Введение в психологию и психофизиологию Лекция 1.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Строение и функции головного мозга. Масса головного мозга разных организмов 4700 г. 355 г г. 1,6 г г. 0,02 г.
Advertisements

Левая лобная доля отвечает за качества, определяющие личность человека : внимание, абстрактное мышление, стремление к инициативе, способность к решению.
МОЗГ и его строение. Нервная система человека Физиологическая основа протекания всех психических процессов. Очень сложное устройство, которое состоит.
Нервная система. Нервная ткань Основу нервной ткани составляют нервные клетки – НЕЙРОНЫ.
Нервная система Человек в природе стал ведущим звеном, И лучшее все воплощается в нем. Как тополь вознесся он гордою славой, Умом озаренный и речью благой.
Строение и функции Выполнила: Маликова Елена 15 группа Экономика (бакалавр)
Тема урока: Строение и функции головного мозга.. Где располагается головной мозг? Головной мозг располагается в полости черепа.
Нервная система Значение нервной системы Строение спинного мозга Строение головного мозга.
«Значение, строение и функционирование нервной системы» Учитель биологии-химии МОУ «СОШ р.п. Озинки» Хорова Людмила Владимировна.
Нервная система. Особенности организации. Учитель биологии МБОУ «Городецкая СОШ» Кабанова Татьяна Леонидовна.
Работу выполнила: Студентка группы д 961 у Сагъдиева Л.И.
Функции нервной системы Нервная ткань и нейроны 1.Обеспечивает согласованную работу всех органов и систем организма 2.Осуществляет ориентацию организма.
Общая характеристика Головной мозг расположен в мозговой части черепа. Покрыт тремя оболочками Внутри мозга имеются 4 желудочка От головного мозга отходят.
Тема: Полушария большого мозга Цель: -знакомство с особенностями строения полушарий большого мозга; функциями долей и зон коры полушарий. - научиться сравнивать.
ВВЕДЕНИЕ В ОБЩУЮ ПСИХОЛОГИЮ. Житейские психологические знания Научные психологические знания Знания конкретныЗнания обобщены Интуитивный характер знаний.
Учебные вопросы: 1. Понятие и структура психики. 2. Психические процессы как основа функционирования личности.
Строение и функции головного мозга Учитель биологии МОУ сош 39 г. Твери Кузнецова Н.А.
§ 46. Значение, строение и функционирование нервной системы 8 класс биология.
Н ЕРВНАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНА : Нервной тканью, которая состоит из нервных клеток – нейронов и мелких клеток – спутников.
Транксрипт:

Введение в психологию и психофизиологию Лекция 1

2 План лекции Межполушарная асимметрия мозга Общая физиология нервной системы Предмет изучения психофизиологии Предмет изучения психологии Методологические основы психофизиологии

Понятие психологии 3 Предмет изучения психологии как науки Этимология слова От греч.: psyche - душа, logos - учение, знание Понятие «психология» возникло в средневековом европейском богословии, а в науку было введено в XVIII в. немецким ученым Христианом Вольфом Значение слова «психология» Психология - это наука о закономерностях возникновения, формирования, развития, функционирования и проявлений психики людей в различных условиях и на разных этапах их жизни и деятельности Психология проявляется как совокупность типичных для человека (или групп людей) способов поведения, общения, познания окружающего мира, убеждений и предпочтений, черт характера

Понятие психики 4 Предмет изучения психологии как науки Психика - это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности (Психологический словарь под ред. А.В.Петровского) В самом общем виде психика - это внутренний духовный мир человека: его потребности и интересы, желания и влечения, установки, оценочные суждения, отношения, переживания, цели, задачи, умения, навыки поведения и деятельности

Функции психики Отражение воздействий окружающей действительности Осознание человеком своего места в окружающем мире Регуляция поведения и деятельности Психика 5 Предмет изучения психологии как науки

Психические явления 6 Предмет изучения психологии как науки Направленность Характер Способности Темперамент Знания Умения Навыки Привычки Функциональные интеллектуальные эмоциональные волевые Общие настроенности мобилизованности готовности, апатии неуверенности Познавательные (внимание, ощущения, восприятие, память, мышление, воображение, речь) Эмоциональные (эмоции, чувства) Волевые Психические процессы Психические состояния Психические свойства Психические образования

7 Такое отражение действительности, в котором выделяются ее объективные, независимые от субъективного состояния свойства И формируется устойчивая картина мира Непрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность Высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу Предмет изучения психологии как науки Сознание

8 Предмет изучения психофизиологии как науки Понятие психофизиологии Этимология слова Термин "психофизиология" был предложен в начале XIX века французским философом Н.Массиасом и первоначально использовался для обозначения широкого круга исследований психики, опиравшихся на точные объективные физиологические методы Значение слова «психофизиология» Психофизиология - научная дисциплина, возникшая на стыке психологии и физиологии, предметом ее изучения являются физиологические основы психической деятельности и поведения человека Психофизиология естественнонаучная ветвь психологического знания

9 Методологические основы психофизиологии Теория функциональной системы П.К. Анохина Функциональная система (ФС) это организация активности элементов различной анатомической принадлежности, имеющая характер ВЗАИМОСОДЕЙСТВИЯ, которое направлено на достижение полезного приспособительного результата П.К. Анохин

10 Методологические основы психофизиологии Схема функциональной системы П.К. Анохина Афферентный синтез всей поступающей в нервную систему информации Принятие решения с одновременным формированием аппарата прогнозирования результата в виде афферентной модели акцептора результатов действия Собственно действие Сличение на основе обратной связи афферентной модели акцептора результатов действия и параметров выполненного действия Коррекция поведения в случае рассогласования реальных и идеальных (смоделированных нервной системой) параметров действия

11 Основные признаки ФС Методологические основы психофизиологии ФС является центрально-периферическим образованием Существование любой ФС непременно связано с существованием какого-либо четко очерченного приспособительного эффекта Наличие рецептурных аппаратов, оценивающих результаты ее действия. Они могут быть врожденными и приобретенными Каждый приспособительный эффект ФС формирует поток обратных афферентации, достаточно подробно представляющий все параметры полученных результатов

12 Общая физиология нервной системы 1 Быстрая и точная передача информации о состоянии внешней и внутренней среды организма 2 Анализ и интеграция всей информации 3 Организация адаптивного реагирования на внешние сигналы 4 Регуляция и координация деятельности всех органов и систем в соответствии с конкретными условиями деятельности и изменяющимися факторами внешней и внутренней среды организма

13 Общая физиология нервной системы Основные составляющие нервной системы ЦЕНТРАЛЬНАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА (ЦНС) включает головной и спинной мозг, где расположены нервные центры, осуществляющие прием и анализ информации, ее интеграцию, регуляцию целостной деятельности организма, организацию адаптивного реагирования на внешние и внутренние воздействия ПЕРИФЕРИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА состоит из нервных волокон, расположенных вне ЦНС. Одни из них - афферентные (чувствительные) волокна - передают сигналы от рецепторов, находящихся в разных частях тела в ЦНС, другие - эффекторные (двигательные) волокна - из ЦНС на периферию

14 Общая физиология нервной системы Нейрон – основная структурно- функциональная единица нервной системы Нейрон состоит из: - тела - длинного отростка - аксона (передает информацию). Скопления аксонов образуют нервное волокно (длина может достигать 1 м) - коротких ветвящихся отростков - дендритов (воспринимают информацию) Разветвления отростков нейронов имеют нервные окончания - рецепторы - особые структуры, преобразующие воспринимаемые раздражения в нервные импульсы Нервные импульсы распространяются по нервным волокнам со скоростью от 0,5 до 120 м/с

15 Общая физиология нервной системы Строение синапса

16 Общая физиология нервной системы Строение синапса СИНАПС (место соединения двух нервных клеток) - образован пресинаптической мембраной аксона одной нервной клетки и постсинаптической мембраной дендрита другой нервной клетки В синапсах при поступлении сигнала из синаптических пузырьков выделяются химические вещества двух типов - возбудительные и тормозящие (медиаторы) Эти вещества, действуя на постсинаптическую мембрану, изменяют ее свойства. Нейрон начинает генерировать импульсы, передающиеся по аксону к другим клеткам или работающему органу, или переходит в тормозное состояние и перестает генерировать импульсную активность

17 Общая физиология нервной системы Понятие рефлекса В основе деятельности нервной системы лежит рефлекс (от лат. «рефлексус» - отражение) - ответная реакция организма на воздействие внешней среды или на изменение его внутреннего состояния, выполняемая с участием нервной системы РЕФЛЕКСЫ БЕЗУСЛОВНЫЕ (ВРОЖДЕННЫЕ) совершаются без каких-либо предварительных условий (закрытие глаз при ярком свете, поворот головы на резкий звук, отдергивание руки от горячего предмета) УСЛОВНЫЕ приобретенные в результате жизненного опыта

18 Общая физиология нервной системы Строение и функциональное значение различных отделов центральной нервной системы

Длинный, почти цилиндрической формы тяж длиной до 45 см и массой г, заполняющий полость позвоночного канала. В центре спинного мозга расположено серое вещество - скопление нервных клеток, окруженное белым веществом, образованным нервными волокнами. От спинного мозга симметричными парами отходят спинномозговые нервы, их 31 пара. ФУНКЦИИ - рефлекторная (центры безусловных рефлексов, обеспечивающих движения диафрагмы, дыхательных мышц; регулирует работу сердца, почек, органов пищеварения, сгибательных и разгибательных скелетных мышц туловища, конечностей) - проводящая (передает нервные импульсы от органов к головному мозгу и от него к органам) СПИННОЙ МОЗГ 19

Масса колеблется от 1100 до 2000 г, составляя в среднем г. Это всего около 2% от массы тела, но составляющие мозг клетки потребляют до 25% энергии, вырабатываемой в организме Основные отделы - большие полушария мозга (1) - ствол: промежуточный мозг (2), средний мозг (3), мост (6), продолговатый мозг (4) - мозжечок (5) ГОЛОВНОЙ МОЗГ 6 20

6 ПРОДОЛГОВАТЫЙ МОЗГ Является продолжением спинного мозга, играет значительную роль в осуществлении жизненно важных функций (нервные центры регуляции дыхания, сердечно-сосудистой системы) Через его нервные клетки осуществляются рефлекторные процессы: кашель, чихание, слезоотделение Здесь расположены нервные центры, ответственные за акты глотания, работу пищеварительных желез 21

МОСТ Это место, где располагаются нервные волокна, соединяющие вышележащие отделы с продолговатым и спинным мозгом Здесь расположены нервные центры, ответственные за мимику, жевательные функции 6 22

СРЕДНИЙ МОЗГ Участвует в рефлекторной регуляции различного рода движений, возникающих под влиянием зрительных и слуховых импульсов (например, обеспечивает изменение величины зрачка, кривизны хрусталика в зависимости от яркости света) Содержит нервные клетки, аккумулирующие информацию от афферентных путей. Восходящие пути от этих клеток идут во все отделы коры больших полушарий, оказывая на нее активирующие влияния Регулирует уровень бодрствования, организации непроизвольного внимания и поведенческих реакций 6 23

ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ МОЗГ Структуры: Таламус: проводит импульсы от рецепторов кожи, органов чувств к коре больших полушарий мозга Гипоталамус: - обеспечивает нервную регуляцию функций эндокринной системы (поддержание постоянства внутренней среды организма) - играет важную роль в формировании основных биологических мотиваций (голод, жажда), положительных и отрицательных эмоций 6 24

МОЗЖЕЧОК Принимает участие в координации движений, делает их точными, целенаправленными При повреждении мозжечка движения человека нарушаются, ему становится трудно удерживать равновесие 6 25

БОЛЬШИЕ ПОЛУШАРИЯ МОЗГА Составляют 80% массы головного мозга. Соединяются между собой пучками поперечно ориентированных нервных волокон - мозолистым телом. Каждое полушарие образовано серым и белым веществом. КОРА БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ представляет собой тонкий слой серого вещества на поверхности полушарий, имеющей многочисленные поперечные углубления – борозды и узкие возвышения между ними - извилины. Общая площадь поверхности достигает кв.см. Толщина колеблется от 1,3 до 4,5 мм. В коре насчитывается от 12 до 18 млрд нервных клеток. 6 26

ФУНКЦИИ ОСНОВНЫХ ДОЛЕЙ БОЛЬШИХ ПОЛУШАРИЙ МОЗГА 27

Восприятие Левое полушарие: Дискретное (по частям) Аналитико- рассудочное Речи (смыслового аспекта) Высоких звуков Правое полушарие: Целостное Эмоционально- чувственное Музыки, а также шумов Низких звуков Межполушарная асимметрия головного мозга 28

Переработка информации Левое полушарие: Более медленная В понятиях Словесно-знаково- логически последовательная Правое полушарие: Более быстрая В образах Мгновенный чувственный анализ сложных сигналов, интуитивная ориентация в окружающем мире Межполушарная асимметрия головного мозга 29

Речь Левое полушарие: Центр языка и речи, знаковых систем Смысловая сторона речи Чтение и счет, письмо Правое полушарие: Интонация Мимика, жестикуляция при речи Межполушарная асимметрия головного мозга 30

Эмоции Левое полушарие: Волнение, чувство наслаждения, счастья Преимущественно внутреннего (импрессивного) плана Правое полушарие: Страх, печаль, гнев, ярость и другие отрицательные эмоции Преимущественно внешнего (экспрессивного) плана Межполушарная асимметрия головного мозга 31

Сознание Левое полушарие: Центр сознания и контроля, управления произвольными психическими процессами Чувство индивидуальности, осознания и выделения себя из окружающей среды («Я») Правое полушарие: Центр подсознательных психических процессов Чувство единения, общности, слитности с природой, людьми («Мы») Межполушарная асимметрия головного мозга 32

Память Левое полушарие: На цифры, формулы, слова Произвольная Последовательность событий и их вероятностные свойства Прогноз будущего (экстраполяция) Правое полушарие: Зрительно- наглядная, образная, эмоциональная Непроизвольная Текущее, реальное время, информация о прошлом Межполушарная асимметрия головного мозга 33

Интеллект Левое полушарие: Вербальный (словесный), логический компонент Приверженность теории Правое полушарие: Невербальный, интуитивный компонент Приверженность практике Межполушарная асимметрия головного мозга 34

Деятельность Левое полушарие: Ориентация во времени Правое полушарие: Ориентация в пространстве Слежение за движущимися предметами Управление движениями, чувство тела Межполушарная асимметрия головного мозга 35

Мышление Левое полушарие: Скорее рациональное Абстрактно- логическое, формальное, программируемое Индукция (выделение частного) Оперирование цифрами, формулами и знаковыми системами Правое полушарие: Скорее эмоциональное Наглядно-образное, интуитивное, спонтанное Дедукция (образование общего) Использование догадок, ощущений, предчувствий, представлений, наглядных жизненных примеров Межполушарная асимметрия головного мозга 36