Заместитель директора по УВР ОГБОУ КШИ «Северский кадетский корпус» Здоровец Е.Л.
Повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики и общества Качественное образование может обеспечить только высоко квалифицированный педагог, владеющий профессиональными ключевыми компетенциями Обеспечение инновационного характера базового образования на основе компетентностного подхода
Профессиональная компетентность педагога включает в себя хорошее владение содержанием своей учебной дисциплины, теоретические знания о том, как обучать, осведомлённость в области психолого-физиологических особенностей обучающихся
Применение знаний, умений, навыков и других ресурсов человека на практике для эффективной деятельности Действия педагога как в стандартной ситуации, так и в ситуации неопределённости Проявление компетентности в различных сферах деятельности
Преобразовать компетентность учителя в компетенции: умение передать свои знания и умения, перевести теоретические знания в практические умения На основе компетентностей-компетенций формируются ключевые компетенции, применимые не только в профессиональной деятельности, но и в любой другой, и которые совершенствуются в течение всей последующей жизни человека
Политические и социальные: способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно Компетенции, связанные с жизнью в много культурном обществе: принятие различий, уважение, контроль проявлений расизма, развитие толерантности, способность жить с людьми других культур, языков, религий
Владение устной и письменной коммуникациями, необходимые для работы и социальной жизни. Важность приобретает владение более, чем одним языком Компетенции, связанные с возрастанием уровня информатизации общества. Владение технологиями. Развитие, в том числе, критического восприятия и осмысления информационного поля
Способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и в социальной жизни Пять блоков ключевых компетенций – необходимое условие успешности специалистов в профессиональной деятельности Формирование ключевых компетенций является запланированным результатом общего среднего и высшего образования
Овладение обучающимися общеобразовательных школ набором ключевых компетенций происходит поэтапно, в процессе всего обучения Исходным условием формирования ключевых компетенций являются универсальные учебные действия (УУД), которые, в соответствии со стандартом второго поколения в начальной школе формируются, в основной – развиваются, в старшей – развиваются и совершенствуются
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Личностное, профессиональное, жизненное самоопределение Смыслообразование: установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (зачем учиться?) Нравственно-этическая ориентация, обеспечивающая личностный моральный выбор
Целеполагание как постановка учебной задачи с учётом того, что уже известно Планирование как определение последовательности промежуточных целей для достижения результата Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний Контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном
Коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона и результата Оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание уровня и качества усвоения. Оценка результатов работы Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к волевому усилию и преодолению препятствий
Общеучебные Логические Постановка и решение проблемы
Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Поиск и выделение необходимой информации Структурирование знаний Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
Определение основной и второстепенной информации Свободное восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей Понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Моделирование – преобразование объекта в модель, в которой выделены существенные характеристики объекта ( пространственно-графическая или знаково- символическая) Преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Анализ объектов с целью выделения существенных и несущественных признаков Синтез – составление целого из частей, достраивание с восполнением недостающих компонентов Выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов Подведение под понятие, выведение следствий
Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Доказательство Выдвижение гипотез и их обоснование
Формулирование проблемы Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками: определение цели, функций участников, способов взаимодействия Постановка вопросов: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации Разрешение конфликтов: выявление проблемы, поиск и оценка способов разрешения конфликта
Управление поведением партнёра: контроль, коррекция, оценка его действий Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка, современных средств коммуникации
Использование знаний практической психологии с целью создания положительной мотивации Опора во взаимодействии с учащимися на их психолого-физиологические особенности Руководство теорией уровней развития личности Доминирование субъект-субъектных отношений Использование совокупности педагогических подходов при преобладании развивающих целей урока