Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Н.М.Карамзин Роль вводных слов, обращений, междометий в повести Н. М. Карамзина « Бедная Лиза »
Advertisements

25 ноября – День матери! Подготовил: социальный педагог отделения дневного пребывания О.А.Юлдашева.
, ! !! Обратись к кому-нибудь, запиши своё предложение.
Обращение Выполнила преподаватель русского языка школы 578 Приморского р-на Мясникова С.Ю.
Автор : Хохлова М. С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ ПИСЬМО. «ДОРОГИЕ ДЕТИ! От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите.
Паршина Елена Александровна Учитель русского языка и литературы.
Наши добрые ангелы – мамы.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: - Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил:
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
«Письмо» Воронина Ю.Ю. мы узнаем: * о самых дальних родственниках письма мы будем учиться: составлять тексты писем Воронина Ю.Ю.
Имя моего Ангела – Мама.. За день до своего рождения ребёнок спросил у Бога: Я не знаю, зачем я иду в этот мир. Что я должен делать? Бог ответил: Я подарю.
ЭПИСТОЛЯРНЫЙ ЖАНР (письмо). ЦЕННОСТЬ ЭПИСТОЛЯРНОГО ЖАНРА, ЕГО ОСОБЕННОСТИ, АНКЕТА ЖАНРА.
От души желаю вам, хорошие маленькие люди, будьте всю жизнь чутки и отзывчивы к чужому горю. Будьте здоровы, любите друг друга. Крепко жму ваши лапки,
Учитель Новлянской СОШ Лебедева Е.И.. Выпускнику 9 класса ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ необходимо: 1) Создать текст сочинения- рассуждения: - выдвинуть тезис,
УРОК ПИСЬМА. Эпистолярный жанр (греч. «epistole» - послание, письмо)
УРОК В 5 КЛАССЕ Учитель русского языка: Фёдорова М.А. МБОУ Лукинская ООШ.
Сочинение – рассуждение на лингвистическую тему. ПЛАН: 1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней). 2. Аргументация: а) аргумент-пример.
Указом Президента РФ Б.Н. Ельцина от 30 января 1998 года учрежден российский праздник – День Матери. Этот праздник отмечается в последнее воскресенье.
Урок русского языка в 8 классе. ОБРАЩЕНИЕ. Бочарова Виктория Михайловна, учитель русского языка и литературы ГБОУ ЦО 2030 г. Москвы.
«Имя твое несу через всю жизнь как святыню». При солнышке тепло, при матушке добро. Всякой матери своё дитя мило. Детки –радость, детки же и горе. Какова.
Транксрипт:

Мультимедийный урок русского языка в 9 классе. Подготовка к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему: «Зачем нужны обращения?»

Цель урока: 1. Расширить знания о выразительно- изобразительной и модальной функции обращений, выражающей отношение говорящего (пишущего) к адресату речи. 2. Собрать материал к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему. 3. Способствовать повышению культуры устной и письменной речи учащихся.

Думай о человеке, обращаясь к нему… Представьте себе, что из нашего языка вдруг исчезли имена и фамилии людей, клички животных. Какая началась бы неразбериха! Ты хочешь позвать Мишу, а приходит Коля, обращаешься к Маше, а откликается Наташа. Даже вызвать ученика к доске было бы весьма сложно. Не показывать же на него пальцем, это невежливо! Во всех таких случаях нас выручают обращения!

Но ведь мы обращаемся не только к людям или животным. Помните, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» царевич Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру: Свет наш, солнышко»,»Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!», «Ветер, ветер! Ты могуч, Ты гоняешь стаи туч»… Этими обращениями к солнцу, месяцу и ветру поэт хотел образно показать силу чувств юного царевича, который призывает на помощь всемогущую природу, чтобы найти свою невесту.

С древнейших времён обращения в русском языке используются не только как призыв к лицу или предмету, но и как средство художественной выразительности. …Полистаем замечательный памятник отечественной и мировой культуры, созданный восемь веков назад: «Слово о полку Игореве». Вот князь Игорь обращается к своим воинам, с которыми его объединяет общая цель –защитить от врагов родную землю: « Дружина моя, братья! С вами, русичи, хочу либо голову свою сложить, либо шлемом испить из Дону».

Печально прощаются с Родиной участники похода: «О русская земля! Ты уже за холмом». Попробуйте переставить здесь слова: Уже за холмом русская земля, и предложение без обращения утратит свою эмоциональную силу.

В тревоге за мужа плачет в Путивле Ярославна, заклиная ветер, реку и солнце: О ветер, ветрило!... Зачем моё веселье по ковылю развеял? О Днепр Словутич!... Прилелей моего милого ко мне. Светлое и трижды светлое солнце!... Зачем простёрло ты горячие лучи на воинов моего лады? Здесь природа выступает как живое существо: своевольный и безразличный к чужому горю ветер-ветрило, могучий Днепр Словутич, который может пробить каменные горы, светлое и трижды светлое, несущее людям тепло и радость.

Учёные – лингвисты говорят, что в подобных случаях призывная функция обращения сочетается с оценочно – характеризующей. Вообще в речи, как устной, так и письменной, обе функции очень часто сливаются воедино. Например, уже по тому, как обращается в письме один человек к другому, можно судить об отношениях пишущего к адресату, о чувстве, которое он испытывает к нему. Например: «Дорогое моё дитя!»… «Ангел мой, жёнка!...», « Бабуля, здравствуй, не грусти…».

Обратите внимание на обращения в таком тексте: Учитесь, девчонки! Учитесь, мальчишки! В учёбе – истоки побед. С площадки спортивной, С прочитанной книжки Старт освоенья планет! Какие чувства вызывают у вас обращения девчонки, мальчишки? В словарях эти слова даны с пометой, как имеющие оттенок пренебрежительности. Но в данных стихах они звучат дружески, доверительно.

Оттенок дружественности и доверительности могут приобретать и слова, словосочетания, имеющие обычно оттенок торжественности. Я к чему клоню, мой друг, Разговор с тобою? Много разных дел вокруг, Выбирай любое! Обращение «мой друг» – торжественно и даже немного официально, воспринимаются по-дружески, искренне.

В разговорной речи мы нередко употребляем обращения-имена с уменьшительно- ласкательными, а бывает, и с уничижительными суффиксами, и даже имена в усечённом виде. Что, Иванушка, невесел?... Ты, Ванюшка, спать ложись… Вот, Ванька, тебе мой наказ… Ой, Вань, будь осторожен… Но при этом всегда нужно помнить об интонации. Можно произнести чьё-то имя сердито, насмешливо или строго, по-дружески или ласково…Человеку всегда приятно, когда в разговоре произносят его имя. Это придаёт беседе характер дружеской близости, теплоты.

Основная функция обращения – звательная. Однако обращение может одновременно передавать экспрессивно-эмоциональные отношения (риторическое обращение). О й ты Русь моа, родина кроткая, Лишь к тебе я любовь берегу! К лён ты мой опавший, клён заледенелый, Что стоишь нагнувшись под метелью белой. Р азбуди меня завтра рано, о моя терпеливая мать…

Какие две функции выполняют обращения в письме А. М. Горького? Дорогие дети! Я получил собранные вами деньги для мессинцев (в 1908 году во время землетрясения г. Мессина на острове Сицилия был разрушен и Горький обратился ко всему миру с просьбой помочь пострадавшим) и сердечно благодарю за всех, кому вы помогли! От души желаю для вас, хорошие маленькие люди, - будьте всю жизнь так же чутки и отзывчивы к чужому горю, как были в этом случае.

С2.1 Ознакомьтесь с мнением Павла и Николая о роли обращений в публицистической и художественной речи. Напишите сочинение – рассуждение на тему: «Зачем нужны обращения?» Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Николаю, так и собственным высказыванием. Вы можете писать работу от своего имени или от имени Николая. В сочинении-рассуждении приведите два примера, иллюстрирующих обращения. Объём сочинения должен составлять не менее 90 слов.

Желаем творческих успехов!

Литература. 1. Булгакова И.В. Нестандартные уроки русского языка. Ростов-на- Дону «Феникс» Н. Г. Гольцова. Русский язык классы. Москва «Русское слово» Н. А. Сенина. Русский язык 9- й класс. Подготовка к итоговой аттестации издательство «Легион» Ростов-на-Дону 2008