Технологическая платформа «Применение инновационных технологий для повышения эффективности строительства, содержания и безопасности автомобильных и железных дорог» Морозов Александр Николаевич Координатор технологической платформы
5 августа 2011 года состоялось первое собрание участников технологической платформы. Созданы две рабочие группы: Рабочая группа по организационной структуре; Рабочая группа по определению приоритетных направлений разработок. 21 сентября 2011 года прошли совещания рабочих групп по организационной структуре и по определению приоритетных направлений разработок. По итогам совещания участники рабочих групп должны были представить свои предложения по оргструктуре и перечню приоритетных направлений разработок. 14 октября 2011 года состоялись совещания рабочих групп, на которых были рассмотрены проекты оргстуктуры и перечня приоритетных направлений разработок. 28 октября 2011 года в рамках IV Международного форума по нанотехнологиям RUSNANOTECH 2011 состоялось очередное собрание участников технологической платформы, на котором были приняты проекты оргструктуры и перечня приоритетных направлений разработок. Мероприятия в рамках технологической платформы 2
Организационная структура технологической платформы Общее собрание участников платформы: Заявительный принцип участия Дискуссионная и информационная площадка Рабочий комитет (РК): Вырабатывает и утверждает решения по ключевым вопросам деятельности ТП, включая СПИ и ДК Рабочая группа по приоритетным направлениям исследований и разработок Рабочая группа по вопросам совершенствования регулирования и инструментам политики Рабочая группа по вопросам организации и структурирования деятельности ТП Рабочая группа по вопросам образования и подготовки кадров 3
Состав рабочего комитета ТП: Председатель комитета (представитель организации-координатора ТП); Представитель ОАО «РЖД»; Представитель Федерального дорожного агентства; Представитель ГК «Российские автомобильные дороги»; Представитель от институтов развития; Представитель от научного сообщества; Представитель от организации/организаций - некоммерческих отраслевых объединений; Представитель от организации/организаций - иностранных отраслевых потребителей. 4 Рабочий комитет технологической платформы
Перечень созданных рабочих групп: Рабочая группа по приоритетным направлениям исследований и разработок; Рабочая группа по вопросам организации и структурирования деятельности ТП; Рабочая группа по вопросам совершенствования регулирования и инструментам политики; Рабочая группа по вопросам образования и подготовки кадров. Принципы функционирования рабочих групп: Добровольное участие на общественных началах; Формируются из участников ТП; Руководство осуществляют члены рабочего комитета; Количество и функции рабочих групп могут меняться в соответствии с целями и задачами технологической платформы. 5 Рабочие группы технологической платформы
6 Предложения участников технологической платформы в программу приоритетных исследований и разработок Итого: 241 предложение 19
7 Краткие итоги рассмотрения предложений участников технологической платформы представителями отраслевых потребителей Итого: 82 предложения
8 Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог 1.Создание технологии получения бетонов с улучшенными прочностными и эксплуатационными свойствами (быстротвердеющие, долговечные и высокопрочные бетоны); 2.Создание герметиков нового поколения на минеральной основе для строительных конструкций, изделий и сооружений; 3.Технологии скоростного строительства железных дорог в условиях вечной мерзлоты; 4.ОДМ «Применение клеедеревянных конструкций пешеходных и автодорожных мостов со сквозной пропиткой антисептиками и антипиренами»; 5.Уточнение расчетных характеристик оснований из зернистых материалов в дорожных одеждах различной капитальности с применением мобильной испытательной установки. 6.Разработка технологий прогнозирования остаточного ресурса нежестких дорожных конструкций эксплуатируемых автомобильных дорог на основе современных методов диагностики их состояния и характеристик транспортного потока
9 Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог 7.Разработка семейства энергоэффективных светодиодных осветительных комплексов мачтового типа, для освещения развязок и иных типов больших открытых пространств; 8.Разработка автоматизированной системы управления дорожным освещением; 9.Разработка научно-технических основ повышения надежности и долговечности светодиодных световых приборов повышенной мощности; 10.Разработка и организация производства специализированной светодиодной осветительной установки с заданной диаграммой направленности и повышенными требованиями к тепловой и вибрационной защите, предназначенной для установки на объектах инфраструктуры железных дорог; 11.Разработка, создание и организация производства высокоэффективных источников питания, применяемых в светодиодных светильниках предназначенных для работы в условиях низких температур; 12.Внедрение технологии высокоскоростной укладки асфальтобетона.
10 Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог 13.Разработка технологии производства устройств полимерных композитных водопропускных труб под насыпями автомобильных и железных дорог; 14.Разработка методических рекомендаций по опытному применению напрягаемой арматуры из высокопрочных композиционных материалов для усиления железобетонных конструкций мостов; 15.Создание нормативной и методической базы для проектирования, строительства, расчета армогрунтовых систем мостов, путепроводов и подпорных стен транспортных развязок, отвечающих требованиям надежности, безопасности и долговечности сооружений; 16.Разработка методики определения напряженно-деформированного состояния многослойных одежд с опытной проверкой в натурных условиях при нагружении односкатными и двухскатными колёсами; 17.Применение армированных волокон в дорожном бетоне, в поверхностной обработке, в щебёночно-мастичном асфальте.
11 Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог 18.Совершенствование методов конструирования и расчета дорожных одежд на автомобильных дорогах повышенной грузонапряженности.; 19.Оценка влияния расчетных характеристик асфальтобетона на напряженно-деформированное состояние слоёв дорожной одежды при статическом и кратковременном нагружении с применением мобильной испытательной установки; 20.Оценка влияния поперечного распределения колёсных нагрузок по ширине полосы движения на процесс колееобразования с применением мобильной испытательной установки; 21.ОДМ «Методы укрепления откосов земляного полотна автомобильных дорог засевом трав в различных климатических зонах с проведением опытно-экспериментальных работ»; 22.Разработка методик и математических моделей для теоретических исследований несущей способности новых конструктивных форм транспортных искусственных сооружений; 23.Разработка технологии производства пассажирских платформ из композитных материалов, а также наземных пешеходных переходов, лестничных сходов, перил и пандусов.
12 Строительство и эксплуатация автомобильных и железных дорог 24.Применение карбоцепных волокон в асфальте; 25.Применение синтетических волокон в дорожном бетоне; 26.Разработка, создание и организация производства высокоэффективных источников питания, применяемых в светодиодных светильниках предназначенных для работы в условиях низких температур; 27.Разработка гибридной системы электроснабжения на основе фотоэлектрической системы для автономного и дополнительного электроснабжения потребителей инфраструктуры автомобильных и железных дорог; 28.Создание стационарных испытательных полигонов, оснащенных современной измерительной аппаратурой, для оценки долговечности дорожных конструкций и оптимизации конструкционных решений; 29.Разработка оптимизированных конструкций искусственных сооружений для автомобильных и железных дорог в отдаленных районах Севера и Северо-Востока РФ.
13 Технологии производства дорожно-строительных материалов с улучшенными свойствами 30.Разработка нормативно-технических документов для применения композитных конструкций в строительстве искусственных сооружений; 31.Разработка технологий и оборудования для непрерывного изготовления длинномерных сложноармированных изделий из полимерных композиционных материалов; 32.Разработка технических требований и правил расчёта, проектирования и устройства различных видов строительных конструкций с применением полимерной композитной арматуры взамен традиционной стальной арматуры. Разработка на основе полученных результатов нормативно-технических документов; 33.Разработка новых полимерных композитных материалов на основе высококачественного углеродного волокна и технологий их изготовления; 34.Разработка и внедрение современных композитных материалов с повышенными характеристиками устойчивости к воздействиям факторов окружающей среды.
14 35.Внедрение армирующих изделий из высокопрочных полимерных композитов для строительства объектов транспортной инфраструктуры; 36.Исследование свойств длиннопролётных углеволоконных конструкций из композитных материалов. Создание свода правил по исследованию свойств длиннопролётных углеволоконных конструкций из композитных материалов; 37.Исследование и разработка методов расчета армированных геосинтетическими материалами дорожных конструкций; 38.Разработка методических рекомендаций по применению композиционных материалов в дорожном цементобетоне (органоминеральные модификаторы, композитные добавки для дисперсного армирования цементобетона); 39.Разработка рекомендаций по использованию высокопрочного кубовидного щебня, получаемого из известняковых пород, на основе технологии электроимпульсной дезинтеграции в жидкой упрочняющей среде. Технологии производства дорожно-строительных материалов с улучшенными свойствами
15 40.Исследование и обоснование возможности применения композитных армированных материалов для производства опор контактной сети, консолей, фиксаторов контактной сети, жёсткой поперечной контактной сети; 41.Внедрение консолей из полимерных композитов для обустройства дорог различного назначения; 42.Внедрение опор контактной сети с композитной арматурой для обустройства дорог различного назначения; 43.Внедрение опоры контактной сети из трубобетона на основе композитных материалов и центрифугированного бетона; 44.Внедрение композитных элементов интерьера и экстерьера пассажирских вагонов и локомотивов (полы, крышки, стеновые панели); Технологии производства дорожно-строительных материалов с улучшенными свойствами
16 Технологии по обеспечению безопасности дорожного движения 45. Системы автоматизированного мониторинга конструкционной безопасности объектов инфраструктуры; 46.Аппаратура электронного обнаружения вредных и опасных веществ; 47.Разработка патрулирующего термосканера для обеспечения безопасности мостов, автомобильных и железнодорожных тоннелей; 48.Создание многоуровневой интеллектуальной системы обеспечения транспортной безопасности железнодорожного транспорта; 49.Разработка опытного образца программно-аппаратного комплекса досмотра днища подвижного состава в части выявления фактов размещения посторонних предметов; 50.Разработка радарно-визуального комплекса для обеспечения безопасности автомобильных и железных дорог; 51.Разработка аппаратно программных комплексов интеллектуальной автоматизированной системы управления потенциального разрушения провода; 52.Исследование и применение углеволоконных тканей для производства противопожарных штор, выходов для обеспечения свойств трудногорючести.
17 Технологии по обеспечению безопасности дорожного движения 53. Автоматизированные системы мониторинга загазованности окружающей среды в зданиях и сооружениях инфраструктуры; 54.Разработка и внедрение систем радиочастотной идентификации (RFID) на основе пассивных меток на поверхностных акустических волнах (ПАВ) для бесконтактной идентификации составных частей подвижных объектов железнодорожного транспорта, грузовых контейнеров, специальных грузов и станционного оборудования особого учета; 55.Разработка и внедрение систем дистанционного контроля и удаленного мониторинга температуры буксов вагонных тележек (в том числе в процессе движения подвижного состава) с радиочастотной идентификацией датчиков температуры на основе пассивных меток на ПАВ; 56.Разработка комплекса методических и нормативных материалов, а также специализированного программного обеспечения для моделирования нестационарных процессов в элементах конструкций подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры на всех стадиях жизненного цикла. 57.Внедрение опор освещения из полимерных композитов для обустройства дорог различного назначения и повышения безопасности движения;
18 Технологии по обеспечению безопасности дорожного движения 58. Анализ опыта применения и разработка рекомендаций по совершенствованию нормативно-технической базы проектирования и контроля искусственного освещения автомобильных дорог общего пользования и тоннелей; 59.Усиление элементов транспортной инфраструктуры в сейсмоопасных районах/зонах и зонах повышенной вибрации; 60.Подготовка предложений по внесению изменений и дополнений в ГОСТ Р «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств»; 61.Проведение исследований по оценке влияния недостаточной видимости на аварийность и разработка предложений по совершенствованию организации дорожного движения на участках дорог с ограниченной видимостью; 62.Разработка аппаратно программных комплексов интеллектуальной автоматизированной системы управления потенциального разрушения провода.
19 Интеллектуальные транспортные системы 63. Высокоточная координатная привязка локомотивов и моторвагонных средств по точечным реперным датчикам на основе акустоэлектронных радиометок; 64.Разработка рекомендаций по созданию современного комплекса национальных стандартов в области ИТС. Создание нормативной базы для разработки и внедрения ИТС; 65.ОДМ «Классификация и кодирование работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений для применения в автоматизированных системах диспетчерского контроля»; 66.Построение интеллектуальной системы управления техническим состоянием транспортных средств и объектов инфраструктуры.
20 Интеллектуальные транспортные системы 67. Интеллектуальная навигация наземного транспорта на основе спутниковой системы ГЛОНАСС и эталонных координатных моделей траекторий движений (ЭКМТД); 68.Создание опытных образцов аппаратно-программных комплексов, со встроенными интеллектуальными комплексами, обеспечивающими расширение функций системы, для использования ее для определения качества автодорожного покрытия; 69.Исследование транспортной инфраструктуры с разработкой предложений по внедрению элементов интеллектуальных транспортных систем в пилотной зоне.
21 Инфраструктура высокоскоростного движения 70. Создание высоконадежной малообслуживаемой контактной подвески для высокоскоростного движения на постоянном токе 3 кВ со скоростью 300 км/ч и на переменном токе до 500 км/ч; 71. Интеграция силовых нанокомпозитных проводов в конструкцию контактной сети при организации эксплуатации ВСМ и обеспечение сертификации продукции из нанокомпозитных материалов. 72.Интеграция интеллектуальной системы определения потенциального разрушения тела провода с существующими системами спутниковых и геоинформационных технологий для обеспечения увязки с задачами контроля технологической дисциплины при организации эксплуатации ВСМ; 73.Энергосберегающие системы для тяговых сетей высокоскоростного и тяжеловесного магистрального транспорта на основе локальной буферизации энергии;
22 Инфраструктура высокоскоростного движения 74. Внедрение прессуемых зажимов контактной подвески как альтернативы применяемым болтовым зажимам, организация производства инновационной продукции; 75. Проектирование, разработка и организация производства металлоконструкций, разъединителей и прочих устройств контактной сети повышенной надежности для контактной подвески для высокоскоростного движения. 76.азработка принципиально новой технологии организации движения поездов на основе создания и поддержания оптимальных условий на участках железных дорог; 77.Разработка опытно-промышленных партий высокопрочных материалов для различных несущих и растягивающих элементов конструкции контактной подвески;
23 Инфраструктура высокоскоростного движения 78. Разработка и организация производства проводов контактной подвески с улучшенными характеристиками по проводимости и механической прочности; 79. Интеллектуальные модульные системы автоматизированного управления движением высокоскоростного магистрального транспорта.
24 Инфраструктура интермодальных перевозок 80.Модернизация технологии перевозочного процесса, в том числе работы грузовых станций, развоза местных вагонов и максимальное использование выгрузочной способности грузовых фронтов; 81.Разработка инновационной технологии работы сортировочных станций на железнодорожном транспорте.
25 Совершенствование существующей нормативно-правовой базы Участниками технологической платформы были высказаны предложения по внесению изменений в следующие нормативно-правовые акты: Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»; Федеральный закон 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»; Исполнение поручения Председателем Правительства России в мае 2011 года на совещании в Твери по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог.
Перечень документов, необходимых для введения в действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» На уровне Правительства Российской Федерации Порядок формирования закупки продукции и форма плана Порядок размещения на официальном сайте информации о закупке Перечень конкретных закупок и продукции, не размещаемых на официальном сайте На уровне федеральных органов исполнительной власти Критерии отнесения продукции к инновационной Порядок регистрации заказчиков на официальном сайте Совершенствование существующей нормативно-правовой базы 26
Перечень документов, необходимых для введения в действие Федерального закона от 18 июля 2011 г. 223-ФЗ «О закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» На уровне хозяйствующих субъектов с государственным участием и их дочерних хозяйственных обществ Положение о закупке Требования к извещению о закупке План закупки продукции Ежегодный План закупки инновационной продукции С 2013 года составляется на 3 года С 2015 года составляется на 5 – 7 лет Совершенствование существующей нормативно-правовой базы 27
Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» фактически лишил доступа к получению госзаказов инновационные компании. Совершенствование существующей нормативно-правовой базы Одним из недостатков закона 94ФЗ является отказ от применения квалифицированного отбора и крайне ограниченное применение квалификационных критериев оценки предложений. По сути, в качестве основного критерия выбора предложения законом устанавливается минимальная заявленная цена контракта. 28
29 Совершенствование существующей нормативно-правовой базы Участниками технологической платформы были высказаны предложения по ускорению передачи права финансировать разработки технических норм и правил регулирующих применение новых материалов в дорожном комплексе в ведение Минтранса России (соответствующее поручение было дано Председателем Правительства России в мае 2011 года на совещании в Твери по вопросу повышения эффективности строительства и эксплуатации автомобильных дорог). Текущий статус решения данного вопроса: Минрегион и Минэкономразвития дали отрицательные заключения на предоставление данных полномочий Минтрансу.
Спасибо за внимание!