ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
1 сентября – начало образовательного года. 1 – 30 сентября – адаптационный, диагностический период, повторение пройденного материала. 1 октября – 3 ноября.
Advertisements

« Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в систему дошкольного образования « Введение федеральных государственных требований ( ФГТ ) в.
Что такое ФГТ «Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы.
Приказ министерства образования и науки РФ Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА 6 «СКАЗКА» БАРАБИНСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ БОРИСОВА.
1. Комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса. 2. Решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого.
В последние годы происходят существенные изменения в системе дошкольного образования Только за 2 года появилось несколько значимых нормативных документов,
«Федеральные государственные образовательные требования» – нормы и положения, обязательные при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного.
Консультация для воспитателей «Интеграция образовательных областей в планировании работы воспитателя ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.
Модель воспитательно – образовательного процесса в ДОУ с учетом ФГТ.
Учебный блокБлок совместной деятельности взрослого и детей Самостоятель - ная деятельность детей Основная форма – занятие ( в соответствии с расписанием.
Планирование и организация работы воспитателей в процессе реализации образовательных областей.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Солнышко» Солигаличского муниципального района Костромской области.
Организация непосредственно –образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГТ.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (утверждены приказом Минобрнауки России.
Несоответствие между активно- деятельностной природой ребенка и социально-педагогическими условиями его воспитания и обучения Несоответствие между индивидуальным.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 23 ноября 2009 г. N 655 "Об утверждении и введении в действие федеральных.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 6 «СЕМИЦВЕТИК» городского округа город Шарья Костромской области.
Нормативно-правовая база: Концепция долгосрочного социально-экономического развития до 2020 г. Национально-образовательная стратегия «Наша новая школа»
Федина Нина Владимировна, к.п.н., руководитель Центра дошкольного образования ИСИО РАО, советник генерального директора ОАО «Издательство «Просвещение»,
Транксрипт:

ВАРИАНТЫ ПЛАНИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГТ

Корректировка планирования воспитательно-образовательной работы с детьми * принцип интеграции образовательных областей; * комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса; * современные принципы организации совместной деятельности педагога с детьми и связанный с этим перенос «центра тяжести» с занятий на другие формы организации образовательной деятельности.

Письмо Министерства образования Российской Федерации от /23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ; Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от «Об утверждении Сан ПиН «Изменение 1 к «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Приказ «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования» 655 от г.

1. Соотнесение образовательных областей ООП ДО с видами деятельности, специфичными для детей дошкольного возраста. 2. Выбор форм работы с дошкольниками по организации различных видов детской деятельности. 3. Планирование образовательной нагрузки в режиме дня, в течение недели, месяца. 4. Распределение общего объема обязательной части образовательной программы в режиме дня в соответствии с новой структурой, заявленной в ФГТ. 5. Отражение в плане самостоятельной деятельности дошкольников. 6. Организация взаимодействия с семьями воспитанников по реализации ООП ДО. 7. Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса.

* Образовательная программа (ОП) – это нормативно- управленческий документ, обосновывающий выбор цели, содержания, применяемых методик и технологий, форм организации воспитательно-образовательного процесса в каждом конкретном ОУ. * Образовательная область - совокупность дисциплин, курсов, модулей учебного плана основной образовательной программы, обеспечивающих усвоение детьми знаний и умений, формирование компетентностей и социального опыта в разных видах человеческой деятельности» (АНО «Институт проблем образовательной политики «Эврика»).

Основные направления развития дошкольника Образовательные области в соответствии с ФГТ Приоритетный вид детской деятельности Физическое Физическая культура Здоровье Двигательная * Познавательно- речевое Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Познавательно- исследовательская Коммуникативная Чтение (восприятие) художественной литературы Социально-личностное Социализация Труд Безопасность Игровая Трудовая * Художественно- эстетическое Художественное творчество Музыка Продуктивная Музыкально- художественная

При организации любого вида детской деятельности могут решаться задачи из разных образовательных областей. Например, при проведении детского экспериментирования (познавательно-исследовательская деятельность) могут реализовываться задачи не только образовательной области «Познание», но и «Коммуникация», «Безопасность» и др. Таким образом реализуется принцип интеграции образовательных областей, заявленный в ФГТ как один из основополагающих.

Пример: проблема формирования социокультурных компетенций. Компетенция: «владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, работника, покупателя и т.д.), умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы» (образовательная область «Социализация»).

Владение знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей Сюжетно-ролевая игра Общение в семье беседы чтение рассматривание картин навыки проекты обучающие ситуации

Долгое время, удовлетворяя потребности и запросы практики, большинство авторов комплексных и парциальных программ дошкольного образования активно разрабатывали такие методики, в которых реализацию программных задач предлагалось осуществлять в основном через систему занятий. На этом фоне значимость других форм работы с дошкольниками необоснованно снижалась, их содержание значительно упрощалось. В современной теории и практике дошкольного образования термин «занятие» употребляется в широком смысле слова как «занимательное дело», без отождествления с дидактической формой учебной деятельности. При этом возрастает роль других форм организации деятельности дошкольников, которые традиционно использовались педагогами во «внеучебном» блоке.

- Образовательная деятельность осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности. - Режимные моменты. - Самостоятельная деятельность. Формы работы: игры, беседы, презентации, трудовые поручения, эксперименты и наблюдения, упражнения, слушание книг и т.д. Занятия - актуализация, - дополнение, - систематизация - применение знаний, умений, навыков, - осмысление опыта Накопление ЗУН, идей, опыта, впечатлений, вопросов Использование ЗУН в повседневной практике

Место, роль и логика построения занятий Обучение детей в форме занятий «с функцией (позицией) взрослого как учителя-регламентатора содержания и формы детской деятельности» нацелено на первоначальное овладение дошкольниками знаково- системными формами мышления и их средствами (чтение, письмо, арифметический счет). (В.И. Слободчиков) Занятие, как форма работы, руководимая педагогом, может стать основой для формирования элементарных форм учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста. (Л.А. Венгер)

Виды деятельности Формы работы двигательная утренняя гимнастика, подвижные игры с правилами, народные подвижные игры, игровые упражнения, двигательные паузы, спортивные пробежки, соревнования и праздники, эстафеты, физкультурные минутки, занятия в спортивном зале продуктивная мастерские по изготовлению продуктов детского творчества, творческие проекты эстетического содержания, занятия в изостудии коммуникативная беседы, речевые проблемные ситуации, составление рассказов и сказок, творческие пересказы, отгадывание загадок, словесные и настольно-печатные игры с правилами, ситуативные разговоры, сюжетные игры, речевые тренинги трудовая поручения (в т.ч. подгрупповые), познавательные опыты и задания, дежурства, практико-ориентированные индивидуальные и коллективные проекты, совместный (коллективный) труд познавательно- исследовательская наблюдения, экскурсии, решение проблемных ситуаций, опыты, экспериментирование, коллекционирование, моделирование, познавательно-исследовательские проекты, дидактические и конструктивные игры музыкально- художественная слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика и танцы, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические и подвижные игры с музыкальным сопровождением, инсценировки, драматизации, занятия в музыкальном зале чтение художественной литературы рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра (теневой, бибабо, пальчиковый и др.) игровая игровые ситуации, игры с правилами (дидактические, подвижные, народные), творческие игры (сюжетные, сюжетно-ролевые, театрализованные, конструктивные)

Отбор видов деятельности, определение их количества в режиме дня осуществляется с учетом нормативных требований, колебания работоспособности детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, а также: * видового разнообразия учреждений (например, в ДОУ компенсирующего вида для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата будет ограничена двигательная деятельность дошкольников); * наличия приоритетных направлений деятельности (в детском саду с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому направлению чаще будут использоваться продуктивная и музыкально-художественная деятельности); * специфики национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс (в ДОУ, которые посещают дети, говорящие на разных языках, будет усилена задача формирования навыков общения в коммуникативной деятельности).

Направления развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня Физическое развитие и здоровье Прием детей на воздухе в теплое время года. Утренняя гимнастика (подвижные игры, игровые сюжеты). Гигиенические процедуры (обширное умывание, полоскание рта). Закаливание в повседневной жизни (облегченная одежда в группе, одежда по сезону на прогулке, воздушные ванны). Специальные виды закаливания. Физкультминутки. Прогулки, двигательная деятельность на воздухе. Гимнастика после сна. Закаливание (воздушные ванны, ходьба босиком в спальне). Физкультурные досуги, игры и развлечения. Самостоятельная двигательная деятельность. Работа студий ритмической гимнастики, хореографии, спортивных секций. Прогулка (индивидуальная работа по развитию основных видов движений) Познавательно- речевое развитие Дидактические игры. Наблюдения. Беседы. Экскурсии. Исследовательская работа, детское экспериментирование. Развивающие игры. Интеллектуальные досуги. Занятия по интересам. Индивидуальная работа. Чтение (слушание) художественной литературы. Самостоятельная познавательная деятельность детей.

Направления развития ребенка 1-я половина дня 2-я половина дня Социально- личностное развитие Утренний прием детей, индивидуальные и подгрупповые беседы. Оценка эмоционального состояния группы с последующей коррекцией плана работы. Формирование навыков культуры еды. Этика быта, трудовые поручения. Дежурства в столовой, в уголке природы, помощь педагогам в подготовке к занятиям. Формирование культуры общения. Театрализованные игры. Сюжетно-ролевые игры. Воспитание в процессе хозяйственно-бытового труда и труда в природе. Эстетика быта. Тематические досуги в игровой форме. Работа в книжном уголке. Общение младших и старших детей (совместные игры, спектакли, дни дарения). Сюжетно-ролевые игры. Художественно- эстетическое развитие Творческие мастерские. Эстетика быта. Экскурсии в природу. Посещение музеев. Самостоятельная творческая деятельность детей. Работа студий, кружков художественно-эстетической направленности. Музыкально-художественные досуги. Чтение (слушание) художественной литературы. Индивидуальная работа. * Планирование нагрузки на неделю. * Модуль плана организации образовательной деятельности детей.

День недели, время в режиме дня Образовательные области, их интеграция Совместная деятельность педагога и детей Самостоятельная деятельность детей (с использованием развивающей среды) Взаимодействие с семьями детей / социальными партнерами (театры, спортивные школы и др.) Образовательная деятельность, осуществляемая в процессе организации различных видов детской деятельности Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов 12345

- замена учебного блока на блоки образовательной деятельности, осуществляемой в совместной деятельности взрослых и детей (в т.ч. в ходе режимных моментов); - увеличение объема совместной дея­тельности взрослого и детей; - «привязанность» планирования видов детской деятельности и форм работы с детьми к содержанию психолого-педагогической работы по реализации образовательных областей; - возрастание роли семьи и социума в решении образовательных задач.

Формы работы Образователь- ная область День 1 Утро. Работа в группе 1. Рассматривание альбома «Осень». Задачи: Систематизировать, обобщить и дополнить представления детей о характерных признаках поздней осени. Активизировать в речи и уточнить понятия, связанные с осенними явлениями природы. Познание. Коммуника- ция 2. Дидактическая игра «Угостим кукол чаем». Задачи: Учить детей правильно называть чайную посуду, активизировать в речи понятия «столько – сколько», «поровну», «одинаково». Познание. Коммуника- ция 3. Работа в уголке природы: уход за комнатными растениями. Задачи: Учить детей ухаживать за комнатными растениями, использовать свои знания об их строении. Формировать соответствующие трудовые навыки, умение действовать по инструкции. Труд

Виды деятельности Задачи Двигательная деятельность Обеспечивать профилактику нервного напряжения, переутомления. Учить детей подбирать необходимый инвентарь, объединяться в игре, использовать свой двигательный опыт. Игровая деятельность Оказывать помощь в организации игры, обустройстве места, подборе атрибутов, способствовать объединению детей в игре, использованию личного и игрового опыта. Продуктивная деятельность Создавать активизирующую среду, учить детей использовать освоенные ранее навыки и техники, поощрять творчество, стремление выразить себя в различных видах продуктивной деятельности. Познавательно- исследовательская Создавать активизирующую среду, стимулировать применение детьми элементарных навыков экспериментирования, учить сопоставлять информацию, делать выводы.

Какие формы взаимодействия с семьей и социумом необходимо включать в структуру планирования? * диагностирование (анкетирование); * педагогическое просвещение родителей, обмен опытом (консультации, собрания, круглые столы, педагогические гостиные и т.д.); * мероприятия для детей и взрослых (праздники, викторины, КВН, конкурсы и т.д.); * совместное творчество детей и взрослых (выставки, проекты, мастерские); * совместные мероприятия с учреждениями социума (школы, музеи, спортивные комплексы, учреждения дополнительного образования и т.д.); * индивидуальная работа с родителями.

* Тематические дни. Рассмотрение определенного вопроса, проблемы средствами различных образовательных областей, с использованием разнообразных форм работы. При этом применяется метод погружения, что позволяет детям и взрослым не просто познакомиться с новыми для себя культурными явлениями, информацией, а прожить день в атмосфере определенного события, праздника, проникнуть в суть явления. * Мероприятия по реализации проектов (исследовательских, творческих, приключенческих, игровых, информационных, практико-ориентированных). Помимо этапов реализация проекта и презентации итогов для определения роли детей, обеспечения их творческой и интеллектуальной активности, самостоятельности, необходимо отразить в плане также мероприятия организационного и рефлексивно-оценочный этапов проекта. * Тематический день, посвященный Дню матери.

Авторы-составители: Корнеичева Е.Е., Грачева Н.И. Под редакцией: Тимофеевой Л.Л.