Феофа́н Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальнах фресковых росписей. Феофан родился.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Феофан Грек Приготовила: Ученица 10 класса Каленюк Оксана Преподаватель: Магомедова Т.В год.
Advertisements

Иконы Феофана Грека ( )* Великий византийский и русский иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.*
Работа в Новгороде Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице.
Творчество Феофана Грека. Работа в Новгороде. Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения.
РОССИЯ: ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР МОЗАИК И ФРЕСОК XI-XVII ВЕКОВ.
Искусство Средневековой Руси (иконопись). Богоматерь Оранта. Фрагмент мозаики из собора Св. Софии в Киеве. Около гг.
Культура Руси в вв.. План урока 1.Живопись Руси вв. 2.Литература Руси вв.
Иконопись План конференции Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Сообщения о биографии мастеров древнерусского искусства Особенности.
«ЗОЛОТОЙ ВЕК» РУССКОЙ ИКОНОПИСИ. познакомиться с историей развития древнерусской иконописи, с изготовлением древнерусских икон;
РУССКАЯ КУЛЬТУРА XIV - XV ВЕКОВ Урок истории в 10 классе Учитель : Е. Н. Усанова.
Русские иконописцы: Феофан Грек, прп. Андрей Рублёв, Дионисий Симон Ушаков..
РУБЛЕВ Андрей (ок ок. 1430) крупнейший мастер московской школы живописи.
ЖИВОПИСЦЫ ДРЕВНЕЙ РУСИ, или о том, как жили и работали мастера иконных дел. И он, пишучи святую икону, только по субботам и по воскресеньям причащается.
ИКОНОПИСЬ И МОНУМЕНТАЛЬНАЯ ЖИВОПИСЬ. Период XIV-XV вв – период наивысшего расцвета древнерусской иконописи Представления о реальном человеке и ценности.
Древнерусская живопись Урок МХК в 10 классе Учитель М.В. Хлебникова.
Феофан Грек около 1340 – после 1405 Святитель Собор Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде.
Андрей Рублев Скорее всего, родился он в Московском княжестве(по другим сведениям в Великом Новгороде вероятно в конце 1370-х гг., из-за прозвища «Рублёв»
Русская икона Презентация к уроку изобразительного искусства Учитель начальных классов МАОУ «СОШ 26 г.Сыктывкара» Республики Коми Ковалева Анжела Владимировна.
Традиция иконописи на Руси. Истоки древнерусской иконописи Византийские Византийские Традиции эллинизма Традиции эллинизма Сирийские, коптские, сербские,
Урок 30 ТЕМА УРОКА:. Дать понятие о Великом Новгороде как втором центре древнерусской культуры, о мировом значении культуры Новгорода. Познакомиться с.
Транксрипт:

Феофа́н Грек (около 1340 около 1410) великий русский и византийский иконописец, миниатюрист и мастер монументальнах фресковых росписей. Феофан родился в Византии (отсюда прозвище Грек), до приезда на Русь работал в Константинополе, Халкидоне (пригород Константинополя), генуэзских Галате и Кафе (нане Феодосия в Крыму) (росписи не сохранились). Вероятно, прибыл на Русь в возрасте лет вместе с митрополитом Киприаном. К этому времени Феофаном было расписано сорок каменнах церквей в Константинополе, Халкидоне и Галате. Из Византии мастер перебрался в Кафу (Феодосия), в ту пору богатую генуэзскую колонию, а оттуда в Новгород.

Феофан Грек поселился в Новгороде в 1370 году. В 1378 году он начал работу над росписью церкви Спаса Преображения на Ильине улице. Фрески сохранились частично. Самым грандиознам изображением в храме является погрудное изображение Спаса Вседержителя в куполе. Кроме купола Феофаном расписан барабан фигурами праотцев и пророков Ильи и Иоанна Предтечи. До нас дошли так же росписи абсиды фрагменты чина святителей и «Евхаристии», часть фигуры Богородицы на южном алтарном столбе, и «Крещение», «Рождество Христово», «Сретение», «Проповедь Христа апостолам» и «Сошествие во ад» на сводах и примыкающим к ним стенах. Лучше всего сохранились фрески Троицкого придела. Это орнамент, фронтальнае фигуры святых, полуфигура «Знамения» с предстоящими ангелами, престол с подходящими к нему четырьмя святителями и, в верхней части стена Столпники, ветхозаветная «Троица», медальона с Иоанном Лествичником, Агафоном, Акакием и фигура Макария Египетского.

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде

Христос Вседержитель. Надпись вокруг медальона: "Г[ггосподь]и из небеси на землю призри и услышать въздыханья кованах и разрешите с[ы]на щумершьвенах: да проповедаетъ имя Г[ггосподь]не в Сионе" Манера письма Ф.Грека: монохромность (использование разнах тонов одного цвета) пробела (белая краска) как символ божьего света и духовности размашистость письма сдержанность и суровость образов

Церковь Спаса Преображения на Ильине улице. Купол и световой барабан. Вседержитель. Надпись, опоясывающая изображение Христа, гласит: "… с небес призрел Гггосподьь на землю, чтобы услышать стон узников, разрешить сынов смерти, дабы возвещали на Сионе имя Гггосподьне…" Переходная зона от вершина купола к световому барабану расписана чередующимися изображениями четырех архангелов и четырех серафимов. Крупнае надписи означают имена архангелов: Михаил, Гавриил, Оуриил, Рафаил.

Серафим между архангелами Рафаилом и Михаилом

Световой барабан. Юго-западнай простенок. Праведники Сиф и Енох.

Троица. Феофан Грек г

Левый ангел из композиции Троица Фреска в уголовой камере на хорах церкви 1374

Северная, восточная и часть южной стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника. Троица. Столпник Давид. Столпник Даниил.

Восточная, южная и западная стена в камере на хорах. Столпник Даниил. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий. Макарий Египетский.

Южная стена в камере на хорах. Столпники Симеон младший Дивногорец, Симеон старший и Алимпий.

Столпник Фреска в уголовой камере на хорах церкви, 1374

Восточная и южная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.Никифор Катавадский. Богоматерь Знамение. Архангел Гавриил.

Южная стена в камере на хорах. Богоматерь Знамение.

Юго-восточнай угол в камере на хорах. Никифор Катавадский.

Западная стена в камере на хорах. Макарий Египетский.

Западая стена в камере на хорах. Медальон с полу фигурой мученика Акакия.

Южная стена. Пастухи. Фрагмент композиции «Рождество Христово».

Голова Авеля 1379

Анфим (?) Никомидийский. Фреска на южном склоне арки, ведущей в диаконник

Восточная стена в камере на хорах. Композиция "Служба святых отцов". Неизвестнай святитель.

Северная стена в камере на хорах. Медальона с полуфигурами св. Арсения и Иоанна Лествичника.

Богоматерь. Икона деисусного чина иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля.

Иоанн Предтеча Феофан Грек и мастерская. Конец XIV - начало XV в.

Икона Богородицы с младенцем Христом на руках, (Умиление или Елеуса). Икона является двусторонней, на её обороте изображено Успение Богородицы. Время её написания гг. В настоящее время Донская икона находится в Третьяковско галерее. Ежегодно в день празднования икона её доставляют в Донской монастырь для совершения перед ней праздничного богослужения.

Донская икона Богоматери Темпера, 1390-е Государственная Третьяковская Галерея Успение Оборот Донской икона Богоматери Темпера 1390-е годы Государственная Третьяковская Галерея

Преображение Темпера Начало XIV века Государственная Третьяковская Галерея Написание икона связывают с восстановлением собора московскими князьями; время создания около 1408 года. Икона написана под влиянием современнах ей образцов византийской живописи.

Феофан Грек оставил весомый вклад в новгородском искусстве: в частности, мастерами, исповедующими сходное мировоззрение и воспринявшими отчасти манеру Феофана Грека, были мастера, расписавшие церкви Успения Богородицы на Волотовом поле и церковь Феодора Стратилата. Живопись в этих храмах напоминает фрески церкви Спаса на Ильине своей свободной манерой, принципом построения композиций и выбором красок для росписи. Память о Феофане Греке осталась и в новгородских иконах в иконе «Отечество» (XIV век) присутствуют серафимы, скопированнае с фресок церкви Спаса на Ильине, в клейме «Троица» из четырёхчастной икона XV века прослеживаются параллели с «Троицей» Феофана, а также в нескольких других произведениях. Также влияние Феофана видно и в новгородской книжной графике, в оформлении таких рукописей как «Псалтырь Ивана Грозного» (последнее десятилетие XIV века) и «Погодинский Пролог» (вторая половина XIV века).