Основная образовательная программа основного общего образования и ее составляющие Запорожченко Ирина Ивановна, заместитель директора по НМР МКОУ ДПО ЦИМПО.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Advertisements

1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Основные образовательные программы основного Основные образовательные программы основного общего образования.
Общие подходы к проектированию ООП Семинар директоров ОУ города Чебоксары 18 апреля 2012 года.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Основные образовательные программы начального и основного Основные образовательные программы начального и основного общего образования.
Требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Т РЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Госсен С.В., заместитель директора по УВР МБОУ «Лицей 112» 31 января.
Рабочая программа учителя. Требования к структуре ООП ООО 1. ЦЕЛЕВОЙ Пояснительная записка; Планируемые результаты освоения обучающимися ООП ООО; Система.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО Изменение требований по разработке основной образовательной программы НОО в соответствии.
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА начального общего образования как основной проект по реализации требований ФГОС.
Презентацию подготовила Бурдельная Юлия Анатольевна, зав.кафедрой управления и экономики образования БОУ ДПО «ИРООО», к.п.н. 1.
1 1 Федеральные государственные образовательные стандарты Приказ Минобрнауки России от «Об утверждении и введении в действие ФГОС основного.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Абрамова Татьяна Владимировна, начальник управления общего и специального.
Разработка основной образовательной программы основного общего образования.
ФГОС второго поколения основного общего образования Совещание при зам. директора по УВР г.
Федеральные государственные образовательные стандарты. Основная образовательная программа школы.
Основная образовательная программа основного общего образования.
Транксрипт:

Основная образовательная программа основного общего образования и ее составляющие Запорожченко Ирина Ивановна, заместитель директора по НМР МКОУ ДПО ЦИМПО

Приказы Минобрнауки РФ: от г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» от г «Об утверждении ФГОС дошкольного образования» от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы от , от , от ) от г. 373 « Об утверждении и введении в действие ФГОС НОО» (с изменениями приказы от , от , от ) от «Об утверждении ФГОС ООО» от «Об утверждении ФГОС ООО» от «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования» от «Об утверждении ФГОС среднего (полного) общего образования»

3 Основная образовательная программа (ООП) В соответствии со стандартом главным объектом стандартизации становится Основная образовательная программа (далее – ООП). Образовательный стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

4 к структуре основных образовательных программ: к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, к соотношению обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса к условиям реализации основных образовательных программ: кадровые, финансовые, материально-технические и др. к результатам освоения основных образовательных программ

Стандарт должен быть положен в основу деятельности: - разработчиков ООП ООО; - руководителей ОУ, их заместителей, отвечающих за качество реализации ООП ООО; - разработчиков примерных ООП ООО; - сотрудников учреждений основного и дополнительного профессионального педагогического образования, методических структур; - авторов учебной литературы; - руководителей и специалистов государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления

ФЗ от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» п.10,11. Примерные ООП проходят экспертизу и включаются в реестр примерных ООП. п.10,11. Примерные ООП проходят экспертизу и включаются в реестр примерных ООП. Порядок разработки примерных ООП, проведения экспертизы и ведения реестра устанавливает Минобрнауки Порядок разработки примерных ООП, проведения экспертизы и ведения реестра устанавливает Минобрнауки

7

8 Личностные - сформировавшиеся в образовательном процессе ценностные ориентации, отражающие индивидуально- личностные позиции, мотивы образовательной деятельности, социальные чувства, личностные качества школьников. Это система ценностных отношений учащихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам. Метапредметные (компетентностные) - освоенные учащимися на базе всех или нескольких учебных предметов обобщенные, универсальные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные - усвоенные учащимися знания, умения, навыки, а также специальные компетенции, опыт творческой деятельности, ценностные установки, специфические для изучаемой области знаний

2. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

10

11 обеспечение права на полноценное образование; обеспечение единства образовательного пространства России; обеспечение преемственности основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования; критериально-оценочная; повышение объективности оценивания.

12 ориентация на результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов приоритет личностных результатов образования над предметными нормативный пакет ФГОС

13 Цель ООП Данная программа ориентирована на достижение ведущей цели и основного результата образования: развитие личности подростка (обучающегося), формирование его готовности к активной учебно- познавательной деятельности, к саморазвитию и непрерывному образованию на основе освоения универсальных учебных действий, способов познания и освоения мира.

14 Задачи программы (ООП) - формирование у школьника основ научной картины мира через расширение кругозора, повышение эрудиции, на основе преемственности (от начальной до старшей школы); - формирование развивающей информационно-образовательной среды образовательного учреждения.

15 Миссия программы (ООП) На основе данной примерной программы основного общего образования педагогическим коллективом разрабатывается основная образовательная программа основного общего образования образовательного учреждения, имеющего государственную аккредитацию, с учетом типа и вида этого образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса. В соответствии с нашим подходом основная образовательная программа образовательного учреждения рассматривается как программа развития данного образовательного учреждения.

16 Теоретическая основа ООП принцип развивающего и воспитывающего характера обучения, принцип природосообразности, принцип наглядности, принцип сознательности и активности учащихся в обучении, принцип доступности, принцип научности, принцип систематичности и последовательности, принцип индивидуального подхода, принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата в обучении и др.

При разработке программы используются следующие документы: - ФГОС ООО - Примерная ООП ООО (проект ФИРО) - Программа развития ОУ - Устав, Типовое положение об ОУ - концептуальные положения завершенных предметных линий ; - учебный план, план воспитательной работы; - региональные (муниципальные) программы развития)

ООП ООО разрабатывается на основе примерной ООП ООО содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса, представленные во всех трех разделах ООП: целевом, содержательном и организационном. Новое соотношение инвариантной и вариативной частей:

Ученик - выбор индивидуальной траектории развития Учитель-создание и организация условий, инициирующих детское действие

20 Структура основной образовательной программы(ООП) определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса Программа содержит три раздела: целевой; содержательный; организационный.

3. Требования к структуре основных ООП начального и основного общего образования Компоненты разделов ООП НОО Компоненты разделов ООП ООО целевого содержательного организационного Целевой раздел Пояснительная записка Планируемые результаты система оценки Содержательный раздел программа формирования УУД программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности программа духовно- нравственного развития, воспитания обучающихся программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни программа коррекционной работы Организационный раздел учебный план план внеурочной деятельности система условий Пояснительная записка; планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы; система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности; программа отдельных учебных предметов, курсов; программа воспитания и социализации, включающая такие направления, как духовно- нравственное развитие и воспитание обучающихся, их социализация и профессиональная ориентация, формирование экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни; программа коррекционной работы. Учебный план; система условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями стандарта

22 Целевой раздел ООП включает: пояснительную записку (в т.ч. цели и задачи; принципы и подходы) планируемые результаты освоения ООП ООО (личностные, метапредметные и предметные) систему оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО (письменные и устные работы, проекты, практические и творческие работы, самоанализ и самооценка, наблюдения), конкретизированные в соответствии с требованиями стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов РФ, а также способы достижений этих целей и результатов.

Проектирование пояснительной записки

Планируемые результаты освоения ООП

Особенности итоговой оценки достижения планируемых результатов- преемственность и развитие

26 Содержательный раздел ООП определяет содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов, в том числе: программу развития универсальных учебных действий. программы отдельных учебных предметов; программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. программу работы с особенными детьми, включает два раздела: Программу коррекционной работы. Программу работы с одаренными людьми.

Программа развития УУД включает 1) цели и задачи; 2) описание понятий, функций, состава и характеристик УУД; 3) типовые задачи применения УУД; 4) описание особенностей реализации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (исследовательское, инженерное, прикладное, информационное, социальное, игровое, творческое) 5,6,7) описание содержания, видов и форм деятельности по развитию ИКТ-компетенций; их основных элементов; планируемых результатов; 8) виды взаимодействия с учебными, научными и социальными организациями, формы привлечения консультантов, экспертов и научных руководителей; 9) описание условий, обеспечивающих развитие УУД, в т.ч. информационно-методического обеспечения, подготовки кадров; 10) систему оценки деятельности ОУ по формированию и развитию УУД; 11) методику и инструментарий мониторинга успешности освоения и применения обучающимися УУД.

Программа развития универсальных учебных действий по уровням образования программа формирования УУД (учить учиться) Программа развития универсальных учебных действий, направленная на формирование компетенций обучающихся в области использования ИК-технологий, учебно- исследовательской и проектной деятельности (научить ученика учиться в общении) совершенствование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности (индивидуальный проект)

Типовые задачи формирования УУД (как проект для основной школы)

30

Письмо Минобрнауки РФ от «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» Вопрос 4: «Авторские программы учебных предметов, разработанные на основе примерных программ, могут рассматриваться как рабочие программы

Программы отдельных учебных предметов, курсов включают: 1) пояснительную записку; 2) общую характеристику учебного предмета, курса; 3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане; 4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса; 5) содержание учебного предмета, курса; 6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности; 7) описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного процесса; 8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

33 структура пояснительная записка: цели обучения, особенности содержания курса истории, структура курса и последовательность изложения материала, требования к результатам обучения и освоения содержания курса, оснащенность учебной деятельности, место предмета в базисном учебном (образовательном) плане; содержание курса истории: перечень основного изучаемого материала, распределенного по содержательным разделам с указанием примерного числа часов на его изучение; примерное тематическое планирование с описанием видов учебной деятельности учащихся 5–9 классов и указанием примерного числа часов на изучение соответствующего материала.

34 формирование ценностей гражданина России, российской идентичности, осознание своей принадлежности к истории и культуре России, её социокультурным особенностям, специфике исторического пути, вклада России в мировую историю и цивилизацию. акцент на гражданско-патриотическое воспитание школьников средствами исторического образования

Программа воспитания и социализации обучающихся: 1) цель и задачи, описание ценностных ориентиров, лежащих в ее основе; 2) направления деятельности по духовно-нравственному развитию, профориентации, здровьесберегающей деятельности и формированию экологической культуры; 3) содержание, виды деятельности и формы занятий по каждому из направлений; 4) формы профессиональной ориентации обучающихся; 5) этапы организации работы в системе социального воспитания; 6) основные формы педагогической поддержки социализации обучающихся; 7) модели организации работы по формированию ЗОЖ 8) описание деятельности в области экологического здоровьесберегающего образования; 9) систему поощрения социальной успешности и активной жизненной позиции; 10) критерии, показатели эффективности деятельности ОУ в части духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 11) методику и инструментарий мониторинга духовно-нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся; 12) планируемые результаты.

Внеурочная деятельность организуется по направлениям спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Основная идея внеурочной деятельности - ее связь с учебной нагрузкой учащихся.

37 Организационный раздел ООП Устанавливает общие рамки организации образовательного процесса, механизм реализации ООП. Включает: учебный план основного общего образования как механизм реализации ООП. систему условий реализации ООП. Логика построения структуры и содержания ООП допускает индивидуальный подход коллектива к проектированию содержания программы.

Учебный план основной школы В учебный план входят обязательные предметные области и учебные предметы: - филология (русский и родной язык, литература (родная), иностранный язык, второй иностранный язык); - общественно-научные предметы (история России, всеобщая история, обществознание, география); - математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика); - основы духовно-нравственной культуры народов России; - естественно-научные предметы (физика, биология, химия); - искусство (изобразительное искусство, музыка); - технология (технология); - физическая культура и ОБЖ (физическая культура, ОБЖ). 38

39 Основная образовательная Программа УМК «Инновационная школа» Включает: 1) Пояснительную записку. 2) Учебный план. 3) Программу развития УУД школьников. 4) Программы отдельных учебных предметов, включая интегрированные курсы. 5) Программу духовно-нравственного развития, воспитания и социализации школьников. 6) Программу формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся основной школы. 7) Программу работы с особенными детьми: - программу коррекционной работы; - программу работы с одаренными детьми. 8) Планируемые результаты освоения школьниками ООП; 9) Систему оценки достижений планируемых результатов освоения ООП. 10) Мониторинг полноты и качества реализации основной образовательной программы.

40 определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса уровня основного общего образования, направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, гражданское, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, их саморазвитие и самосовершенствование, обеспечивающие социальную успешность, развитие творческих и физических способностей, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Система условий реализации ООП обоснование необходимых изменений в имеющихся условиях в соответствии с приоритетами основной образовательной программы НОО, ООО образовательной организации; механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий; сетевой график (дорожную карту) по формированию необходимой системы условий; контроль за состоянием системы условий.

42

В информационной среде размещается: поурочное календарно-тематическое планирование по каждому курсу материалы, предлагаемые учителем обучающимся в дополнение к учебнику, в частности гипермедиа сообщения и справочный материал домашние задания, которые, могут включать для анализа видеофильм, географическую карту и др. Они могут предполагать использование заданных учителем ссылок в Интернете, или свободный (ограниченный образовательными рамками) поиск в сети результаты выполнения аттестационных работ, «письменных» домашних заданий, чтения текста на иностранном языке, отснятый обучающимся видеофильм, таблицу экспериментальных данных анализ учителем домашних заданий 43

После завершения проектирования основной образовательной программы целесообразно: - провести внутреннюю экспертизу документа, в том числе используя компетенцию совета по введению ФГОС, органа МОУ; - обсудить и утвердить образовательную программу на педагогическом совете ОУ; - инициировать внешнюю экспертизу документа на муниципальном или региональном уровне (в муниципальном методическом центре, региональном экспертном совете, в институте повышения квалификации и т.д.)

Для презентации использовались материалы - автора-составителя ООП ООО Е.Е. Вяземского, главного научного сотрудника Института содержания и методов обучения РАО, доктора педагогических наук, профессора -Издательства «Академкнига/учебник» -Издательства «Русское слово» - Н.И. Яловицкой, директора МКОУ ДПО ЦИМПО - 45