О ПЕРЕХОДЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Программно-целевой метод социально- экономического планирования ( практический опыт Правительства Иркутской области ) КИМ РУСЛАН ЭДУАРДОВИЧ.
Advertisements

ДУМНОВА ТАТЬЯНА ГАВРИЛОВНА МИНИСТР ЭКОНОМИКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ Система индикативного управления в Республике Бурятия.
ВНЕДРЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ РЕЗУЛЬТАТИВНОГО БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В МУНИЦИПАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ Центр прикладной экономики Новации бюджетного законодательства.
Организация процесса оценки эффективности бюджетных расходов в Республике Карелия ДОКЛАД З аместителя Министра финансов Республики Карелия И.И. Ахокас.
1 ТЕМА 13 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИИ СПК ПС ОМС.
CEFC Опыт подготовки докладов о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования на федеральном уровне Александров Олег.
1 Методика разработки целей, задач и показателей деятельности ОИВ субъекта РФ и докладов о результатах и основных направлениях деятельности О.В.Александров.
БЮДЖЕТНАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМАБИС-СБОР КОМПАНИЯ Р.О.С.Т.У. РАЗВИТИЕ. ОПТИМИЗАЦИЯ. СТРАТЕГИЯ. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ » Первый заместитель Генерального.
Подготовила:Дрынкина Карина,группа 535-ЭК. Госпрограмма - это целевая программа планирования действий организационного, производственно-технологического.
Докладчик – заместитель главы администрации города Рязани Светлана Владимировна Горячкина город Рязань, 2013 О практике разработки муниципальных программ.
Программа социально-экономического развития Пермского края на годы и на период до 2017 года.
Перспективы развития информационных технологий в рамках БОР 8 (4855) (4855)
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН реализации стратегии социально-экономического развития муниципального образования город Ноябрьск до 2025 года 2014.
Результаты реализации инновационной социальной программы Результаты реализации мероприятий Основное нарушение при планировании: неконкретны, неизмеримы,
1 Среднесрочная политика бюджетных расходов в Республике Казахстан Самарканд, 2007.
Муниципальное задание как основа формирования бюджета и инструмент бюджетирования, ориентированного на результат Л.И.Максименко, май 2010.
2 Основание для разработки государственных программ Постановление Правительства РФ от «Об утверждении Порядка разработки, реализации и.
Подготовлен на основании проекта бюджета Целинского сельского поселения Целинского района на 2016 год.
Проект постановления Правительства Астраханской области «О разработке, утверждении и реализации ведомственных целевых программ»
Министерство труда и социального развития Республики Алтай 1 РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ «ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ»
Транксрипт:

О ПЕРЕХОДЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ НА ПРОГРАММНЫЙ БЮДЖЕТ

СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 1 По сути программный бюджет – это план финансовых действий, направленных на достижение целей и решение конкретных задач с применением наиболее рациональных методов решения, где конечной целью является получение конкретного экономического и социального результата. По своему назначению – это система бюджетирования, при которой деятельность органов власти, учреждений увязана со стратегическими целями территории, имеющимися финансовыми ресурсами и базируется на принципах ответственности за результаты данной деятельности это не только прозрачные цели и задачи, но и прозрачные методы достижения целей и решения стоящих задач это бюджет, в котором видны цели и задачи, которые предстоит решить за счет бюджетного финансирования в текущем году и в плановом периоде Признаки программного бюджета

СИСТЕМА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ, ОРИЕНТИРОВАННОГО НА РЕЗУЛЬТАТ, В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 2 Система бюджетирования, при которой деятельность руководства региона, органов власти, учреждений увязана со стратегическими целями территории, имеющимися финансовыми ресурсами и базируется на принципах ответственности за результаты данной деятельности Отсутствие принципов «Программного бюджета» Значительный объем расходов в отдельных сферах, не направленных на реализацию целей СЭР Отсутствие возможности мониторинга выполнения поставленных целей в связи с отсутствием показателей их реализации Стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием ОСНОВНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОВЕДЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ СИСТЕМЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 3 Невозможность определения «стоимости» реализации целей Невозможность оценки степени достижения цели Размытость ответственности за результат Невозможность определения «стоимости» реализации целей Невозможность оценки степени достижения цели Размытость ответственности за результат Отсутствие системы целеполагания Отсутствие четкой связи между элементами (иерархии) Отсутствие показателей результативности Отсутствие правил определения элементов целеполагания Отсутствие четкой связи между элементами (иерархии) Отсутствие показателей результативности Отсутствие правил определения элементов целеполагания Отсутствие взаимосвязи между стратегическим и бюджетным планированием Риск нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств Слабая управляемость Отсутствие взаимосвязи между стратегическим и бюджетным планированием Риск нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств Слабая управляемость Отсутствие механизма реализации целей (задач) Отсутствие связи между целями и программами Наличие укрупненных мероприятий Отсутствие связи между программами и государств. заданиями Отсутствие связи между целями и программами Наличие укрупненных мероприятий Отсутствие связи между программами и государств. заданиями

Государственные задания ДЦП, ВЦП Программа СЭР СХЕМА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНОМ «КАК БЫЛО» В РАЗРЕЗЕ ОТВЕТСТВЕННЫХ 4 Минэкономразвития Ведомства Учреждения Тактические цели (задачи) Цели ведомства Услуга, работа, мероприятия Концепция СЭР Губернатор Стратегическая цель (задача) показатель показатели отсутст- вуют Связь отсутствует

ОТСУТСТВИЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ЦЕЛЯМИ И ЦЕЛЕВЫМИ ПРОГРАММАМИ 5 Задача Концепция СЭР Комплексная переработка природных ресурсов Задача Программа СЭР Эффективное управление лесными ресурсами, увеличение отдачи от лесного сектора за счет развития существующих и освоения новых технологоемких секторов производства Программа, направленная на реализацию стратегической задачи, отсутствует, средства не выделялись Программа, направленная на реализацию стратегической задачи, отсутствует, средства не выделялись ДЦП/ВЦП

ОТСУТСТВИЕ ПРАВИЛ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ (МЕРОПРИЯТИЙ, РЕЗУЛЬТАТОВ) 6 Мероприятие является задачей ДЦП «О мерах по предотвращению распространения туберкулеза в Иркутской области на годы» МЕРОПРИЯТИЕ: Повышение грамотности населения по вопросам профилактики и раннего выявления туберкулеза МЕРОПРИЯТИЕ: Повышение грамотности населения по вопросам профилактики и раннего выявления туберкулеза Постановка неизмеримых результатов ДЦП «О мерах по предотвращению распространения туберкулеза в Иркутской области на годы» РЕЗУЛЬТАТ: Внесение существенного вклада в социально - экономическое развитие региона путем повышения качества человеческого потенциала и улучшения состояния здоровья населения РЕЗУЛЬТАТ: Внесение существенного вклада в социально - экономическое развитие региона путем повышения качества человеческого потенциала и улучшения состояния здоровья населения

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММНОГО БЮДЖЕТА 7 Увязка основных элементов модели управления по горизонтали: «ответственность – результат – ресурс» на всех уровнях управления Увязка основных элементов модели управления по горизонтали: «ответственность – результат – ресурс» на всех уровнях управления Декомпозиция основных элементов управления по вертикали – «от общего к частному» Бюджет субъекта Губернатор Показатели реализации стратегических целей и задач Бюджет министерства Министерство 1 Показатели реализации ведомственных целей Бюджет министерства Министерство 2 Показатели реализации ведомственных целей Финансовое обеспечение учреждения Учреждение 1 Показатели услуг, работ, мероприятий Показатели услуг, работ, мероприятий Финансовое обеспечение учреждения Учреждение 2 Показатели услуг, работ, мероприятий Показатели услуг, работ, мероприятий РЕСУРСЫОТВЕТСТВЕННОСТЬРЕЗУЛЬТАТ

СОСТАВ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ 8 СБОР Система целепо- лагания Государст- венные программы Государст- венные задания Формиро- вание проекта бюджета Реестр расходных обяза- тельств Элементы системы Планирование деятельности ведомств и бюджета Мониторинг исполнения планов деятельности и бюджета Оценка эффективности деятельности органов власти Поддержка принятия управленческих решений

СИСТЕМА ЦЕЛЕЙ ВЕРХНЕГО УРОВНЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Стратегическая цель: Повышение уровня и качества жизни населения Стратегическая цель: Повышение уровня и качества жизни населения 9 1. Повышение доступности качественного образования, обеспечение его соответствия потребностям социально- экономического развития 2. Обеспечение доступности медицинской помощи и повышение эффективности медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, передовым достижениям медицинской науки 3. Обеспечение максимальной вовлеченности населения в систематические занятия физкультурой и спортом и развитие спорта высших достижений 4. Развитие культурного потенциала личности и общества в целом 5. Обеспечение успешной социализации и эффективной самореализации молодежи 6. Повышение эффективности и усиление адресной направленности мер по социальной защите населения и граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации Законодательное регулирование, контроль и представление интересов населения Развитие инфраструктуры и обеспечение условий жизнедеятельности Обеспечение высоких темпов экономического роста 1. Формирование благоприятного инвестиционного климата и обеспечение развития инновационной сферы 2. Повышение эффективности государственной поддержки приоритетных направлений развития экономики 3. Развитие социально-трудовой сферы и обеспечение государственных гарантий в области содействия занятости населения 4. Совершенствование механизмов управления экономическим развитием Социальное развитие 1. Повышение качества предоставляемых жилищно- коммунальных услуг, модернизация и развитие жилищно- коммунального хозяйства 2. Повышение доступности жилья для граждан, обеспечение безопасных и комфортных условий проживания 3. Повышение доступности транспортных услуг 4. Обеспечение бесперебойного и безопасного функционирования дорожного хозяйства 5. Сохранение и защита окружающей среды 6. Обеспечение комплексных мер противодействия чрезвычайным ситуациям природного и техногенного характера 7. Укрепление общественной безопасности и снижение уровня преступности Обеспечение защиты прав населения 2. Обеспечение контроля за законностью и эффективностью использования бюджетных средств и распоряжением государственной собственностью Иркутской области, а также правовой защиты населения 3. Совершенствование законодательной (представительной) и контрольной деятельности

10 ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Стратегическая задача Стратегическая цель … … Тактическая цель показатель … … Тактическая задача … … Цель ведомства … … Задача ведомства … … показатель Мероприятие … … показатель Губернатор Минэкономразвития Ведомства Губернатор Минэкономразвития / ведомства Ведомства Ведомства / учреждения

Концепция / Стратегия СЭР Концепция / Стратегия СЭР Программа СЭР Программа СЭР Государственные программы Государственные программы Подпрограммы 11 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЭЛЕМЕНТОВ И ИНСТРУМЕНТОВ СИСТЕМЫ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ ВЦП / Основные мероприятия ВЦП / Основные мероприятия Стратегическая задача Стратегическая цель … … Тактическая цель показатель … … Тактическая задача … … Цель ведомства … … Задача ведомства … … показатель Мероприятие … … показатель

УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОТ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ На момент начала проекта комплексной системы формирования и исполнения программного бюджета в России не было 12 Качественное и оптимальное планирование деятельности ГРБС (возможности для оптимизации расходов) Защита ГРБС своих расходов (алгоритм обоснования расходов) Определение приоритетных целей и задач (балансировка расходов) Формирование бюджета в разрезе целей (фиксация ответственности ГРБС за конкретный результат) Сдвиг планирования деятельности ведомств и учреждений с привязкой результатов к финансовым ресурсам на более ранние сроки МОНИТОРИНГ исполнения планов деятельности и бюджета ОЦЕНКА эффективности деятельности органов власти ОЦЕНКА эффективности деятельности органов власти Поддержка ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ Распределение ресурсов по целям Прекращение неэффективных мероприятий и программ Устранение «перекосов» в бюджетной системе ПЛАНИРОВАНИЕ деятельности ведомств и бюджета Анализ результативности ГРБС Оценка эффективности расходования бюджетных средств

Практика внедрения данной системы может тиражироваться в других регионах Подобного уровня детализации бюджета никогда ранее не было в Иркутской области, отсутствует информация об аналогах в России 1 1 Мероприятия программ доведены до уровня отдельного учреждения с объемом выполнения и бюджетными ассигнованиями Сформированы финансовые показатели учреждений с целевыми результатами Каждый рубль, представленный в смете и ПФХД, привязан к непосредственному значению показателей объема и качества Сформированы полноценные государственные программы Изменена логика принятия решений по бюджету Впервые в Иркутской области появилась уникальная система оценки «перекосов» в планировании 2 2 Оценка различий в стоимости услуг между разными учреждениями Выявление некорректных показателей и единиц измерения (напр., информирование населения в кв. см площади) Сравнение динамики изменения показателей с объемом затрат (оценка эффективности) Оценка сбалансированности финансирования РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ Практика использования контрольными органами 4 4

ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 14 Руководству Механизм постановки целей (задач) и контроль за достижением конкретных результатов 1. Проводить мониторинг и анализ достижения поставленных целей и реализации программ Минэкономразвития 2. Оценить реальные результаты деятельности ведомств в детализации до услуг, работ, мероприятий 3. При согласовании параметров проекта бюджета и внесении корректировок вести обоснованный диалог с ведомствами о реальном объеме планируемых бюджетных средств 4. Планировать расходы бюджета в разрезе целевых программ, с учетом «стоимости» государственных услуг в соответствии с реальными возможностями бюджета.

ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 15 Ведомству 1. Планировать свою деятельность и деятельность подведомственных учреждений с учетом реальных возможностей бюджета 2. Иметь наглядные аргументы для «ведения диалога» с финансовым органом при составлении проекта бюджета 3. Организовывать и осуществлять мониторинг формирования государственных заданий по каждому подведомственному учреждению 4. Осуществлять мониторинг «стоимости услуг», оказываемых населению и параметров их качества 5. Оценивать эффективность работы учреждений в процессе достижения целей, выполнения государственных, муниципальных заданий 6. Получить «иммунитет» от уменьшения финансирования без изменения ожидаемых результатов, зафиксированных в «дереве целей», утвержденных целевыми программами, заданиями 7. Оценивать удовлетворенность населения качеством услуг, эффективностью работы каждого учреждения

ЧТО ДАЕТ ВНЕДРЕНИЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ 16 Населению 1. Получить именно те услуги и мероприятия, в которых есть наибольшая потребность 2. Выбирать учреждения, которые оказывают наиболее качественную услугу и тем самым стимулировать их развитие 3. «Понимать», чем обернутся для каждого жителя (зафиксированная в «дереве целей») деятельность органов власти региона, города, поселения 4. Получить основание доверять власти