Внедрение системы экологической информации в Кыргызской Республике Кожобаев Р. К. Исполнительный директор Республиканского фонда охраны природы и развития.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Обзор потребностей внедрения совместной системы экологической информации (SEIS) в Кыргызстане» Гребнев В.В., эксперт Байдакова Н.С., ГАООСиЛХ Встреча.
Advertisements

Комитет по экологической политике ЕЭК ООН Рабочая группа по мониторингу и оценке окружающей среды Седьмая сессия, Женева ноября 2006 года Пункт 5.
«Возможности применения стратегической экологической оценки (СЭО) в КР» О. Печенюк Независимая экологическая экспертиза.
Совместная межсекторальная целевая группа по экологическим показателям Пятая сессия Женева июля 2012 г. ПОКАЗАТЕЛИ по биологическому разнообразию,
SOE Индикаторы1 Использование индикаторов в государственных докладах по состоянию окружающей среды Туркменистана.
Политика Республики Таджикистан в аспекте изменения климата Сафаров М. директор Государственного Учреждения по гидрометеорологии.
Баллыев Батыр, начальник Управления охраны окружающей среды Министерства охраны природы Туркменистана Приоритеты и потребности в области изменения климата.
ОТЧЕТ НИЦ МКУР ЗА 2007 год. В рамках усиления регионального сотрудничества в Центральной Азии: подготовлена, одобрена и подписана Рамочная Конвенция об.
Приоритетные направления регионального сотрудничества МКУР в области охраны окружающей среды и устойчивого развития с ГЭФ, странами донорами, международными.
11 сентября 2012 года Статистика водных ресурсов Республики Казахстан Директор департамента статистики производства и окружающей среды А. Епбаева Агентство.
Реализация положений Роттердамской конвенции в Кыргызской Республике.
особое комплексное образование, представляющее собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере взаимодействия общества и.
1 РЕСПУБЛИКА ТАДЖИКИСТАН РЕСУРСНО-ИНФОРМАЦИОННЫЙ ОРХУС-ЦЕНТР КОДИР БОТУРОВ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КООРДИНАТОР ОРХУССКОЙ КОНВЕНЦИИ.
РОЛЬ ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННОЙ ПАЛАТЫ УКРАИНЫ В ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ БИЗНЕСА (ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ) г. Киев 15 октября 2013 г. Куруленко Святослав.
Состояние и охрана окружающей среды в Российской Федерации.
Заседание Координационной комиссии по проблемам изменения климата 24 сентября 2013 г., Бишкек Изменение климата в Кыргызстане: мобилизация ресурсов для.
СТРАТЕГИИ И ПРИОРИТЕТЫ ГЭФ В РЕСПУБЛИКЕ ТАДЖИКИСТАН GEF Country Support Programme Sub-regional Workshop for GEF Focal Points in Europe & CIS д-р Нейматулло.
LOGO Разработка Национального регистра выбросов и переноса загрязнителей (РВПЗ) в Республике Беларусь "Получи право на здоровое сообщество Субрегиональный.
Министерство экологии и природных ресурсов Республики Молдова Основные направления обеспечения экологической безопасности в Республике Молдова (Национальная.
ОТЧЕТНОСТЬ ПРЕДПРИЯТИЯ КАК ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА Е.А. Васильева директор ИЦ «Волгоград-Экопресс» 4 – 6 сентября Варшава Польша.
Транксрипт:

Внедрение системы экологической информации в Кыргызской Республике Кожобаев Р. К. Исполнительный директор Республиканского фонда охраны природы и развития лесной отрасли ГАООСиЛХ при Правительстве КР Brussel

«История разработки и использования экологических показателей в стране » 1997 –первый Национальный доклад о состоянии окружающей среды (проведен первый анализ данных) НИЦ МКУР (ЮНЕП) подготовлены интегрированные индикаторы устойчивого развития публикация ПРООН «Окружающая среда и природные ресурсы для устойчивого развития» на основе отобранных НИЦ МКУР (ЮНЕП) индикаторов, подготовлена Интегрированная оценка состояния окружающей среды Центральной Азии 2009 – Экологический обзор Кыргызской Республики (ЮНЕП) на основе Интегрированной оценки 2011 – Национальный доклад о состоянии окружающей среды на основе международных показателей ЕЭК ООН (ПРООН)

Роль экологической информации Источник формирования и реализации политики/принятия решений Средство и предмет развития международного сотрудничества (для формирования запросов на донорское финансирование, выполнения обязательств перед МЭС) Средство развития экологического сознания населения и его мобилизации

Информация должна быть: актуальной, оперативной, качественной, достоверной. Требования к экологической информации

Основные принципы 1. Управление информацией должно осуществляться как можно ближе к ее источнику. 2. Информация, собранная однократно, должна быть доступна для использования в различных целях. 3. Информацию должно быть легко найти и она должна быть доступна онлайн. 4. Информация должна позволять сопоставление на соответствующем географическом уровне. 5. Информация должна быть в полной мере доступна широкой общественности на национальном уровне на соответствующих национальных языках. 6. Информация должна быть легко доступна для органов государственной власти и помогать им своевременно оценивать состояние окружающей среды и эффективность проводимой экологической политики, а также разрабатывать новый стратегический курс. 7. Управление информацией и ее доступность должны поддерживаться на основе общепринятых стандартов свободного программного обеспечения с открытым исходным кодом.

«Система отчетности по состоянию ООС» Информация о состоянии окружающей среды и/или воздействия на окружающую среду формируется: ГАООСЛХ, МСХМ, МЧС (Кыргызгидромет), МЗ, ГРС и др. и собирается согласно внутренних ведомственных отчетов или форм Национальным Статистическим Комитетом КР собирается информация, согласно форм статистической отчетности

«Система отчетности по состоянию ООС» 2-тп (воздух) «Отчет об охране атмосферного воздуха» 2-водхоз (сводная) «Отчет об общих показателях использования воды» 4-ОС «Отчет о текущих затратах на охрану природы» 2-токсичные отходы «Отчет об образовании и обращении токсичных отходов производства и потребления» 1-охрана природы «Отчет о государственном контроле за охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов» 1-лх «Отчет о работе лесного хозяйства» 1-заповедник «Отчет по заповедникам и природным национальным паркам» 2-тп (охота) «Отчет об охране и воспроизводству диких животных» 2-тп (рекультивация) «Отчет о рекультивации земель, снятии и использовании плодородного слоя земли» 01-гр «Отчет о выполнении геологоразведочных работ» 1-отходы «Отчет об образовании и обращении с отходами производства и потребления» 2-отходы «Отчет о размещении отходов производства и потребления»

«Состояние отчетности перед международными экологическими конвенциями» КР подписала и ратифицировала 13 международных природоохранных конвенций и 3 протокола к ним. Исполнительным органом по 12-ти конвенциям является ГАООСиЛХ Исполнительным органом Конвенции по борьбе с опустыниванием является Министерство сельского, хозяйства КР.

«Состояние отчетности перед международными экологическими конвенциями» Рамочная Конвенция об изменении климата, Киотский Протокол к Рамочной Конвенции об изменении климата Конвенция о биологическом разнообразии, Картахенский протокол по биобезопасности Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния Венская Конвенция об охране озонового слоя Монреальский протокол по веществам, разрушающим озоновый слой Роттердамская Конвенция о процедуре предварительного обоснования согласия в отношении опасных химических веществ и пестицидов в международной торговле Базельская Конвенция о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением Конвенция об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте Орхусская Конвенция о доступе к экологической информации и об участии общественности в процессе принятия решений и доступе к правосудию по вопросам в области охраны окружающей среды Рамсарская Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитания водоплавающих птиц Конвенция по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЕС) Стокгольмская Конвенция о стойких органических загрязнителях Конвенция по борьбе с опустыниванием

«Обзор доступных данных и информации» - Агентство по гидрометеорологии при МЧС КР. Данные: качество вода и воздуха, радиационная обстановка; - Государственное агентство охраны окружающей среды. Данные: обзор о состоянии окружающей среды Кыргызстана, база экологических НПА; – Национальный статистический комитете. Данные: статистические публикации.

«Состояние ведения кадастров природных ресурсов и среды» На стадии разработки: - государственный кадастр объектов животного мира; - государственный кадастр объектов растительного мира; - государственный кадастр ООПТ; Прекращена разработка: - государственный водный кадастр; Ведется: - государственный земельный кадастр;

Схема сбора, обработки и предоставления экологической информации Движение данных Анализ Нац. Доклад Систематизация Сбор информации Источники информации Объем данных НСКГАООСЛХДр. НСКГАООСЛХДр. ОМСУХСДр.

Разработан Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за годы Использованы официальные данные НСК и других министерств/ведомств. Одобрен постановлением Правительства Кыргызской Республики от 7 августа 2012 года 553. Периодичность – один раз в три года. Издан на государственном и официальном языках (публикация и диск).

Национальный доклад о состоянии окружающей среды Кыргызской Республики за годы

Международные требования «Руководство по подготовке оценочных докладов по охране окружающей среде, основанных на экологических показателях», одобренное на шестой Конференции министров охраны окружающей среды (Белград, 2007 г.) – 36 экологических показателей по 9 направлениям. Показатели классифицируются по схеме предложенной Европейским Агентством по охране окружающей среды «ДС-Д-С-В-Р»: движущие силы (ДС), давление (Д), состояние (С), воздействие (В) и реагирование (Р).

Структура доклада Загрязнение атмосферного воздуха и разрушение озонового слоя Изменение климата Водные ресурсы Биоразнообразие Земельные ресурсы Сельское хозяйство Энергетика Транспорт Отходы Управление охраной окружающей среды Окружающая среда и здоровье населения

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада А. ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА И РАЗРУШЕНИЕ ОЗОНОВОГО СЛОЯ 1. Выбросы загрязняющий веществ в атмосферный воздух. 2. Качество атмосферного воздуха в городских населенных пунктах. 3. Потребление озоноразрушающих веществ.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада В. ИЗМЕНЕНИЕ КЛИМАТА 4. Температура воздуха 5. Атмосферные осадки. 6. Выбросы парниковых газов.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада С. ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ. 7. Возобновляемые ресурсы пресных вод. 8. Забор пресных вод. 9. Бытовое водопотребление в расчете на душу населения. 10. Потери воды. 11. Повторное и оборотное использование пресной воды. 12. Качество питьевой воды. 13. Биохимическое потребление кислорода (БПК) и концентрация аммонийного азота в речной воде. 14. Биогенные вещества в пресной воде. 15. Биогенные вещества в прибрежных морских водах. 16. Загрязненные сточные воды.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада D. БИОРАЗНООБРАЗИЕ. 17. Особо охраняемые природные территории (ООПТ). 18. Леса и прочие лесопокрытые земли. 19. Виды, находящиеся под угрозой исчезновения, и охраняемые виды. 20. Тенденции изменения численности и распространения отдельных видов.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада Е. ЗЕМЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ. 21. Изъятие земель из продуктивного оборота. 22. Районы, подверженные эрозии почв. 22a. Емкость пастбищ F. СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. 23. Внесение минеральных и органических удобрений. 24. Внесение пестицидов.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада G. ЭНЕРГЕТИКА. 25. Конечное энергопотребление. 26. Общий объём энергопотребления. 27. Энергоемкость. 28. Энергопотребление на основе возобновляемых источников.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада H. ТРАНСПОРТ. 29. Пассажирооборот. 30. Грузооборот. 31. Состав парка дорожных механических транспортных средств в разбивке по видам используемого топлива. 32. Средний возраст парка дорожных механических транспортных средств.

Анализ ситуации в КР по экологическим показателям на основе подготовки Национального доклада I. ОТХОДЫ. 33. Образование отходов. 34. Трансграничная перевозка опасных отходов. 35. Переработка и вторичное использование отходов. 36. Окончательное удаление отходов.

Спасибо за внимание!

Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.1: Правительству следует ускорить рассмотрение ситуации, сложившейся в области экологического мониторинга в стране, разработку стратегии и плана действий для необходимой модернизации и усовершенствования сетей мониторинга в соответствии с международными принципами и лучшими практиками. Такой план действий должен установить временные рамки и определить бюджеты, чтобы: (а). Восстановить мониторинг почв, поддерживать и расширять сети мониторинга качества воздуха и вод, связывающие задачи мониторинга с приоритетными экологическими проблемами; (б) Увеличить число измеряемых параметров, в частности приземного озона, твердых частиц PM10, тяжелых металлов и стойких органических загрязнителей в окружающем воздухе, и число биологических параметров в воде; (в) Постепенно перейти к автоматическому измерению и улучшить контроль качества данных и их хранения; (г) Связать данные по качеству окружающей среды с данными о выбросах предприятий; (д) Установить и координировать комплексную экологическую базу данных в центральном органе охраны окружающей среды, которая, в свою очередь, будет связана с экологическими базами данных других государственных органов, выполняющих программы экологического мониторинга.

Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.2: ГАООСиЛХ, при сотрудничестве с НСК, должны подготовить предложения для утверждения Правительством по усилению отчетности по вопросам охраны окружающей среды в стране. Эти предложения должны отображать законодательные требования и рабочие процедуры для регулярной отчетности основными предприятиями-загрязнителями в органы окружающей среды и статистики. Предложения также должны касаться периодической публикации результатов экологической экспертизы, основанной на показателях, на национальном и территориальных уровнях. Для этого нужно использовать Руководство ЕЭК ООН «По подготовке оценочных докладов по охране окружающей среды, основанных на применении экологических показателей».

Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.3: Чтобы значительно улучшить открытый доступ к экологической информации: (а) Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству должно установить рабочие процедуры, обязывающие его структурные подразделения предоставлять на регулярной основе экологическую информацию для размещения на веб-сайте Агентства, а также ежегодно планировать подготовку экологических публикаций, которые будут финансироваться из Фонда охраны природы; (б) Министерство чрезвычайных ситуаций, Министерство здравоохранения и другие министерства и агентства, которые обладают экологической информацией, должны учредить информационные центры и разработать механизмы для активного распространения экологической информации среди широкой общественности.

Рекомендации 2-й Оценки результативности экологической деятельности: Глава 3 «Информирование, участие общественности и образование» Рекомендация 3.4: Государственное агентство по охране окружающей среды и лесному хозяйству и Министерство юстиции должны закончить приведение национального законодательства в соответствие с требованиями Орхусской Конвенции для того, чтобы обеспечить их практическое выполнение органами власти и применение положений Конвенции в судебных органах, особенно на местном уровне. Агентство, в сотрудничестве с другими органами государственной власти и неправительственными организациями, должно разработать детальную стратегию для осуществления Орхусской Конвенции, нацеленную, в частности, на наращивание потенциала государственных служащих, обеспечение открытого доступа к экологической информации и участия общественности в принятии решений по вопросам окружающей среды.