Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Автор: Сумарокова О.Д., учитель химии МБОУ «Двинская СОШ»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модульное обучение Автор: учитель географии МОУ Кольская СОШ 1 Скотаренко Сюзанна Николаевна.
Advertisements

Голосеева Татьяна Анатольевна Модульная технология обучения и её применение на уроках химии Модульная технология обучения и её применение на уроках химии.
Педагогический совет г.. Технология – teche - искусство, ремесло, наука + logos - понятие, учение.
ОСВОЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ тематический педагогический совет 17 ноября 2009 года Из выступления Коршуновой ВВ, зам. Директора по НМР.
МОУ ГИМНАЗИЯ 11 КРУГЛЫЙ СТОЛ СОВРЕМЕННЫЙ УРОК: ОПЫТ И ПОИСК.
«Педагогические технологии в начальной школе» Три постулата идеологии новой школы: Школа является важнейшим фактором развития личности; Школа является.
"Современные образовательные технологии в учебно-воспитательном процессе" Зам. директора по УВР М.В. Мажирина.
Антонова С.А., заместитель директора по УВР МБОУ СОШ 3 пос. Эльбан.
Современные образовательные технологии как средство повышения мотивации в инновационной деятельности Выполнила: Голенева Ирина Александровна.
Котова Татьяна Венадьевна учитель химии ГБОУ ШИ Курортного района Санкт-Петербурга «Олимпийский резерв»
Технологии развивающего обучения: обзор, признаки и особенности.
Учебный проект. Цели: создать условия, при которых учащиеся Самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; Учатся пользоваться.
Шило Галина Михайловна Образование: высшее закончила физико- математический факультет ШГПИ в 1989 году Категория: первая Педагогический стаж: 22 года.
Среди безликих нот и звуков Творишь ты в мрачной пустоте. Всё это для детей и внуков, Чтоб не остаться в темноте… (Ван Узилс)
Отчет по методической теме: «Использование практических заданий на уроках технологии с целью формирования общетрудовых и профессиональных умений и навыков»
Современные образовательные технологии. Поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?"
Применени е модульной технологии на уроках биологии Презентацию приготовила учитель первой категории МБОУ «ХООШ4» Макарова Елена Анатольевна.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр развития творчества детей и юношества» ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ.
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Транксрипт:

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ХИМИИ, КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ Автор: Сумарокова О.Д., учитель химии МБОУ «Двинская СОШ» Научный руководитель: Нестерова Л.Н., к.п.н., методист кафедры теории и методики предмета АО ИОО

Цель исследования - выявить влияние модульной технологии, используемой на уроках химии в классах, на качество знаний учащихся. Объект исследования – образовательный процесс Предмет исследования – возможности модульного обучения Гипотеза – использование модульных уроков будет способствовать углублению, систематизации и прочности знаний по теме «Кислородсодержащие соединения» в 10 классе и теме «Вещества и их свойства» в 11 классе средней школы.

З АДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ 1. Изучить и проанализировать литературные источники по педагогическим технологиям и проблемам модульного обучения. 2. Уточнить по результатам теоретического анализа литературы понятийный аппарат по теме исследования; 3. Разработать критерии показателей оценки эффективности применения модульной технологии на уроках химии в классах. 4. Разработать модульные уроки для изучения темы «Кислородсодержащие соединения» (10 класс) и темы «Вещества и их свойства» (11 класс). 5. Осуществить экспериментальную проверку эффективности использования модульных уроков по теме «Кислородсодержащие соединения» (10 класс) и темы «Вещества и их свойства» (11 класс). 6. Подготовить методические рекомендации по результатам проведенного исследования.

Б АЗА И УЧАСТНИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ МБОУ «Двинская СОШ» МО «Холмогорский муниципальный район» Обучающиеся классов МБОУ «Двинская СОШ»

П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько). Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков). Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

П ЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Селевко Г.К. «Современные образовательные технологии» три аспекта педагогической технологии 1) научный: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы; 2) процессуально-описательный: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения; 3) процессуально-действенный: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

К ЛАССИФИКАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ По уровню применения По философской основе По ведущему фактору психического развития По научной концепции усвоения опыта По ориентации на личностные структуры По характеру содержания и структуры По типу организации и управления познавательной деятельностью По отношение к ребенку со стороны взрослых По категории обучающихся По направлению модернизации традиционной системы

Т РАДИЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Систематический характер обучения Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала Организационная четкость Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении Шаблонное построение, однообразие Нерациональное распределение времени урока Учащиеся изолируются от общения друг с другом Отсутствие самостоятельности Пассивность или видимость активности учащихся Слабая обратная связь Усредненный подход Отсутствие индивидуального обучения Положительные черты Отрицательные черты

Л ИЧНОСТНО - ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ гуманно-личностные технологии; технологии свободного воспитания; эзотерические технологии; технологии сотрудничества. в центре - личность ребенка; обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий развития личности; реализации природных потенциалов личности; совместная развивающая деятельности взрослых и детей. Направления Особенности

И ННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Название Сущность Проблемное обучение Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания Концентрированное обучение Глубокое изучение предметов за счет объединения занятий в блоки Модульное обучение Самостоятельная работа обучающихся с индивидуальной учебной программой Развивающее обучение Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию

И ННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ Название Сущность Дифференцированное обучение Усвоение программного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного (стандарт) Игровое обучение Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации Метод проектов Образовательный процесс строится логике деятельности, имеющей личностный смысл для учащегося, что повышает его мотивацию в учении, способствует развитию его творческих способностей

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Модуль - это функциональный целевой узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им Модуль - средство модульного обучения, в него входит: - целевой план действий, - банк информации, - методическое руководство по достижению дидактических целей. o Совокупность целей модульной программы можно представить в виде дерева (КДЦ темы, ИДЦ урока, ЧДЦ учебных элементов)

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Ученик имеет у себя модуль (инструкцию), в которой определены: цели усвоения модуля (урока) и каждого УЭ; задания для выполнения разного уровня сложности; материалы для работы (ссылки на источники, приложения); указания на вид и форму работы (как овладеть учебным материалом: выучить, составить конспект, решить задачу и т.д.); контроль, определяющий степень усвоения учебного материала Способ самооцеки Задачи ученика при работе с модулем

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ разработка модулей (инструкций); оказание индивидуальной помощи, поддержание темпа урока; управление учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули; уточнение модулей при практической работе с ними; контроль и коррекция усвоения, знаний, умений, навыков. Задачи учителя

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий УЭ – 0 2 мин Тема урока: Спирты Цель: Познакомиться с представителями кислородсодержащих соединений – спиртами, их строением, свойствами, конкретными представителями и применением. Запишите тему урока Прочитайте цель урока. УЭ - 0 включает тему урока и цели, которые необходимо достичь к концу урока - ИДЦ

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий УЭ мин Входной контроль Цель: Повторить классификацию кислородсодержащих соединений, содержание элементов в живых организмах. 1.(6 б.)Установить соответствие: Классы соединений общие формулы А.спирты 1. RCOOH Б.карбоновые кислоты 2. RCOH В.альдегиды 3. RCOR Г.кетоны 4. ROR Д. простые эфиры 5. RCOOR Е.сложные эфиры 6. ROH Работа выполняется индивидуально. Будьте объективны при выставлении баллов. УЭ 1 – входной контроль

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Номер УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий УЭ – 4 15 мин Цель: Изучить свойства спиртов. Письменно ответьте на вопросы : 1.(1 б.) Физические свойства. Почему водородная связь называется водородной? 2.(1 б.) Какое влияние оказывает водородная связь на растворимость спиртов в воде? 2. Химические свойства. Записать уравнения соответствующих реакций на примере: Этанола (5 б.) Метанола (10 б.) Подписать названия продуктов реакций. А. (1 б. – 2 б.)горение Б. (1 б. – 2 б.)кислотные свойства – со щелочными металлами В. р. дегидротации (- вода) - (1 б. – 2 б.)внутримолекулярная (на примере этанола) - (1 б. – 2 б.)межмолекулярная Г. (1 б. – 2 б.)р.окисления(на примере этанола) – качественная реакция на спирты (1 б.) Лабораторный опыт: провести реакцию окисления этанола, Соблюдать правила обращения со спиртовкой Д. (1 б.) р.этерификации С.67 С.68 С.68 С.69 Парная работа с соседом по парте С.69, рис. 35 С.70 УЭ этапы изучения и закрепления нового материала.

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Номе р УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий УЭ -5 5 мин Выходной контроль Цель: Проверка понимания и осмысления новых знаний. 1.(8 б.)13 стр.74 Выполните задание совместно с соседом, при необходимости обратитесь за помощью к учебнику: А. с.36 Б.с.35,с.40. УЭ 5 - подведение итогов (выходной контроль)

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ Номе р УЭ Учебный материал с указанием заданий Рекомендации по выполнению заданий УЭ -6 3 мин Цель: осуществить самооценку работы на уроке Проверьте правильность выполнения вашей работы. Сосчитайте общее количество баллов и поставьте оценку 0-19 баллов - «2» 19 – 38 баллов – «3» баллов –«4» баллов – «5» Спасибо за работу! Для проверки используйте контрольный лист УЭ 6 - самооценка

Т ЕХНОЛОГИЯ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ работать самостоятельно с дифференцированной программой; вернуться к учебному материалу, если в этом есть необходимость; работать дома в случае пропусков по болезни, надомного обучения, обучения в форме экстерната; комфортную обстановку на уроке (индивидуальный темп, «мягкий контроль»); развивать свои личностные качества (самостоятельность; умение ставить цели, планировать, организовывать и оценивать свою деятельность); получить консультацию и дозированную персональную помощь от учителя. Учащийся имеет возможность

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЕКАБРЬ 2011 Г. – АПРЕЛЬ 2013 Г. Вид группы Класс Учебный год Число учащихся в класса Средний балл по химии за 9 класс Качество знаний по химии за 9 класс Контрольны е группы ,660% (7)3,6 (в к/г)71% ,660% (7)3,6 (в к/г)71% Эксперимент альные группы ,771% % ,771%

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ 1. Состав обучающихся: - успеваемость (по результатам аттестатов основного общего образования) - число учащихся: 6 и 7 человек в контрольных группах, по 7 человек в экспериментальных группах. 2. В контрольных и экспериментальных классах учитель (он же экспериментатор) один и тот же. 3. Учебный материал 4. Одинаковые контрольные работы в контрольных и экспериментальных группах. 5. Равные условия работы – первая смена, кабинет химии. Уравниваемые условия эксперимента

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ В контрольных классах уроки проводились по традиционной технологии. В экспериментальных классах уроки проводились по модульной технологии. Варьируемые условия

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Средний балл за контрольную работу по определенной теме в контрольных группах и в экспериментальных группах. Средний балл среди текущих оценок по определенной теме в контрольных группах и в экспериментальных группах. Процентное содержание хороших оценок («4» и «5»),троек и двоек среди текущих оценок по определенной теме в контрольных группах и в экспериментальных группах. Анкетирования среди обучающихся в экспериментальных группах учебного года с целью выявления их отношения к модульным урокам. Критерии показателей оценки эффективности эксперимента

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Вид групп ы Класс Учебн ый год Тема Средн ий балл за контр раб. Текущие оценки (в %), полученные при изучении данной темы «5»«4»«4» и «5» вмест е «3»«2» Контр ольны е групп ы Кисло родсо держа щие соед. 39,523,833,355,311, ,615,643,158,733, Вещес тва и их св- ва 3, ,86,2562,568,75256,25 Констатирующее исследованияе

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Вид групп ы Класс Учебн ый год Тема Средн ий балл за контр раб. Текущие оценки (в %), полученные при изучении данной темы «5»«4»«4» и «5» вместе «3»«2» Экспе римен тальна я Кисло родсод ержащ ие соед. 3,51175,586,513, Вещес тва и их св- ва 4,213,55467,532,5- Формирующий эксперимент

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Показат ели 10 класс 11 класс Контрольные группы Экспери ментальн ая группа Контрольные группы Экспери ментальн ая группа 2009/ / / / / /201 3 С/б (К/р) 33,63,53,43,84,2 «4» и «5»33,3%58,7%86,5%30%68,7%67,5% «2»11,4%8%-22%6,25%- Сравнительная таблица успеваемости

Э КСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Вид груп пы Клас с Учеб ный год Тема Сред ний балл за конт роль ную раб. Текущие оценки (в %), полученные при изучении данной темы «5»«4»«4» и «5» вмест е «3»«2» Экспе риме нталь ная Кисл ородс одерж ащие соеди нения Контрольный эксперимент

А НАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 10 КЛАСС Средний балл

А НАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 10 КЛАСС Контрольные группы Экспериментальные группы

А НАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 11 КЛАСС Средний балл

А НАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ 11 КЛАСС Контрольные группы Экспериментальная группа

А НКЕТИРОВАНИЕ Вопросы анкеты Варианты ответов Традиционное обучение Модульное обучение Одинаково (не имеет значения) Лучше усваиваются новые знания при изучении учебного материала: 23% 54% Более объективное оценивание происходит при обучении: 0%84,6%15,4% По какой системе предпочитаете заниматься: 24%61%15%

А НКЕТИРОВАНИЕ Надо включать модульную технологию в традиционную систему обучения? Варианты ответов Да Нет 85%15%

А НКЕТИРОВАНИЕ Традиционное обучение Модульное обучение Положительные стороны Учитель все объяснит – 77% Коллективная работа - 7,7% Могут не спросить – 7,7% Развивается самостоятельность – 62% Работа в индивидуальном темпе – 38% Пригодится в будущем – 15% Хорошо запоминается – 7,7% Все понимается в системе – 7,7%

А НКЕТИРОВАНИЕ Традиционное обучение Модульное обучение Отрицательные стороны Можно что-то прослушать – 38% Нет самостоятельности – 15% Нет индивидуальных заданий – 15% Не успеваю все на уроке, много остается на дом – 46% Надо много работать – 23% Надо учиться – 7,7% В учебнике не все понятно – 7,7%

З АКЛЮЧЕНИЕ Подтверждено, что модульное обучение является средством интенсификации образовательного процесса, средством его гуманизации. Уточнены понятия «педагогические технологии», «технологии модульного обучения». Разработаны критерии показателей оценки эффективности применения модульной технологии на уроках химии в 10 – 11 классах. Разработаны модульные программы. Разработаны методические рекомендации по применению модульной технологии на уроках химии Использование модульных уроков способствует углублению, систематизации и прочности знаний

Б ИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 1. Беспалько, В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько – М.: Изд-во профессионального образования, Гузеев, В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В.В. Гузеев. - М.:Сентябрь, с. – (Библиотека журнала «Директор школы». Спецвыпуск.4). – Библиогр.: с Ивлева, Н.А. Модульное изучение теоретических основ органической химии / Н.А. Ивлева // Химия в шк – с Кошелева, О.А. Использование модульной технологии при обобщении знаний по разделу «Углеводороды» / О.А. Кошелева, Т.А. Боровских, Г.М. Чернобельская. – М.: Чистые пруды, 2009 – 32 с.: ил. – (Библиотечка «Первое сентября», серия «Химия». Вып.29). – Библиогр.: с Кошелева, О.А. Использование модульной технологии при обобщении знаний по разделу «Углеводороды» / О.А. Кошелева // Химия в шк. – – с Макотрова, Г.В. Проблемно-модульное обучение развития научного потенциала старшеклассников / Г.В. Макотрова // Химия в шк. – – с Маркова, Л.А. Модульное изучение металлов II группы / Л.А. Маркова Химия в шк. – – с Масловская, С.В. Современные технологии обучения [Электронный ресурс] / С.В. Масловская. – Режим доступа: – Загл. с экрана. 9. Олешков, М.Ю. Современные образовательные технологии: учебное пособие / М.Ю. Олешков – Нижний Тагил: НТГСПА, с. 10. Селевко, Г.К.Современые образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К.Селевко – М.: Народное образование, 1998 – 70 с. 11.Третьяков, П.И. Технология модульного обучения: практико-ориентированная монография / П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский. – М.: Новая школа,1997. – 351 с. 12. Цуранова, Н.Б. Модульные уроки. Применение элементов модульной технологии на уроках химии / Н.Б. Цуранова, Т.В. Соколова. – Архангельск, АО ИППК РО, – 58 с. 13. Щепина, И.Ю. Модульное обучение: изучаем металлы / И.Ю. Щепина // Химия в шк. – – с