Психологические особенности младшего школьного возраста План 1. Социальная ситуация развития 2. Ведущая деятельность 3. Общение со сверстниками 4. Личностная.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ». (В.А.Сухомлинский) «МОТИВАЦИЯ – ЭТО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СТРЕМЛЕНИЕ…
Advertisements

Возрастные особенности детей 6-7 лет
Возрастные особенности детей школьного возраста. Младший школьный возраст.
Возрастные особенности детей 6-7 лет Подготовил воспитатель подготовительной к школе группы Маркова Н.В. Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
Возрастные психологические особенности младших школьников Бородавкина Татьяна Григорьевна, доцент кафедры ППОСО ИРООО.
Психологические особенности учащихся на разных этапах обучения Педагогический совет г.
Формирование учебной мотивации учащихся. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности.
«Формирование личности младшего школьника». Исполнители: Пугина А.
Родительское собрание в 1 классе. В возрасте лет ребенка ждут большие изменения в его жизни: - изменяется обучение, - появляются новые люди, - складываются.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
План: 1. Кризис 7 лет. 2.Учебная деятельность - как ведущая деятельность. 3.Развитие психических функций в младшем школьном возрасте. 4.Особенности личности.
. Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
Очень важно, что бы ребенок, был подготовлен к школе и не только интеллектуально, но и физически, и психологически!
Младший школьный возраст. Появление возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования Психологические.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Формирование устойчивой мотивации достижения успеха.
Способы формирования положительной мотивации в учебной деятельности.
ПОСТУПЛЕНИЕ В ПЕРВЫЙ КЛАСС ВАЖНЫЙ ЭТАП В ЖИЗНИ РЕБЕНКА.
Приемы активизации обучения через повышение мотивации учения и изменения мотивационных установок Агашкина Галия Кашфелгаяновна.
Транксрипт:

Психологические особенности младшего школьного возраста План 1. Социальная ситуация развития 2. Ведущая деятельность 3. Общение со сверстниками 4. Личностная сфера 5. Познавательная сфера 6. Предподростковый кризис 6/7 – 10 лет 2 часа

1. Социальная ситуация развития младших школьников Перестраиваются отношения с связи с поступлением школу: новые требования и права Перестраиваются отношения с связи с поступлением школу: новые требования и права Система «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок- учитель» и «ребенок-родитель» Система «ребенок - взрослый» дифференцируется: «ребенок- учитель» и «ребенок-родитель» Авторитет родителей отодвигается на второй план Авторитет родителей отодвигается на второй план Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью Игра постепенно вытесняется учебной деятельностью Изменяется режим дня – однообразный Из старших в д/с становятся младшими в школе

Социальная ситуация развития младших школьников В жизни ребенка появляется оценка. От нее зависит отношение к ребенку: В жизни ребенка появляется оценка. От нее зависит отношение к ребенку: учителей учителей родителей родителей одноклассников одноклассников

2. Ведущая деятельность младших школьников Учебная Цель: познание окружающего мира Содержание: усвоение определенной системы знаний Предмет: сам ребенок

Особенности учебной деятельности Не дана в готовом виде, а формируется постепенно в виде умений учиться Не дана в готовом виде, а формируется постепенно в виде умений учиться Направлена на удовлетворение познавательных потребностей Направлена на удовлетворение познавательных потребностей Самый регламентированный вид деятельности, обязательный и результативный Самый регламентированный вид деятельности, обязательный и результативный Коллективная деятельность Коллективная деятельность Изменяется с возрастом детей Изменяется с возрастом детей Ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса Ребенок получает удовольствие от результата, а не от процесса

Структура учебной деятельности Учебные действия Учебная ситуация (задача) - подлежащий усвоению способ действия Контроль Оценка Задача учителя – сформировать все компоненты

Значительно расширяется Обусловлено успеваемостью 3. Общение со сверстниками 1 класс: «Я и учитель» 1 класс: «Я и учитель» Каждый сам по себе Каждый сам по себе Активные ученики захватывают инициативу Активные ученики захватывают инициативу 3-4 класс: «Мы и учитель» Авторитет учителя падает Начинают складываться личные отношения и микрогруппы

Дружба младших школьников 7-8 лет - внешние причины: сидят за одной партой сидят за одной партой живут в одном доме живут в одном доме Легко возникает, но не прочна: эгоцентрична Легко возникает, но не прочна: эгоцентрична «С другом весело» «С другом весело» 9-11 лет – внутренние причины: привлекают качества личности: доброта внимательность самостоятельность уверенность в себе «Друг помогает» Выбор определяется

4. Личностная сфера младшего школьника Доверчивы Доверчивы Исполнительны Исполнительны Склонны к подражанию Склонны к подражанию Послушны Послушны Старательны Старательны Малоконфликтны Малоконфликтны Реактивны (готовность к действию) Реактивны (готовность к действию) Восприимчивы Восприимчивы Все эти качества способствуют началу обучения

получении высокой оценки высокой оценки сопереживании взаимопонимании превосходстве и признании игре коллективе общении познании нового

Учеба влияет на развитие мотивации Поощрения за успехи Поощрения за успехи Адекватная самооценка Адекватная самооценка Высокий уровень притязаний Высокий уровень притязаний Ценят: основные уроки, правила, дисциплину Ценят: основные уроки, правила, дисциплину Наказания за неудачи Наказания за неудачи Низкая самооценка Низкая самооценка Низкий уровень притязаний Низкий уровень притязаний Ценят: рисование, пение, каникулы, перемены Ценят: рисование, пение, каникулы, перемены Мотив достижения успехов Мотив избегания неудач Сильные ученики Слабые ученики Чувство долга

Самосознание осознание себя как субъекта познания - Я-образ ученика: осознание себя как субъекта познания - Я-образ ученика: самоуважение самоуважение чувство собственного достоинства чувство собственного достоинства чувство компетентности чувство компетентности Развитие рефлексии Внутренняя позиция школьника Изменяется самооценка и уровень притязаний

Эмоциональная сфера Появляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций Появляется сдержанность и контроль в проявлении эмоций Возникает эмоциональная децентрация Возникает эмоциональная децентрация Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость Эмоциональная впечатлительность, отзывчивость Развиваются чувства: ответственности, долга, товарищества, доверия Развиваются чувства: ответственности, долга, товарищества, доверия Успехи в учебе вызывают эмоции радости и интереса Успехи в учебе вызывают эмоции радости и интереса Чувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не то Чувство ответственности приводит к страху несоответствия нормам: сделать не то Школофобия – страх опоздать, отвечать, контрольных Школофобия – страх опоздать, отвечать, контрольных

5. Познавательная сфера младшего школьника

Моторика Крупные мышцы опережают развитие мелких: сильные размашистые движения выполняются лучше, чем мелкие, точные Крупные мышцы опережают развитие мелких: сильные размашистые движения выполняются лучше, чем мелкие, точные Проблема леворукости Проблема леворукости

Восприятие Появляется синтезирующее восприятие Появляется синтезирующее восприятие Малая дифференцированность – сохраняется ситуативность и слитность Малая дифференцированность – сохраняется ситуативность и слитность Непроизвольность – воспринимают не самое главное, а то, что ярко Непроизвольность – воспринимают не самое главное, а то, что ярко Затруднено восприятие объемных фигур Затруднено восприятие объемных фигур

Внимание Преобладает непроизвольное внимание – не замечают главного Сохраняется небольшой объем, малая устойчивость, слабая концентрация Затруднено распределение внимания и его переключение Внимание поддерживается мышлением

Память Увеличивается объем Увеличивается объем Улучшается прочность и быстрота Улучшается прочность и быстрота Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу Овладевает приемами запоминания Овладевает приемами запоминания Развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности

Мышление 1-2 класс - наглядно образное 1-2 класс - наглядно образное 3-4 – словесно- логическое 3-4 – словесно- логическое Развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, умозаключение Развиваются мыслительные процессы: анализ, синтез, сравнение, аналогия, умозаключение Формируются научные понятия Формируются научные понятия Возникает представление о сохранении количества (опыты Пиаже) Возникает представление о сохранении количества (опыты Пиаже) становится ведущей познавательной функцией познавательной функцией Стадия конкретных операций

Речь Изучение речи становится целенаправленной деятельностью Изучение речи становится целенаправленной деятельностью Развивается письменная речь: Развивается письменная речь: - более сложная - более сложная - требует продуманного построения фраз - требует продуманного построения фраз Обогащается словарь Обогащается словарь

конфликты с учителями стремление к нарочитой взрослости отрицательное отношение к учебе Внутреннее содержание Рефлексивный оборот на себя Рефлексивный оборот на себя Кризис самооценки Кризис самооценки Мотивационный вакуум: мотивация занять новую социальную позицию исчерпана, а познавательные мотивы не сформированы Мотивационный вакуум: мотивация занять новую социальную позицию исчерпана, а познавательные мотивы не сформированы Внешнее проявление: