Обновление содержания и методики обучения музыке в основной школе при переходе на ФГОС Маночкина Елена Николаевна, методист кафедры гуманитарного образования.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Целевой раздел ООП ООО 1.2. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования 13.
Advertisements

Подготовила Цыганова О.С.. Культурно-познавательная компетентность: способность интегрировать полученные знания об искусстве и эстетический опыт общения.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования стандартов 2 поколения.
Урок повторения по теме: «Сила». Задание 1 Задание 2.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
личностные, метапредметные, предметные. 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов.
«Планируемые результаты освоения ООП основного общего образования»
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Власова И.А., год. ПЛАН РАБОТЫ 1 Разработка рабочей программы педагога в соответствии с требованиями ФГОС ООО 2 Отличительные особенности рабочей.
Примерная основная образовательная программа - основа образовательной программы образовательного учреждения.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Анализ программ дошкольного образования в соответствии с ФГТ Гаврилова Елена Николаевна, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования.
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
Творческий проект на уроках Мировой художественной культуры Генералова М.Л. Сатка 2010 Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования Выступление на педсовете. Февраль 2012 г.
Требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
«Планируемые результаты освоения ООП НОО» Копотева Г.Л.
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Транксрипт:

Обновление содержания и методики обучения музыке в основной школе при переходе на ФГОС Маночкина Елена Николаевна, методист кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО » Сунцова Яна Валериевна, старший преподаватель кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО » 1

2 Изучение музыки в основной школе представляет собой продолжение начального этапа художественно - эстетического развития личности и является важным, неотъемлемым звеном в системе непрерывного образования.

Особенности содержания обучения музыке в основной школе обусловлены спецификой искусства как социального явления, задачами художественного образования и воспитания, а также многолетними традициями отечественной педагогики. 3

(Примерные программы по учебным предметам. Музыка 5-7 классы) Обучение музыке направлено на : Формирование музыкальной культуры школьников как неотъемлемой части их общей духовной культуры Воспитание потребности в общении с музыкальным искусством своего народа и разных народов мира, классическим и современным музыкальным наследием ; эмоционально - ценностного заинтересованного отношения к искусству, стремления к музыкальному самообразованию. Развитие общей музыкальности и эмоциональности ; Освоение жанрового и стилевого многообразия музыкального искусства, специфики его выразительных средств и музыкального языка и др. 4

Примерная программа по музыке Развитие эмоционально - ценностного отношения к музыкальному искусству. Курс музыки в основной школе предполагает обогащение сферы художественных интересов учащихся, разнообразие видов музыкально - творческой деятельности, активное включение элементов музыкального самообразования. Предмет « Музыка » рекомендуется изучать в 5-7 классах в объёме не менее 105 часов ( по 35 часов в каждом классе ). 5

Рекомендации по материально - техническому оснащению УП. Примерные учебные программы по отдельным учебным предметам включают 6 Пояснительную записку ( определяются цели изучения предмета на каждой ступени обучения, особенности содержания ). Содержание образования, включающее перечень изучаемого материала. Примерное тематическое планирование ( в т. ч. основные виды деятельности ). Планируемые результаты освоения предметных программ.

Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Г. П. Сергеевой, Е. Д Критской. Музыка 5-7 классы ; Искусство 8-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 7

Музыка. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Т. И. Науменко, В. В. Алеева. 5-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений 8

Рабочие программы по музыке включают в себя : 9 пояснительную записку ; общую характеристику учебного предмета ; описание места учебного предмета в учебном плане ; ценностные ориентации содержания учебного предмета ; личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета ; планируемые результаты по окончании 7 класса ; содержание курса ; тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности ; описание учебно - методического и материально - технического обеспечения образовательного процесса.

Предметные результаты образовательной деятельности Конкретные элементы социального опыта – знания, умения и навыки, опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенные обучающимися в рамках отдельного учебного предмета. 10

Что такое предметные результаты урока музыки ? 11

Предметные результаты обучения музыке ( примерная программа по музыке ) 12 Общее представление о роли музыкального искусства в жизни общества и каждого отдельного человека. Осознанное восприятие музыкальных произведений и различных событий в мире музыки.

Предметные результаты обучения музыке ( примерная программа по музыке ) Устойчивый интерес к музыке, художественным традициям своего народа, различным видам музыкально - творческой деятельности. Понимание интонационно - образной природы музыкального искусства, СМВ. 13

Предметные результаты обучения музыке ( примерная программа по музыке ) Рассуждение о специфике музыки, особенностях музыкального языка, отдельных произведениях и стилях музыкального искусства в целом. 14 Осмысление основных жанров музыкально - поэтического народного творчества, отечественного и зарубежного музыкального наследия.

Предметные результаты обучения музыке ( примерная программа по музыке ) Расширение и обогащение опыта в разнообразных видах музыкально - творческой деятельности, включая ИКТ. Освоение знаний о музыке, овладение практическими умениями и навыками для реализации собственного творческого потенциала. 15

Как получить предметные результаты обучения музыке ? 16

Основными содержательными линиями при изучении музыки являются : 17 Музыка как вид искусства Музыкальный образ и музыкальная драматургия Музыка в современном мире : традиции и инновации

18 Содержание обучения музыке Предметные результаты

Метапредметные результаты образовательной деятельности Способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. 19

Что означают метапредметные результаты урока музыки ? 20

Метапредметные результаты обучения музыке проявляются ( примерная программа по музыке ) : 21 Примерная программа Анализ собственной учебной деятельности Проявление творческой инициативы и самостоятельности в процессе овладения учебными действиями Размышление о воздействии искусства на человека Применение полученных знаний о музыке как виде искусства для решения художественно - творческих задач Использование различных источников информации. Рабочая программа Умение самостоятельно ставить новые учебные задачи и планировать пути достижения целей, осознанно выбирать эффективные способы решения учебных и познавательных задач. Умение анализировать собственную учебную деятельность, вносить необходимые коррективы. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществление осознанного выбора в учебной деятельности. Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.

Как получить метапредметные результаты обучения музыке ? 22

23 Особая форма активности личности, направленная на усвоение и присвоение социального опыта познания и преобразования мира, что включает овладение культурными способами внешних предметных и умственных действий Мотивированный процесс использования тех или иных средств для достижения цели Деятельность Учебная деятельность

Основными видами учебной деятельности по музыке являются : 24 Слушание музыки. Пение. Инструментальное музицирование. Музыкально - пластическое движение. Драматизация музыкальных произведений. Музыкально - творческая практика в т. ч. ИКТ.

Организация деятельности обучающихся на уроке музыки Метапредметные результаты обучения на уроках музыки 25

Личностные результаты образовательной деятельности Система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, сформированные в образовательном процессе. 26

Что означают личностные результаты урока музыки ? 27

Личностные результаты обучения музыке : 28 Примерная программа Формирование целостного представления о поликультурной картине музыкального мира. Эмоционально - ценностное отношение к музыкальному искусству. Устойчивые предпочтения в области эстетически ценных произведений искусства. Образное и ассоциативное мышление, творческое воображение. Приобретение устойчивых навыков самостоятельной, целенаправленной и содержательной музыкально - учебной деятельности. Рабочая программа Осознание этнической и социальной принадлежности, знание культуры своего народа, края, усвоение ценностей многонационального российского общества. Целостный взгляд на мир в его единстве природы, народа, культуры и религии Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию. Уважительное отношение к иному мнению, культуре ; компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора.

Как получить личностные результаты обучения музыке ? 29

30 Личностные результаты обучения на уроках музыки Организация деятельности обучающихся на уроке музыки Содержание обучения музыке

Музыка. Рабочая программа под редакцией Г. П. Сергеевой и Е. Д. Критской. В. В. Алеева, Т. И. Науменко. 5 класс. 31 Цель – увидеть деятельность детей Тема полугодия : Музыка и литература. 1- я четверть. Блоки : Что роднит музыку с литературой. Фольклор в музыке русских композиторов Жанры инструментальной и вокальной музыки Вторая жизнь песни Тема года : Музыка и другие виды искусства. 1- я четверть. Блоки : Музыка рассказывает обо всем Древний союз Слово и музыка Песня

Планируемые результаты деятельности Предметные МетапредметныеЛичностные 32 Возможная структура урока подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний ; мотивация учебной деятельности, через осознание учащимися практической значимости применяемых знаний и умений, сообщение темы, цели и задач урока ; осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий ; самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя ; обобщение и систематизация результатов выполненных заданий ; подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ приводятся в блоках « Выпускник научится » и « Выпускник получит возможность научиться » 33

В структуре планируемых результатов выделяются: 34 Выпускник научится Ориентируют пользователя в том, достижение каких уровней освоения учебных действий с изучаемым опорным учебным материалом ожидается от выпускников. Круг учебных задач, построенных на опорном учебном материале, овладение которыми принципиально необходимо для успешного обучения и социализации. Выносится на итоговую оценку.

В структуре планируемых результатов выделяются: 35 Выпускник получит возможность научится Планируемые результаты, характеризующие систему учебных действий в отношении ЗУН, расширяющих и углубляющих понимание опорного учебного материала. Уровень достижений, соответствующий планируемым результатам этой группы, демонстрируют отдельные мотивированные и способные обучающиеся. Задания, могут включаться в материалы итогового контроля частично

Таблица планируемых результатов деятельности Характеристи ка деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности предметные м етапредмет - ные личностные

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) 37 Этап первый. Подготовка к изучению нового материала через повторение и актуализацию опорных знаний. Характеристика деятельности учащихся 1 1 Вход под музыку. 2 2 Обсуждение темы урока. 3 3 Обсуждение особенностей выразительных возможностей музыки и литературы.

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности. Предметные. 1. Вход под музыку. 2. Обсуждение темы урока. 3. Обсуждение особенностей выразительных возможностей музыки и литературы. 1. Знание о музыкальном жанре « опера ». Знание авторов и названия произведения. 2. Знание областей искусства. 3. Умение определять связи музыки с литературой. 38

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемы результаты деятельности. Метапредметные. 1. Вход под музыку. 1. Обсуждение темы урока. 2. Обсуждение особенностей выразительных возможностей музыки и литературы. 1. Умение давать определение понятиям. 2. Умение самостоятельно формулировать тему урока. 3. Умение выявлять отличия видов искусства. 39

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности. Личностные. 1. Вход под музыку. Обсуждение темы урока. 2. Обсуждение особенностей выразительных возможностей музыки и литературы. 1. Готовность и способность вести диалог. 2. Уважение к творческим личностям. 40

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности предметныеметапредметныеличностные 1. Вход под музыку. 2. Обсуждение темы урока. 3. Обсуждение особенностей выразительных возможностей музыки и литературы 1. Знание о музыкальном жанре « опера ». Знание авторов и названия произведения. 2. Знание областей искусства. 3. Умение определять связи музыки с литературой. 1. Умение давать определение понятиям. 2. Умение самостоятельно формулировать тему урока. 3. Умение выявлять отличия видов искусства. 1. Готовность и способность вести диалог. 2. Уважение к творческим личностям. 41

42 Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Этап второй. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий при выполнении предстоящих заданий. Характеристика деятельности учащихся 1 1 Определение задач урока. 2 2 Выстраивание алгоритма деятельности. 3 3 Слушание музыкального произведения ( по критериям ).

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности. Предметные. 1. Определение задач урока. 2. Выстраивание алгоритма деятельности. 3. Слушание музыкального произведения ( по критериям ). 1. Потребность в общении с музыкой. 2. Умение составлять алгоритм деятельности. 3. Соответствие нормам слушательской культуры. 43

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности. Метапредметные. 1. Определение задач урока. 2. Выстраивание алгоритма деятельности. 3. Слушание музыкального произведения ( по критериям ). 1. Умение самостоятельно ставить учебные задачи. 2. Умение планировать пути достижения целей через деятельность. Умение формулировать собственное мнение, задавать вопросы. 3. Умение организовать собственный процесс слушания. 44

Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности. Личностные. 1. Определение задач урока. 2. Выстраивание алгоритма деятельности. 3. Слушание музыкального произведения ( по критериям ). 1. Ответственное отношение к определению задач урока. 2. Уважительное отношение к иному мнению. 3. Готовность продемонстрировать слушательскую культуру. 45

Урок 1. Музыка и литература (1 час) Характеристика деятельности учащихся Планируемые результаты деятельности предметныеметапредметныеличностные 1. Определение задач урока. 2. Выстраивание алгоритма деятельности. 3. Слушание музыкального произведения (по критериям). 1. Потребность в общении с музыкой. 2. Умение составлять алгоритм деятельности. 3. Соответствие нормам слушательской культуры. 1. Умение самостоятельно ставить учебные задачи. 2. Умение планировать пути достижения целей через деятельность. Умение формулировать собственное мнение, задавать вопросы. 3. Умение организовать собственный процесс слушания. 1. Ответственное отношение к определению задач урока. 2. Уважительное отношение к иному мнению. 3. Готовность продемонстрир овать слушательскую культуру. 46

47 Урок 1. Музыка и литература (1 час) Этап третий. Самостоятельное выполнение учащимися заданий под контролем учителя. Характеристика деятельности учащихся 1 1 Анализ прослушанного музыкального произведения по критериям. 2 2 Обращение к теме урока через вывод. 3 3 Разучивание песни.

48 Урок 1. Музыка и литература (1 час ) Этап четвёртый. Обобщение и систематизация результатов выполненных заданий. Характеристика деятельности учащихся 1 1 Исполнение первого куплета песни. 2 2 Обсуждение и оценивание результатов музыкальной деятельности с точки зрения выработанных критериев.

Задание Проанализировать урок 1 и урок 2 тех программ 5 класса, по которым Вы работаете. Запланировать виды деятельности обучающихся на каждом этапе урока и соответствующие им планируемые результаты. Отправить составленные уроки на сайт кафедры гуманитарного образования БОУ ДПО « ИРООО » по адресу : 49

Обновление содержания и методики обучения музыке в основной школе при переходе на ФГОС 50 ВКС c отрывом от работы (8 ч ) (8 ч ) Семинар c отрывом от работы (8 ч )