Предмет методики обучения. Современные проблемы обучения и преподавания Предметом методики обучения химии в вузе является общественный процесс передачи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ. Принципы и компоненты процесса обучения Процесс обучения совокупность последовательных взаимосвязанных действий учителя и.
Advertisements

9 ноября 2011 г. Координационный совет Якутск Преемственность начального и основного общего образования в условиях реализации ФГОС.
Методика преподавания химии Лекция 1 Введение. Методы и средства обучения химии.
Ноябрь 2011 г., г. Красногорск Красногорский государственный колледж Красногорский МОДУЛЬНО-КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ.
Типы и структура уроков. Современные требования к уроку. Дата проведения семинара: Автор:к.п.н. Семенова Л.А.
Инновационные образовательные методы и технологии Харькова Л.В. методист ГПСП учителей информатики.
Российский государственный социальный университет Кафедра социальной и педагогической информатики Российский государственный социальный университет Кафедра.
Методический совет по теме: КОМПЛЕКСНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПОДХОДОВ К ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО- ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА С ЦЕЛЬЮ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
Профильное обучение по математике Боровикова Е.И. учитель МОУ «СОШ1»
Художественное образование в условиях реализации стандартов второго поколения Составитель: С.И. Линник-Ботова.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Содержание урока Педсовет Содержание урока: Гуманистическая направленность Системность, связь с предыдущими и последующими уроками Связь с.
Формирование ключевых компетентностей и универсальных учебных действий Т. Н. Стрельникова, учитель математики.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Методист МКУ ЦРО Уджуху В. В.
Подготовила учитель физики МБОУ СОШ 1 Хусяинова Л. Н.
Семинар для педагогических работников МБОУ «СОШ 5» г.Усинска.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Образование как общественное явление и педагогический процесс Лекция 3.
Транксрипт:

Предмет методики обучения. Современные проблемы обучения и преподавания Предметом методики обучения химии в вузе является общественный процесс передачи и усвоения знаний по химии. Процесс обучения состоит из трех взаимосвязанных сторон: учебного предмета, преподавания и учения.

Учебный предмет Учебный предмет анализируется с позиций: Принципов построения программ; Принципов построения курса; Принципов обучения;

Учение – деятельность обучаемых, включающая восприятие, осмысление, усвоение знаний и применение их на практике.

Преподавание Деятельность преподавателя, направленная на передачу и формирование знаний, умений и навыков, научного мировоззрения, приемов познавательной деятельности.

Проблемы,решаемые методикой обучения Цели обучения (Зачем учить? Кого учить ?) Содержания обучения ( Чему учить?) Методов обучения (Как учить?) Средств обучения (при помощи чего учить?) Учения (как учатся студенты?)

Требования современного общества к подготовке специалистов ФЗ «Об образовании» ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

ФЗ «Об образовании» формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии посредством получения высшего и/или послевузовского профессионального образования; формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократии; сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества

М. Складовская –Кюри: «Цивилизация страны измеряется тем, какой процент бюджета отведен на национальное образование».

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. Основная цель профессионального образования – подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профе ссией,

ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности; удовлетворение потребностей личности в получении соответствующего образования

С 1 сентября 2011 года практически все вузы России перешли на двухуровневое образование (бакалавр-магистр). Сохранена подготовка по специальности «Фундаментальная и прикладная химия», с 5-летним сроком обучения.

Из доклада академика В.В.Лунина на заседании УМС по химии в октябре 2011 года:

Распределение бакалавров по различным видам деятельности : Работа Германия-4,4% Дания - 8,2% Франция- 15,6% Италия - 33,8% Англия - 46,0 % Дальнейшая учеба 95,0% 91,8% 74,4% 40,6% (11,1% + работа ) 34,5% (6,7 % + работа)

Процент бакалавров, трудоустроенных в различных компаниях С трана Германия Голландия Чехия Англия Профиль компании Химический- 0% Фармацевтический-0,5% Химический -16,6% Нефтехимия- 2,5% Химический % Аналитические лаборатории- 7,5%

«…реализация двухуровневой системы с ограничением приема в магистратуру, по нашему мнению, может привести к существенному снижению в стране объема научных исследований в области химии и других естественных наук и, вообще в целом, к уменьшению интеллетуального потенциала страны». (В.В. Лунин )

В планах перспективного развития ДВФУ увеличение приема в магистратуру и расширение магистерских программ.

Базовые средства реализации профессиональной успешности - мыслительные, коммуникативные, организаторские и личностные качества, которые входят в состав компетенций.

Компетенции Компетенции - целостность знаний, умений и навыков, обеспечивающих профессиональную деятельность Опыт - интеграция в единое целое усвоенных человеком отдельных действий, способов и приемов решения задач.

Принципы обучения: 1. Воспитания и всестороннего развития в процессе обучения. 2.Научности. 3. Сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли преподавателя. 4. Наглядности обучения и развития творческого мышления. 5.Систематичности.

6. Перехода от обучения к самообразованию. 7. Связи обучения с реальной жизнью. 8. Межпредметных связей. 9. Положительного эмоционального фона. 10. Коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

1. Принцип воспитания и всестороннего развития в процессе обучения Каждая учебная дисциплина должна не только вводить в область научных знаний, но и воспитывать дисциплинированность, трудолюбие, ответственность, исполнительность и т.д.; Развивать: память, мыслительную деятельность и т.д.

2. Принцип научности Требования к обучению, вытекающие из этого принципа педагог Л.Я. Зорина объединила в 3 основные группы: 1)соответствие учебных и научных знаний; 2)ознакомление учащихся с методами научного познания; 3)создание у учащихся представлений о процессе познания.

3. Принцип сознательности и творческой активности учащихся при руководящей роли преподавателя Принцип выдвигает требование формирования научных знаний на основе самостоятельного анализа учащимися конкретных явлений, предметов, процессов. При этом следует стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели логическими методами самостоятельного формирования понятий, чтобы каждое понятие и обобщение стали инструментом для дальнейшего познания окружающего мира. На уроках должны создаваться проблемные ситуации, обдумывание которых повышает творческую активность учащихся.

4. Принцип наглядности обучения и развития творческого мышления Наглядность, наблюдение химических опытов и веществ служат возникновению знаний об объективном мире, дают убежденность в их истинности. Кроме того, при наглядном обучении, восприятие всегда связано с абстрактным мышлением. Учащиеся учатся делать выводы, обобщать, активно участвуют в учебном процессе.

5. Принцип системности Под системностью понимают такое качество некоторой совокупности знаний, которое характеризует наличие в сознании ученика структурных связей, адекватных связям между знаниями внутри науки. Этот принцип связан с принципом научности, ему подчинен принцип систематичности.

Под систематичностью понимают такое качество знаний, которое характеризует наличие в сознании обучающихся содержательно-логических связей между отдельными компонентами знаний.

6. Принцип перехода от обучения к самообразованию Этот принцип важен именно потому, что в последние годы обновление научных понятий происходит крайне быстро и, если раньше прочность знаний связывали с памятью, с возможностью дословно воспроизвести текст, то в настоящее время – с пониманием и овладением приемами мышления на основе развития познавательных сил учащихся при освоении содержания обучения.

7. Принцип связи обучения с реальной жизнью Этот принцип нашел отражение в введении региональных компонентов, показывающих, например, в химии, какие химические вещества в виде минералов есть на территории региона, какие производства связаны с химическими технологиями. Показывает связь химии и жизни в быту, медицине и т.д.

8. Принцип межпредметных связей Этот принцип вытекает из требования научности обучения и формирования системных знаний. Главная дидактическая функция межпредметных связей – последовательное отражение в содержании естесственно-научных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе.

Межпредметные связи способствуют решению 3 главных дидактических задач: 1)повышению научности и последовательности учебной информации; 2)стимулированию познавательных интересов; 3) воспитанию научных убеждений.

9. Принцип положительного эмоционального фона Этот принцип предполагает создание преподавателем и всем ходом учебного процесса таких качеств обучаемых, как увлеченность, потребность в знаниях, интерес к учению. При этом особая роль отводится личности преподавателя.

10. Принцип положительного эмоционального фона Гуманистически ориентированная лекция – это не чтение по конспекту, а монолог, переходящий в диалог или полилог с сидящими в аудитории. Гуманистически ориентированный семинар – это не только решение задач, но и дискуссия о нерешенных проблемах.

Лабораторный практикум – это научная работа, моделирующая современное научное исследование. Негуманным является выполнение лабораторной работы в одиночку, так как человек приспособлен эволюцией к коллективной работе. Важная составляющая гуманизации обучения – справедливая оценка знаний.

10. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся

Спасибо за внимание!