДДС ОИВ субъекта РФ СИСТЕМЫ СВЯЗИ И ОПОВЕЩЕНИЯ РСЧС - средства связи и оповещения; - сети вещания; - каналы сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи - средства связи и оповещения; - сети вещания; - каналы сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи Правительственная комиссия по предуп- реждению и ликви дации ЧС и ОПБ ФОИВ Полномочный Представитель Президента РФ в Федер. округе МЧС России Подразделения ФОИВ по ЧС и ГО Территориальный орган МЧС – региональные центры ЦУКС МЧС РФ, Информац.центры ДД Службы ФОИВ ЦУКС РЦ координационный орган управления Постоянно действующий орган управления орган повседневного управления Информац.центры ДДC территориальных органов Федеральных органов исполнительной власти

13 Силы и средства РСЧС – специально подготовленные силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений предназначенные и выделяемые (привлекаемые) для предупреждения и ликвидации ЧС Силы и средства постоянной готовности – предназначены для оперативного реагирования на ЧС и проведения работ по их ликвидации. (АСС, АСФ, иные службы и формирования, оснащенные специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения АСДНР в зоне ЧС в течение не менее 3 суток. Резервы финансовых и материальных ресурсов: – резервный фонд Правительства РФ по ЛПЧС и последствий стихийных бедствий запасы материальных ценностей для обеспечения АСДНР по ЛПЧС, находящихся в составе гос.материального резерва резервы финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций

14 Структура сил РСЧС ПСФ ПСС МЧС (постоянной готовности) -Гос.учреждение «Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд (филиал – г.Туапсе Краснодарский край); -Авиация МЧС (ГО и РСЧС): - л/с 1883 человека 895-военнослужащих, 893 – гражданский персонал) - 11 типов летальных аппаратов 16 самолетов, 31 вертолет - Гос.учреждение «Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения (филиалы – г.Геленджик, г.Балтийс, г.Корсаково); -6 региональных ПСО (12 филиалов); - ПСО МЧС России по Калининградской обл; - Байкальский ПСО. 2006г спасателей на федеральном бюджете (190 спасателей международного класса) 9200 спасателей на бюджете субъекта РФ 3000 студентов в составе добровольных спасательных отрядах (22 ОСО) Всего человек - Центры специально-психологической реабилитации пострадавшего населения (г.Болхов, г.Узловая, п.Кикольская слобода и др. -- В плане создание на Северном Кавказе и Бабкине. АСФ и ПСФ функциональных подсистем (46) АСФ и НАСФ субъектов РФ; Муниципальных образований; Организаций (территориальных подсистем) Пожарные формирования РФ -ГПС – ФПС и Пожарная охрана субъекта; -Муниципальная пожарная охрана; -Объектовая пожарная охрана; -Ведомственная пожарная охрана; -Частная пожарная охрана; -Общественная пожарная охрана (Добровольная пожарная дружина); Признано целесообразным установит в 2007 году численность ФПС – человек. -ГИМС (5602 чел.); -отделы ГИМС (6 РЦ, 88ГУ МЧС); -центры ГИМС (82 субъекта РФ) -9 отделов тех.надзора за морскими прогулочными судами -110 инспекторских отделений; -512 инструкторских участков; группа (патрульные, регистрационной и экзаменационной работы, технического надзора)

15 второй учебный вопрос: Основные требования Конституции РФ, Законодательства РФ и других нормативных правовых актов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

16 Положения, инструкции правила и иные акты органов местного самоуправления и руководителей организаций КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Законы Российской Федерации Указы Президента РФ и утвержденные им Положения Постановления Правительства РФ и утвержденные им Положения Приказы, положения и иные акты министерств и ведомств, входящих в РСЧС Законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации

17 ОСНОВНЫЕ ЗАКОНЫ И НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ПО ВОПРОСАМ РСЧС КОНСТИТУЦИЯ РФ. Принята всенародным голосованием г. ФЗ «О гражданской обороне» 28-ФЗ от г. с изм ФЗ 103 от г. ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 68- ФЗ от с изм от г. ФЗ «О пожарной безопасности» 69-ФЗ от с изм. от г. ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» 116-ФЗ от г. с изм. от г. ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателя» 151-ФЗ от с изм. от г. ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от ФЗ «Об обороне» 223-ФЗ от с изм. от г. ФЗ «О чрезвычайном положении» 13-ФКЗ от г. ФЗ «Водный кодекс Российской Федерации 74-ФЗ от г. с изм. от г. Постановление Правительства РФ от «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» Постановление правительства РФ «О порядке утверждения правил охраны жизни людей на водных объектах» 769 от г. Постановление Правительства РФ «О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 304 от г. Указ Президента РФ «О совершенствовании единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 991 от г. Закон Тюменской области «О предупреждении и ликвидации природных и техногенных ЧС межмуниципального и регионального характера» 323 от г. Закон Тюменской области «О пожарной безопасности» 316 от г. с изм. от г. Постановление Администрации Тюменской области «Об областной территориальной подсистеме предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» 230-пк от г. Постановление Правительства Тюменской области «О правилах охраны жизни людей на водных объектах, правилах пользования водными объектами для плавания на маломерных судах на территории Тюменской области» 85-П от г. с изм. от г 53-П Постановление Администрации Тюменской области « О реализации полномочий по осуществлению поиска и спасения людей во внутренних водах на территории Тюменской области 53-ПК от г.

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС НА 2006 г. – 2010 г. в области защиты населения и территорий от ЧС – дальнейшее совершенствование органов управления, сил и средств РСЧС по реагированию на ЧС. Развитие системы мониторинга прогнозирования ЧС, выполнению приоритетных мероприятий по снижению рисков и смягчению последствий ЧС, эффективному использованию резервов финансовых, материальных и информационных ресурсов для ликвидации ЧС, созданию и поддержанию необходимых условий для сохранения жизнеобеспечения пострадавшего населения, а также осуществлению мер по чрезвычайному гуманитарному реагированию; в области обеспечения пожарной безопасности – осуществление комплекса мероприятий, направленных на снижение количества пожаров и гибели людей при пожарах, повышение эффективности работы органов государственного пожарного надзора, совершенствование технологий тушения пожаров и проведения аварийно-восстановительных работ, внедрение современных технических средств профилактики пожаров и пожаротушения; в области безопасности людей на водных объектах – реализация комплекса мероприятий, направленных на совершенствование государственного и технического надзора за маломерными судами и базами (сооружениями) для их стоянок, повыше­ния эффективности мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС, поиску и спасению людей, охране жизни людей и окружающей среды на водных объектах Тюменской области.

19 Для обеспечения высокого уровня безопасности жизнедеятельности населения страны необходимо при активном и сознательном участии граждан в этом деле осуществить: дальнейшее развитие и совершенствование системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; реализацию мероприятий, направленных на снижение рисков и смягчение последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий; повышение уровня реагирования на чрезвычайные ситуации, эффективности аварийно - спасательных и других неотложных работ; совершенствование инженерной, радиационной, химической и медико- биологической защиты людей; повышение качества обучения населения и подготовки руководящего состава; повышение уровня пожарной безопасности городов, населенных пунктов и объектов экономики; работы по дальнейшей адаптации Государственной противопожарной службы в систему МЧС России; совершенствование системы финансовых и материально- технических резервов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

20 Совершенствование системы РСЧС Система управления РСЧС – совершенствование автоматизированной информационной управляющей системы (АИУС) 1.Создание унифицированной системы документации (УСД). 2.Создание единой системы классификации и кодирования информации по ПЛ ЧС (ЕСКК). 3.Развитие комплексов средств автоматизации (КСА). 4.Создание единых дежурно-диспетчерских служб (ЕДДС). 5.Создание общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН) 6.Создание автоматизированных подсистем объединенных систем оперативно-диспетчерского управления городов и районов (ОСОДУ) 7.Развитие автоматизированных систем консультационного обслуживания (АСКО) МЧС России, в том числе телемедицинских. 8.Развитие информационно-справочных систем субъектов РФ по вопросам ПЛ ЧС. 9.Развитие автоматизированной подсистемы прогнозирования.

21 Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС Р Е Ж И М Ы функционирования РСЧС -при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке; -при отсутствии эпидемий, эпизоо- тий, эпифитотий, пожаров Режим повседневной деятельности -при ухудшении производственно- промышленной, радиационной, химической, пожарной, биологической (бактериологической), ветеринарной, сейсмической, гидрометеорологической обстановке; -при получении прогноза о возможности возникновения ЧС Режим повышенной готовности -при возникновении и во время ликвидации чрезвычайной ситуации Режим чрезвычайной ситуации РСЧС при угрозе или с началом войны передает свои полномочия ГО страны Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от -от возможной или реально сложив- шейся обстановки; -от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Решение о вводе режима функционирования РСЧС в зависимости от -от возможной или реально сложив- шейся обстановки; -от масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС принимают: Правительство Российской Федерации Органы исполнительной власти субъектов РФ Органы местного самоуправления городов, районов Режимы функционирования РСЧС

22 Перспективные работы правового характера по ГО и РСЧС в ближайшей и средней перспективе 1.Разработка проекта «Концепции защиты населения и территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или в следствии этих действий. 2.Разработка концепции ФЗ «О повышении устойчивости работы объектов экономики, необходимых для ее эффективного функционирования, обеспечения выживания населения в военное время». 3.Разработка проекта Положения «О специальных формированиях ГО». 4.Разработка проекта ФЗ «О государственной правоохранительной службе». 5.Принятие Федерального Закона «Об обязательном страховании опасных объектов».

23 Объединенный учебно-методический центр по ГОЧС Тюменской области ТЕМА 1, Занятие 2 «Нормативное правовое регулирование в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.