БДОУ г.Омска «ЦРР-Д/С 341» Семинар - практикум для старших воспитателей и педагогов - психологов «Психолого – педагогическое сопровождение молодых специалистов.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Система работы с молодыми специалистами в ДОУ. «Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический.
Advertisements

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Ромашка» «Организация условий для повышения педагогического.
Методическое сопровождение молодых педагогов в ДОУ: проблемы и пути их решения Старший воспитатель МБДОУ «ЦРР – детский сад 178» г. Чебоксары Лебедева.
«Школа молодого педагога». Определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем компонентам профессионально-ценностные ориентации.
МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3 » Система методической работы в МДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 3»
Организация работы методического кабинета ДОУ как условие непрерывного повышения квалификации педагога.
Аттестация как управленческая деятельность и фактор профессионального роста педагогов Путилова Н.В. детский сад 82 комбинированного вида города Тюмени.
Формирование профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образовательного учреждения.
«Эффективные формы взаимодействия педагога- психолога с педагогическим коллективом ДОУ» Кондрашова О.Ю. МБДОУ «Детский сад комбинированного вида 24» Декабрь.
Сопровождение молодого специалиста в ДОУ. Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки. Теодор Рузвельт.
РАБОТА С МОЛОДЫМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ Афонина Е.В., руководитель ШМО учителей гуманитарного цикла, учитель русского языка и литературы высшей категории.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
«Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам развития речи дошкольников»
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Система работы с молодыми специалистами в школе Кузнецова Н.В. Зам. директора по УВР МОУ Октябрьская ООШ м.р. Волжский.
LOGO Работа с резервом в дошкольных образовательных учреждениях Кировского района г. Казани.
Организация деятельности методической службы Центра развития ребенка МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад 77 «Зоренька »
Школьное методическое объединение учителей начальных классов.
Система работы с молодыми специалистами в ДОУ по освоению ФГОС ДО Сыпченко Е.А. зам. зав. по УВР ГБДОУ 70 Калининского района Санкт-Петербурга.
Методическая работа – это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала.
Транксрипт:

БДОУ г.Омска «ЦРР-Д/С 341» Семинар - практикум для старших воспитателей и педагогов - психологов «Психолого – педагогическое сопровождение молодых специалистов в ДОУ» 29 марта 2013 г.

Система работы с молодыми специалистами в ДОУ

Обновление рабочего коллектива – норма успешного существования любой профессиональной группы. Если свежего притока не обнаруживается, отрасль умирает. Молодость – возраст, для которой характерны полет фантазий, и неуемная энергия, и желание достигнуть вершин, и ощущение, что тебе «все по плечу». Деятельность молодого человека, увидевшего и во время разжегшего в себе искру личной и профессиональной индивидуальности, бесспорно, способствует прогрессивному развитию той или иной отрасли. Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в дошкольных образовательных учреждениях молодых специалистов поднимается на различных уровнях. А между тем, по-прежнему существует проблема, как привлечь в детский сад грамотных молодых специалистов, и что еще существеннее, как удержать их. Согласно статистике, из выпускников педагогических вузов только небольшая часть идет работать в детские сады, к тому же очень часто среди них те, кто не нашел себе более высокооплачиваемой работы. Но еще более печальнее тот факт, что из этих молодых специалистов почти половина уходит из системы образования через несколько лет.

Вопросы, которые надо решать, очень много: это и финансовая поддержка, и система моральных наград и поощрений, и адаптация в коллективе, и, наконец, методическая подготовка. Некоторые вопросы (финансовые или проблемы престижа профессии воспитателя в обществе) не находятся в компетентности администрации образовательного учреждения, это дело времени и вопрос многих образовательных реформ. А вот проблема адаптации в коллективе, создание эмоционально-благоприятной атмосферы, вопросы методической подготовки грамотного специалиста вполне можно решать в стенах образовательного учреждения.

В нашем дошкольном образовательном учреждении много молодых специалистов, коллектив достаточно молодой. Молодые специалисты, пришедшие в детский сад, за последние несколько лет, проявили себя в качестве педагогов инициативных, целеустремленных, мотивированных на достижение результатов и среди воспитанников, и в собственной педагогической деятельности. Однако, несмотря на достигнутые результаты, методическая служба детского сада заинтересована в том, чтобы результативная деятельность молодых специалистов была не единственными проявлениями, а заранее прогнозируемым (в большей или меньшей степени) итогом системной работы. Кроме того, на наш взгляд, одним из важнейших управленческих циклов системы образования, который позволяет реализовать системный подход как принцип деятельности и способствует созданию системы эффективного управления, можно считать работу администрации с молодыми специалистами. За последние годы значительно увеличилось число молодых специалистов в нашем дошкольном образовательном учреждении. Общее количество молодых педагогов на учебный год – 10 воспитателей.

При определении уровня профессиональной компетентности молодых специалистов по трем компонентам: профессионально-ценностные ориентации, психолого- педагогические знания, методические умения выявлено следующее: во-первых, молодые специалисты имеют недостаточно полные представления в области дошкольной педагогики и психологии, методик дошкольного образования, не уверены в их содержательности; во-вторых, стремятся к созданию условий для эффективной организации педагогического процесса и разнообразных форм взаимодействия с его участниками, но не всегда достигают оптимальных результатов и не могут определить причины успехов и неудач своей деятельности. Ориентированы на подражание авторитетным коллегам, так как осознают дефицит профессиональных знаний и профессионального мастерства;

в-третьих, молодые педагоги не относятся к своей профессиональной деятельности как к призванию и не достаточно осознают полной ответственности за результаты своей педагогической деятельности. Не в полной мере осознают своей профессиональной некомпетентности и недостаточно проявляют потребность в профессиональном совершенствовании и развитии. Потребность в достижении своего профессионального успеха слабо выражена. Не всегда объективна оценка своих профессиональных действий, успехов и неудач.

Профессиональные компетентности Формирование ПК Повышение ПК

Проблема заключается не только в недостатке практического опыта, но и в недостаточности знаний по дошкольной педагогике и психологии. Если молодого специалиста в такой ситуации просто «отпустить в свободное плавание», то после первых недель подъема неминуемо начнутся конфликты: молодой воспитатель может почувствовать себя «брошенным» на произвол судьбы; у него могут появиться сомнения в собственной состоятельности и профессиональной и, личностной; появляется тревожность, которая может из ситуативной превратиться в постоянную, стать личностной чертой, а в таком случае бессмысленно говорить о каком-то творческом потенциале. Таким образом, возникает проблема между уровнем методической подготовки молодого специалиста к работе в детском саду, его желанием работать и социальным запросом общества, согласно которому в дошкольном образовательном учреждении должен работать не просто воспитатель, а креативный организатор образовательной среды, педагог, способный не просто воспитывать и развивать ребенка, но увидеть и раскрыть в нем личность.

Изучив аналитический материал по кадровому составу, проведя анкетирование, контроль различных видов деятельности молодых педагогов пришли к осознанию необходимости разработки и внедрения в ДОУ перспективно-целевого проекта «Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов».

Цель проекта: создание инновационной системы психолого-педагогического сопровождения молодого специалиста с целью обеспечения личностно- ориентированного подхода к каждому молодому специалисту в его профессиональном становлении.

Новизна предлагаемой деятельности заключается в системном использовании всех возможностей и ресурсов образовательного учреждения для становления молодого специалиста как профессионала и творческой личности, а в дальнейшем - педагога–мастера. Система работы способствует реализации программы развития детского сада, предлагающей создание комфортной образовательной среды, в которой каждый воспитанник и воспитатель находит свое место в соответствии со своими желаниями, возможностями, интересами.

Объектом психолого-педагогического сопровождения молодого специалиста является система методической работы с молодыми воспитателями.

Предметом: молодые специалисты, работающие в ДОУ с момента устройства в ДОУ года до пяти лет.

Старший воспитатель Педагог - психолог Молодой специалист

Гипотеза проекта. Мы полагаем, что использование системного подхода при организации методической работы по повышению профессиональной компетентности молодых специалистов позволит им быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать моментов неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками образовательного процесса, сформировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формирование собственной профессиональной траектории.

Планируемые результаты работы по проекту: подготовка молодого специалиста, в будущем состоявшегося воспитателя, ощутившего свое призвание и желание работать в дошкольном образовательном учреждении. Воспитателя - творческого, инициативного, самостоятельно мыслящего человека и профессионала; совершенствование инновационной системы методической работы учреждения; повышение качества образовательной деятельности в ДОУ.

Исходя из цели и гипотезы, были намечены следующие задачи проекта: изучить уровень подготовленности молодых специалистов в профессиональной деятельности; определить этапы профессионального роста молодых специалистов; организовать работу педагогов-наставников с молодыми специалистами через систему открытых занятий, мероприятий, консультаций; формировать у молодых специалистов потребность в непрерывном самообразовании;

совершенствовать методическую культуру воспитателя (сформировать умения: мотивационные, организационные, проектировочные, коммуникативные, контрольно- аналитические, адаптационные); создавать условия для профессиональной адаптации молодого педагога в коллективе; способствовать формированию индивидуального стиля творческой деятельности; вооружать начинающего педагога конкретными знаниями и умениями применять теорию на практике; обеспечить мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста.

Этапы реализации проекта: I этап – адаптационно- диагностический; II этап – коррекционно- развивающий III этап – аналитический.

Содержание работы по реализации проекта Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов проходит в три этапа. I этап – адаптационно-диагностический (1 год) II этап - коррекционно-развивающий (2 года) III этап – аналитический (2 года) На каждом этапе определены основные направления: организационно-методическая поддержка – организация непрерывного развития молодого специалиста, включающая различные формы методической работы; диагностическая поддержка – сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса и профессионального развития педагога; информационная поддержка – создание условий в методическом кабинете для самообразовательной деятельности.

I этап – адаптационно- диагностический. Период адаптации молодого специалиста. Основная задача - предупредить разочарование и конфликты, поддержать педагога эмоционально, укрепить веру в себя. Идет сбор и анализ информации о профессиональной компетентности педагога (анкетирование, наблюдение за организацией образовательного процесса), профессиональных затруднений и интересах (анкетирование, беседы). Выявляются проблемы и перспективы в профессиональной деятельности. В зависимости от выявленных проблем и перспектив в профессиональной деятельности молодые специалисты условно разделяются в три группы: 1 группа – воспитатели, имеющие слабую теоретическую и практическую подготовку (без опыта работы); 2 группа – воспитатели с сильной теоретической подготовкой, но не имеющие опыта практической деятельности; 3 группа – воспитатели со слабо развитой мотивацией к труду. В соответствии с этим прохождение определенного этапа для каждого молодого специалиста очень индивидуально. Необходимо обеспечить индивидуально- ориентированный подход к каждому молодому воспитателю в его профессиональном становлении.

Адаптационная работа включает: 1. Беседа заведующего ДОУ с молодым специалистом при приеме на работу. Знакомство с детским садом, условиями труда, Уставом ДОУ, правилами. внутреннего трудового распорядка, традициями, определяет рабочее время. 2. Представление молодого воспитателя педагогическому коллективу на педагогическом совете. 3. Стажировка молодого специалиста. Педагог несколько дней под руководством старшего воспитателя проходит стажировку у более опытного коллеги, т.е. они работают вместе с группой детей наставника. За это время он знакомится с воспитанниками, родителями, младшим воспитателем, изучает режим дня группы, документацию и др. Все возникшие вопросы обсуждаются после рабочей смены в присутствии старшего воспитателя. 4. Проведение анкетирования и составление информационной карты молодого специалиста. С первых дней работы молодого специалиста проводится анкетирование – своеобразное микроисследование, позволяющее выявить потенциальные возможности педагога, диагностика определения уровня профессиональной компетентности, на выявление затруднений в работе не начало учебного года. Заполнятся информационная карта молодого специалиста.

5. Организация наставничества. Закрепление педагогов- наставников за молодыми специалистами. Помощь наставника заключается в оказании помощи по анализу базисной программы «Детство» и «Из детства в отрочество» (Основной общеобразовательной программой), организации образовательного процесса, подборе методического и дидактического оснащения, планированию образовательной работы, корректированию результативности профессиональной деятельности молодого специалиста. Педагог-наставник проводит для молодого воспитателя НОД, организацию прогулок, сюжетно-ролевых игр и т.д. Необходимо подчеркнуть, что наставник не контролирует, а способствует быстрейшей адаптации молодого специалиста к педагогической деятельности, предоставив ему методическую, психолого-педагогическую, нормативно-правовую информацию.

развивает свои деловые качества повышает свой профессиональн ый уровень в процессе взаимообучения развивает свои деловые качества повышает свой профессиональн ый уровень в процессе взаимообучения получает знания, развивает навыки и умения, повышает свой профессиональный уровень и способности; развивает собственную профессиональную карьеру; учится выстраивать конструктивные отношения с наставником повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками. повышает культурный и профессиональный уровень подготовки кадров; улучшаются взаимоотношения между сотрудниками. Наставник Молодой специалист Администрация Наставничество

6. Традиционное мероприятие «Посвящение в профессию». На этом мероприятии молодой специалист проходит различные испытания: поет детские песни, инсценирует русскую народную сказку, произносит клятву молодого специалиста. В завершении проводится чаепитие. 7. Индивидуальное и подгрупповое консультирование по изучению нормативно- правовой базы, ведению документации, планированию образовательной работы с детьми, ознакомлению базисной программы, по выявленным проблемам и запросам педагогов.

8. Оценка педагогической деятельности молодого специалиста. Молодой воспитатель испытывает потребность в своевременной положительной оценке своего труда, в связи с этим старший воспитатель максимально тактичен в своих высказываниях, особенно если они носят критический характер. 9. Самообразование воспитателя – лучшее обучение. Выбор методической темы. Молодым специалистам предлагаются примерные темы по самообразованию. Разработка индивидуального плана профессионального развития. 10. Психологическая поддержка заключается в проведении занятий в психолого-педагогическом клубе «Росток», консультаций, тестирования, релаксирующих упражнений, тренингов и т.д. Педагог-психолог отслеживает степень практической подготовленности молодого специалиста; наблюдает в ходе организации образовательного процесса в группе, стиль общения молодого педагога с детьми, родителями.

11. Школа молодого специалиста. Деятельность Школы молодого специалиста способствует тому, чтобы из молодого специалиста «вырос» молодой перспективный воспитатель, знакомый со всеми направлениями педагогической деятельности, умеющий анализировать становление собственного мастерства, способный к реализации собственного творческого потенциала в педагогической деятельности. Занятия проходят 2 раза в месяц по плану (1 раз в неделю для 1 группы воспитателей), составленному с учетом запросов и трудностей начинающих педагоговВ рамках Школы молодого специалиста рассматриваются теоретические и практические вопросы, показ отдельных приемов и способов работы, активно используется открытая НОД с взаимопосещениями и последующим обсуждением. Педагог – психолог тоже принимает участие в таких мероприятиях.

II этап - коррекционно- развивающий. Основная задача этапа – развитие профессиональных умений, накопление опыта, поиск наиболее эффективных методов работы с детьми. Формирование своего стиля в работе, снискание авторитета среди детей, родителей, коллег. На данном этапе используются разнообразные формы методической работы с молодыми специалистами в зависимости от выявленных проблем и перспектив в профессиональной деятельности. Они различаются по содержанию и, конечно, целям. Для первой группы молодых специалистов, имеющих недостаточную теоретическую и практическую подготовку, выбирают такие методы, приемы и формы работы, которые способствуют усвоению теоретического материала, формированию практической работы: консультации, семинары-практикумы, беседы, посещение занятий педагогов- наставников, работа в Школе молодого специалиста, знакомство с передовым опытом коллег «Мастер-класс» и др.

Для второй группы молодых специалистов с достаточной теоретической подготовкой, но не имеющих опыта практической деятельности используется цикл методических мероприятий, способствующих навыкам практической работы с детьми, родителями: участие в проведении семинаров-практикумов, проведении НОД для молодых специалистов, НОД в ходе тематических недель для педагогов ДОУ, анализ педагогических ситуаций, участие в педагогических фестивалях, смотрах-конкурсах, приобщение педагогов к подготовке и посильному участию в проведении педагогических советов, творческие отчеты в конце учебного года, работа по самообразованию, методическая выставка молодого специалиста и др. Для третьей группы молодых специалистов со слабо развитой мотивацией к труду характерно применение форм и методов методической работы, стимулирующих интерес к педагогической деятельности, помогающих осознать свою профессиональную значимость. Это дискуссии, беседы, деловые игры, анализ педагогических ситуаций, поощрение, убеждение, участие в работе педагогического клуба, тренинги и др. Оценка деятельности молодых специалистов проводится в следующих вариантах: аттестация на квалификационную категорию; мониторинг профессиональной деятельности молодого специалиста; рейтинговая профессионального развития педагога влияет на премию и другие стимулирующие выплаты.

III этап – аналитический. Определяется успешность педагогической деятельности и пути дальнейшего развития: сбор и анализ информации о состоянии образовательного процесса, о результатах развития детей, достижениях воспитанников; рейтинговая оценка профессионального развития педагога; анализ и оценка деятельности в рамках конкурса «Молодые дарования» (конкурс профессионального мастерства молодых воспитателей); практическая экспертиза педагогической деятельности при прохождении аттестации. Молодые педагоги на данном этапе вовлекаются в научно- исследовательскую деятельность, внедряют в работу современные педагогические технологии, обобщают свой опыт работы.

Перспективы развития перспективно- целевого проекта «Психолого-педагогическое сопровождение молодых специалистов» Так как проект является частью работы педагогического процесса ДОУ, то дальнейшими перспективами данного проекта можно считать создание «Школы повышения профессионального мастерства» состоявшегося педагога.

«Деловая игра…»

В «Школе молодого педагога…»

На тренинге…..

Тренинг…

Работа с гиперактивными детьми Работа с родителями Работа с агрессивными детьми Заполнение документации Организация НОД Дисциплина в группе Взаимоотношения в коллективе Участие в публичных выступлениях

Новизна деятельности Пример и влияние коллег и руководителей Условия работы Доверие Возможность экспериментирования Организация труда