Источниковедческий анализ картины Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» Выполнил: Любич А.А., Учитель истории и обществознания.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методическая разработка по технологии (6 класс) на тему: презентация "Химические волокна"
Advertisements

Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи.
Первая российская революция ( гг). План: Причины революции гг., ее характер. Начало революции. «Манифест 17 октября». Декабрьское вооруженное.
Выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи.
ПЕРВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ ГГ. ИЗМЕНЕНИЯ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ 2 урок по теме История Отечества 9 класс.
Работу выполняли: Шеина Анастасия Елагина Ирина. Первая русская революция гг. не только создала условия для постепенной эволюции страны в сторону.
Работу выполнила Барышева Л. И. Школа 94 Выборгского района.
Ситуационные задачи. Задания, основывающиеся на позиции субъекта истории (исторического лица, современника событий)
И.Е. Репин «Манифестация 17 октября 1905 года» 1907, 1911.
ИЛЬЯ ЕФИМОВИЧ РЕПИН
Художники 19 века.. Репин Илья Ефимович ( Родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве Харьковской губернии. Первые навыки получил.
Изобразительное искусство реализма. Жанровая и историческая живопись в творчестве И.Е.Репина.
Становление многопартийной системы. В.И. Ульянов (ЛЕНИН) 1898г.- Создание партии РСДРП 1903г.- II съезд РСДРП и раскол партии на большевиков и меньшевиков.
Развитие парламентаризма в России Главная цель урока - помочь учащимся понять, что такое парламентаризм и какова его роль в жизни нашей страны, общества.
«Развитие парламентаризма в России». «Каждый старшеклассник это будущий избиратель. Он должен занимать активную жизненную позицию. Участвовать в решении.
Русский художник «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз…приноравливаясь к новым веяниям времени.
Первая российская революция гг.. Причины революции С.Ю. Витте «Они – в нарушении равновесия между идейными стремлениями русского мыслящего общества.
Художники 19 века.. Репин Илья Ефимович ( Родился в бедной семье военного поселенца в городе Чугуеве Харьковской губернии. Первые навыки получил.
ИСТОРИЯ РОССИЙСКОГО ПАРЛАМЕНТАРИЗМА. ПЕРВАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА (27 АПРЕЛЯ-8 ИЮЛЯ 1906) «На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной.
ПЛАН УРОКА Причины революции 9 января 1905 г. Основные события революции Итоги революции Историографические оценки.
Транксрипт:

Источниковедческий анализ картины Ильи Репина «Манифестация 17 октября 1905 года» Выполнил: Любич А.А., Учитель истории и обществознания

Исторические условия возникновения источника Исторические условия возникновения источника Картина посвящена событиям после 17 октября 1905 года. В это время в стране происходила революция, октябрьская политическая стачка, около двух миллионов человек бастовало, железные дороги остановились. Страна находилась в очень серьезном положении. 17 октября 1905 был опубликован манифест Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка". Он был подготовлен С. Ю. Витте, считавшим конституционные уступки единственным средством сохранить самодержавие. В манифесте было обещано "даровать" народу "незыблемые основы гражданской свободы", неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; привлечь ("в меру возможности") к выборам в Государственную думу те слои населения, которые были лишены избирательных прав (главным образом рабочие, городская интеллигенция); признать думу законодательным органом, без одобрения которого никакой закон не может войти в силу.

Уже на следующий день после обнародования Манифеста во всех городах России и даже местечках проводятся массовые митинги, демонстрации с десятками тысяч участников. Леворадикальные партии восприняли Манифест как сигнал к усилению революционного натиска. Однако на улицы вышли и истинные патриоты и сторонники царя-батюшки - с хоругвями и конами - монархисты, черносотенцы. Многие встретили манифест с радостью и ликованием.

По официальному отчету 18 октября в Петербурге стало замечаться необычайное оживление по случаю манифеста 17 октября. Днем громадная толпа народа собралась у Казанского собора и Городской думы с красными флагами. Толпа пела "вечную память" по убитым 9-го января и марсельезу. Произносились речи "зажигательного характера с призывом к вооруженному восстанию". Толпа эта отправилась на Васильевский остров, откуда около 3 ч. дня вернулась на Невский пр., по которому в это время проходила от Садовой ул. большая толпа, певшая гимн и несшая национальные флаги. В этот день на улицах городов Российской империи встретились два мощных потока консервативных и революционных манифестаций, образовав страшный погромный водоворот, унесший тысячи человеческих жизней.

Автор Автором картины «Манифестация 17 октября 1905 года является выдающийся русский художник Илья Ефимович Репин. Он родился в 1844 году в Чугуеве на Харьковщине в семье отставного солдата. Первоначальные навыки живописи получил от чугуевских иконописцев. В 1863 году поступил в Петербургскую Академию художеств и в 1871 году закончил ее.

Регулярно участвовал в выставках передвижников. Писал портреты, жанровые и исторические картины. Жил в Москве и Петербурге; последние годы жизни в Куоккале, на Карельском перешейке (ныне Репино Ленинградской области). Там он и умер в 1930 году. О Репине написаны десятки монографий, сотни статей, воспоминаний и публикаций, но тема жизни и творчества художника далеко не исчерпана.

Обстоятельства создания источника С 1903 года Репин окончательно обосновывается в Куоккале в усадьбе, названной им «Пенаты». Он довольно часто приезжает в Петербург и вплоть до 1907 года продолжает преподавать в Академии художеств. Но постепенно стареющий Репин все реже и реже навещает столицу, и встречи переносятся в «Пенаты». Сюда из Петербурга приезжают к нему многочисленные знакомые, те, для кого Репин по-прежнему остается одной из самых интересных фигур в художественном мире. Из «Пенатов» Репин следит за жизнью Петербурга. Он в курсе всех политических и культурных событий.

В эти годы, как вспоминает Елена Дмитриевна Стасова - племянница критика, по ее просьбе Репин не раз давал деньги для оказания помощи политическим заключенным и ссыльным, а свою мастерскую в Академии художеств разрешал использовать для встреч революционеров. 9 января 1905 года. Расстрел мирной демонстрации. Репин потрясен этими трагическими событиями. «Как невыносимо жить в этой преступной, бесправной, угнетающей стране. Скоро ли рухнет эта вопиющая мерзость власти невежества?» - пишет он Стасову 22 января.

Весной в Куоккале появляется Горький, непосредственный свидетель и участник событий 9 января, недавно выпущенный из Петропавловской крепости. Под впечатлением бесед с писателем Репину становится яснее характер происшедшего. Он как бы впервые переживает события 9 января и создает ряд эскизов на эту тему: «Красные похороны», «У царской виселицы», «Разгон демонстрации». Но к концу 1905 года Репин, напуганный забастовками, революционными выступлениями пролетариата, мечтает о конституции и Думе как о скорейшем и лучшем исходе революционной ситуации. Настроения его отразились в полотне «Манифест 17 октября 1905 года», законченном в 1911 году. Галина Прибульская. "Репин в Петербурге"

Работа над картиной велась длительное время. Подготовительная работа в полный размер была написана в 1906 году. В 1907 был создан окончательный вариант. По сравнению с подготовительной работой здесь мы уже видим более четкую и точную проработку. Художник отказывается от изображения неба, предельно приближает взгляд зрителя к толпе, тем самым, передавая ощущение тесноты, использует более мажорный колорит. В дальнейшем эта картина была доработана в 1911 году. Сейчас она хранится в Государственном Русском музее.

Манифестация 17 октября 1905 года (Подготовительная работа)

Репин являлся непосредственным свидетелем событий 1905 года. В это время, как было указано ранее, он работал преподавателем в Академии художеств. Репин, как отзывчивый на все проявления окружающего его мира после трагических событий 9 января 1905 года не мог не откликнуться на издание манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка". Чтобы отразить всю значимость этого явления на общество, Репин создает полотно изображающее демонстрацию жителей Петербурга, откликнувшихся на издание манифеста. Позицию автора по отношению к этому событию мы можем увидеть в характере изображения, в яркости и сочности цветов, передаче вдохновленных лиц людей, распевающих марсельезу.