Макарова Галина Арнольдовна, Преподаватель по литературе Профессиональное училище 37 с.Молчаново Томской области Томск 2006 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Урок литературы в 7 классе. Все не ладится в этой квартире, В этом городе, в этой стране, В этом блёклом, развинченном мире, И печальней всего, что во.
Advertisements

Тема преступления и наказания в рассказе В. Астафьева «Людочка» (интерпретация текста при помощи видеом) Цель работы: рассмотреть тему преступления и наказания.
Иногда людям трудно помочь, иногда людей трудно понять Презентация подготовлена учащимися 7 класса к рассказу В.Распутина «Уроки французского» после анализа.
Самый главный человек в нашей жизни- МАМА Презентация Шевердиновой Анастасии 5 «а» класс.
Р АЗМЫШЛЕНИЕ. А КАК ВСЁ НАЧИНАЛОСЬ … Где начинается любовь, там логика уходит в подполье. Иногда бывает такой парадокс: нередко любовь и дружба находят.
Не забудьте,что жизнь коротка,а минуты- бесценны, что в песочных часах золотой убегает песок, не забудьте,что даже кумиры уходят со сцены, и родным, и.
«Тропа Фёдора Абрамова и его героев» (по повести "Пелагея") Задачи: учиться сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения; выявить идейный.
Монолог Ларисы из пьесы Бесприданница. - Я любви искала и не нашла. На меня смотрят и смотрели как на забаву. Никогда никто не постарался заглянуть ко.
Передо мной лежит чистый лист бумаги, на котором пока обозначена пока только тема «Женщина с ребёнком на руках». Перечитываю её и отчётливо осознаю, что.
Компьютерная презентация. В этой жизни можно каждому человеку сказать «спасибо». Учителям- за то,что дают напутствие в жизнь, друзьям- за то,что они просто.
«Надо быть милосердным» Повесть Владимира Железникова «Чучело».
Материнская любовь Классный час в 9 классе Классный руководитель Тетерина Л. Н.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
(1995 год) Рассказ посвящён нравственным проблемам современного общества: - разгул насилия и денег - добра и равнодушия к человеку - отношение власти и.
ЖЕНЩИНА Когда Бог создавал женщину, он работал допоздна, 6 дней подряд. Пришел Ангел и спросил: Почему ты так много времени тратишь на ЭТО? И Бог ответил:
Тест по литературному чтению класс Учитель начальных классов Глазунова Ж.О МАОУ СОШ 47 г.Калининград 2012 год.
Жил-был один богатый купец и у него было ая жена Купец любил её больше всех. Он одевал её в красивые платья и украшал драгоценностями. Он заботился.
Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». Загадка любви в рассказе И.А.Бунина «Тёмные аллеи». О счастье мы всегда лишь вспоминаем. И.А.Бунин.
Письмо. Что такое письмо?. Здравствуй! «Ты уехал, а цветы, посаженные тобою, остались и растут. Я смотрю на них, и мне приятно думать, что мой сынишка.
» …началась война, то есть совершилось противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие.
Транксрипт:

Макарова Галина Арнольдовна, Преподаватель по литературе Профессиональное училище 37 с.Молчаново Томской области Томск 2006 г.

Далее

Сибирского писателя любила и уважала вся Россия

1. Выходные данные 2. Писатель и его время 3. Творческий замысел и смысл названия произведения 4. Через образы и мысли к пониманию проблемы произведения 5. Своеобразие стиля писателя б. Рассказ и Я

(на рассказ Виктора Астафьева «Людочка») Без Бога, без природы, Без человека – ужас. Далее Выходные данные рассказа: Рассказ «Людочка» В.Астафьева был опубликован в 1989 году в девятой книжке «Нового мира». Творческий замысел рассказа: «Мимоходом рассказанная, мимоходом услышанная история, лет уже 15 назад... Я никогда не видел ее, ту девушку. И уже не увижу. Я даже имени ее не знаю, но почему-то втемяшилось в голову звали ее Людочкой. «Что в имени тебе моем? Оно умрет, как шум печальный...» И зачем я помню это? За 15 лет пропито столько событий, столько родилось и столько умерло своей смертью людей, столько погибло от злодейских рук, спилось, отравилось, сгорело, заблудилось, утонуло... Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце? Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?» Смысл названия: Эта история, дожидалась «какой-то органической связи с действительностью. Если бы рассказ» написан по горячим следам, он выглядел бы жутковатой историей и только. Подлинного имени героини Астафьев не запомнил. Людочкой нарек сам. Без имени проходит по всему рассказу и ее отчим. «Отчим Людочки», «мужик», «он». А имени нет. Отчим Людочки выступает в рассказе как некая абстрактная сила возмездия, когда другой силы защитить, уберечь, отомстить нет.

Сюжет рассказа: Короток и прост. «Людочка родилась в небольшой угасающей деревеньке под названием Вычуган. Мать ее была колхозницей, отец - колхозником». Отец пил и прожил недолго. У матери мужики бывали, иногда пили, пели за столом, оставались ночевать, а один тракторист из соседнего леспромхоза... задержался на всю весну, врос в хозяйство, начал его подлаживать, укреплять, умножать». Людочка росла, как вялая, примороженная трава, мало играла, редко пела и улыбалась, троечница в школе. Людочка домаяла 10 классов, мать сказала, чтобы она ехала в город устраиваться. Сколько вот таких, словно под копирку написанных биографий. Удручающая обыденность рассказанной истории. У Людочки не было никаких особых надежд и иллюзий (парикмахерская, роль ученицы, жить осталась в доме Гавриловны). Разбег у Людочки минимальный. И тут стряслась беда. Из заключения вернулся местный бандит Стрекач. Он надругался над Людочкой. Ни мать, ни Гавриловна не помогли Людочке в этой ситуации даже ласковым словом. Она одинока. Пойдет в парк (где над ней надругался Стрекач) и повесится.

Работа над освоением содержания рассказа. Обстоятельства жизни и гибели Людочки. Раскрытие основной проблемы рассказа. Понимание трагедии героини, рассмотрим события рассказа по намеченным писателем кругам. а) «И однажды ночью живая ветка яблони, не выдержав тяжести плодов, обломилась. Голый, плоский ствол остался... словно крест... на погосте. б) «Эдак вот, - пророчила Вычуганиха, - одинова середь России кол вобьют, и помянуть ее, нечистой силой изведенную, некому будет...» в) «И когда Людочка доила корову... ей казалось, что память ее, душа ли продолжаются там, в нарядном заречье, и слышат ее там, да отозваться некому». г) «Парк выглядел словно бы после бомбежки или нашествия вражеской неустрашимой конницы... им и любовались, на нем и в нем отдыхали... в таком роскошном месте и нечистые возились».

Вывод: Ни угасающая деревенька, ни умирающий, загаженный парк не в силах помочь Людочке укрепить ее дух, побороть отчаяние, подсказать путь к спасению. Искалеченная природа формирует искалеченный характер человека. Цитаты а) «Мать... от привычки быть самостоятельной во всем не поспешила навстречу дочери, не стала облегчать ее ношу... пусть горем и бедами испытывается, закаляется...» б) «... Людочка почувствовала, что слова ее... повисли в пустоте... - мать не слушала и не слышала ее». в) «Сейчас вот, на лугу... она вдруг ощутила такую острую тоску, такую неумолимую тягу к кому-нибудь живому, что подумалось: «... найти бы отчима и выплакаться на его грубой груди, может, он ее погладит по голове, пожалеет...» г) «В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному... Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред». д) «Здешняя шпана гужом... ходила за Стрекачом, набиралась ума-разума, почтительно клоня голову перед паханом и вором в законе...» Вывод: Именно в кругу людей гибнет Людочка. Негодяй Артемка предает ее, мерзавец Стрекач смертельно оскорбляет, но ни мать, ни Гавриловна не поспешили на помощь девушке, равнодушно оставили «закаляться». Итак, человеческий круг не стал спасительным для героини.

Цитаты: 1. возвращение одиноких баб Вычугана к Богу. «Жутко было слушать... Затрещину схлопотала». «И, в одиночестве состарившиеся, охотно и покорно бабы возвращались к вере в Бога. Больше то им не к чему и не к кому было пристать, не в кого верить.» 2. молитвы Людочки над умирающим в больнице парнем лесорубом. «Людочка принесла и предчувствия близкой смерти». «... Пожалев, кажется, в первый раз в жизни, что не потрудилась выучить ни одной молитвы...» 3. Неудачная попытка сходить в храм тайком или с Гавриловной. «... Но та ей на прямик бухнула: мол, достойным веры в Бога надо быть...» 4. Обращение к Господу перед смертью. «Людочка взобралась......Нет дела». «Господи, прости меня, хотя и не достойна... Никто ни про что не спрашивал -никому до меня нет дела». Вывод: В мире, в котором жила Людочка, нет Бога, нет проторенной дороги к Нему, и, хотя Людочка слышала о возможности молитвы, войти в этот спасительный круг она не научена.

Обобщение 1. Каким человеком изображена Людочка? а. Воспитанным по-деревенски, на фоне умиротворяющей природы. б. Трудолюбивой, терпеливой, доброй и отзывчивой девушкой. в. Твердой в нравственных убеждениях, самостоятельной, думающей, готовой стать надёжной женой и матерью. г. Замкнутой и одинокой. 2. Как отнеслись к случившемуся с Людочкой окружающие и она сама? Совершенно по-разному. Судя по реакции матери, Гавриловны, парней, можно сделать вывод, что насилие над девушкой - обычное, рядовое явление. Все считают, что можно и нужно спокойно жить дальше. А Людочка не приемлет такой позиции. Для нее невозможно принять эти нормы, а бороться она не в силах. Для Людочки смерть является возможностью остановить душевную деградацию, которая разъела бы в конце концов ее душу и сердце, как ржавчина, разъедающая железо. 3. Какое значение имеют в рассказе описания деревеньки Вычуган и парка? Вывод: - Разрушены деревенька, природа марка - значит, нарушены понятия о нормальной жизни. - Опустошение в природе пустоты в душах людей. - Бросают деревню - предают Людочку. - Первая жертва тянет за собой вторую, Есть ли кто-то, или что-то, способное стать на защиту Людочки? 4. Изображение отчима Людочки. Краткий обзор событий, связанных с этим героем: - наблюдение Людочки за отчимом, размышления и догадки о нем; - месть отчима за Людочку;

Обобщение. 1. Какое впечатление производит на нас образ отчима Людочки? Почему? - противоречивое, неоднозначное. Людочка и ее мать хоть и боялись его, но чувствовали себя рядом с ним уверенно и защищено. - Шпана увидела в его устрашающем облике настоящего грозного деятеля преступного мира. - Его решительная расправа со Стрекачом воспринимается нами как долгожданное восстановление справедливости, наказание зла, которое не может или не хочет осуществить милиция. 2. Какой вывод делает в связи с этим писатель? а) Мудрым взглядом В.Астафьев увидел в этом опасное явление: оставшиеся без зашиты закона и милиции люди идут «под крыло такого вот пахана». б) Получается, что наказать преступника смог только человек с темным и мрачным прошлым пахана.