Одарённость. Виды одарённости Волкова Любовь Альбертовна,к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О. преподавателя 7. 02.2013 Костромской.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовила: учитель начальных классов ГБОУ гимназии528 Алексеенко Ю.Г.
Advertisements

К любому ребёнку следует относиться с надеждой и ожиданием... Способности ученика– объяснение успеха педагога...
Зам.директора по ЭВ Кожеурова Е.Л. «Детская одаренность: признаки, виды, особенности личности одаренного ребенка»
Работа с одаренными детьми. Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью. Талантом.
Быть одаренным – непростая ноша Проявление повышенной самостоятельности Стремление к новым познавательным ситуациям Устойчиво высокая самооценка Независимость.
Задатками называются анатомо - физиологические особенности организма, с которыми человек рождается на свет и которые облегчают развитие тех или иных способностей.
Развитие и поддержка одаренных детей и детей с повышенной мотивацией к обучению в школе. МБОУ СОШ 6 г Мытищи.
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой.
МОУ « Сторожевская средняя общеобразовательная школа »
Теоретический семинар: « Психолого- педагогические основы работы с одаренными детьми» Выход.
Одаренный ребенок в ДОУ Эйрих Ирина Александровна МАДОУ детский сад 18 города Тюмени.
Одаренность человека это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать.
Одаренность и способности Федорук М.Г.,учитель начальных классов (гимназия 4)
Педсовет г. Цель педсовета: Цель педсовета: оказание методической помощи учителям в деятельности с выявлением и развитием способностей одарённых.
Организация работы с детьми, имеющими предпосылки одаренности.
Одарённость как педагогический и психологический феномен.
Система работы МБОУ Галанинская ООШ по реализации Программы «Одарённые дети» Сафонова О.В. заместитель директора по УВР.
Материалы проектной группы. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ.
Проблемы психолого- педагогической поддержки талантливых детей Горбунова Ольга Ивановна, кандидат филологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии.
ОДАРЁННЫЙ РЕБЁНОК-КТО ОН ?. Актуальность Распознав свои таланты, дети с их особыми нуждами, независимо от тех проблем и ограничений, с которыми они сталкиваются,
Транксрипт:

Одарённость. Виды одарённости Волкова Любовь Альбертовна,к.п.н. доцент кафедры педагогических инноваций КОИРОФ.И.О. преподавателя Костромской областной институт развития образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Костромской областной институт развития образования» ФЦПР О

Данные статистики по Костромской области (образовательные учреждения) 10 – Центров развития ребенка (2381 человек), 49 - детских садов с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития воспитанников (6823 человека), 8-лицеев (5877 школьников), 8-гимназий (4720 школьников), 1- школа с углубленным обучением немецкого языка (455 школьников), 11 общеобразовательных школ с классами углубленного обучения предметов.

Разведение (идентификация) смыслов одарённый ребёнок» «талантливый ребёнок», «ребёнок с опережающим (ранним) развитием» (вундеркинд)-»чудо-дитя» «гениальный ребёнок» = ? Гениальность - необыкновенное, поражающее дарование (Толковый словарь русского языка Дмитриева Д. В) Опережающее (раннее) развитие – (дословно: раньше нормы) Одарённость = талант: способности значительно превышающие стандартный уровень (Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений" Н. Абрамова, БЭС; Большой толковый фразеологический словарь М.И. Михельсона; Толковый словарь Д.Н.Ушакова; Философская энциклопедия; Исторический словарь, Википедия и многие другие).

Одарённый (талантливый) школьник Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов по сравнению с другими людьми в одном или нескольких видах деятельности ( Рабочая концепция под ред. Д.Б.Богоявленской.- М,2003). «Одарённые дети» - дети, которые значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрируют выдающиеся специальные способности: музыкальные, художественные и другие (педагогический словарь под ред.Мещерякова Б.Г., Зинченко В.П. М, 2003). «одарённые (талантливые)» дети- дети -, значительно опережающие своих сверстников в умственном развитии, либо демонстрирующие выдающиеся способности в том или ином виде деятельности (Концепция Региональной системы выявления, поддержки и сопровождения талантливых (одарённых) детей Костромской области)

Происхождение понятий «талант», « одарённость» Талант (греч. денежная единица). Слово заимствовано из старославянского языка, где таланътъ < греч. talanton «денежная единица» «мера веса» (золота, серебра). Использовать и преумножить, труд, вклад. Одарённость (дар, дать)- отдаётся безвозмездно, подарок, подношение. А также бесполезно, напрасно, бесцельно. Трудиться или получать?

Мифы об одарённости Если талант есть, то он сам пробьётся Если одарённость есть, то это на всю жизнь Если ученик неуспевающий, то об одарённости не может идти речи Одарённого ребёнка в отличие от обычного другого может учить любой педагог «Все дети одарённые!» « Одарённые дети встречаются крайне редко!»

Характеристики одарённой личности Три основные характеристики одарённой личности по А.В.Тороповой 1. независимость (автономность): отсутствие склонности действовать, думать и поступать сообразно мнению большинства; 2.пристрастное, личностное отношение к деятельности, составляющей сферу их интересов; 3. постоянная самооценка (высокие требования к себе). Типовое представление об одарённом учащемся Замотивирован на обучение, быстро понимает учебный материал, говорит и делает удивительные вещи, очень интересный собеседник, всесторонне развит, исполнителен, аккуратен, обаятелен и т. д.

Типология одарённости 1. Степень сформированности одарённости (больше – меньше) 2.Временная- стабильная одарённость (опережающее развитие) [псих. Н.С. Лейтес] 3. Явная – потенциальная одарённость [Д.Б. Богоявленская, В.Д. Шадриков] 4. Возрастная одарённость [псих. Н.С. Лейтес] 5. Др.

Типы одаренности, которые легко увидеть учителю: 1. «Умные», «толковые», сообразительные. Именно их называют «светлыми головами» и «надеждой школы». 2. Блестяще осваивают учебный материал, умеют и любят учиться 3. Музыка, танцы, живопись, скульптура, сценическая деятельность и т.п.

Орхидеи как и одарённость бывает очень разная

Виды одарённости 1. Академическая - 2. Интеллектуальная 3. Творческая 4. Художественно-эстетическая 5.Организационно- коммуникативная (лидерская) 6.Спортивно-физическая 7. Практическую одарённость

Академическая одарённость «+» Легко усваивает знания, имеет правильную речь, цитирует, приводит аргументы со ссылкой на авторитетный источник. Имеет ярко выраженную познавательную мотивацию. Афоризм «Воля, которая стремится к познанию и никогда не удовлетворяется оконченным делом». Д. Бруно «-» Странный зануда! О чём он сейчас говорил? Живёт слишком подробно. Игнорирует сферы жизни не связанные с основным увлечением Профессор Паганель (Дети капитана Гранта Жюль Верна)

Интеллектуальная одарённость «+» Не стандартно мыслит. Логик. Быстро думает. Не столько знает сколько выводит знание из предыдущего. Может создать продукт из «ничего». Не затрудняется в ответах. Афоризм «Знание некоторых принципов и закономерностей и логики легко возмещает незнание некоторых фактов. К. Гельвеций». «-» Не понятно как он до этого додумался. Он не мог этого знать. А сказать на нормальном языке это нельзя? Главный герой (А.Абдулов) в фильме «Гений». Режиссёр : Виктор Сергеев

Творческая или продуктивная одарённость «+» Скорость продуцирования новых идей (оригинальность, неповторимость). Нетрадиционные способы принятия решений. Потребность в инновациях. Так больше никто не сможет Левша: Сказ о тульском левше и о стальной блохе. Лесков, Н.С. «Творчество – это превращение человеческого опыта в божественный результат». «-» Всегда не знаешь, что он сотворит и как от этого спасаться! Непонятно как, но он это сделает! Ни голове ни нам покоя не даёт

Художественно-эстетическая одарённость «+». Эстетическое отношение к действительности Проявляет таланты, которые могут быть оценены как значительно превышающие обычные способности в, рукоделии, музыке, пении, изобразительном и драматическом искусствах (умеют уходить от подражания) мастерам Афоризм «Художник - человек с фантастическими возможностями доведения обыденности до совершенства». «-» Зато он больше ничего не умеет. Такими талантами сыт не будешь. Лучше бы учился хорошо. Любой знаменитый актёр, певец, художник… Эстетика души – Дон Кихот Ламанческий (М.де Сервантес)

Организационно- коммуникативная (лидерская) одарённость Остап Бендер -герой романов Ильи Ильфа и Евгения Петрова « Двенадцать стульев» «+». Умеет создать комфортную ситуацию при общении, умеет договариваться Легко организовывает других для выполнения дела. Формальный или неформальный лидер. Умеет находить компромиссы. Всегда знает, что хочет. Хорошее чувство юмора «-» Несёт невесть что, но так убедительно! Не знаю, кто это сделал, но знаю, кто этим руководил Афоризм « Из тех, кто идёт на принцип - доходят не все».

Спортивно- физическая одарённость Спартак- вождь крупнейшего восстания рабов в 73 или 7471 гг. до н. э. в Древнем Риме «+». Собранный волевой, настойчивый, целеустремлённый, имеющий природные физические данные выше уровня сверстников. Легко даются достижения в спортивных областях. Воин. Победители. Жизнь на износ. «-» « Сила есть ума не надо! Пусть тебе пятёрки ставит учитель по физкультуре! Ты думаешь, что если ты уехал на соревнование, то за тебя Пушкин будет сочинение писать? Афоризм «Спорить с тренером по борьбе может лишь тренер по стрельбе».

Практическая одарённость «+». Прилежные учащиеся. Всё на своих местах. Всё делают во время. Аккуратны( всё, в практическом понимании, по полочкам). Хозяйственны, чистоплотны, любят труд. Хорошие практики, если поняли, что надо делать «-» Дело делает, а объяснить не может. Пока делает кажется умным. Афоризм «У хорошей хозяйки и петух несется» Хозяин ( хозяйка), зажиточный крестьянин- кулак, мастер и др.

Практикум к теме Задание 1 Предположите и опишите характеристики ребёнка, которые появляются на перекрёстке приведённых видов одарённости Интеллектуальная Творческая + Художественная Спортивная Коммуникативная ? ( дописать)Практическая + ++ Интеллектуальная Творческая? ( дописать) ++

Практикум к теме Задание 2 Выберите одну из ранее описанных комбинаций одарённости «+». Как именно (в чём?) такие (комбинированные) одарённости проявляются на уроках и во внеурочное время в качестве положительного комплекса характеристик? «-» Какие отрицательные характеристики и (или)предубеждения могут быть отмечены при данной одарённости ? Приведите пословицу(афоризм, высказывание относительно данной комбинированной одарённости ( одну или несколько) Назовите вашу ассоциацию С каким персонажем или его важной характеристикой вы ассоциируете данную комбинированную одарённость? Как может выглядеть фото школьника, на котором проявлены описанные вами характеристики

Спасибо за внимание!