Авторы: Фетисова Светлана Александровна Черных Антонина Юрьевна (английский язык) МБОУ СОШ 46 г.Воронеж ОСНОВЫ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ И ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ)
Цель: раскрыть потенциал учебно-исследовательской и проектной деятельности для формирования универсальных учебных действий младших школьников и возможности её реализации в учебной и внеклассной деятельности. Задачи: - изучить теоретические основы метода проектов; - рассмотреть особенности проектной деятельности младших школьников; - содействовать развитию творческой исследовательской активности детей; - выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного использования метода проектов для формирования и развития универсальных учебных действий у младших школьников; - формировать у учащихся представления об исследовательском обучении как ведущем способе учебной деятельности и стиле жизни;
Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо формирование универсальных учебных действий. Уровень их освоения в значительной мере способствует решению задачи повышения эффективности и качества образования, предопределяет успешность всего последующего обучения, поскольку польза его будет измеряться не тем, сколько ученик может «взять», а тем, сколько из «взятого» он сможет применить на практике.
Рабочая гипотеза проектная деятельность в начальной школе повышает эффективность формирования универсальных учебных действий младших школьников. Объектом работы является проектная деятельность младших школьников. Предмет методика организации учебных проектов младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы: изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования; изучение и обобщение педагогического опыта; педагогическое наблюдение; практическая значимость работы в том, что предлагаемые в ней материалы могут быть использованы учителями для повышения эффективности организации проектной деятельности младших школьников.
Проектировать-…значит создавать новую культурную норму, а через неё новую возможность существования. О. И. Генисаретский Согласно современным стандартам общего образования миссия российского образования направлена на развитие творческого потенциала личности, способности к саморазвитию и самосовершенствованию путём активного и сознательного присвоения нового социального опыта, формирование гражданской идентичности. Одним из продуктивных методов, позволяющих активизировать личностный потенциал учащегося, является метод проектов.
Основным отличием учебной проектно- исследовательской деятельности от научной является то, что в результате её учащиеся не производят новые знания, а приобретают навыки исследования как универсального способа освоения действительности, развиваются способности к исследовательскому типу мышления, активизируется личностная позиция учащегося. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения и воспитания ориентирована на формирование и развитие УУД младших школьников. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
обще исследовательские методы ( анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) эмпирические ( наблюдение, опыт, эксперимент, экскурсия) Формы и методы исследовательской деятельности в начальной школе:
ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ОТЛИЧАЕТ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. ПРОЕКТНОЕ МЫШЛЕНИЕ ЛАТЕРАЛЬНОЕ КРИТИЧЕСКОЕ КРЕАТИВНОЕ ПРОБЛЕМНОЕ
ПРЕИМУЩЕСТВА МЕТОДА ПРОЕКТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ. Демократизация преподавания. Обучение связано с жизнью. Проект-форма социализации.
АКТУАЛЬНОСТЬ МЕТОДА обусловлена следующими концептуальными положениями современного образования: смещение акцентов: от школы заучивания - к школе развития; понимание значимости гуманитарного знания – востребованного, практико-ориентированного, личностно значимого знания; признание ученика субъектом обучения, а значит, приоритетными его личность и интересы; построение отношений учителя и ученика на основе диалога - событийной формы познания; осмысление демократизации системы обучения как равенства и ответственности сторон за его результаты.
РАЗВИТИЕ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. УСЛОВИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАДПРЕДМЕТНЫЕОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ ЛИЧНОСТНО ЗНАЧИМАЯ ЦЕЛЬ И ПРОБЛЕМА ВЫЧЛЕНЯТЬ ПРОБЛЕМЫ,ОПРЕДЕЛЯТЬ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬ СРЕДСТВА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, СХЕМ РЕШЕНИЯ УЧЕБНЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ; ПЛАНИРОВАТЬ РАБОТУ НЕОБХОДИМОСТЬ ПОЛУЧЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРИМЕНЯТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ЗНАНИЯ СОБИРАТЬ И АНАЛИЗИРОВАТЬ НОВУЮ ИНФОРМАЦИЮ; УГЛУБЛЯТЬ ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЁННОЙ ОБЛАСТИ МОТИВАЦИЯ К ПОЗНАНИЮ ВНЕДРЯТЬ В ПРАКТИКУ НОВЫЕ МЕХАНИЗМЫ И АЛГОРИТМЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ИНТЕГРИРОВАТЬ ЗНАНИЯ ИЗ РАЗНЫХ ИСТОЧНИКОВ
УСЛОВИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НАДПРЕДМЕТНЫЕОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ; ВОЗГЛАВЛЯТЬ КОМАНДУ; ОРГАНИЗОВЫВАТЬ ОБСУЖДЕНИЯ И ВСТРЕЧИ ГРУППЫ; ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ И НЕСТИ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ПРОВОДИТЬ СРАВНЕНИЕ,АНАЛИЗ,ОБОБЩ ЕНИЕ,ПРОСТЕЙШУЮ КЛАССИФИКАЦИЮ,УСТАНАВ ЛИВАТЬ АНАЛОГИИ,ОТНОСИТЬ К ИЗВЕСТНЫМ ПОНЯТИЯМ АВТОНОМНОСТЬ И СВОБОДА ДЕЙСТВИЙ ПОЛУЧАТЬ УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ОТ РАБОТЫ; НЕСТИ ОТВЕСТВЕННОСТЬ ОСВАИВАТЬ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ КАТЕГОРИИ; КОНТРОЛИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОИ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОДУКТА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕЛАТЬ ОТЧЁТ О ПРОДЕЛАННОЙ РАБОТЕ ПРЕДСТАВЛЯТЬ РАБОТУ В РАЗНЫХ ФОРМАХ; АНАЛИЗИРОВАТЬ И ОЦЕНИВАТЬ СВОЮ И ЧУЖУЮ РАБОТУ РЕФЛЕКСИЯ ДАВАТЬ АДЕКВАТНУЮ САМООЦЕНКУ, ВЫЯВЛЯТЬ СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ ОСВАИВАТЬ ФОРМУ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ РЕФЛЕКСИИ
ОСОБЕННОСТИ МЕТОДА ПРОЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ; СОВМЕСТНОЕ,ГРУППОВОЕ ОБУЧЕНИЕ ОБЕСПЕЧИВАЕТ «ПРИРАЩЕНИЕ» СОЦИАЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ; ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ: ПОЛОЖИТЕЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ И ЛИЧНОСТНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ ПОДДЕРЖИВАЮТ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ,ПОМОГАЮТ ПРЕОДОЛЕТЬ ТРУДНОСТИ И ПРОБЛЕМЫ, УКРЕПЛЯЮТ ВОЛЮ; ПРОБЛЕМНОЕ ОБУЧЕНИЕ: САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ МОТИВИРУЕТ УЧАЩИХСЯ К ИХ РАЗРЕШЕНИЮ; СУБЪЕКТ-СУБЪЕКТНОЕ ОБУЧЕНИЕ; ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ: ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ РАБОТ УЧИТЫВАЮТСЯ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ В ОРГАНИЗАЦИИ МЕСТА, ВРЕМЕНИ,РЕЖИМА И Т.Д.
МЕТОД ПРОЕКТОВ: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ПРОЕКТ «ЖИВОТНЫЕ» 2 КЛАСС ПРЕДМЕТ: английский язык, изобразительное искусство, технология ЦЕЛЬ: формирование у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее). ЗАДАЧИ: -формирование умения и навыков устной речи; - формирование умения понимать на слух короткий текст; - формирование аналитического и критического мышления, исследовательской культуры учащихся; - формирование умения анализировать и оценивать свою и чужую работу.
ТИП ПРОЕКТА: творческий ВРЕМЯ: 1 неделя, 2 урока
ПРОДУКТ ПРОЕКТА
ВАРИАНТ
п\п Критерии оценки Баллы 1. Критерии оценки оформления проекта (5 баллов): Формат А4 Название Автор Наличие картинки (рисунка) Аккуратность 2. Критерии оценки содержания проекта (4 баллов): Соответствие теме проекта Наличие оригинальных находок Полнота Логичное изложение материала 3. Критерии оценки представления проекта ( 5 баллов): Фонетическая правильность речи Грамматическая правильности речи Лексическая правильность речи Степень владения материалом Эмоциональность в представлении Итого:12-14 баллов – баллов – баллов – 3 Итоговая отметка:
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ПРОЕКТА ПРОЯВЛЯЕТСЯ В РАЗВИТИИ УМЕНИЙ САМОВЫРАЖЕНИЯ, САМОПРОЯВЛЕНИЯ,САМОПРЕЗЕНТАЦИИ, РЕФЛЕКСИИ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Метод проектов четко ориентирован на реальный практический результат. Во время работы строятся новые отношения между учениками, а также между учителем и учащимися. Расширяется их образовательный кругозор, возрастает стойкий познавательный интерес. Работа над проектом помогает учащимся проявить себя с самой неожиданной стороны. У них есть возможность показать свои организаторские способности, скрытые таланты, а также умение самостоятельно добывать знания, что является очень существенным для организации процесса обучения в современной школе.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Проектные задачи в начальной школе. Стандарты второго поколения. Москва: Просвещение с. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.Москва: Просвещение Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. М.: МИПКРО, Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, 8-9, с Полякова Т.Н.Метод проектов в школе: теория и практика применения,:Учебно-методическое пособие.- М: ООО «ТИД «Русское слово»-РС» Ратина Н.Ф. Проектная деятельность во внеклассной работе // Иностранные языки в школе, 4, Н.Ю. Шеленкова. Организация исследовательской работы учащихся в школьном научном обществе. Ж-л. Завуч. Управление современной школой. 5, 2005 г. Шелавина И.Н. Проектная деятельность на уроках английского // языка // Иностранные языки в школе, 7, В.Ф. Феоктистова Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации. Волгоград, Интернет-ресурсы.