Практическая подготовка студентов Черепановского педагогического техникума: первый опыт реализации ФГОС и первые проблемы. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Профессиональный стандарт педагога (воспитатель, учитель) Утвержден Приказом Минтруда России от N 544н "Об утверждении профессионального стандарта.
Advertisements

И.В. Муштавинская, проректор по методической работе СПб АППО Профессиональный стандарт педагога.
«Оценка профессиональных компетентностей будущих учителей» Выполнил: Осетров Владимир.
Основная образовательная программа основного Основная образовательная программа основного общего образования общеобразовательного учреждения.
Введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской.
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании): учитель, воспитатель».
Эффективные модели повышения квалификации педагогов в условиях введения профессионального стандарта Сенкевич Татьяна Анатольевна, директор ИМЦ Красносельского.
Особенности введения Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Проблемы соотвествия содержания профессионального стандарта «Педагог» и ФГОС ВО по педагогическим специальностям.
Стандарты второго поколения Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения Основная школа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
Критерии оценивания сформированности пакета локальных актов, регламентирующих введение в образовательном учреждении ФГОС начального общего.
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» (от г. 273-ФЗ); «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным.
Актуальные вопросы проектирования образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО. Шляхина О.Н., ст. воспитатель МБДОУ 177.
Основная образовательная программа основного общего образования Л.И. Воронцова, зав. отделом сопровождения профессионального образования ОГБОУ ДПО «Костромской.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Нормативно правовая основа использования ИКТ в начальном общем образовании: федеральный уровень О.В. СУМАРОКОВА, Проректор АОУ ВО ДПО «ВИРО»,
Транксрипт:

Практическая подготовка студентов Черепановского педагогического техникума: первый опыт реализации ФГОС и первые проблемы. МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР Участники семинара: заместители директоров базовых школ, методисты по начальному образованию, руководители МО начальных классов, преподаватели ЧПТ - руководители всех видов практики

Цель: повышение качества практической подготовки выпускников техникума Задачи: 1. Информирование представителей базовых образовательных организаций о содержании практической подготовки и требованиях к её организации и осуществлению. 2. Обмен опытом организации образовательного процесса в начальной школе. 3. Обсуждение проблем, возникающих в процессе практического обучения студентов ЧПТ по всем видам профессиональной деятельности, поиск путей их решения.

План работы содержание исполнитель время 1. МРЦ – структурное подразделение ОМС Кучевская Т.Г.5 мин 2. Практическое обучение – условие формирования общих и профессиональных компетенций учителя начальных классов. Программа учебной и производственной практики. Юртаева Н.В.20 минут 3. Документирование, методическое сопровождение и система оценивания практических результатов обучения. Кучевская Т.Г.15 минут 4 Перерыв 10 минут 5. Первый опыт: проблемы и достижения. Поиск путей решения проблем Юртаева Н.В. учителя руководители практик 30 минут 6. Рефлексия. Участники семинара 10 мин

1. МЕТОДИЧЕСКИЙ РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР ЧПТ

В рамках проекта модернизации педагогического образования и методической службы Новосибирской области (приказ Минобрнауки НСО 2007 от ) Черепановский педагогический техникум включен в единое методическое пространство Новосибирской области. Для решения отдельных задач областной методической службы в техникуме создано структурное подразделение Методический Ресурсный Центр ГАОУ СПО НСО ЧПТ

Структура областной методической службы Министерство образования, науки и инновационной политики НСО НИПКиПРО Кафедра начального образования Центр научно-методического сопровождения деятельности муниципальных методических служб ММС МРЦ Отдел аттестации Сузунский район Маслянинский район Черепановский район Искитимский район

Цель деятельности ОМС - ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОО НОО ООО СОО за счёт роста уровня профессионализма педагогических работников общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций.

– ЭТО ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЗАКАЗ НА КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ФГОС ФГОС

ФГОС ОО - это совокупность требований: Требования к результатам освоения ООП личностные метапредметные предметные к структуре ООП Целевой раздел Содержательный раздел Организационный раздел к условиям реализации ООП кадровые финансовые материально- технические иные

НОВЫЕ СТАНДАРТЫ © ООО « Баласс », Стихийное бедствие? Мечта? СУРОВАЯ РОССИЙСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ Хотели «как лучше», получилось «как всегда»

ФГОС не работает!

Кто несёт ответственность за реализацию требований ФГОС?

Кто виноват? Нельзя научить тому, чего не умеешь сам!

Что делать?

ИЗМЕНИТЬ СОЗНАНИЕ РАБОТАЮЩИХ УЧИТЕЛЕЙ, ПЕРЕОРИЕНТИРОВАТЬ ИХ НА ДОСТИЖЕНИЕ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в соответствии с требованиями ФГОС НОО. ПОДГОТОВИТЬ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ к реализации ФГОС НОО ММС МРЦ

2. Практическое обучение – условие формирования общих и профессиональных компетенций учителя, готового реализовать ФГОС НОО

Требования к выпускнику ФГОС по специальности Преподавание в начальных классах Виды профессиональной деятельности Общие компетенции Преподавание по программам начального общего образования Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников Классное руководство Методическое обеспечение образовательного процесса ОК1ОК2ОК3ОК4ОК5ОК6ОК7ОК8ОК9ОК10ОК11ОК12 ПК1.1ПК1.3ПК1.2 ПК1.5ПК1.4ПК3.3 ПК3.2ПК3.1 ПК2.5ПК2.4 ПК2.3ПК2.2ПК2.1 ПК3.8ПК3.7 ПК3.6ПК3.5 ПК3.4ПК4.5ПК4.4 ПК4.3ПК4.2ПК4.1

Виды и содержание деятельности учителя начальных классов

ВД «Преподавание по программам начального общего образования» ПК 1.1 Определять цели и задачи, планировать уроки. ПК 1.2 Проводить уроки. ПК 1.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения. ПК 1.4 Анализировать уроки. ПК 1.5 Вести документацию, обеспечивающую обучение по программам начального общего образования.

ВД «Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников» ПК 2.1 Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия. ПК 2.2 Проводить внеурочные занятия. ПК 2.3 Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся. ПК 2.4 Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий. ПК 2.5 Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения младших школьников.

ВД «Классное руководство» ПК 3.1 Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты. ПК 3.2 Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу. ПК 3.3 Проводить внеклассные мероприятия. ПК 3.4 Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий. ПК 3.5 Определять цели и задачи, планировать работу с родителями. ПК 3.6 Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания. ПК 3.7 Анализировать результаты работы с родителями. ПК 3.8 Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

ВД «Методическое обеспечение образовательного процесса» ПК 4.1 Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе образовательного стандарта и примерных программ с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся. ПК 4.2 Создавать в кабинете предметно-развивающую среду. ПК 4.3 Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области начального общего образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4 Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. ПК 4.5 Участвовать в исследовательской и проектной деятельности.

Общие компетенции ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей. ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих. ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Программа учебной и производственной практики

Структура практики 1.УП.01 Полевая практика 2. УП.02 Практика «Стажировка вожатых» 3. ПП.01 Практика «Введение в специальность» 4. ПП.02 Практика «Первые дни ребёнка в школе» 5.ПП.03 Практика «Пробные уроки» 6. ПП.04 Практика «Внеурочная деятельность и общение» 1.ПП.05 Летняя практика в ДОЛ 2. ПП.06 Практика «Классное руководство» 3. ПП.07 Методическая практика 4. ПДП Преддипломная практика

Проблемы организации и осуществления практики Первые дни ребёнка в школе: не получается наблюдение взаимодействия учителя с другими специалистами, работающими с классом Классное руководство: -не работает система оценивания личностных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО; -затруднено осознание различий между воспитательными мероприятиями и внеурочными занятиями -ограничена возможность взаимодействия студентов с родителями;

Проблемы организации и осуществления практики Внеурочная деятельность и общение: - не работает система оценивания метапредметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС НОО; - затруднено осознание различий между воспитательными мероприятиями и внеурочными занятиями; - одна школа не реализует всех направлений внеурочной деятельности одинаково полноценно, что не соответствует требованиям ФГОС НОО; - затруднена организация внеурочного занятия: не разведены полномочия руководителей практики (учителя и преподавателя), не совпадает день практики и дни проведения внеурочных занятий …

Проблемы организации и осуществления практики Пробные уроки: -система оценивания предметных результатов часто не содержит приёмов современных оценочных технологий; -уровень профессиональной мотивации части студентов, их базовая предметная подготовка оставляют желать лучшего; -материально-технические условия в школах не соответствуют требованиям ФГОС НОО …

Проблемы организации и осуществления практики Методическая практика: -методическое обеспечение образовательного процесса не сформировано в полной мере в соответствии с требованиями ФГОС НОО -возникают затруднения в процессе разработки рабочих программ -наиболее распространённые УМК не реализуют системно-деятельностный подход, что затрудняет использование технологий деятельностного типа; -документирование образовательного процесса не определено однозначно во всех школах …

3. Документирование, методическое сопровождение и система оценивания практических результатов обучения.

Нормативно-правовая основа практической (профессиональной) деятельности студента Договор о сотрудничестве ЧПТ с базовыми ОУ ФЗ 273 Закон об образовании в Российской Федерации ФГОС НОО ЕКС: должностные инструкции учителя Профессиональный стандарт учителя (с ) Локальные акты ОУ, в том числе: -Рабочие программы отдельных учебных предметов, курсов НШ+КТП -Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования -Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни -Программа коррекционной работы -…

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт учителя Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Трудовые функции А -общепедагогическая обучение воспитание развитие В - педагогическая деятельность по реализации образовательных программ дошкольное образование начальное образование основное образование среднее образование

Трудовые действия: 1 Разработка и реализация программ учебных дисциплин в рамках основной общеобразовательной программы 2 Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования 3 Участие в разработке и реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды 4 Систематический анализ эффективности учебных занятий и подходов к обучению 5 Организация, осуществление контроля и оценки учебных достижений, текущих и итоговых результатов освоения основной образовательной программы обучающимися 6 Формирование навыков, связанных с информационно-коммуникационными технологиями (далее – ИКТ) 7 Формирование мотивации к обучению 8 Объективная оценка знаний обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей

Необходимые умения: 1 Владеть формами и методами обучения, в том числе выходящими за рамки учебных занятий: проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика… 2 Объективно оценивать знания обучающихся на основе тестирования и других методов контроля в соответствии с реальными учебными возможностями детей 3 Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде 4 Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья 5 Владеть ИКТ-компетентностями: общепользовательская ИКТ-компетентность; общепедагогическая ИКТ-компетентность; предметно-педагогическая ИКТ- компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность соответствующей области человеческой деятельности) 6 Организовывать различные виды внеурочной деятельности: игровую, учебно- исследовательскую, художественно-продуктивную, культурно-досуговую с учетом возможностей образовательной организации, места жительства и историко- культурного своеобразия региона

Необходимые знания: 1 Преподаваемый предмет в пределах требований федеральных государственных образовательных стандартов и основной общеобразовательной программы, его истории и места в мировой культуре и науке 2 История, теория, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества 3 Основные закономерности возрастного развития, стадии и кризисы развития, социализация личности, индикаторы индивидуальных особенностей траекторий жизни, их возможные девиации, а также основы их психодиагностики 4 Основы психодидактики, поликультурного образования, закономерностей поведения в социальных сетях 5 Пути достижения образовательных результатов и способы оценки результатов обучения 6 Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий 7 Рабочая программа и методика обучения по данному предмету 8 Приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации, нормативных документов по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи, федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, законодательства о правах ребенка, трудового законодательства Нормативные документы по вопросам обучения и воспитания детей и молодежи Конвенция о правах ребенка Трудовое законодательство

Профессиональный стандарт Профессиональный стандарт преподавателя Приказ Минтруда России от N 544 н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»

Обобщённые трудовые функции Преподавание по программам СПО для лиц, получающих соответствующую квалификацию Организация и проведение учебно-производственного процесса при реализации образовательных программ различного уровня и направленности Организационно-педагогическое сопровождение группы (курса) обучающихся по программам СПО Научно-методическое и учебно-методическое обеспечение реализации программ СПО и профессионального обучения Организационно-методическое обеспечение образовательного процесса в организации, осуществляющей образовательную деятельность по программам СПО

Организация и проведение учебно-производственного процесса Разработка совместно с преподавателем программно- методического обеспечения учебно-производственного процесса Организация деятельности обучающихся на учебной и производственной практике Педагогический контроль и оценка процесса и результатов учебно-производственной деятельности Ведение документации, обеспечивающей учебно- производственный процесс Проведение практикоориентированных профориентационных мероприятий со школьниками, педагогическая поддержка профессионального самоопределения обучающихся.

Документирование процесса практического обучения

Дневник анализов образовательных мероприятий (руководитель – учитель) Дата, форма и тема образовательного мероприятия Содержание мероприятия (план) Анализ (оценочное резюме) отметка * Уроки 1. Урок русского языка тема: «Безударные гласные» … _______________________ * Внеурочное занятие * Воспитательное мероприятие * Работа с родителями * Методическая работа … 1. Оргмомент 2.… n. Итоги урока _________________ ………….. ………………. 4(хорошо) Подпись ____________________

Дневник наблюдений образовательных мероприятий (студент) Дата, предмет, тема, планируемые результаты урока Содержание урока (план с указанием времени и формы выполнения задания) Анализ (оценочное резюме) отметка Урок русского языка тема: «Безударные гласные» Л - … М - … П - … _________________ * Внеурочное занятие * Воспитательное мероприятие * Работа с родителями * Методическая работа … 1. Оргмомент 2 мин. 2. Словарный диктант 3. Объяснение НМ… 4. Упражнение … (устно) 3 мин … n. Итоги урока _________________ ………….. ………………. ____________________

Дневник преддипломной практики (ежедневник) Дата, предмет, тема, планируемые результаты урока Содержание урока (план с указанием времени и формы выполнения задания) Анализ (оценочное резюме) отметка Урок русского языка тема: «Безударные гласные» Л - … М - … П - … … ____________________ * Внеурочное занятие * Воспитательное мероприятие * Работа с родителями * Методическая работа 1. Оргмомент 2 мин. 2. Словарный диктант … 3. Объяснение НМ… 4. Упражнение … (устно) … n. Итоги урока _________________ Проектирование уроков и др. … ………….. ………………. 3 (удовл.) Подпись ____________________ ………………. ……………… ………………….. ………………

Учётные ведомости практического обучения

Спасибо за сотрудничество!

ГАОУ СПО НСО ЧЕРЕПАНОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ С В И Д Е Т Е Л Ь С Т В О участия в методическом семинаре «Практическая подготовка студентов Черепановского педагогического техникума: первый опыт реализации ФГОС и первые проблемы» _____________________________________________________ фамилия имя отчество _______________________________________________________________________ должность, образовательная организация ______________________________________________________________________ Директор Заведующая практикой С.В. Юдин Н.В. Юртаева ___________ ____________