«Управление формированием культуры исследовательской деятельности учащихся как новая профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. Объект и предмет исследования Ведь себя одно и то же По-различному дарит. Малое с великим схоже, Хоть и разнится на вид.
Advertisements

Учебное исследование. Основные понятия. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
1 «ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» – ДВА КИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ и ПРОЕКТНОЙ РАБОТЫ. Актуальность и практическая значимость исследования …Влюбленные в практику без.
1 7. ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. Объект и предмет исследования Ведь себя одно и то же По-различному дарит. Малое с великим схоже, Хоть и разнится на.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
Исследовательская деятельность обучающихся деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.
Учебное исследование. Основные понятия. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей.
Организация творческой исследовательской деятельности.
1 1. Учебное исследование и проектная работа. Основные понятия. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие.
1 Объект и предмет исследования «… необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект,
1 2. БАРЬЕР И ТРАМПЛИН ИССЛЕДОВАНИЯ. Определение проблемы как начало исследования Проблема – это белое пятно на карте науки, знание о незнании». Известно,
1 СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ... Определение цели, задач, предположения (гипотезы), методов ведения исследования. Планирование. Работа в команде и распределение ролей.
Научно-исследовательская деятельность школьников.
Областная стажерская площадка «Методика исследовательской и проектной деятельности с обучающимися по эколого- биологическому направлению» «Выбор темы –
Научно-исследовательская работа учащихся ПОДГОТОВКА, ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ.
Исследование Врожденные исследовательские качества Приобретенные исследовательские качества.
Метод проектов в школе В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Транксрипт:

«Управление формированием культуры исследовательской деятельности учащихся как новая профессиональная компетентность педагога в условиях внедрения ФГОС» Городской семинар-практикум Л. В. Половко

Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке – и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли. Паскаль Блёз, «Мысли»

3 Время СобытиеОтветственные Регистрация участников семинара Теоретическая часть 1. Управление формированием культуры исследовательской деятельности школьников. Методологические основы исследования. Л. В. Половко, Председатель Муравленковского филиала «Исследователь» 1. Общие требования и правила оформления ученических научно-исследовательских работ. Е. Н. Архипова, член Совета Муравленковского филиала «Исследователь» 1. Основные принципы само аудита и экспертизы ученических исследовательских работ. О. А. Тарьянова, член Совета Муравленковского филиала «Исследователь» 1. Общие требования к оформлению презентации УИР. Н. В. Потехина, член Совета Муравленковского филиала «Исследователь» Практикум (групповая работа) 1. Критерии оценки и экспертиза УИР школьников. Л. В. Половко, Е. Н. Архипова, О. А. Тарьянова, Н. В. Потехина 1. Оценка презентации УИР. Л. В. Половко, Е. Н. Архипова, О. А. Тарьянова, Н. В. Потехина Подведение итогов семинара. Рефлексия. Л. В. Половко. ПРОГРАММА

Содержание культуры ИДУ Когнитивный компонент Опыт исследовательской деятельности Знания Операционально- деятельностный компонент Опыт осуществления способов ИД Умения Креативный компонент Опыт творческой деятельности Процедуры творческой деятельности Ценностно- мотивационный компонент Опыт эмоционально- ценностных отношений Ценностные ориентации 4

Освоение КИД – освоение умений Формулировать проблему Формулировать цель Выдвигать гипотезу Ставить задачи Выбирать методы ПланироватьИзучать информацию Вести эксперимент и описывать его Оценивать результаты Презентировать и защищать результаты 5

Основные типы творческих работ Реферативные Сбор и представление информации по избранной теме Экспериментальные Постановка эксперимента с заранее известным результатом в иллюстративных целях Проектные Достижение и описание заранее спланированного результата Описательные Фиксация результата сбора данных по определенной методике Исследовательские Выводы о характере объекта или явления на основе собранных и обработанных данных

Классификация творческих работ по основной деятельности учащихся 7 Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы. Проблемно- реферативные Это творческие работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий. Экспериментальные Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого-либо явления. Могут иметь элемент научной новизны. Одной из разновидностей натуралистических работ являются работы общественно-экологической направленности Натуралистические и описательные

8 Выполняются с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеют полученный с помощью этой методики собственный экспериментальный материал, на основании которого делается анализ и выводы о характере исследуемого явления. Особенностью таких работ является то, что определить результат заранее не всегда бывает возможно. Исследовательские Предполагают четко обозначенный с самого начала результат; Виды работ: справочник, проект закона, программа действий, рекомендаций; альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и др. Прикладные Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Проектанты берут себе роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Цель: воссоздание различных социальных или деловых отношений через игровые ситуации. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Ролевые, игровые

Типология проектов по ФГОС Индивидуальный проект Социальный ИнновационныйКонструкторский Прикладной Учебное исследование

По моему мнению, роль проектной и исследовательской деятельности в образовательном процессе состоит в …. Формирование культуры исследовательской деятельности учащихся для меня важно, потому что … Надо сегодня сказать лишь то, что уместно сказать, прочее все отложить и сказать в подходящее время. Квинт Гораций Флакк

Задачи ИДУ (исследовательской деятельности учащихся) 12 ИДУ помогает решать задачи развивающего образования: формирует универсальное умение ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем профессиональной деятельности, самоопределения, повседневной жизни; формирует способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей; формирует системность и глубину знаний, критическое мышление.

Определение понятий: Научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний, теоретическое познание в данном случае является системообразующим фактором, без которого познание не будет научным познанием. Учебное исследование - это процесс, направленный на формирование адекватного представления об изучаемом объекте в процессе решения реальной познавательной проблемы, осуществляемый в соответствии с требованиями научного исследования, чаще всего, под руководством специалиста – научного руководителя, и сопровождающийся овладением необходимой совокупностью знаний и умений по добыванию, переработке и применению информации. Нельзя чему-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя это открытие. Галилео Галилей

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся – совместная учебно-познавательная деятельность учащихся, имеющая также общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Но в отличие от исследовательской непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.

Методологический аппарат исследования

16 КАК НАЙТИ ИНТЕРЕСНУЮ ТЕМУ ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ и ПРОЕКТА? Требования к выбору и формулировке темы … Охотники мы все до новизны Пушкин А. С., «Гавриллиада» Очень часто говорят: «Выбор темы – залог успеха». И это действительно так. Ведь тема – ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы. С первого взгляда может показаться, что тему выбрать легко и просто. На самом деле, это весьма трудный и ответственный этап исследования.

17 Требования к выбору темы Тема должна быть интересна не только на данный момент, но и будет востребована в будущем. Тема должна быть актуальна. Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Формулировка темы может содержать спорный момент. Тема должна быть конкретна. Но чем меньше слов в формулировке темы, тем она шире, охватывает более широкую область познания. И наоборот, – чем больше слов в названии, тем уже тема, она охватывает более узкую область. Формулировки тем исследовательской работы могут включать 5-8 слов. Тема может иметь два названия: теоретическое (формально-логическое) и творческое (образное). Выбор темы интересен и руководителю. Тема должна быть правильно сформулирована.

Практические шаги-приемы для выбора темы «Аналитический обзор достижений» науки в области интересов учащегося под руководством педагога. «Руководство принципом повторения». Обращение к теме, рассмотренной ранее (в том числе других авторов исследования), для более углубленного изучения, а также сравнения результатов исследования. «Поисковый способ». Знакомство с первоисточниками в интересующей области: специальной литературой, новейшими работами в этой или близких к ней областях знаний, и определение темы на основе привлекшей внимание проблемы. «Теоретическое обобщение существующих исследований, теорий, практических результатов исследований, критико-аналитических и описательных материалов». «Уточнение гипотез». Выбор темы на основе ранее выдвинутых гипотез, которые заинтересовали и требуют подтверждения или опровержения. Доктор психологических наук Михаил Николаевич Арцев 18

19 Профессор А.И. Савенков все темы условно объединяет в три группы: Фантастические темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях; Экспериментальные темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; Теоретические темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

20 Задание: определите тему исследования относительной данной проблемы и актуальности. В настоящее время свинец служит человеку во многих областях его деятельности: в машиностроении, в медицине, в полиграфии и т.д. Однако его перенасыщенность в атмосфере, почве и воде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Причиной этому может быть близость предприятий по производству свинца. Проблема исследования – перенасыщенность свинца в окружающей среде оказывает неблагоприятное влияние на живую природу. Актуальность исследования - необходимость поиска решения проблемы перенасыщенности свинца в окружающей среде. Варианты ответа: 1. Свинец и его влияние на атмосферу. 2. Свинец и его влияние на окружающую среду. 3. География размещения предприятий цветной металлургии.

Практическое задание

22 БАРЬЕР И ТРАМПЛИН ИССЛЕДОВАНИЯ. Определение проблемы - начало исследования Проблема – это белое пятно на карте науки, знание о незнании». Известно, что тем меньше человек знает, тем увереннее он себя чувствует, поскольку о своем невежестве, как и о многом другом, он не может иметь представления. Краевский Володар Викторович, «Общие основы педагогики»

Исследование, независимо от того, какое оно – научное или учебное, отличается от повседневного опытного познания. Оно имеет целенаправленный характер и определенную систему. Так, краеугольным камнем любого исследования является проблема, с определения которой собственно и начинается исследование. Определять проблему - значит устанавливать несоответствие между желаемым и действительным. Проблема возникает из противоречия. Во-первых, проблема всегда возникает, когда есть необходимость, потребность в чем-либо. Во-вторых, проблема – это расхождение, противоречие между тем, что мы хотели бы сделать и нашими возможностями, наличием тех или иных средств. Поиск проблемы для исследовательской работы – это определение комплекса вопросов, решение которых представляет существенный практический и теоретический интерес для исследователя. 23

24 В кабинете А цветы, стоящие на подоконниках имеют ярко-зеленую окраску листьев. В кабинете Б – цветы имеют бледно-зеленую окраску листьев. Уход за растениями обеспечен одинаково. Задание: определите, в чем заключается проблема разной степени окраски листьев. Варианты ответа: Проблема освещения в кабинете. Проблема близких тепловых источников. Проблема проветривания помещения.

25 «ПОЧЕМУ?» И «ДЛЯ ЧЕГО?» – ДВА КИТА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ. Актуальность и практическая значимость исследования …Влюбленные в практику без науки –словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса: он никогда не уверен, куда плывет Леонардо да Винчи

26 Доктор психологических наук М.Н. Арцев «Обосновать актуальность – значит объяснить необходимость изучения данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования – обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.». Обосновывать актуальность избранной темы можно с точки зрения ее научной, социальной и личностной значимости. Актуальность исследовательской работы состоит в представлении того, как результаты работы позволяют решать те или иные научно-практические задачи. «Исследование можно считать актуальным в том случае, если сама тема актуальна в двух отношениях: - во-первых, ее изучение отвечает насущной потребности практики, - во-вторых, полученные результаты заполнят пробел в науке, которая в настоящее время не располагает средствами для решения этой актуальной научной задачи». Профессор В.В. Краевский

Пример. Тема работы: «Высшая нервная деятельность. Темперамент в структуре личности. Влияние темперамента на выбор профессии » Актуальность работы С точки зрения научной значимости: индивидуальные особенности нервной системы регулируют все функции организма, они являются показателями выраженности профессионально важных качеств и определяют индивидуальный стиль деятельности. С социальной точки зрения: на успешность овладения профессией влияют особенности темперамента, его соответствие условиям профессиональной деятельности. С личностной точки зрения: очень важно для каждого из нас понимание, что при любых выраженных особенностях нервной системы человек может добиться высокого уровня социальных и профессиональных достижений, но при условии учета своих личностных особенностей. 27

28 Два основных направления характеристики практической значимости Первое связано с полученными данными (что?), второе – с используемой методикой (как?) Практическая значимость результатов исследования может заключаться в возможности: - решения на их основе той или иной практической задачи; - проведения дальнейших научных исследований; - использования полученных данных в процессе различных видов деятельности.

29 ОБЩЕЕ И ЧАСТНОЕ В ИССЛЕДОВАНИИ. Объект и предмет исследования Ведь себя одно и то же По-различному дарит. Малое с великим схоже, Хоть и разнится на вид. Гете Иоганн Вольфганг, «Парабаза» («Довелось в былые годы…») «… необходимо различать, с одной стороны, весь круг явлений, на которые направлено внимание исследователя, т.е. объект, а с другой – то, относительно чего он обязуется получить новое знание – предмет его научной работы» Профессор В.В. Краевский

30 Объект Предмет Что? Как? объективенсубъективен «Предмет исследования – все то, что находится в границах объекта исследования в определенном аспекте рассмотрения». Профессор Ф.А. Кузин

31 «Экология и культура – приоритет безопасности моего края» Объектная область – экология, Объект исследования – состояние экологической среды, Предмет – факторы, порождающие снижение экологической безопасности. «Животные - психологи. Влияние общения с домашними животными на психоэмоциональное состояние человека» Объект исследования: виды анималотерапии и общение с животными. Предмет исследования: влияние общения с домашними животными на психоэмоциональное состояние человека.

32 Считается, что растения приносят пользу человеку. Но многие садоводы придерживаются другого мнения – сколько сил уходит на борьбу с сорняками, а ядовитые растения? А ожоги от растений? Задание: определите объект и предмет исследования данной проблемы. Варианты ответа: 1. Объект исследования - растительный мир средней полосы России, предмет исследования – особенности выращивания растений. 2. Объект исследования – растительный мир, предмет исследования – особенности выращивания растений. 3. Объект исследования - растительный мир средней полосы России, предмет исследования – полезные растения, растения-паразиты, ядовитые растения.

33 СЛЕДУЮЩИЕ ШАГИ... Определение цели, задач, гипотезы, методов ведения исследования. Кто, дело сделав, ждет совета, Тому не впрок ни то, ни это, А кто заранее все обсудит, Тот в дураках потом не будет Брант Себастьян,«Корабль дураков» Какой результат предполагается получить? Каким видится этот результат? Что необходимо сделать для его получения? Это и есть следующие шаги исследования.

34 Цель исследования это сформулированный в общем виде желаемый результат, который будет получен в ходе исследования: теоретический и практический; это конкретный, охарактеризованный качественно, а при возможности и корректно количественно, образ желаемого (ожидаемого) результата, которого реально можно достичь к четко определенному моменту времени. тема = предмет = цель Для того, кто не знает, куда плывет, никакой ветер не будет попутным. Сенека Луций Анней Направленность исследования должна отображаться в формулировке цели.

35 Основные признаки цели 1. Полнота содержания, т.е. определенность всех характеристик результата, существенных для его максимального соответствия потребности. 2. Временная определенность. 3. Реальность (соответствие возможностям). 4. Побудительность (соответствие мотивам субъекта деятельности). 5. Операциональность определения ожидаемого результата (контролируемость). С Поташник М.М., Моисеев А.М. Управление современной школой (В вопросах и ответах). – М.: Новая школа, – 352 с. определить (изучить) химический (механический) состав чего- либо, например, почвы; выяснить (изучить) соотношение каких-либо частей или объектов, например, растений разных семейств в фитоценозе; изучить динамику, какого-нибудь процесса и т. п.

36 Формулирование гипотезы В конце концов, приходится считаться С последствиями собственных затей. Гете Иоганн Вольфганг, «Фауст»

37 Гипотеза это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.

38 Требования к гипотезе она должна содержать предположение; она должна быть проверяема, подтверждаема при помощи методик; она должна быть логически непротиворечивой; она должная быть реально опровергаемая или доказуемая. Проверить гипотезу – это значит проверить те следствия, которые логически из нее вытекают. В результате проверки гипотезу подтверждают или опровергают. Гипотеза это предположение, выдвигаемое для объяснения какого-либо явления, которое не подтверждено и не опровергнуто, это предполагаемое решение проблемы в данной области исследования, решение противоречивой ситуации.

39 «Животные психологи. Влияние общения с животными на психоэмоциональное состояние человека» Гипотеза: предположение о том, что общение с животными благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека. После проведения экспериментальной части выяснилось, что общение с животными не у всех людей вызывает положительные эмоции. У некоторых людей оно вызывает раздражение, озабоченность, волнение, они регулируют свое эмоциональное состояние другими способами. В связи с этим гипотезу можно изменить: общение с животными вызывает как положительные, так и отрицательные эмоции

«Учение, лишённое всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к знаниям» К.Д. Ушинский «… хорошо готовить специалистов к научно- исследовательской работе могут лишь педагоги, которые сами постоянно занимаются научной работой» И. Тамм [2]. 2. Тамм И. О подготовке молодых ученых. // М.: Известия.

Практическое задание Часть 2