Разработка дидактических материалов для реализации стандарта по русскому языку в 10 классе по разделам Морфология Морфемика Словообразование Орфография.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Сочинение- рассуждение на лингвистическую тему в 9 классе.
Advertisements

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ 9 КЛАСС. ГИА-9.
Готовимся к промежуточной аттестации 5 класс. Задания по разделу «Фонетика. Графика. Орфография» 1. Найдите правильный ответ фонетического разбора слова.
Стандарты второго поколения Примерные программы основного общего образования Русский язык.
Формирование коммуникативной компетенции учащихся в контексте их подготовки к написанию сочинения Автор: Попова Елена Витальевна, учитель русского языка.
Программа « Планета знаний» ( Стандарт 2006 г.). Цели обучения развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии.
Анализ результатов регионального мониторинга по русскому языку ( 4 класс, 2015 учебный год) Шило Татьяна Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент.
К ГИА шаг за шагом! (6 класс) Повторим изученное по орфографии и пунктуации, морфологии и морфемике.
ОБУЧЕНИЕ НАУЧНОМУ СТИЛЮ РЕЧИ НА ЭТАПЕ ПРЕДВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ Потураева Е.А., канд. филол.н., доцент каф. РКИ ИМОЯК.
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Автор программы: О.С. Евсейко – учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории. Отличник народного.
Русский язык. Содержание Морфемика Морфемика Морфемика Приставка Приставка Приставка Корень Корень Корень Суффикс Суффикс Суффикс Основа Основа Основа.
Формирование грамматических понятий. Понятие - форма абстрактного мышления, отражающая существенные признаки предметов и явлений.
Лингвистика или языкознание – наука о языке (от греч. «лингва» язык)
Региональный мониторинг качества образования Мониторинг по оценке достижения предметных результатов учащимися 5 классов по русскому языку.
РАЗРАБОТКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ : РАЗДЕЛ « ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА СТУПЕНИ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО.
Федеральный государственный стандарт начального образования (ФГОС) Курс имеет системообразующий характер, составляет базу начального образования; Главная.
ГИА-9 Вариант -3. Прочтите текст и выполните задания A1–A7; B1– B14. (1)Этажи заботы. (2)Забота скрепляет отношения между людьми. (3)Скрепляет семью,
Нестандартные олимпиадные задания Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 56 УИМ» г.Магнитогорска Галина Г.Р.
Цифровой диктант Да – (+ ) Нет- (- ). Девиз : «Если правило ты знаешь, без запинки отвечаешь».
Пред вами громада – русский язык! Наслажденье глубокое зовет вас, наслажденье погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его. Н.В.
Транксрипт:

Разработка дидактических материалов для реализации стандарта по русскому языку в 10 классе по разделам Морфология Морфемика Словообразование Орфография Культура речи

Новое надобно созидать в поте лица, а старое само продолжает существовать и твердо держится на костылях привычки. Новое надобно исследовать: оно требует внутренней работы, пожертвований…На новое смотрят с недоверием, потому что черты его юны, а к дряхлым чертам старого так привыкли, что они кажутся вечными. А.И.Герцен

Главной идеей курса « Обновление содержания и методики преподования русского языка» является внедрение в арсенал учителя новых форм работы с учащимися, которые формируют умение самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осуществлять перенос этих знаний в новую ситуацию, овладение ими универсальными способами учебной деятельности

Активизация образовательного процесса Системно- деятельностный подход в обучении Коммуникативность Рефлексия Развитие УУД Дефицит банка данных

Андрианова Татьяна Васильевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа-интернат п.г.т.Куйбышевский Затон» Камско -Устьинского района РТ Давкаева Раиля Рафаиловна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Васильевская СОШ 3 ЗМР РТ» Салимова Зинаида Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 84» Советского района города Казань Сорокина Ольга Андреевна учитель русского языка и литературы МБОУ «Кадетская школа-интернат п.г.т.Куйбышевский Затон» Камско - Устьинского района РТ

Разработка и апробация дидактических материалов по разделам: «Морфемика» «Морфология» «Словообразование» «Орфография» «Культура речи»

Разработать на основе текстов разных стилей и жанров дидактические материалы по разделам Морфология Офография Культура речи Морфемика Словообразование Для оценки познавательных, регулятивных, коммуникативных результатов. Апробировать комплект диагностичских материалов.

1.Получение дидактических материалов 2 Внедрение в практику дидактических материалов. 3.Освоение учащимися 10 класса основной образовательной программы по разделам Морфология Офография Культура речи Морфемика Словообразование и, как следствие, улучшение результатов сдачи ЕГЭ

1.Соответствие ФГОС. 2.Доступность материала для учащихся 10 класса. 3.Учет возрастных особенностей учащихся 10 класса. 4.Обеспечение преемственности начального и основного образования. 5.Духовно-нравственная направленность материала. 6.Системность и комплексность контрольно- диагностических материалов. 7.Разноуровневый характер заданий. 8.Направленность на саморазвитие личностных качеств ученика.

ИСТОРИЯ ОСТРОВ-ГРАДА СВИЯЖСК

1)В тридцати километрах от Казани, в устье быстрой полноводной речки Свияги, расположился чудо-остров, остров-град Свияжск.2)Уникальный город- крепость, построенный всего за четыре недели, несколько веков был общероссийской православной святыней, притягивавшей множество людей из самых разных концов страны.

5.Удивительна история этого древнего города

4)12 февраля 1550 года московский царь Иван IV осадил Казань.5)Осада длилась одиннадцать дней, было много погибших с обеих сторон. 6)25 февраля царь отступил

8)Здесь Ивану IV приглянулся поросший лесом остров Круглая гора, который,возвышаясь над Волгой, позволял держать под контролем речные пути, дороги и саму Казань.9) Царь задумал выстро...ть здесь городок-крепость, который помог бы ему захватить столицу Казанского ханства. 10) Он поручил военному инженеру дьяку Ивану Выродкову состав…ть чертежи крепости и начать строительство, но не на выбранном месте, а в Угличских лесах, в вотчине бояр Ушатых.11) Всю зиму за тысячу километров от Казани рубили город со стенами, башнями и церквами.

12)Весной 1551 года после пробной сборки все постройки разобрали, погрузили на суда, и сплавили к устью Свияги.13) Спешно очистили от леса, но выяснилось, что привезённого материала хватит лишь на половину города, остальное пришлось рубить из местного дерева. 14)Небывалый случай в истории архитектуры – за четыре недели на Круглой горе, омываемой реками Свиягой и Щукой, вырос целый деревянный город-крепость с мощными дубовыми стенами, златоглавыми церквями, расписными избами, высокими башнями и колокольнями.15) Город назвали в честь основателя Иван-городом, позднее стали именовать Новый город Свияжский, а вскоре закрепилось короткое название Свияжск – от реки Свияги.

16)Мощная крепость после завоевания Казани превращается в крупный административный и торговый город, куда прибывают иностранные посольства и купцы. 17)Позднее Свияжск – это монастырский городок, где жизнь проста, тиха и наполнена благодатью, затем – уездный город Казанской губернии, которому в 1781 г. учредили свой герб – на щите изображен город, плывущий на корабле, а под ним рыбы. 18)Это дань памяти чудесной постройки города, привезенного из Угличских лесов. 19)После революции Свияжск – это разграбленные, осквернённые храмы, в которых размещались тюрьмы и исправительные учреждения… 20)Сегодня город-крепость возрождается.21) Гостеприимный остров посещают множество туристов со всех уголков страны. 22)Попасть в Свияжск можно водным путем. 23)Неторопливо приближа…тся прогулочный теплоходик к удивительному острову, и так же неторопливо открыва..тся нашему взору Свияжск. «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан» «Республиканский Фонд возрождения памятников истории и культуры Республики Татарстан»

Владение родным языком, умение общаться, вести гармонический диалог и добиваться успеха в процессе коммуникации, умение воспринимать и осмысливать содержание речи, а также умение целенаправленно строить высказывания и продуцировать тексты – важные составляющие профессиональных умений в различных сферах деятельности. Изучение раздела «Культура речи и стилистика» является предпосылкой существенного расширения образовательного кругозора будущих школьников Литературный язык тесно связан с понятием культуры речи. Умение четко выразить свои мысли важно на сегодняшний день для всех сфер социальной жизни.

Необходимо напомнить учащимся, что правильность нашей речи, точность языка, четкость формулировок, умное использование терминов, иностранных слов, удачное применение изобразительных и выразительных средств языка, пословиц и поговорок, крылатых слов, фразеологических выражений, богатство индивидуального словаря повышают эффективность общения, усиливают действенность устного слова. Четко выразить свои мысли, что важно на сегодняшний день для всех сфер социальной жизни. Культура речи определяет прежде всего правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями. Задача культуры речи – контролировать эти нормы и прослеживать их реальное изменение. Нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Еще одна функция культуры речи – определение коммуникативных задач языка. К задачам культуры речи также можно отнести принятие иностранных слов, профессионализмов и слов, которые могут быть непонятными большинству слушающих.

1.Исследуйте текст. Определите стиль и тип речи, используемый в тексте Актуальна ли тема возрождения памятников истории и культуры в наше время. Поделитесь мнением с классом. 2. Укажите, в каком значении используется в предложении 7 текста слово «приглянулся».Замените его стилистически нейтральным синонимом. 3.Укажите, в каком значении употребляется слово «отступил» (предложение 7). 1) Быть сбитым с толку перед трудностями 2) Сделать отступ в начале строки 3) Отказаться от своих намерений, планов 4) Отойти назад 4. Представьте, что вы являетесь организатором экскурсий туристов. Какие еще памятники истории и культуры вы рекомендовали бы им посетить. Свои рекомендации оформите как небольшое выступление. 5. Поставьте ударение в слове расположился из предложения 1. Объясните значение данного слова.

Орфография – это исторически сложившаяся система единообразных написаний, которую принимает и которой пользуется общество. Раздел науки о языке, определяющий единообразные способы передачи на письме слов с помощью буквенных и небуквенных (дефисов, пробелов, запятых) графических средств.

Основным принципом русской орфографии является морфологический принцип написания. Это значит, что все значимые части слова (корни, приставки, суффиксы, флексии), повторяющиеся в разных словах и формах, пишутся всегда одинаково независимо от того, как они произносятся. В русском языке есть случаи отступления от единообразия в написании значимых частей слова, в данном случае действует фонетический принцип. Фонетические написания русской орфографии связаны с правописанием приставок без-(без-), воз-(вос-), вз-(вс-), из-(ис-), раз-(рас-)-, роз-(рос-), низ-(нис-), через-(черес-), чрез-(чрес-). В этих приставках пишется з, перед звонким согласным, и пишется с, если далее следует глухой согласный: бездомный – бесплодный. Подобные же фонетические написания обнаруживаются в соотношении приставок роз– (рос-) и раз– (рас-): под ударением, а без ударения: роспись – расписка.

1.Приведите несколько примеров слов из текста, написанных в соответствии с морфологический принципом. 2. Приведите несколько примеров слов из текста, написанных в соответствии с фонетическим принципом. Объясните ваш ответ. 3.В каком слове текста правописание приставки определяется ее значением- «расположение вблизи чего-либо» 4.Найдите в тексте слово, правописание суффикса в котором не определяется общим для слов этой части речи правилом. 5. Выпишите из текста слова, в которых есть:1) безударные гласные в корне; 2)чередующиеся гласные в корне слова;3)непроверяемые безударные гласные в корне. Составьте алгоритм работы с правописанием данных групп слов. 6. Выпишите глаголы с пропущенными окончаниями. От чего зависит правописание личных окончаний глаголов? Составьте алгоритм для определения окончания глагола.

Морфология раздел языкознания, изучающий части речи и их грамматические признаки. На уроках морфологии мы учимся узнавать части речи по общему значению, морфологическим признакам, синтаксической роли; правильно их писать, правильно употреблять в речи. Без знания частей речи невозможно практически применять орфографические и пунктуационные правила ( плач - существительное(я слышу плач ребенка, без Ь или плачь - глагол(Я говорю тебе :"Не плачь", с Ь). Знание морфологии помогает овладевать культурой речи (яблок, чулок). Морфология тесно связана с изучением стилей речи. Так, например, в научном стиле употребляются существительные с отвлеченным значением, а в художественном описании используются глаголы в настоящем времени, вместо прошедшего времени. Морфология это раздел науки о языке, следовательно, изучить язык нельзя без этого раздела, а не зная языка, нельзя стать культурным человеком.

1.Выполните выборочно одно из заданий: 1) Расскажите о событиях, происходящих в тексте;2) Опишите остров – град. Использование каких частей речи необходимо для 1 задания и для второго. Объясните свой ответ..Составьте таблицу «Морфологические средства, используемые автором для передачи действия, описания предметов, пейзажа, чувства». 2. Прочитайте текст, найдите в нем слова, правописание суффиксов которых зависит от отношения к определенной части речи и ее морфологическим признакам. 3.Определите,какой частью речи является слово «обеих» из предложения 5. Расскажите, что еще вы знаете об этом слове. 4. Из предложения 19 выпишите: а) причастия; б) прилагательные; По каким признакам вы будете их идентифицировать, ведь все они отвечают на один вопрос? 5. Расскажите соседу по парте о разрядах местоимений. Приведите примеры из текста. 6.Определите морфологическую принадлежность слова «удивительна» из предложения.Дайте характеристику этой части речи.

1. Определите способ образования слова «вотчина» из предложения 10. Приведите свои примеры слов, образованных этим же способом; 2. Выпишите из текста слова, образованные неморфологическим способом. 3. Приведите еще подобные примеры. 4. Укажите способ образования слова «нападение», «недруг»: 1)сложение основ; 5. 2)приставочный; 6. 3)суффиксальный или 4)приставочно-суффиксальный Ваш сосед по парте сомневается,каким способом образованы слова «общероссийский», «златоглавыми». Объясните ему способ образования и правописание данных слов.

Морфемика – раздел словообразования (иногда грамматики), изучающ ий минимальные значимые части слов и словоформ, единицы, обладающие специфическими формальными и семантическими свойствами. Задачи морфемики: 1. Изучение принципов выделения морфем. 2. Изучение значений морфем. 3. Классификация морфем по их характеристикам. 4. Изучение функционирования морфем. Главная единица морфемики – морфема. Э

1. Определить принадлежность слова к части речи и ответить на вопрос, изменяема ли данная часть речи или словоформа. Неизменяемые слова и словоформы : наречия, безлично- предикативные слова, модальные слова, инфинитив, деепричастие, срав нительная форма прилагательных, служебные слова. 2.Если слово изменяемое,изменить его в пределах словоформы, выделит ь окончание и, если есть, формообразующий аффикс(суффиксы глагольных форм, степен ей сравнения и т.п.). 3. Выделить основу. (Неизменяемая часть слова, без окончания). 4. Найти корень, подобрав однокоренные слова, желательно разных част ей речи. 5. Выделить приставку.

1. Пользуясь алгоритмом морфемного анализа слова сделайте разбор слова «поросший» из предложения Определите морфемы по предложенным ниже характеристикам: 1) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых сл ов или новых форм слова и придает слову дополнительные значения; 2) часть слова без аффиксов, выражающая общее лексическое значение; 3) аффикс, который находится перед корнем и выражает словообразователь ное и / или грамматическое значение; 4) единичный сегмент слова, характеризующийся отсутствием воспроизводи мости в других моделях; 5) межморфемные вставки, выполняющие в структуре слова соединительну ю функцию; 6) изменяемая часть слова, выражающая его грамматическое значение и н е входящая в основу. Приведите примеры из текста.

Определите, изменяется ли данная форма слова. У изме няемых слов выделите окончания: 1)святыня 2) поросший 3) навзничь 4) посередине 5) князей Варианты каких корневых морфем возможны в одном из данных слов.

Спасибо за внимание