Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и ПК»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в ФГОС второго поколения.
Advertisements

Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России 2010 год.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России как методологическая основа разработки и реализации федерального государственного.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
характер современного национального воспитательного идеала; цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей; систему базовых национальных.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
По материалам пособия «Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России» (М.: Просвещение, 2009 г.)
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (далее Концепция) разработана в соответствии с Конституцией Российской.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Стандарты второго поколения.
КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ.
Образование (в законе) единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека,
В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры.
Государственная политика в области воспитания в условиях перехода на ФГОС.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «Средняя общеобразовательная школа 2» города Донской Тульской области «Духовно-нравственное воспитание.
Основные подходы к проектированию ООП (основной образовательной программы) в соответствии с требованиями ФГОС Малярчук Т.А., заместитель директора по УВР.
Роль школы в духовно - нравственном воспитании и развитии обучающихся Богомолова И. Н., директор ГБОУ СОШ 546.
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
1 КОНЦЕПЦИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ ГРАЖДАНИНА РОССИИ Презентация подготовлена к.п.н., доцентом С.Н.УСОВОЙ.
Транксрипт:

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России ГАОУ РХ ДПО «ХакИРО и ПК»

Цели и задачи курса: Ознакомление педагогов общеобразовательных школ с концепцией и программой по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся на ступени начального, основного и среднего общего образования и вовлечение их в творческую деятельность по основным направлениям данной концепции. За истину борись, ее не жди: Не явится она, как сновиденье. В духовных битвах истину найди, В борьбе нелегкой с ветром и теченьем. Неизвестный автор

Стр Презентация Проект Концепции профессионального стандарта учителя Пункт 4.2. Воспитательная работа Педагог должен: 1. Владеть формами и методами воспитательной работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной деятельности. 2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций. З. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся. 4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно- познавательную деятельность. Ставить воспитательные цели, способствующие развитию учеников, независимо от их происхождения, способностей и характера, постоянно искать педагогические пути их достижения. б. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии со школьным уставом и правилами поведения в образовательной организации.

Стр Презентация Проект Концепции профессионального стандарта учителя Пункт 4.2. Воспитательная работа Педагог должен: 7. Оказывать всестороннюю помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления. 8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их. 9. Уметь находить (обнаруживать) ценностньтй аспект учебного знания и информации и обеспечивать его понимание и переживание учащимися. 10. Уметь проектировать и создавать ситуации и события, развивающие эмоционально-ценностную сферу ребенка (культуру переживаний и ценностные ориентации ребенка). 11. Уметь обнаруживать и реализовывать (воплощать) воспитательные возможности различных видов деятельности ребенка (учебной, игровой, трудовой, спортивной, художественной и т.д.). 12. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.

Стр Презентация Проект Концепции профессионального стандарта учителя Пункт 4.2. Воспитательная работа Педагог должен: 13. Уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов. 14. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка. 15. Уметь сотрудничать (конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач (духовно-нравственного развития ребенка). 16. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе, поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу. 17. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 18. Поддерживать уклад, атмосферу и традиции жизни школы, внося в них свой положительный вклад.

Стр Презентация ВОСПИТАНИЕ КАК ЧАСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ Николай Дмитриевич Никандров Президент Российской академии образования

Стр Презентация Социальные и моральные вызовы, на которые призвано ответить образование Морально-нравственная дезинтеграция общества Низкий уровень доверия и социальной солидарности Нарушение преемственности поколений Недостаток гражданского, патриотического самосознания Рост национализма, ксенофобии, усиление центробежных социальных тенденций Снижение ценности производительного труда, творчества и образования Усиление миграционных процессов Снижение ценностей семейной жизни Ослабление физического, социального и психического здоровья населения Вывод: создание условий для духовно-нравственного развития, воспитания и успешной социализации граждан России – один из важнейших факторов модернизации современной России

Стр Презентация ЧТО ДЕЛАТЬ? ПРИЗНАТЬ СЕРЬЕЗНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ И ПРИОРИТЕТНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИИ ПО СРАВНЕНИЮ С ВОСПИТАНИЕМ УСИЛИТЬ ГУМАНИТАРНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ И В НАУКЕ, И В ОБРАЗОВАНИИ (В Т.Ч. НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ) УСИЛИТЬ ПАТРИОТИЧЕСКУЮ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ (ПРОПАГАНДА) ПРИНЯТЬ РЯД ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПО ПРИМЕРУ РАЗВИТЫХ СТРАН И В РАМКАХ КОНСТИТУЦИИ СТРАНЫ, ПРОЯВИВ ПОЛИТИЧЕСКУЮ ВОЛЮ («ЦЕНЗУРА ПО МОТИВАМ НРАВСТВЕННОСТИ»)

Стр Презентация ЧТО ДЕЛАТЬ? СОЗДАТЬ ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНУЮ ПРОГРАММУ ВОСПИТАНИЯ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ (ПРИЧЕМ ВОСПИТАНИЯ НЕ ТОЛЬКО ДЕТЕЙ И МОЛОДЕЖИ)

Стр Презентация ЧТО ДЕЛАТЬ? Покинут счастьем будет тот, Кого ребенком плохо воспитали. Побег зеленый выпрямить легко, Сухую ветвь один огонь исправит. Мудрое изречение Образованию отводится ключевая роль в духовно- нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества.

Стр Презентация ГРАЖДАНИН РОССИИ (РОССИЙСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ) НАЦИОНАЛЬНЫЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ, ТОЛЕРАНТНОСТЬ, ДУХОВНОСТЬ ПАТРИОТ РОССИИ ЛИЧНЫЕ, ОБЩЕСТВЕННЫЕ, ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ИНТЕРЕСЫ И ИНТЕРЕСЫ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ КОЛЛЕКТИВИЗМ И ИНДИВИДУАЛИЗМ СОЦИАЛЬНЫЙ МИР, РАВЕНСТВО В ПРАВАХ И РАСПРЕДЕЛЕНИЕ БЛАГ ПО ТРУДУ УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕМОКРАТИЯ, СВОБОДА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Стр Презентация КОНВЕНЦИЯ О ПРАВАХ РЕБЕНКА (1989) Статья 29: образование должно быть направлено на… «воспитание уважения к родителям ребенка, его культурной самобытности, языку и ценностям, к национальным ценностям страны, в которой ребенок проживает, страны его происхождения и к цивилизациям, отличным от его собственной»…

Стр Презентация В 2007 и 2008 гг. в посланиях Президента России Федеральному Собранию Российской Федерации «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Стр Презентация ПРЕЗИДЕНТ Д.А.МЕДВЕДЕВ НА ЗАСЕДАНИИ ГОССОВЕТА «Необходимо также заняться и идеологическим воспитанием, которого после распада Советского Союза фактически не было». (22 апреля 2010 г.)

Стр Презентация НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ И ЖИЗНЕСПОСОБНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ. - М.: НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРТ, – 160 С. Австрия – «Австрия погибнет последней» Армения – «Помним прошлое, сильны в будущем»; Греция – «Свобода или смерть»; Испания – «Превыше всего – Испания, превыше Испании – Бог»; Каймановы острова – «Он основал это в морях»; Лесото – «Мир. Дождь. Процветание»; Туркс и Кайкос – «Один народ, одна нация, одна судьба».

Стр Презентация 17 СРЕДСТВА СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЕ, (МАССОВАЯ) КУЛЬТУРА, РЕЛИГИИ ОБРАЗОВАНИЕ, (МАССОВАЯ) КУЛЬТУРА, РЕЛИГИИ ТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯ ТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯ УЛИЦА И УЛИЧНАЯ РЕКЛАМА УЛИЦА И УЛИЧНАЯ РЕКЛАМА ДОМОВАЯ РЕКЛАМА (ПОЧТА) ДОМОВАЯ РЕКЛАМА (ПОЧТА) РОССИЙСКИЕ РАДИОСТАНЦИИ РОССИЙСКИЕ РАДИОСТАНЦИИ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ ЗАРУБЕЖНЫЕ РАДИОСТАНЦИИ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ КНИЖНЫЙ РЫНОК (ОСОБЕННО КНИЖНЫЕ РАЗВАЛЫ) КНИЖНЫЙ РЫНОК (ОСОБЕННО КНИЖНЫЕ РАЗВАЛЫ)

Стр Презентация 18 СОЦИАЛИЗАЦИЯ СИЛЬНЕЕ ВОСПИТАНИЯ

Стр Презентация ТЕЛЕ - И ВИДЕОПРОДУКЦИЯ Оно играет особую роль – даже любящая мать не может с ним справиться. Телевизор (интернет) всегда дома, никогда не ругается, не наказывает. Не устает. Не приказывает: вымой руки –посуду -полы, сходи за хлебом, покажи дневник, сядь за уроки. Наоборот! – он говорит: «Ничего не делай. Только сядь передо мной и нажми кнопку». Содержание прочитанного и просмотренного ребенком не проходит для него бесследно. За 10 лет обучения в школе ребенок успевает просмотреть по нему картин насилия. Кто же будет в результате воспитан? С самого нежного возраста мы воспитываем в детях жестокость и бесчувствие. «Если ты хочешь перемены в будущем – стань этой переменой в настоящем» Махатма Ганди

Стр Презентация Гуманизация образовательной среды Способствуют ли этой гуманизации следующие детские популярные песни и считалки: -«В траве сидел кузнечик» -«Вышел месяц из тумана» -«Во поле береза стояла». Мы умалчиваем о песнях, которые ежедневно сегодня слышат наши дети от так называемых «звезд» эстрады

Стр Презентация К.А. СОБЧАК О СЕБЕ И О ЛЮДЯХ «НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО Я ЛЮБЛЮ ЛЮДЕЙ, НО Я ИМИ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСУЮСЬ»… ДЕВИЗ К.СОБЧАК: «ВЫ ТОЛЬКО ДАЙТЕ МНЕ ПОДЕРЖАТЬСЯ ЗА РУЧКУ ДВЕРИ, А УЖ ДВЕРЬ Я САМА ВЫЛОМАЮ»

Стр Презентация ЖОРЕС ИВАНОВИЧ АЛФЕРОВ, ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ «НАШЕ – ВАЖНЕЕ, ЧЕМ МОЕ» Личный пример

Стр Презентация НРАВСТВЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ МИРОВЫХ РЕЛИГИЙ ПРИЗЫВ К МИРУ ЛЮБОВЬ К РОДИНЕ (ПАТРИОТИЗМ) ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ ЛЮБОВЬ К СЛАБЫМ, УНИЖЕННЫМ И ОСКОРБЛЕННЫМ УВАЖЕНИЕ К АРМИИ КАК ЗАЩИТНИЦЕ ОТЕЧЕСТВА «О БОГОХРАНИМОЙ СТРАНЕ НАШЕЙ, ВЛАСТЕХ И ВОИНСТВЕ ЕЯ…»

Стр Презентация ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

Стр Презентация XVIII Международные Рождественские образовательные чтения «Практический опыт и перспективы церковно-государственного сотрудничества в области образования» «Нынешний год в нашей стране пройдет, в частности, под знаком инициативы Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева, поддержанной всеми традиционными религиозными общинами нашей страны. Я говорю о начинающемся с 2010 года преподавании в средних общеобразовательных учреждениях России Основ духовной культуры и светской этики» Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Стр Презентация Интервью Епископа Зарайского Меркурия по поводу курса «… за 34 урока мы не воспитаем ребенка. Но коснуться го души, заинтересовать, дать знания, приблизить его к миру православной культуры за это время возможно. В будущем нужно выстраивать психолого-педагогическую концепцию духовно- нравственного воспитания в школе с первого по одиннадцатый класс, а в целом начинать эту работу необходимо уже в детском садике».

Стр Презентация Характер современного воспитания Традиционное воспитание Современное воспитание формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим формирование личности согласно нормам, принятым в обществе, процесс передачи ценностей от старших младшим взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них взаимная поддержка людей (Я – Значимый другой) в процессе решения личностно и общественно значимых проблем, сопровождаемая развитием каждого из них Причина перехода – особенности современной цивилизации

Стр Презентация Воспитание и социокультурная модернизация России Технологическая модернизация - техническое переоснащение экономики Социокультурная модернизация – создание инновационного общества, формирование инновационного уклада жизни, поддержка становления и развития человека, способного к совершенствованию социальных, экономических, культурных отношений во благо себе и обществу. Формирование способности человека к саморазвитию – важнейший фактор модернизации общества

Стр Презентация Особенности современного воспитания 1. Воспитание – взаимная поддержка процессов личностного развития 2. Воспитание - переход личности к более совершенному состоянию в системе социальных отношений 3. Воспитание – передача и приобретение личностно и социально значимых качеств 4. Личностные качества-отношения - нравственные ценности (доброта, милосердие, гражданственность и т.д.) 5. Передача личностных качеств не происходит непосредственно от человека к человеку, но через создание педагогом, родителями соответствующей среды, уклада жизни в семье, на уроке, в школе и т.д. 6. Воспитание – важнейший ресурс социокультурной модернизации России

Стр Презентация Задачи разработки Концепции Достижение согласия в обществе в вопросе о цели (воспитательном идеале) и задачах воспитания и социализации детей и молодежи с учетом особенностей российского общества и потребностей его инновационного развития (ФГОС общего образования – общественный договор) Определение системы базовых национальных ценностей, составляющих содержание духовно- нравственного развития, воспитания и социализации российских школьников Создание идеологической и методологической основы для разработки содержания, форм и методов воспитания и социализации, консолидации усилий различных социальных субъектов в целостном социально- педагогическом пространстве духовно-нравственного развития гражданина России

Стр Презентация Воспитательные идеалы в истории России Средневековая Русь Воспитание православного русского человека, укоренённого в духовных традициях христианства Императорский период (XVIII в. – 1917 г.) Воспитание «человека государственного, слуги царю и Отчеству», отличающегося «беззаветным служением на благо и силу Отчества» (М.В.Ломоносов) Советский период (1917 – 1991 гг.) Воспитание советского человека - строителя коммунизма Постсоветский период (1991 – 2000 гг.) Свободная в самоопределении и развитии личность

Стр Презентация Современный национальный воспитательный идеал Высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации Статус. Национальный воспитательный идеал является высшей целью образования. Он представляет собой нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций, СМИ Важнейший принцип современного воспитания. Воспитание личности в национальных культурных и духовных традициях для успешной жизни в высокотехнологичном мире. Историческая особенность. Впервые национальный воспитательный идеал определяется как преемственный по отношению к воспитательным идеалам прошлых эпох России

Стр Презентация Цель и основные задачи воспитания и социализации школьников Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально- педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России. Основные задачи духовно-нравственного развития и воспитание в сферах : Личностного развития Общественных отношений Государственных отношений

Стр Презентация В сфере личностного развития воспитание должно обеспечить Готовность и способность к нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей жизни, индивидуально- ответственному поведению Формирование морали – осознанной необходимости определенного поведения, основанного на принятых в обществе традиционных нормах Развитие совести – нравственного самосознания личности Усвоение базовых национальных ценностей, духовных традиций Готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки. Способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятию ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в достижении результата. Трудолюбие, бережливость, жизненный оптимизм, способность к преодолению трудностей. Осознание ценности других людей (ближних), ценности человеческой жизни, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение им противодействовать Укрепление веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество перед будущими поколениями.

Стр Презентация Осознание себя гражданином России Готовность граждан солидарно противостоять внешним и внутренним вызовам Развитость патриотизма и гражданской солидарности Заботу о благосостоянии многонационального народа России, поддержание межэтнического мира и согласия Осознание безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к народу, Отечеству. Понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, почитание родителей, забота о младших и старших, ответственность за другого. Бережное отношение к жизни человека, забота о продолжении рода Законопослушность и сознательно поддерживаемый гражданами правопорядок Духовную, культурную и социальную преемственность поколений В сфере общественных отношений воспитание обучающихся должно обеспечить

Стр Презентация В сфере государственных отношений воспитание должно обеспечить Укрепление и совершенствование демократического федеративного правового государства с республиканской формой правления Повышение доверия к государственным институтам со стороны граждан и общественных организаций Повышение эффективности усилий государства, направленных на модернизацию страны Укрепление национальной безопасности.

Стр Презентация Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России Духовно-нравственное развитие гражданина России – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного принятия ею ценностей: семейной жизни; классного и школьного коллектива; культурно-регионального сообщества; культуры своего народа, компонентом которой может быть система ценностей одной из традиционных религий России; российской гражданской нации; мирового сообщества Духовно-нравственное развитие гражданина Духовно-нравственное развитие гражданина формирует его способность сознательно выстраивать отношения к себе, своей семье, другим людям, к жизни и труду, к обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм, нравственных установок, традиционных национальных духовных идеалов Вывод: духовно-нравственное воспитание обучающихся возможно в условиях педагогически организованного взаимодействия школы, семьи, государства, общественных и традиционных религиозных организаций, других институтов социализации

Стр Презентация Базовые национальные ценности является основным содержанием духовно-нравственного развития гражданина России Базовые национальные ценности: сохраняются в религиозных, культурных, социально- исторических, семейных традициях народов России; передаются от поколения к поколению; поддерживают эффективное развитие страны в современных условиях. Базовые национальные ценности определяют: отбор учебного содержания по инвариантным и вариативным общеобразовательным дисциплинам; основное содержание программ воспитания и социализации; содержание, формы и методы педагогического взаимодействия школы, семьи, традиционных религиозных и общественных организаций и иных социальных субъектов Базовые национальные ценности

Стр Презентация Система базовых национальных ценностей Патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству); Социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство); Гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания); Семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода); Труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость); Наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); Традиционные российские религии (представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира); Искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие); Природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля); Человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).

Стр Презентация Формируется на основе базовых национальных ценностей и воспитательных идеалов; Включает урочную, внеурочную и общественно значимую деятельность, систему воспитательных мероприятий, культурных и социальных практик; Учитывает историко-культурную, этническую и региональную специфику; Обеспечивает усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение опыта нравственной, общественно значимой деятельности; Организуется педагогическим коллективом образовательного учреждения при поддержки семей обучающихся, общественных организаций, включая детско- юношеские движения и организации, учреждений дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ, традиционных религиозных объединений Оформляется программой духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Уклад школьной жизни

Стр Презентация Основные принципы организации духовно- нравственного развития и воспитания Нравственного примера педагога (учитель и родитель – ведущие субъекты воспитания; ценность Учителя – главная национальная ценность) Социально-педагогического партнерства (согласование усилий всех субъектов воспитания и социализации на основе общих воспитательных идеалов и ценностей) Непрерывного личностного развития обучающихся и педагогов (единство духовного, нравственного, интеллектуального, эмоционального, социального и физического развития человека; взаимообусловленность личностного развития обучающихся и педагогов) Интегративности программ духовно-нравственного воспитания (единство учебно-воспитательного процесса) Социальной востребованности воспитания (взаимосвязь образования, духовно-нравственного развития и жизни обучающихся)

Стр Презентация Современный педагог Носитель личностно и социально значимых качеств, способный профессионально передавать и развивать эти качества у других Важнейшая компетенция педагога – способность к личностному саморазвитию.

Данилюк А.Я., Кондаков А.М. ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ Начальное общее образование Москва 2009

Стр Презентация ФГОС НОО «направлен на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования, становление их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества» (Общие положения, п.6.) «В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования осуществляется: становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся; духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей…» (Общие положения, п.8) Основная образовательная программа должна содержать… программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования (Ч.III, п.16) Основная образовательная программа начального общего образования в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования (Ч.III, п.16). Нормативная основа разработки образовательным учреждение программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация Программа должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества. В основу Программы должны быть положены ключевые воспитательные задачи, базовые национальные ценности российского общества. Программа должна предусматривать приобщение обучающихся к культурным ценностям своей этнической или социокультурной группы, базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них гражданской идентичности и обеспечивать: создание системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающемуся осваивать и на практике использовать полученные знания; формирование целостной образовательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность и учитывающей историко- культурную, этническую и региональную специфику; формирование у обучающегося активной деятельностной позиции (Ч.III, п.19.6). Требования к программе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО

Стр Презентация Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» включает в себя комплексный учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» (в рамках обязательной части ООП) и может включать другие учебные курсы, обеспечивающие реализацию его задач (в рамках части ООП, формируемой участниками образовательного процесса) Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» должна обеспечивать: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений о светской этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России Содержание ПО «ДНК народов России» – часть программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся Требования к предметной области «Основы ДНК народов России»

Стр Презентация «Портрет» выпускника начальной школы : любящий свой народ, свой край и свою Родину; уважающий и принимающий ценности семьи и общества; любознательный, активно и заинтересованно познающий мир; владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности; готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни (Общие положение ФГОСНОО). Нормативная основа разработки содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать: формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Нормативная основа разработки содержания программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация ООП НОО разрабатывается на основе примерной основной образовательной программы начального общего образования. ООП НОО должна учитывать тип и вид образовательного учреждения, а также образовательные потребности и запросы обучающихся, воспитанников (Ч.III, п. 16, 18). Программа ДНРиВ определяет уклад школьной жизни в единстве учебной, внеучебной, общественно-значимой деятельности обучающихся, поэтому должна разрабатываться и осуществляться всем педагогическим коллективом образовательного учреждения с привлечением органов самоуправления образовательного учреждения (совет образовательного учреждения, попечительский совет, управляющий совет и др.), что обеспечивает государственно-общественный характер управления образовательным учреждением Программа ДНРиВ разрабатывается педагогическим коллективом образовательного учреждения при активном участии обучающихся и их родителей. К разработке и реализации Программы по решению педагогического совета образовательного учреждения могут привлекаться квалифицированные представители общественных институтов. Особенности разработки и реализации образовательным учреждением программы духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация 1. Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО (воспитательный идеал, задачи в области формирования личностной, социальной и семейной культуры обучающихся). 2. Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся 3. Принципы и особенности организации воспитания на ступени НОО (концептуальная основа уклада школьной жизни) 4. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся (по каждому из направлений организации воспитания в начальной школе) 5. Основные виды деятельности и формы занятий с обучающимися на ступени начального общего образования (по каждому из направлений духовно- нравственного развития и воспитания) 6. Условия совместной деятельности образовательного учреждения с семьями обучающихся, с общественными институтами по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся. 7. Принципы и основные формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся 8. Планируемые результаты (по каждому из основных направлений духовно- нравственного развития и воспитания). Структура программы ДНРиВ обучающихся на ступени НОО

Стр Презентация ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ : 1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека 2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания 3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни 4. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде 5. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях

Стр Презентация воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека (Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества). воспитание нравственных чувств и этического сознания (Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике). воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость, бережливость, трудолюбие). Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) (Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание); воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание) (Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве). Основные направления духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация Принцип ориентации на идеал Аксиологический принцип Принцип следования нравственному примеру Принцип идентификации (персонификации) Принцип диалогического общения Принцип полисубъектности воспитания Принцип системно-деятельностной организации воспитания Принципы организации содержания духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО

Стр Презентация совместная педагогическая деятельность семьи и образовательного учреждения (в том числе в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности образовательного учреждения по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся, в разработке содержания и реализации программ духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, оценке эффективности этих программ); сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей (законных представителей); педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям); поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей (законных представителей); содействие родителям (законным представителям) в решении индивидуальных проблем воспитания детей; опора на положительный опыт семейного воспитания Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей)

Стр Презентация ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАСПРЕДЕЛЯЮТСЯ ПО ТРЕМ УРОВНЯМ: Первый уровень Первый уровень – первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень Второй уровень – получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям. Третий уровень Третий уровень – получение опыта самостоятельн ого общественного действия.

Стр Презентация 1. Программы 2. Кадры 3. Ресурсы Основные условия реалистичности и продуктивности духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся

Стр Презентация В основе программы воспитания и социализации учащихся начальной школы лежат три подхода : Аксиологический Системно- деятельностный Развивающий

Стр Презентация 1 Цель и задачи Результат Основные виды деятельности, содержание, средства, формы и методы SS Уклад школьной жизни Концепция Характер современного национального воспитательного идеала Цель и задачи духовно- нравственного развития и воспитания Система базовых национальных ценностей Основные социально- педагогические условия Программа - Цель и задачи - Основные направления - Принципы и особенности организации на ступени НОО -Основное содержание -- Основные виды деятельности и формы занятий - Условия совместной деятельности ОУ с семьей - Принципы и основные формы повышения педагогической культуры - Планируемые результаты Принципы

Стр Презентация Проблемное поле Процесс воспитания в воспитательной работе представлен не целостно. Нет преемственности в вопросах воспитания на различных ступенях образования. Воспитательный процесс отделен от учебного. Нет общей позиции в вопросах воспитания.

Стр Презентация Духовно-нравственное воспитание и развитие младших школьников. Методические рекомендации

Стр Презентация СОДЕРЖАНИЕ 1. Общие положения примерной программы духовно- нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 2. Особенности духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 3. Планируемые результаты духовно-нравственного воспитания и развития на ступени начального общего образования. 4. Духовно-нравственное воспитание в 1, 2, 3, 4 классах. 5. Рекомендации по разработке рабочей программы по духовно-нравственному воспитанию и развитию младших школьников. 6. Учебно-методическое сопровождение образовательного процесса.

Стр Презентация Гражданское и патриотическо е воспитание Нравственно е воспитание Трудовое воспитание Экологическо е воспитание Эстетическо е воспитаниеОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ВОСПИТАНИЯ – ТЕМАТИЧЕСКИЕБЛОКИ

Стр Презентация Пути осуществления: -Учебный процесс, - Правовое и политическое просвещение, - Самообразование, - Использование потенциала СМИ, - Внеучебная воспитательная работа, - Участие в общественных делах школы, - Семейное воспитание, - Участие в деятельности общественных объединений, - Выполнение общественных поручений.

Стр Презентация РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ Семья Школа Партнёрство Виды совместной работы с родителями Учебная Внеклассная Урок-наблюдение Урок-практическое участие родителей Урок-соревнование детей и родителей Уроки - совместное изучение информационных технологий Открытый урок День открытых дверей Связана с интересами педагога, увлечениями родителей и детей

Стр Презентация Система работы педагога с родителями Общешкольные Участие в школьном самоуправлении Классные Посещение семьи Переписка с родителями Индивидуальные тематические консультации Коллективная творческая деятельность Психолого-педагогического просвещения родителей Организация совместных досуговых мероприятий Родительские собрания

Стр Презентация РЕКОМЕНДАЦИИ

Стр Презентация Программа воспитания Программа воспитания - это системное представление об условиях достижения воспитательных целей, выражающееся в последовательно изложенном содержании воспитательного процесса, механизмах его реализации и основных показателях духовно - нравственного становления личности в результате его освоения.

Стр Презентация ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММИРОВАНИЯ Принцип вариативности Принцип сотрудничества и сотворчества Принцип динамики Принцип самоопределения Принцип созидательности и творчества в деятельности Принцип гуманизма

Стр Презентация СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ Концепция программы - основная цель и задачи - основные принципы и направления их реализации Пояснительная записка - базовые понятия - основная цель программы - основные принципы программы - основные направления их задачи и - этапы реализации программы Содержание Обеспечение реализации программы Ожидаемые результаты

Стр Презентация

Стр Презентация ВИДЫ И ФОРМЫ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Виды и формы воспитывающей деятельности

Стр Презентация Вид и цель деятельности Активная форма организации деятельности 1. Познавательная Обогащает представления учеников об окружающей действительности, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию Устный журнал, обзор научно-популярных статей в периодической печати, экскурсии, конкурсы, турниры, олимпиады, классный лекторий, учебные конференции 2. Трудовая Направлена на создание, сохранение и приумножение материальных ценностей, формирование уважительного отношения к материальным ценностям как средствам для существования человека Учебный труд на уроках, учебно-производственный труд на предприятии, общественно-полезный труд по самообслуживанию; игровые формы 3. Общественная Содействует социализации школьников, включает их в сопереживание проблемам общества, приобщает к активному преобразованию действительности Пресс-центр, встречи с политическими деятелями, журналистами; круглый стол, дискуссия

Стр Презентация 4. Ценностно-ориентировочная Направлена на осмысление общечеловеческих ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, осознание своего Я, развитие рефлексии Практикум по самоанализу и взаимоанализу. Диспут на нравственные темы. Уроки культуры поведения. 5. Художественная Развивает чувствительное мироощущение потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению, реализует задатки и способности Концерты художественной самодеятельности, художественные конкурсы, выставки. Посещение театра, экскурсии в музеи. Школьные балы, фестивали и праздники 6. Свободное общение Организует взаимно обогащающий досуг школьников, когда их общение освобождено от предметной цели и содержанием их деятельности является общение с другим человеком как с ценностью Классные праздники, «Огоньки», Дни именинников, прогулки, вечера отдыха. Посещение концертов, театров. Встречи друзей, поездки и т.д.

Стр Презентация ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ И ВНЕШКОЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕСТВЕННО ПОЛЕЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗМОЖНОСТИ ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (УРОКИ)

Стр Презентация Притчи в духовно-нравственном воспитании Жил – был в лесу маленький мальчик. Однажды, когда он копал в земле ямку, он нашел алмаз (а алмаз, как вы, ребята, знаете – это драгоценный и очень дорогой камень). «О! Как ты прекрасен!» - сказал маленький мальчик Алмазу. «Спасибо, и ты тоже!» - ответил Алмаз. Мальчик и Алмаз очень скоро стали друзьями. И поэтому мальчик предложил другу: «Не хотелось бы тебе пойти со мной домой?» «Конечно, хотелось бы» - и они отправились в путь. По дороге им повстречался мистер Лис. Они поздоровались. И мистер Лис обратился к новому другу мальчика: «Здравствуй, я мистер Лис, в лесу я самый богатый, а вы кто?» И тот ответил: «Я – алмаз». Мистер Лис воскликнул: «Вы, конечно, будете лучше всех, но только в золотой оправе, не так ли?» «И тогда я буду больше вам нравиться?» «В золотой оправе вы бы пользовались большей популярностью». «Но выходит, золотое кольцо вам нравится больше, чем я?» Мистер Лис, который не отличался чувством справедливости, вынул из кармана часы, взглянул на них и сказал: «К сожалению, у меня нет времени болтать тут с вами. Пока». И с этими словами он удалился. Когда они подошли к дому мальчика, Алмаз спросил: «Что, по- твоему, более ценное – золото или алмаз? «Конечно, алмаз, »- ответил мальчик и продолжал: «Ты всегда прекрасен – в золотом кольце, в королевской короне, в воде или земле, при всех обстоятельствах ты останешься алмазом». Алмазу было приятно это слышать, и он сказал: «Да, неважно, в земле ли я или в золотом кольце. А если мистеру Лису я нравлюсь только в золотом кольце, так это его дело». Да, Алмаз был прав – алмаз всегда алмаз, и это не может быть изменено. А теперь я открою тебе один секрет, но только ты никому его не выдавай: Ты – АЛМАЗ!