Внеурочная деятельность. Какая методическая литература есть по вопросам организации внеурочной деятельности?

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Advertisements

Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Организация внеурочной деятельности школьников: начальная и основная школа Фаязова Альфия Фаритовна, к.п.н., доцент кафедры воспитания и дополнительного.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС ВИПКРО, кафедра теории и методики воспитания 2010.
Внеурочная деятельность в контексте ФГОС. Внеурочная деятельность школьников часть коллективной жизнедеятельности ученического класса, осуществляемая.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Картбаева Агалтын Сатпаевна, заместитель директора по ВР МОУ СОШ с. Караганка.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
Организация внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно.
Внеурочная деятельность младших школьников. Базисный учебный план образовательных учреждений РФ, реализующих основную образовательную программу начального.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Спортивно- оздоровительное Духовно- нравственное Общекультурное Обще- интеллектуальное Социальное Игровая; Познавательная;
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Транксрипт:

Внеурочная деятельность

Какая методическая литература есть по вопросам организации внеурочной деятельности?

ФГОС начального и основного общего образования Методические рекомендации об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования (Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г Байбородова Л.В. Организация внеурочной деятельности сельских школьников: учебно-методическое пособие. – Ярославль: Департамент образования Ярославской области, Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2011 Методические рекомендации «Об организации внеурочной деятельности в начальной школе» (Лаборатория развития начального общего образования. Вологда) Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. – М.: Просвещение, 2011.

4 Материалы, по организации внеурочной деятельности школьников Серия «Стандарты» (начальная и основная школа )

Что такое внеурочная деятельность?

Внеурочная деятельность в рамках ФГОС: «…образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ (прежде всего личностных и метапредметных)».

Внеурочная деятельность определена как один из механизмов реализации основной образовательной программы. ВД организуется участниками образовательного процесса на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана. В Д направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы ОУ. Формы ВД отличны от классно-урочных.

Можно ли ставить знак равенства между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей?

ВД – прежде всего развивающая деятельность!!! Результаты: Личностное развитие (ценности, ценностные отношения, ценностное поведение) УУД

Формы внеурочной деятельности (ФГОС) « Организуется в формах, как кружки, художественные студии, спортивные клубы и секции, юношеские организации, краеведческая работа, научно-практические конференции, школьные научные общества, олимпиады, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, военно-патриотические объединения и т. д.» Формы организации образовательного процесса, чередование урочной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы основного общего образования определяет образовательное учреждение.

Содержание внеурочной деятельности учащихся складывается из совокупности направлений развития личности и видов деятельности, организуемых педагогическим коллективом образовательного учреждения совместно с социальными партнерами – учреждениями дополнительного образования, культуры, спорта (ФГОС).

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Игровая; Познавательная; Проблемно-ценностное общение; Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение); Художественное творчество; Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность); Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность; Спортивно-оздоровительная деятельность; Туристско-краеведческая деятельность.

Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности Познавательная и исследовательская деятельность Познавательные беседы, интеллектуальные клубы, исследовательская практика обучающихся; образовательные экспедиции, походы, поездки, экскурсии, факультативные занятия, ученические научно-исследовательские сообщества, интеллектуальные игры, конференции, олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные недели.

Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности Художествен- ное творчество Занятия объединений художественного творчества Художественные выставки Фестивали Спектакли Художественные акции школьников в окружающем школу социуме

Виды внеурочной деятельности Формы внеурочной деятельности Проблемно-ценностное общение Этические беседы Дебаты Тематические диспуты Ситуационные классные часы Групповая проблемная работа организационного и аксиологического характера Проблемно-ценностные дискуссии с участием внешних экспертов.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ЭФФЕКТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде внеурочной деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка (последствие результата).

МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Занятия спортивных секций, участие в оздоровительных процедурах Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции Спортивные и оздоровительные проекты школьников в окружающем школу социуме

Воспитательные результаты Приобретение школьником социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Формы внеурочной деятельности Социальная проба КТД (коллективное творческое дело) Социально-образовательный проект МЕТОДИЧЕСКИЙ КОНСТРУКТОР ВНЕУРОЧНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ СОЦИАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.) Достигается во взаимодействии с педагогом

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества Достигается в дружественной детской среде (коллективе)

УРОВНИ ВОСПИТАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

ОУ вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, определять временные рамки (количество часов на определенный вид деятельности), формы и способы организации внеурочной деятельнос ти

Модели внеурочной деятельности.

Организационные принципы Реализация основной образовательной программы основного общего образования осуществляется самим образовательным учреждением. При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. В период каникул используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

учебный план образовательного учреждения (спецкурсы, школьные научные сообщества, учебные научные исследования, практикумы, проводимые в формах, отличных от урочной); дополнительные образовательные программы самого общеобразовательного учреждения (например, внутришкольная система дополнительного образования); образовательные программы учреждений дополнительного образования детей, а также учреждений культуры и спорта; классное руководство (экскурсии, диспуты, круглые столы, соревнования, общественно полезные практики); деятельность иных педагогических работников инновационную (экспериментальную) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ.

Модели организации внеурочной деятельности 1. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов самого общеобразовательного учреждения 2. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов общеобразовательного учреждения и учреждения дополнительного образования детей (интеграция); расширяется выбор вариантов внеурочной деятельности 3. Организация внеурочной деятельности за счет ресурсов нескольких учреждений общего и дополнительного образования (сетевое взаимодействие); в большей степени расширяется выбор вариантов (еще более избыточное количество часов внеурочной деятельности)

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально-техническими и др.); предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности. Механизмы интеграции:

Распределение часов внеурочной деятельности 1. Линейная (распределение часов внеурочной деятельности равномерно в течение учебного года) 2. Модульная (концентрация видов и программ внеурочной деятельности в определенном периоде времени) 3. Смешанная (элементы линейной и модульной моделей)

Требования к разработке программ внеурочной деятельности

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программы организации внеурочной деятельности школьников (авторские, переработанные, примерные) могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определенной возрастной группы. Применительно к основной школе это могут быть программы, ориентированные на младших подростков (5-6 классы) и старших подростков (7-9 классы).

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Программа внеурочной деятельности может предполагать как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками – сборы, слеты, школы актива, фестивали, погружения, экспедиции, походы.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности Самостоятельно разработанные программы внеурочной деятельности должны пройти экспертизу и быть утверждены на локальном уровне (уровень образовательного учреждения) и на уровне муниципального управления образованием.

Структура программы титульный лист; пояснительная записка; учебно-тематический план программы; описание разделов содержания; методическое обеспечение программы; характеристика основных планируемых результатов (трех уровней), на которые ориентирована программа; список литературы.

Титульный лист Название образовательного учреждения, в котором разработана программа. Название программы (по возможности краткое и отражающее суть программы). Возраст детей, на который рассчитана программа. Срок реализации программы (количество часов). Автор программы (Ф.И.О, занимаемая должность). Данные об утверждении программы с указанием даты утверждения и подписью ответственного лица. Дата и протокола педагогического совета, рекомендовавшего программу к реализации. Город и год создания программы.

Пояснительная записка Тип программы Субъекты реализации Возрастная группа обучающихся Особенности набора детей Обоснование актуальности программы Преемственость с ООПрограммой отличительные особенности программы,базовые методолого- теоретические идеи, ключевые понятия (формируемые ценности)

Пояснительная записка Цель и задачи программы структура программы, этапы ее реализации принципы отбора содержания и логики его структурирования. режим занятий (место, длительность занятия, периодичность: число часов и занятий в неделю, общее число в год). Планируемый результат и эффекты. краткая характеристика форм работы с детьми и видов деятельности; описание условий реализации программы.

Учебно-тематический план программы внеурочной деятельности Учебно-тематический план составляется в виде таблицы, которая отражает название и последовательность изложения учебных тем, количество учебных часов. В учебном плане программы указывается количество аудиторных и внеаудиторных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий

Название раздела (темы) програм- мы Общее количество часов Часы аудитор- ных занятий Часы вне- аудитор- ных занятий

Содержание программы Содержание тем раскрывается в том порядке, в котором они представлены в учебно-тематическом плане. Описание темы должно включать: название, количество часов на освоение, краткое изложение вопросов темы, форму организации образовательного процесса и виды деятельности в рамках освоения данной темы, развиваемые УУД.

Учебно-методическое обеспечение программы краткое обоснованное описание основных способов и форм работы с детьми, планируемых по каждому разделу: индивидуальных и групповых; практических и теоретических; конкретных форм занятий. перечень дидактических материалов, необходимых для реализации программы (включая информационные ресурсы).

Планируемые результаты освоения программы Описываются результаты трех уровней

Список литературы Первый список – литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса. Второй список – литература, рекомендуемая для детей и родителей.

приложения Могут быть материалы к занятиям

Диагностика эффективности ВД в школе Изучение личностного роста Изучение детского коллектива как среды внеурочной деятельности школьников Изучение профессиональной позиции педагога-организатора внеурочной деятельности.