Особенности употребления разных пластов лексики в языке повести А.Петухова «Врагам не будет покоя » Особенности употребления разных пластов лексики в языке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Текстообразующие функции производных имен прилагательных в романе Б.Окуджавы «Путешествие дилетантов» Магистерская диссертация магистрантки филологического.
Advertisements

Сленг в англоязычных мультфильмах Консультант: Максименко П.Ю. Руководитель: Наибова Нилуфер,8 а.
ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ (НА ПРИМЕРЕ ПРОЗЫ А.С. ПУШКИНА ) Автор: Миронова Ольга, ученица 9 «А» класса ГБОУ СОШ 3 г. Новокуйбышевска.
Влияние мультипликационных фильмов на речь младших школьников.
Использование фразеологических оборотов в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» Исследовательская работа.
Я не только боялся писать о тех страшных военных днях, я боялся прикоснуться к ним даже памятью: это было больно. А. Приставкин
Литература. 5 класс Одиннадцатое декабря. Классная работа.
«Единством славиться Россия». «История возникновения праздника»
ЧТО В ИМЕНИ ТЕБЕ МОЕМ? (РОЛЬ АНТРОПОНИМОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ НАСЛЕДИИ В.М.ШУКШИНА) Работу выполнила Степанова Гаплина Иосифовна, МОУ «Лицей 8 города Новоалтайска.
ГБОУ лицей 1568 г. Москвы имени Пабло Неруды
Фразеологизмы и их роль в произведении А.С. Пушкина «Повести Белкина» (на примере повести «Метель» и «Барышня-крестьянка») Научно-исследовательская работа.
Война в судьбе моей семьи Номинация «Война в судьбе моей семьи» Авторы: Ионов Александр, 14 лет Кадулин Александр, 13 лет Муниципальное общеобразовательное.
Пейзаж, портрет, интерьер и художественная деталь в повести И.С.Тургенева «Вешние воды»
МБОУ «Ёржинская СОШ» Пусть не будет войны никогда!
«СЕГОДНЯ, 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В 4 ЧАСА УТРА …» На борьбу с врагом поднялся весь народ.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» Урок в 6 классе Учитель Киселева О. А. МБОУ СОШ 2 г. Альметьевск 2012 год.
По каким особенностям выделяют стили речи? По каким особенностям выделяют стили речи? Какие стили русского языка вы знаете? Научный, официально – деловой,
ЧТО ТАКОЕ СКАЗКА? Учитель: Пестова Г.А.. Гипотеза изучив основные особенности сказки, можно узнать, что это за жанр.
«КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА» (подготовка к ГИА) Руководитель: УХАБИНА М. Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 6.
Транксрипт:

Особенности употребления разных пластов лексики в языке повести А.Петухова «Врагам не будет покоя » Особенности употребления разных пластов лексики в языке повести А.Петухова «Врагам не будет покоя » Исследование выполнила: Попова Марина, обучающаяся 5 а класса БОУ «Тарногская СОШ». Научный руководитель: Зыкова М.Н.

Анатолий Васильевич Петухов Анатолий Васильевич Петухов (родился 2 ноября 1934 г.) – российский писатель, по национальности вепс. Пишет на русском и вепсском языках, являясь, фактически, первым вепсским профессиональным писателем.

Вепсы – малочисленный финно-угорский народ, живущий в Карелии, Вологодской и Ленинградской областях

Цель работы: выявление особенностей применения слов вепсского происхождения, разговорной и просторечной лексики в языке повести А.Петухова «Врагам не будет покоя». Задачи: - выделить из текста повести вепсские слова и определить их роль с учётом авторского замысла; -выявить специфику использования разговорной и просторечной лексики в языке повести. Объект исследования: - вепсские слова, разговорная и просторечная лексика. Предмет: функции вепсских слов, разговорной и просторечной лексики в языке повести.

Структура работы: Введение Основная часть 1. Вепсская лексика и её роль в тексте повести А. Петухова 2. Особенности использования разговорной и просторечной лексики в языке повести "Врагам не будет покоя" Заключение Использованная литература

Ошта - С 1 октября 1941 по 24 июня 1944 года территория была оккупирована финскими войсками. В течение трёх лет финские войска располагались всего в 4 км от Ошты.

Вепсские слова «Ристит» - человек (стр.18) «Кязи» - рука (стр.18) «Мина сёда тахтойнь»-я хочу есть (стр.18) «Вяхейне» - маленько (стр.18) «Вези» - вода (стр.30) «Ярвь» - озеро (стр.30) «Верк» - сеть (стр.30) «Хомендэс» - утро (стр.30) «Кажи» - кошка (стр.34)

Устройство дома вепсов

Лексика Просторечная - слова со стилистически сниженным, грубым и даже вульгарным оттенком Разговорная – слова, придающие речи оттенок непринуждённости, неофициальности

Просторечная лексика: «Послушай, махнём вместе, а?» (стр.23) Махнуть – (прост.) – поехать, отправиться куда-нибудь. «Брюху тяжело будет» (стр.18) Брюхо – (прост.) – живот человека «Если фашисты придут, ты что жрать будешь?» (стр.29) Жрать (прост.) – есть «Хорошо бы шарахнуть по фашистам из автомата» (стр.79) Шарахнуть - (прост.) – сильно ударить.

Просторечная лексика используется для: -речевой характеристики персонажей « Парень-то он ушлый, на фронт хотел бежать… Неужто патроны спёр?» (стр.55) Ушлый – (прост.) – способный дойти до всего, смышлёный, ловкий. Переть – (прост.) – то же, что красть. -передачи эмоционально- оценочного авторского отношения к описываемому «Пусть гады знают, что им нигде не будет покоя на нашей земле» (стр.79) Гад - (перен.) - мерзкий, отвратительный человек, гадина (прост. презр.)

Разговорная лексика: 1. Имена существительные: дура, бред 2.Наречия: худо, (времени) в обрез 3.Глаголы: застудить, швырять, шарить, прикинуться, лопотать, маячить

Функции разговорной лексики: - Создание речевого портрета героя - Создание определённой словесно- художественной атмосферы повествования

Создание речевого портрета героя «Митя ошалело вытаращил глаза.– Ты што бредишь? – Ты што мелешь?» (стр.47) Ошалеть – (разг.) – потерять соображение от испуга, удивления, одуреть. Ошалеть – (разг.) – потерять соображение от испуга, удивления, одуреть. Бред – (разг.) нечто бессмысленное, вздорное, несвязное. Бред – (разг.) нечто бессмысленное, вздорное, несвязное. Молоть – (разг.) – говорить что-нибудь вздорное. Молоть – (разг.) – говорить что-нибудь вздорное.

Создание определённой словесно- художественной атмосферы повествования «…Поди разбери, если лопочут по-своему…» (стр.21) Лопотать (разг.) –говорить быстро, неясно. Поди (разг.) – выражение удивления, недоумения. «Лёнька привстал и одну за другой швырнул гранаты под ноги автоматчикам» (стр.79) Швырять - (разг.) - с силой бросать.

Заключение Использование разговорных и просторечных языковых элементов в текстах художественной литературы служит созданию определенной словесно-художественной атмосферы повествования. Разговорные и просторечные слова являются самым распространенным стилеобразующим средством в художественном тексте. Уместное употребление в тексте повести вепсских слов это своеобразная дань памяти людям, которые встали на защиту своей родины в трудное для страны время.

Использованная литература 1. Вологда в годы Великой Отечественной войны: сборник работ участников краеведческих чтений/ МУК"ЦБС", Филиал 7; сост. О.Ю. Монастырева, В.Д. Дурягина.- Вологда: МУК"ЦБС", с. 2.Иванова, Е.А. Культура речи: учеб.-метод. пособие / Е.А. Иванова. - Ростов-н / Д., C Ожегов С.И. Словарь русского языка. Под общ. ред. проф. Л.И. Скворцова.- 24-е изд., испр. - М.: ООО "Издательство Оникс": ООО "Издательство "Мир и Образование", с. 4. Петухов А. Повести для детей и юношества.: В2 т. Т.1. - Вологда: "Полиграфист", стр.

Спасибо за внимание!