Проблемы саморегулирования. Петровская Елена Владимировна к.э.н.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Заместитель начальника Управления энергетического и строительного надзора Государственный советник Российской Федерации 3 класса, кандидат экономических.
Advertisements

Заседанию Совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности года Июнь 2012 Роль национальных объединений в системе.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Осуществление государственного.
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Ведение государственного.
ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ СРО ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И РЕГИСТРАЦИИ СРО (саморегулируемых организаций)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ, ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМУ И АТОМНОМУ НАДЗОРУ Управление энергетического и строительного надзора 1 Порядок регистрации саморегулируемых.
это некоммерческая организация включенная в государственный реестр СРО оценщиков и объединяющая на условиях членства оценщиков и оценочные организации,
Федеральный закон 293-ФЗ «Об актуарной деятельности в РФ» Март 2013.
КОНТРОЛЬ И НАДЗОР В СФЕРЕ СРО (по итогам 2014 года)
«Саморегулирование в области пожарной безопасности в Российской Федерации» Начальник Управления МЧС России ЛУКАШЕВИЧ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ.
11 ноября 2009 г. Докладчик: Кононов Петр Владимирович – начальник отдела ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»
Методологические вопросы создания Национальной системы квалификаций Российской Федерации Июнь 2012 «Зоны ответственности» профессиональных сообществ(СРО)
Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» Статья 2. Понятие саморегулирования 1. Под саморегулированием понимается.
Новое в гражданском законодательстве, в части корпоративных отношений для саморегулируемых организаций II Международная конференция «Практическое саморегулирование»
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРОВАНИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА, ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ И АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИЮНЬ 2014 Г.
WEB-Семинар «Об ИНФОРМАЦИОННОЙ ОТКРЫТОСТИ».. Национальное объединение проектировщиков в соответствии с уставом НОП проводит мониторинг сайтов.
Устав изготовителей скобяных изделий, 1612 г. Париж «Впредь никто работающий в указанном ремесле… не может изготовлять большие и малые топоры, как для.
О развитии саморегулирования в области охраны труда Савинов Владимир Вениаминович, Исполнительный директор саморегулируемой организации НП «Национальное.
Методология создания, регистрации, выполнения требований к саморегулируемым организациям, необходимых для внесения в государственный реестр регулирующим.
1 СИСТЕМА органов контроля 2 ВНЕШНИЙ ВНУТРЕННИЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗАКАЗЧИКОМ ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН В СФЕРЕ ЗАКУПОК ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ.
Транксрипт:

Проблемы саморегулирования. Петровская Елена Владимировна к.э.н.

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО Инженерные изыскания; Архитектурно-строительное проектирование; Строительство, реконструкция, капитальный ремонт ОКС; Аудиторская деятельность Оценочная деятельность Антикризисное управление

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В юридический оборот введена категория «профессиональная деятельность». В соответствии со ст. 1 ФЗ «О саморегулируемых организациях» регулируются отношения, возникающие в том числе в связи с деятельностью СРО, объединяющих субъектов предпринимательской или профессиональной деятельности. При этом под субъектами предпринимательской деятельности понимаются индивидуальные предприниматели и юридические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие определяемую в соответствии с ГК РФ предпринимательскую деятельность, а под субъектами профессиональной деятельности - физические лица, осуществляющие профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами (п. 3 ст. 2 Закона о СРО). Из приведенных норм следует только один вывод: субъект предпринимательской деятельности - это индивидуальный предприниматель и юридическое лицо, а субъект профессиональной деятельности - физическое лицо.

ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ ЧЛЕНСТВО В СРО Принципы деятельности субъектов, отраслей с обязательным членством в СРО: Независимость; наличие профессиональных стандартов деятельности и кодекс этики; имущественная ответственность; дополнительная защита потребителей (третьих лиц); обязательное страхование ответственности; формирование компенсационного фонда СРОО; дисциплинарная ответственность; законодательно установленные требования к образованию и квалификации, стажу работы, отсутствие дисквалификаци.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Статья 4 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» - субъекты оценочной деятельности: субъектами оценочной деятельности признаются физические лица, являющиеся членами одной из СРОО и застраховавшие свою ответственность в соответствии с закона. оценщик может осуществлять оценочную деятельность: самостоятельно, занимаясь частной практикой; на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 закона об оценке.

Минимальные требования к СРО Наличие стандартов и правил Наличие договора страхования ответственности не менее на члена СРО 300 физических лиц Наличие сформированного комфонда не менее рублей на 1 члена Наличие специализированных органов

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений является Российская федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица Статья 55.3 Виды саморегулируемых организаций СРО, основанные на членстве лиц, выполняющих инженерные изыскания СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации СРО, основанные на членстве лиц, осуществляющих строительство

Минимальные требования к СРО Наличие стандартов и правил Обеспечение имущественной ответственности инженерные изыскания или проектная документация 50 членов, наличие сформированного комфонда в размере рублей на 1 члена, в случае наличия страхования ответственности не менее рублей. строительство 100 членов, наличие сформированного комфонда в размере рублей на 1 члена, в случае наличия страхования ответственности не менее рублей. Наличие специализированных органов

ОРГАНИЗАЦИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аудиторская организация-коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Коммерческая организация вправе осуществлять аудиторсую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр СРО Аудитор-физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов. Аудитор, являющийся работником аудиторской организации на основании трудового договора между ним и аудиторской организацией, вправе участвовать в осуществлении аудиторской организацией аудиторской деятельности Индивидуальный аудитор вправе осуществлять аудиторскую деятельность

Минимальные требования к СРО Объединение в составе членов не менее 700 физических лиц или не менее 500 коммерческих организаций Создание компенсационного фонда не менее рублей Страхование ответственности не менее рублей Наличие стандартов и правил Наличие специализированных органов

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРБИТРАЖНЫХ УПРАВЛЯЮЩИХ Юридические лица, которые могут быть признаны банкротами (должник) Граждане, в том числе индивидуальные предприниматели (должники) Кредиторы-лица имеющие по отношению к должнику права требования Конкурсный управляющий –арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства или Агентство по страхованию вкладов Арбитражный управляющий, гражданин РФ член СРО

Минимальные требования к СРО 100 членов- физических лиц Наличие стандартов и правил Формирование комфонда не рублей на каждого члена Наличие специализированных органов Наличие действующего полиса страхования ответственности членов СРО не менее рублей Дополнительное страхование ответственности не менее Три процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника над рублей до рублей рублей и 2 процента размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника от до рублей рублей и 1 процент размера суммы превышения балансовой стоимости активов должника свыше руб.

Наличие стандартов деятельности Ст.21 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) в РФ» 127- ФЗ Ст.17 Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ Ст.22 Федеральный закон «Об оценочной деятельности в РФ» 135-ФЗ Ст.7 Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» 315-ФЗ (содержание саморегулирования- разработка стандартов и правил) п.2 ч.3.ст.3 Ст.55.2 Градостроительный кодекс РФ 190-ФЗ

Защита потребителей (третьих лиц) Ответственность членов СРО и СРО (исключение Арбитражные управляющие) Компенсационные фонды СРОИмущественная ответственность членов СРО Страховой полис В части защиты интересов потребителя, через институт имущественной ответственности членов СРО существует серьезная и пока не имеющая корректного разрешения правовая проблема. Выплаты из компенсационного фонда не производятся и страховка не работает Потребитель

Коллизии имущественной ответственности оценщика « Закон об оценочной деятельности вопреки нормам ст. 309, п. 1 ст. 393, ст. ст. 402, 1068 ГК РФ устанавливает ответственность непосредственно оценщика, а не его работодателя, заключившего с заказчиком договор на проведение оценки. Эти положения, безусловно, не соответствуют правовой природе гражданско-правовых обязательств и ответственности за их нарушение, ограничивают гражданские права оценщиков, возлагая на них ответственность в ситуации, когда такую ответственность должен нести их работодатель. В силу п. 2 ст. 3 ГК РФ соответствующие положения Закона об оценочной деятельности юридической силы не имеют. Следует добавить, что они противоречат и Трудовому кодексу РФ, предусматривающему ответственность работника только перед работодателем. Если так, то получается, что страхование ответственности оценщика, имеющего трудовой договор с юридическим лицом, не имеет смысла, поскольку гражданская ответственность оценщика перед заказчиком наступить не может, а следовательно, никогда не наступит и страховой случай. В этой части договоры страхования ответственности оценщика изначально ничтожны, поскольку вопреки императивной норме ч. 1 ст. 9 Закона РФ от N "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не обладают признаком вероятности».Законст. 309п. 1 ст. 393ст п. 2 ст. 3Законакодексуч. 1 ст. 9

Механизм имущественной ответственности и страхования гражданской ответственности оценщика не работает При существующей законодательно закрепленной конструкции осуществления оценочной деятельности получение заказчиком компенсации причиненного ущерба через компенсационный фонд СРО оценщиков затрудняется по причине невозможности обращения требований к самому оценщику, который: во-первых, не является стороной по договору; во-вторых, дело с его участием не подлежит рассмотрению в арбитражном суде. За шестилетнюю историю саморегулирования оценочной деятельности факты выплат из компенсационного фонда СРО оценщиков не зарегистрированы. Соответственно выплат страховыми компаниями по договорам страхования ответственности оценщика так же не производилось.

Дисциплинарная ответственность (оценочная деятельность) Согласно ст ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» обязанностями СРОО являются: контроль за соблюдением своими членами федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов оценки, стандартов и правил оценочной деятельности, а также правил деловой и профессиональной этики; применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» в СРОО сформированы следующие специализированные органы: Орган по осуществлению контроля деятельности оценщиков Орган по применению мер дисциплинарной ответственности к членам Экспертный Совет

Дисциплинарная ответственность (оценочная деятельность) Представление заключений специализированных органов контроля СРО: На основании жалобы потребителя и в порядке ст и 24.2 ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» специализированные органы контроля СРОО осуществляют комплексную проверку отчета об оценке объекта оценки: по результатам проверки составляется акт с указанием всех выявленных нарушений; по результатам проверки выносится дисциплинарное взыскание (предупреждение, штраф, исключение); вся информация о результатах проверки является публичной; Существует механизм дисквалификации В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» Федеральная служба государственного реестра и картографии осуществляет надзор за деятельностью СРОО путем проведения плановых и внеплановых проверок. Согласно официальной информации опубликованной на сайте Росреестра в процессе проверок выявлены следующие нарушения :

Нарушения выявленные (ФРС) в ходе плановых выездных проверок СРО Нарушение сроков установленных законом : 1.принятия решения о включении в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков (1 СРО); 2.направления копии решения члену о прекращении членства (3 СРО); 3.предоставления выписок из реестра членов (2 СРО) 4.включения в реестр (2 СРО) 5.направления решения о применении дисциплинарного взыскания к члену (4 СРО) Не исполнение функций 1.неразмещение на официальном сайте СРО необходимой информации (1 СРО); 2.прием в члены в отсутствии справки об отсутствии неснятой или непогашенной судимости (1 СРО) 3.Не соблюдение требований по проведению плановых проверок членов (2 СРО) 4.Не приглашения заявителя на заседание дисциплинарного комитета (1 СРО); 5.в части рассмотрения дисциплинарным комитетом жалоб на действия оценщиков (2 СРО); 6.Не осуществления контроля за обязательным страхованием ответственности оценщиков (4 СРО);

Дисциплинарная ответственность Анализ показывает, что половина нарушений связана с нарушением сроков, что свидетельствует о том, что в целом СРО справляются с возложенными на них государством функциями. Сегодня потребитель оценочных услуг может быть уверен, что оценщик предоставивший выписку из реестра СРО: Застраховал свою ответственность Регулярно представляет в СРОО отчет о своей деятельности В случае нарушения им стандартов и правил оценочной деятельности к нему будет применено дисциплинарное взыскание Постоянно повышает квалификацию Благодаря контролю со стороны СРОО, значительно повысилось качество оценочных услуг. Результаты проверок ФРС свидетельствуют о том что СРО в целом выполняют свои функции достаточно успешно. Однако правовые коллизии норм законодательства регламентирующие организацию оценочной деятельности, отсутствие возможностей осуществления частной практики, не рабочий механизм имущественной ответственности не позволяют системе саморегулирования реализовать возможности в полной мере.

Дисциплинарная ответственность в строительной деятельности Согласно ст. 55.1, ФЗ «Градостроительный кодекс» обязанностями СРОО являются: контроль за соблюдением своими членами требований документов разработанных СРО ; применение мер дисциплинарного воздействия в отношении своих членов. Государственный надзор за деятельностью СРО осуществляет Ростехнадзорю Положение о порядке осуществления надзора было утвержденов октябре 2013г Результаты проверок 1 квартала 2014 года опубликованы на сайте Ростехнадзора

Дисциплинарная ответственность в строительной деятельности По состоянию на 1 апреля в реестре состоит 503 саморегулируемые организации В первом квартале 2014 г было проверено 26 СРО было выявлено более 200 нарушений Формирование и размещение компенсационного фонда Нарушение условий о выдаче свидетельств о допуске к работам Выдача свидетельств до оплаты взноса в компенсационный фонд Нарушение сроков приема в члены Не проводятся плановые проверки либо проводятся с нарушением графиков Не проводится проверка исполнения выданных предписаний Проверка исполнения технических регламентов проводится без выезда на объект Нарушения по раскрытию информации на сайте СРО

Дисциплинарная ответственность в аудиторской деятельности Минфин опубликовал на сайте документы «Примерная программа проверки соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность в части ведения реестра аудиторов и аудиторских организаций саморегулируемой организацией аудиторов» «Примерная программа проверки соблюдения саморегулируемой организацией аудиторов требований законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, которые регулируют аудиторскую деятельность, в части осуществления внешнего контроля качества работы аудиторских организаций индивидуальных аудиторов. План проверок СРО

Причины проблем в саморегулировании Недобросовестные СРО 1.Оценочная деятельность Отсутствие имущественной ответственности СРО и оценщика Отсутствие единообразных требований к СРО по исполнению функции надзора и контроля за деятельностью членов 2.Строительная отрасль Легкий вход получения статуса СРО, возможность бесконтрольно переводить деньги комфондов уже существующих СРО и создавать новые (подтверждено судебной практикой) Фактически отсутствие контроля со стороны надзорного органа в период гг Отсутствие закрепленной законодательно обязанности надзорного органа обращаться в суд с иском об исключении СРО из реестра Отсутствие имущественной ответственности СРО и членов СРО

Причины проблем в саморегулировании Статус национального объединения В аудиторской деятельности отсутствует. В оценочной деятельности отсутствует государственный надзор за НСОД и законодательно закрепленные принципы корпоративного управления, информационной открытости. В строительной отрасли закреплен надзор за нацобъединением но отсутствуют законодательно закрепленные принципы корпоративного управления, информационной открытости. До настоящего времени отсутствует информация о проверках нацобъединений. В области деятельности арбитражных управляющих отсутствуют законодательно закрепленные принципы корпоративного управления, информационной открытости.

Проблемы корпоративного контроля в оценочной отрасли Существует еще одна проблема, СРО, в целях обеспечения корпоративного контроля за процессом принятия решений Советом НСОД, искусственно сохраняют численность оценщиков и минимизируют вынесение дисциплинарных взысканий об исключении из членов СРОО. Ст ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» предусматривает образование в Национальном совете по оценочной деятельности (далее – НСОД) коллегиального органа управления – Совета НСОД, в состав которого в обязательном порядке включается по одному представителю от каждой являющейся членом НСОД СРОО. При формировании НСОД п Устава НСОД был по сути нарушен основной принцип принятия решений некоммерческими организациями, согласно которому один член обладает одним голосом.

Проблемы корпоративного контроля в оценочной отрасли К НСОД – как к некоммерческой организации, не применим принцип количества голосов участника - СРОО в зависимости от количества членов в такой СРОО. Необходимо исходить из базового принципа функционирования всех некоммерческих организаций – один член – один голос. Однако сегодня в Уставе НСОД закреплен принцип, что чем больше численность членов СРОО, тем больше голосующих представителей такая СРОО имеет в Совете НСОД.

Возможность использовать НСОД в личных целях НСОД по сути является юридическим лицом публичного права, созданного государством для выполнения публичных функций. Происходит передача публичных функций и властных полномочий, структуре, положения Устава, которой позволяют получить право корпоративного контроля в интересах СРОО с большей численностью членов и соответственно неизбежно возникнет ситуация, что эти полномочия будут использоваться в интересах узкой группы лиц. Что и показала практика работы НСОД.

Проблемы корпоративного контроля в оценочной отрасли установить в ст ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» порядок формирования Совета НСОД исходя из принципа: один член (СРО) – один голос. Указанная норма будет способствовать устранению корпоративных споров в НСОД и снижению уровня тенденции по искусственному завышению количества членов. ПРЕДЛАГАЕТСЯ:

Положительный опыт организации профессиональной деятельности Анализ смежного законодательства показывает, что в тех областях, где прописаны права и обязанности участников отношений, где четко прописана процедура отстранения от возможности осуществлять деятельность в качестве арбитражного управляющего, в случае наложения СРО дисциплинарных взысканий или исключения из СРО– результаты были положительными. Примерами могут служить деятельность арбитражных управляющих. В указанной области проблемы не рабочего механизма имущественной ответственности отсутствуют, равно как и проблемы демпинга, выплат по договорам страхования ответственности и т.д. При этом арбитражный управляющий являются полностью самостоятельной фигурой обладающими широкими правами в области своей деятельности и четко обозначенными обязанностями.

Решение проблемы. Оценочная деятельность осуществляется субъектами профессиональной деятельности. В части развития положений Статьи 3. ФЗ 135 внести изменения в законодательство для обеспечения возможности осуществлять оценочную деятельность занимаясь частной практикой. В части развития статьи 4;22.1;22.3;24.3;24.4;24.6;24.7;24.8;24.14 декларирующих имущественную ответственность СРО оценщиков, а так же механизм страхования ответственности оценщиков внести нормы в действующее законодательство регламентирующие возможности осуществлять оценщиками оценочную деятельность через некоммерческие организации: Коллегии оценщиков и оценочные бюро. Особенностью таких юридических лиц является некоммерческий характер деятельности, а так же заключение договоров на оказание оценочных услуг непосредственно исполнителем- оценщиком.

ПЕТРОВСКАЯ ЕЛЕНА ВЛАДИМИРОВНА Генеральный директор НП «АРМО» В сфере оценки – 15 лет. Член Экспертно- консультативного совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития РФ, председатель Комитета по защите прав и законных интересов СРОО Национального совета по оценочной деятельности, член Международного совета по оценочной деятельности Фонда оценки США, Зав. Лабораторией «Проблем управления стоимостью» Московского Физико-технического института (Государственного университета).

НЕКОММЕРЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО «САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИИ РОССИЙСКИХ МАГИСТРОВ ОЦЕНКИ» основано в 2004 году 0002 в Едином государственном реестре саморегулируемых организаций оценщиков от 4 июля 2007 года более 2000 членов из 75 регионов России 300 аккредитованных оценочных компаний совместные образовательные программы с ведущими ВУЗами России учредитель Национального Совета по оценочной деятельности член Международного Совета Оценки Фонда Оценки США (Appraisal Foundation) член Ассоциации распространителей финансово-экономической информации КОНТАКТЫ: Почтовый адрес: , г. Москва, а/я 10 Адрес местонахождения: г. Москва, ул. Ленинская слобода, д. 19, Бизнес Центр "Омега Плаза" Тел.: (495) (499)

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ