Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»
Advertisements

« Образован не тот, кто много знает, а тот, кто хочет много и кто умеет добывать знания» В. Вахтеров.
Цель образования в России, обеспечиваемая ФГОС второго поколения Полное и гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру,
Роль исследовательской деятельности в формировании УУД. Работу выполнила учитель МОУ « СОШ 5 с углубленным изучением отдельных предметов » Леонтьева О.
Учитель начальных классов высшей категории МОУ «СОШ 6» г. Бузулука Оренбургской области Обобщение опыта по теме: «Организация исследовательской деятельности.
Перепечко Наталья Сергеевна Специальность Учитель начальных классов Пед. стаж 18 лет Образованиевысшее Методическая тема Проектная деятельность в начальной.
Выступление на ММО учителей биологии и и химии Подготовила : Полякова Е. В. учитель биологии и химии МОУ « Графовская СОШ »
1. Классификация исследовательских работ учащихся: 1. Классификация исследовательских работ учащихся: -исследовательская деятельность - деятельность, связанная.
Кружок « Первые шаги в науку». Направление: общеинтеллектуальное Цель курса: Цель курса: Включение младших школьников в самостоятельное решение учебных.
«Эврика» Эмблема НОУ Девиз: Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны Per Aspera ad Astra - через тернии к звёздам.
« Условия формирования творчески мыслящей личности, отличающейся мобильностью, инициативностью, конструктивностью, способной к самостоятельному принятию.
Дифференциация обучения на уроках литературы Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы МАОУ СОШ 3 Поповой Е.В.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Педагогический проект Новосибирский учебно-методический и консультационный центр Learn & Teach.
Использование технологии исследовательской деятельности для активизации познавательных и творческих способностей учащихся на уроках русского языка.
Проектная деятельность в МОУ «Чебеньковская СОШ».
Деятельностно-ориентированные технологии обучения в начальной школе.
Учебно-исследовательская деятельность школьников Теория, практика, перспективы 1 1.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
« Виноградовский урок : цель, содержание, технологии ». Струкова Тамара Николаевна Учитель начальных классов.
Транксрипт:

Л.А.Берснева директор ФБУ «Учебно-методический центр»

Необходимое обеспечение организации исследовательской работы МЕТОДИЧЕС- КОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНО- ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 2

Проблемы ведения исследовательской деятельности Неоднозначная трактовка руководителями понятия «исследовательская работа». Недостаточные знания методов и методик исследования. Отсутствие системы научного сопровождения. Психологические затруднения и проблемы культуры речи учащихся, возникающие при подготовке и защите исследовательских работ. 3

Цели исследовательской деятельности Получение нового знания. Новое знание может иметь как частный, так и обобщающий характер. Это либо закономерность, либо знание о детали, о ее месте в той или иной закономерности. Исследование всегда предполагает обнаружение некой проблемы, некоего противоречия, «белого пятна», которые нуждаются в изучении и объяснении. Развитие познавательной потребности у учащихся. Развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся, их самореализация. Формирование ответственности, которая включает в себя надёжность, честность; осознание и готовность признать себя причиной своих поступков; готовность действовать рационально для блага людей. Духовно-нравственное воспитание - процесс организованного, целенаправленного воздействия педагога на духовно- нравственную сферу личности учащихся. Это воздействие носит комплексный, интегрированный характер относительно чувств, желаний, мнений личности. Оно опирается на определенную систему ценностей, заложенную в содержании образования и актуализируемую определенной позицией педагога. 4

Принципы обучения принцип наглядности, предполагающий использование зрительных и иных ощущений, восприятий, образов для достижения наибольшей эффективности занятий; принцип доступности, подразумевающий построение системы обучения и воспитания с учетом возможностей школьников (возраст, уровень подготовленности, заинтересованность в работе и др.), для чего необходимы соответствующие формы диагностики навыков и умений; принцип системности и последовательности обучения, предполагающий усвоение новых знаний, навыков и умений в определенной логической последовательности как единое целое; принцип сознания и активности, предусматривающий необходимость доведения до обучающихся смысла выполняемых заданий; принцип прочности, предполагающий твердое усвоение и закрепление определенных знаний, умений и навыков и контроль за их усвоением; принцип индивидуально – личностного подхода, предполагающий учет индивидуальных возможностей, способностей, потребностей и интересов обучающихся; принцип креативности, предусматривающий поощрение творческой активности обучающихся. 5

Основные этапы исследования постановка проблемы; изучение теории, посвящённой данной проблематике; подбор методик исследования; сбор материала, анализ и обобщение полученного материала; научный комментарий; собственные выводы. 6

Уровни организации исследовательского обучения Первый: руководитель сам ставит проблему и намечает пути решения, само же решение предстоит найти ученику; Второй: руководитель ставит проблему, но пути и методы ее решения, а также само решение ученику предстоит найти самостоятельно; Третий (высший): учащийся сам ставит проблему, ищет пути ее решения и находит само решение. 7

Этапы формирования исследовательской деятельности Первый этап Второй этап Третий этап поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений; развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования; поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах осознание логики исследования и развитие исследовательских умений усложнение опытно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов обогащение исследовательского опыта школьников через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, ее средствах и способах осознание логики исследования и развитие исследовательских умений усложнение опытно-исследовательских задач, переориентация процесса образования на постановку и решение самими школьниками учебно-исследовательских задач, в развернутости и осознанности рассуждений, обобщений и выводов 8

Подход к исследовательской деятельности как к личностному свойству требует ее анализа в разных точках зрения: внутренней инициативы, побуждающей к поискам нового, потребностно-мотивационной стороны, операционно-технической, подразумевающей у учащегося определенных умений для выполнения той или иной деятельности. 9

Направления деятельности руководителя школьного лесничества I направление – индивидуальная работа, предусматривающая деятельность в 2-х аспектах: а) отдельные задания членам школьного лесничества (подготовка разовых докладов, сообщений, подбор литературы, оказание помощи младшим школьникам при подготовке докладов, устных сообщений, изготовление наглядных пособий, помощь в компьютерном оформлении работы и др.); б) работа с учащимися по отдельной программе (помощь в разработке тем научных исследований, оказание консультационной помощи и др.); II направление – групповая работа: (включает в себя работу над совместными исследовательскими проектами, где необходимо использовать информацию из разных предметных областей, и в которой принимают участие учащиеся разного возраста); III направление – массовая работа – встречи с интересными людьми, деятелями науки, подготовка и проведение школьных олимпиад, участие в районных и городских мероприятиях, в проектах, рассчитанных на несколько лет. 10

Технология организации исследовательской работы 1 этап. Выявление учеников, желающих заниматься исследовательской деятельностью 2 этап. Утверждение тем предлагаемых исследований на заседании школьного методического объединения учителей или на совещании в лесничестве по представлению руководителя школьного лесничества. 3 этап. Представление собранного материала на заседании школьного лесничества, куда приглашаются представители лесничества, а также учителя, администрация образовательной организации 4 этап. Независимая экспертиза завершенной исследовательской работы. 5 этап. Выступление учащихся со своими работами в классах, на конференциях на конкурсах 6 этап. Участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» 7 этап. Участие в международном юниорском лесном конкурсе «Подрост» 11

1 этап Выявление учеников, желающих проводить исследовательскую работу. Выбор темы предполагаемого исследования, определение круга проблем, требующих решения, подбор необходимой литературы. Важно, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его использования (выступление на уроке, использование работы другими учащимися для подготовки домашних заданий, докладов и др.). 12

2 этап Утверждение тем предлагаемых исследований на заседании школьного методического объединения учителей или на совещании в лесничестве по представлению руководителя школьного лесничества Учащиеся осознают значимость выполняемой работы Происходит стирание неких граней между учеником и учителем, возникает атмосфера сотрудничества Имея информацию о тематике опытно- исследовательских работ, учителя могут использовать их в дальнейшем в качестве учебно-методического сопровождения отдельных тем, предусмотренных образовательной программой Ситуация обсуждения исследовательских тем в лесничествах способствует росту профессиональной компетентности педагогов 13

3 этап Представление собранного материала на заседании школьного лесничества, куда приглашаются представители лесничества, а также учителя, администрация образовательной организации Это позволяет: более пристально осуществлять научный контроль над процессом работы, оперативно решать возникающие проблемы (недостаток литературы и источников, проблемы с обработкой имеющейся базы данных, корректировка опытно-экспериментальной части исследования и др.), поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди ученической и педагогической общественности учебного заведения. 14

4 этап Независимая экспертиза завершенной исследовательской работы. Рецензенты и оппоненты из числа учащихся, учителей, представителей лесничеств, преподавателей профессиональных образовательных организаций, представителей науки и др. дают оценку проделанной работе. В процессе экспертизы выявляются "слабые" стороны исследования, оказывается помощь в решении возникших вопросов. Это повышает уровень требовательности и ответственности к выполняемой исследовательской работе среди учащихся. Наиболее удачные работы при наличии положительного отзыва рекомендуются к участию в конкурсах, конференциях и др. 15

5 этап Выступление учащихся со своими работами в классах, на конференциях, на конкурсах регионального уровня Авторы исследовательских работ получают хорошую практику общения с большой аудиторией, имеют возможность полемизировать со сверстниками и педагогами, работниками лесничеств, отстаивая собственную точку зрения. 16

6 этап Участие во Всероссийском юниорском лесном конкурсе «Подрост» 7 этап Участие в международном юниорском лесном конкурсе «Подрост» 17

Спасибо за внимание! 18