СИНХРОНИЗАЦИЯ БШВНКА ГЛОНАСС ПО НАБОРУ МЕЖСПУТНИКОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ВДОЛЬ ЗАМКНУТОЙ ЦЕПОЧКИ МЕЖСПУТНИКОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Семинар ИКИ РАН памяти П.Е.Эльясберга.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 1 Информационно-Аналитический Центр КВНО ЦНИИМаш Federal Space Agency ИАЦ Исследование возможностей межспутниковых измерений- связи в КНС ГЛОНАСС на.
Advertisements

Спутниковая система ГЛОНАСС учитель физики ГОУ 667 СПб учитель физики ГОУ 667 СПб Королева А.О. Королева А.О.
Александров А.Г ИТО Методы теории планирования экспериментов 2. Стратегическое планирование машинных экспериментов с моделями систем 3. Тактическое.
ГНСС-технологии в геодезии К.М. Антонович Часть 2. Основы теории ГНСС наблюдений.
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ СТАТИСТИКА Предмет и методы Лекция 2.
« Комплексная обработка измерений спутникового радионавигационного приёмника и доплеровского измерителя скорости» студент: Добрецов А.А. Научный руководитель:
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ПАССИВНОЙ, ОДНОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕННЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАССАХ.
Власов И.Б., Мыкольников Я.В., Семенов Д.В., Шумов А.В. ИНТЕРНЕТ – ЛАБОРАТОРИЯ МГТУ им. Н.Э. Баумана «ГЛОБАЛЬНЫЕ НАВИГАЦИОННЫЕ СПУТНИКОВЫЕ СИСТЕМЫ»
Технический проект системы Технический проект системы - это техническая документация, содержащая общесистемные проектные решения, алгоритмы решения задач,
ГНСС ТЕХНОЛОГИИ Проф. К.М. Антонович Лекция 4. Основы теории ГНСС наблюдений.
Средства измерений, классификация. Метрологические характеристики средств измерений.
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ Теоретические основы анализа результатов прогнозирования Лекция 7.
Cтудент : Сай Си Ту Мин Научный руководитель : А.Ю. Сизякова Дата :
О метрологическом обеспечении наземной инфраструктуры ГЛОНАСС А.С. Толстиков.
Презентация на тему: Система передачи информации космического аппарата.
1 Основы надежности ЛА Модели формирования параметрических отказов изделий АТ.
НАУЧНАЯ РАБОТА на тему: ИСCЛЕДОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ОБРАБОТКИ ПЕРСПЕКТИВНЫХ СИГНАЛОВ СРНС ГЛОНАСС Научный руководитель: д.т.н., профессор Перов А.И. Студентка:
АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТОТНОГО РЕСУРСА В МОДИФИЦИРОВАННОЙ СИСТЕМЕ ДОСТУПА КЛАССА FDMA DAMA А.А. Грицай, студ.,гр. ЭР рук. Н.С. Губонин,
«Комплексная обработка измерений спутникового радионавигационного приемника и корреляционно экстремальной системы навигации» Выполнил: Косовов В.Ю. (группа.
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ КОМПЬЮТЕРНЫХ АЛГОРИТМОВ И ЕЁ КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ МЕРЫ д.т.н., профессор М.В. Ульянов Кафедра «Управление разработкой программного.
Транксрипт:

СИНХРОНИЗАЦИЯ БШВНКА ГЛОНАСС ПО НАБОРУ МЕЖСПУТНИКОВЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ВДОЛЬ ЗАМКНУТОЙ ЦЕПОЧКИ МЕЖСПУТНИКОВЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ Семинар ИКИ РАН памяти П.Е.Эльясберга Таруса,, Июнь 2014 A.Ф.Щекутьев (Информационно-Аналитический Центр КВНО, ЦНИИмаш, Koролев, Московская обл.) 1

1. Исследования последних лет показали: межспутниковая линия (МСЛ) измерений и связи - эффективное средство повышения точности, автономности, надежности ЭВО навигационных КА ГЛОНАСС, позволяющее также обеспечить качество контроля за состоянием и управляемостьНКА ГЛОНАСС. 2. Проведены испытания бортовой навигационно-измерительной аппаратуры в радиодиапазоне (БАМИ) и бортовой лазерно-оптической аппаратуры МЛНСС, на основе которых планируется развернуть МСЛ. Экспериментальные данные подтверждают плановые показатели точности межспутниковых измерений (МСИ), возможность информационных обменов через МСЛ и общую работоспособность систем. Осуществляется конструктивное совершенствование бортовой аппаратуры и анализируется архитектура МСЛ в целом. 3. Важной составляющей МСЛ является бортовой информационно- вычислительный комплекс (БИВК), на который возлагаются задачи приема МСИ, первичной обработки и хранения МСИ, обмен данными междуНКА, взаимодействие с системами БКУНКА (с банками эфемеридных и ЧВП-данных, закладываемых с Земли и обновляемых на основе функционирования МСЛ). 4. Важным элементом БИВК МСЛ является вычислительная система и комплекс алгоритмов обработки МСИ – для решения с требуемым качеством задач ЭВОНКА ГЛОНАСС. Важнейшей из задач ЭВО ГЛОНАСС является частотно-временная (задача синхронизации БШВ с использованием МСИ и информационных обменов по МСЛ). Основные положения и цель исследования 2

3 Onboard Laser Equipment for InterSatellite Measurements and Link ( МЛНСС ) This laser installation is designed and developed in Russian NII PP by the team of researches headed by prof. V.Shargorodskii Flight Test experiments with GLONASS are carried out on two SVs at Frequency of short laser pulses consequence in ISLNLS is about 5000 p/s A problem of satellite targets tracking in ISLNLS is solved by means of a 2-degree rotator block (ОПУ) controlled by autoguid acting on еру basis of laser beacons signal Accuracy of a single primary measurement of mutual pseudorange is about 0.1 – 0.3 m, but by means of averaging-smoothing it can be reduced to < 1 cm level (1, random part) emitters receivers General view of quantum-optical onboard equipment (МЛНСС) for inter-satellite laser measurements on Glonass-M Objective lens for autoguidance using laser beacons

Методика решения задачи синхронизации БШВНКА Глонасс в автономном режиме с использованием МСИ МЛНСС в рамках «веерной» схемы межспутниковых взаимодействий (на основе алгоритма «быстрых поправок» и алгоритма двухпараметричешского оценивания ЧВП по скользящему мерному интервалу), а также по полному набору МСИ с короткого мерного интервала для замкнутой простой цепочки МС-взаимодействий. Программно-математическая модель для имитационного компьютерного моделирования и анализа различных вариантов и режимов использования МСИ для решения задач синхронизации ШВ в рамках среды «Delphi». Комплекс имитационного моделирования ИМПС-Л «Синхротрон», реализованный в виде вычислительных программ на языке C++, позволяющий проигрывать и анализировать различные варианты организации МСЛ с оценкой их ТТХ. Разработаны алгоритмы: 1.«быстрых поправок» к БШВ; 2.двухпараметри- чешского оценивания по скользящему мерному интервалу; 3. оперативного уточнения кратковременных скачков БШВ по полному набору МСИ вдоль простой замкнутой цепочки МС-взаимодействий; 4. решения ЭЗ по МСИ в рамках «веерной» схемы по всей выборке мерного интервала. Алгоритмы исследуются с применением созданного программного модельного комплекса. Разработанные модели, моделирующий комплекс, варианты бортовых алгоритмов синхронизации БШВ 4

-Информационные свойства и структура составов МСИ в разных вариантах построения МСЛ для перспективных образцов бортовой аппаратуры МЛНСС и схем организации межспутниковых взаимодействий КА - КА. - Вопросы наблюдаемости и разрешимости частотно-временной задачи (ЧВЗ) по МСИ, обосновать возможность декомпозиции (ЧВЗ +ЭЗ) и автономного решения задачи ЧВЗ по МСИ. -Сравнение различных способов организации вычислительных процессов уточнения ЧВПНКА по МСИ. -Возможности комбинации межспутниковых измерений взаимных расхождений БШВ c поправками ЧВП от НКУ. -Возможность автономного ЧВО по МСИ на длительных интервалах. -Оценка характеристик точности и оперативности автономного решения ЧВЗ по МСИ набор танка - Варианты алгоритмов решения ЧВЗ по МСИ и модельные варианты для имитационного исследования с помощью Модельного Комплекса. Проблемы в задачах синхронизации БШВ на базе межспутниковой линии 5

Разработаны эффективные алгоритмы использования Меж Спутниковых Измерений для ЧВО и ЭОНКА ГЛОНАСС, разработаны методики оценки тактико-технических показателей данных алгоритмов. Построен комплекс математичешского моделирования, с использованием которого отрабатываются и исследуются характеристики Меж Спутниковой Линии и ее элементов. Рекомендованы рациональные схемы межспутниковых взаимодействий в МСЛ перспективной ГНСС ГЛОНАСС, выбраны циклограммы функционирования лазерно-оптической бортовой аппаратуры (БА) межспутниковых измерений МЛНСС. По результатам работы выработаны требования к точности и оперативности перспективной навигационно-измерительной аппаратуры МСИ, уточняется облик перспективных автономных алгоритмов обработки МСИ и решения задач синхронизации БШВНКА Глонасс. Результаты исследования 6

Цепочки МС-взаимодействий для лазерно-оптической аппаратуры МЛНСС-К2 в ГНСС ГЛОНАСС 7 Вариант графа слабо регулярных цепочек межспутниковых взаимодействий смешанного типа, с полным охватом ОГ связной линией при двухкомплектном варианте размещения аппаратуры МЛНСС на борту КА «Глонасс-К2» Простая замкнутая цепочка межспутниковых взаимодействий при двухтерминальном размещении БА МЛНСС на каждом из 24 НКА Глонасс охватывает все 24 аппарата. По короткому мерному интервалу (1 мин) позволяет сформировать 24 нормальных места МС- измерений разностей БШВ и передать их в один центр обработки. На основе этих МСИ можно определить поправки к каждой из 24 БШВ, сводящие их к общей композитной ШВ

Межспутниковые псевдодальности и вторичный измеряемый параметр расхождения бортовых шкал Расчетная модельная функция измерения межспутниковой псевдодальности PD12 (при излучении сигнала отНКА1 кНКА2 ) междуНКА2 иНКА1, измеряемая приемеиком наНКА2 (выражается в единицах длины) PD12 = d12 геом + с (dt НКА2 - dt НКА1 + t НКА1 излучат + t зад среды + + t НКА2 приеме + t НКА2 шум ),(1) где d геом – геометрическая дальность (в абсолютной системе отсчета) между точками положения излучателя в момент излучения сигнала и приемеика в момент его приема; с – скорость света в вакууме (~ м/с); dt НКА1 – сдвиг шкалы времени излучателя (НКА1) относительно служебного времени; t НКА1 излучат – аппаратурная задержка в тракте излучателя (калибровочное значение); t НКА2 шум – шумовые инструментальные ошибки приемеой аппаратуры приемеика (НКА2); t зад среды – дополнительная задержка сигнала при его распространении в плазмосфере (незначительна). Случайную и систематическую компоненты измерительной ошибки межспутниковой псевдодальности образуют последние четыре члена в формуле (1). Псевдодальность, измеряемая приемеикомНКА1 по межспутниковому сигналу, излученному в противоположном направлении, выражается в виде: PD21 = d21 геом + c (dt НКА1 - dt НКА2 + t НКА2 излучат + t зад среды + + t НКА1 приеме + t НКА1 шум ). (2) Вторичный параметр расхождения шкал рассчитывается как полуразность задержек распространения сигнала по прямому и противонаправленному сигналам. t21 =(PD21 – PD12)/2 с= (d21 геом - d12 геом )/2c + (dt НКА2 – dt НКА1 )+ +1/2 ( t НКА2 излучат - t НКА1 излучат + t НКА1 приеме - t НКА2 приеме + t НКА1 шум - t НКА2 шум ). (3) 8

Принцип «противо направленности» и вторичные межспутниковые измерения взаимных дальностей и расхождений БШВ 9 D12 ½ (PD12 + PD21) t21 = ½(PD21 – PD12)/с

«Веерная» схема межспутниковых взаимодействий «Веерная» схема МС-взаимодействий и обработки-использования МСИ: каждыйНКА располагает измерениями лишь относительно тех другихНКА, с которыми он непосредственно взаимодействует по МСЛ. Аппарату не доступны остальные МСИ. Граф межспутниковых взаимодействий представляет собой систему N «вееров», отвечающих частным группам МС-взаимодействий для каждого конкретногоНКА в ОГ из N КА. В рамках частной группы данныйНКА является «ведущим», получает МСИ по сигналам техНКА («ведомых»), с которыми непосредственно взаимодействует через МСЛ. Каждому из ведомых «ведущий» НКА передает обратно результаты измерений, полученные по сигналу данного «ведомого». Взаимодействия могут быть внутриплоскостные и межплоскостные. 10 При функционировании МСЛ в рамках «веерной» схемы каждомуНКА в соответствии с расписанием МС-взаимо- действий назначается определенная совокупность других аппаратов, с которыми он взаимодействует через МСЛ в течение характерного сеанса измерений-связи. Для аппаратуры БАМИ такая совокупность состоит из НКА, для МЛНСС – из 6-8 НКА. Существенно, что каждая частная веерная группа не охватывает всей ОГ ГЛОНАСС.

Типовая веерная схема межспутниковых взаимодействий в МСЛ МЛНСС для одной частной группы взаимодействующих КА 11 Конкретный вариант веерной схемы для полной ОГ ГЛОНАСС представляет собой соединение 24 частных веерных групп, имеющих непустые пересечения по взаимодействиям в МСЛ. Модельный комплекс позволяет рассмотреть варианты частных веерных групп: - БАМИ (1+4+10КА) - МЛНСС(1+2+6КА) - МЛНСС(1+6КА) - МЛНСС (1+8КА) При этом можно варьировать сочетание МСИ с наземными данными «Ведомые» КА других плоскостей в веерной группе, подчиненной «ведущему» КА-0 «Ведущий» КА-0 «Ведомые» КА своей плоскости в веерной группе «ведущего» КА-0 «Ведомые» КА других плоскостей в веерной группе «ведущего» КА-0 – межспутниковое взаимодействие, в процессе которого ведущий КА формирует измерения МС-дальностей и разностей показаний БШВ и принимает-передает данные ведомым КА

Рассматриваемые методы решения задачи синхронизации БШВ по межспутниковым измерениям МЛНСС 12 Метод итерационного погруппового осреднения (ИПО) – метод оценивания частотно-временных и эфемеридных параметров по полной выборке МСИ с фиксированного мерного интервала в рамках «веерной» схемы с решением краевой задачи с расширенным вектором состояния в каждой частной веерной группе и итерационным обменом результатами междуНКА. Для ЧВО – это двухпараметрический метод. Метод «быстрых» поправок в рамках «веерной схемы», обновление с частотой следования сеансов МСИ. Один сеанс МСИ для МЛНСС-К2 включает не менее трех перенацеливаний (длительность ~ порядка 2-3 мин). Оперативное оценивание кратковременных сдвигов-скачков БШВ по полному набору МСИ для простой замкнутой цепочки МС- взаимодействий, охватывающей всеНКА, со сбросом и обработкой результатов МСИ в одном центре (в БИВК одногоНКА). Один такт обработки содержит 1-2 сеансов МС-измерений-связи МЛНСС минутной длительности.

Предложенные в работе алгоритмы решения частотно-временной задачи по МСИ МЛНСС в разных режимах Алгоритм автономного уточнения ЧВП по МСИ методом «быстрых поправок» в рамках «веерной» схемы, когда на каждомНКА формируются вторичные измерения расхождений БШВ в рамках «веерной» подгруппы дпнногоНКА по каждому сеансу межспутниковых измерений-связи, и затем рассчитываются значения оперативных добавок к опорным (штатным) ЧВП, исходя из соотношений осреднения шкал в пределах частной веерной подгруппы. Без использования коррекций с земли метод не позволяет устранить дрейф композитной космической ШВ относительно наземной ШВС. 2. Двухпараметрический алгоритм решения ЧВЗ на борту по МСИ расхождений шкал в рамках «веерной схемы» по скользящему мерному интервалу с применением нечастых коррекций с использованием поправок от наземного НКУ или измерений в каналах Земля-КА (МЛНСС ЛНИСП- бортНКА). 3. Алгоритм оперативного решения (с частотой одно решение в 5-10 с) ЧВЗ по всему составу МСИ расхождений БШВ по всей ОГ, предварительно собранных по связной линии МСЛ в один центр обработки, методом наименьших квадратов по полной выборке с коротких мерных интервалов ( порядка минут) в комплексе с измерениями относительно шкал наземных пунктов. Поправки оперативно с большой частотой передаются на всеНКА с использованием связной линии МЛНСС.

Предложенные в работе алгоритмы решения частотно-временной задачи по МСИ МЛНСС в разных режимах Алгоритм расчета «быстрых поправок» - поправки к фазе бортовых часов, сведение к композитной групповой ШВ, дискретность обновления 1- 5 минут, автономно на борту по МСИ в рамках «веерной» схемы, без сброса всех МСИ в один пункт обработки, каждый КА решает ЧВЗ для себя по непосредственно доступным МСИ. 2. Алгоритм двухпараметричешского оценивания ЧВП (поправки к фазе и частоте БШВ) по МСИ со скользящего мерного интервала порядка нескольких часов плюс нечастые коррекции-поправки с Земли. В рамках «веерной схемы» с автономной обработкой МСИ на борту каждым КА. Дискретность обновления поправок 5-30 мин. 3. Алгоритм оперативной быстрой обработки всего набора МСИ (по всей ОГ ГЛОНАСС) по коротким (1-3 мин) мерным интервалам с предварительным сбором всей измерительной информации в одном центре обработки. Частые обновления (шаг с) с целью оперативного парирования кратковременных скачков и отклонений БШВ от равномерной ШВ. Существенно используются связные возможности МЛНСС (большая пропускная способность канала передачи цифровой информации, высокая частота сеансов измерений связи – не ниже 1 сеанса в секунду при установлении межспутникового взаимодействия). За счет оперативной обработки всего состава НИИ в объеме всей ОГ в принципе возможно достоверное оценивание кратковременных скачков БШВНКА с оперативной реакцией по их парированию (при условии двухкомплектного размещения терминалов МЛНСС на каждомНКА Глонасс К2).

Алгоритм уточнения поправок ЧВП по методу двухпараметричешского оценивания в рамках веерной схемы 15 t БШВ ведущегоНКА (условный нуль) ОШВ (групповая композитная ШВ) Расхождения БШВ ведомыхНКА с БШВ ведущего Искомая поправка к БШВ ведущегоНКА Результаты измерений МСИ, обобщенных по сеансам Схема расчета линейной аппроксимирующей функции ЧВ-поправки при двухпараметрическом оценивании в рамках метода синхронизации способом погруппового осреднения по МСИ протяженного мерного интервала при веерной схеме межспутниковых взаимодействий

Формулы поправок ЧВП по методу двухпараметричешского оценивания-сглаживания 16

К выводу формулы для оценивателя поправок к БШВ по полному набору МСИ расхождений шкал вдоль простой замкнутой цепочки МС-взаимодействий 17 Простая замкнутая цепочка МС-взаимодействий для МЛНСС-К

Модельные результаты исследования алгоритмов решения задачи синхронизации БШВ по МСИ 18 Time scales of the 24 navigational SVs Glonass in the synchronization process (primary + operative synchronization) with correction on basis of ISLNLS ISM, accumulated along the complete closed circuit of intersatellite interactions

Представлены алгоритмы оценки поправок к бортовым шкалам времени (БШВ) НКА Глонасс, рассчитываемых на основе межспутниковых измерений расхождений БШВ вдоль полной замкнутой цепочки межспутниковых взаимодействий. Эта постановка соответствует схеме оперативного уточнения поправок для лазерно-оптичешского варианта межспутниковой линии МЛНСС на аппаратах Глонасс-K2. Даны выражения точности оценивания поправок при данной схеме обработки МСИ вдоль полной и вдоль частных (орбитальных) замкнутых цепочек. Анализ базируется на операции псевдообращения матрицы наблюдаемости (не полного ранга) с использованием специфики собственных чисел циркулянтных матриц. Заключение 19