Опыт разработки и использования виртуальных технологий в образовательном пространстве медицинского вуза Академик РАН В.И. Петров V общероссийская конференция.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования « Всероссийский учебно - научно - методический центр.
Advertisements

СОВЕТА О работе ЭКСПЕРТНОГО СОВЕТА Минздрава РФ по вопросам использования ИКТ в системе здравоохранения Т.В. Зарубина.
ИЗМЕНЕНИЯ В СИСТЕМЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ В СВЕТЕ ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Роль социального партнерства в дополнительном профессиональном образовании Смирнова Нина Александровна Старший методист учебно-методического центра по.
Первый МГМУ им. И.М. Сеченова Национальный институт медицинского права
Краевое государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Родинский медицинский колледж» «Методика организации.
ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Директор Казаков Кирилл Вячеславович Всероссийское совещание-семинар по вопросу о развитии информационных технологий в области.
ФГАУ ГНИИ ИТТ «Информика» Директор Казаков Кирилл Вячеславович Всероссийское совещание-семинар по вопросу о развитии информационных технологий в области.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
Термин " дистанционное обучение " (distance education) еще до конца не устоялся. Встречаются такие варианты как " дистантное образование ", " дистантное.
Контроль реализации УМК (учебно-методического комплекса) в ВолгГМУ Запорощенко А.В.
Программа дистанционного обучения требованиям охраны труда на внутреннем водном транспорте. Федеральное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в РФ Москва, 2013 г.
Внедрение дистанционных технологий в образовательный процесс А.Н.Юраш Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального.
Межотраслевое профессиональное объединение в области оценки программ, реализуемых для детей Проект
Предложения для рассмотрения на Комиссии по организации подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации Москва.
Единая образовательная сеть С сентября 2009 года в соответствии с идеологией Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
О плане деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации на годы 10 сентября 2013 года.
АНО « Исток » Центр инновационных и социальных программ В области Фармацевтики.
О нормативных правовых основаниях разработки профессиональных стандартов в сфере образования и науки Москва, 2013 г.
Транксрипт:

Опыт разработки и использования виртуальных технологий в образовательном пространстве медицинского вуза Академик РАН В.И. Петров V общероссийская конференция с международным участием «Медицинское образование – 2014», Москва,

Дистанционное обучение сегодня Традици- онные дистанци- онные курсы (гипертекст и картинки + видеоро- лики, рассылка, общение с препо- давате- лем по эл.почте) Онлайн трансля ции лекций и круглых столов Массовые открытые онлайн курсы (MOOKs) Обучение в виртуаль- ности (виртуаль ных 3D мирах) Комбини- рованные варианты Вебинары

Требования к дистанционному курсу для врачей Ориентация на актуальность информации, существующие федеральные стандарты и клинические рекомендации. Доступность для рядового врача и преподавателя. Наличие обратной связи с обучаемым. Идентификация пользователя и защита персональной информации о нем. Возможность постоянного внесения изменений, в том числе в «видео»-и интерактивные фрагменты.

Форма передачи информации, обеспечивающая дистанционность Информация и навыки, необходимые для усвоения Образовательная среда, включая систему образования Последипломное дистанционное обучение

Обоснование проекта Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Изменения в международной образовательной парадигме в гг (применение виртуальных образовательных миров и массовых онлайн-курсов) Потребности регионов страны в образованных врачах. Материалы заседаний Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ (сопредседатели М.Рошаль и И.Каграманян) в 2013 г.

Информационное письмо по итогам заседания рабочей группы 4 по подготовке пилотного проекта Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ, 11 июля 2013 года О программах обучения от обществ (1) Рекомендовать [профессиональным] обществам: выработать единые подходы к составлению Перечня образовательных мероприятий и материалов…; приступить к разработке образовательных материалов – модулей для дистанционного обучения врачей; сформировать списки необходимых для обучения врачей изданий, подготовленных обществами, на бумажных и электронных носителях. 2. Одобрить положение, что в пилотном проекте акцент должен быть сделан на обучении врачей первичного звена.

Информационное письмо по итогам заседания рабочей группы 4 по подготовке пилотного проекта Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ, 11 июля 2013 года О программах обучения от обществ (2) 3. …при составлении Перечня образовательных мероприятий и материалов от обществ, необходимо учесть актуальные для практического здравоохранения темы, освоение которых будет способствовать улучшению результатов лечения пациентов. 4. Одобрить положение, что Перечень образовательных мероприятий и материалов для участковых терапевтов будет включать темы по терапии и другим клиническим специальностям с участием соответствующих обществ.

Рекомендовать субъектам РФ подготовить рабочие места врачей-участников пилотного проекта - оснастить необходимой инфраструктурой (компьютеры, доступ в Интернет), а также приступить к формированию списков врачей – участников пилотного проекта. … предоставление образовательных мероприятий в удобное для врача время и приближенно к месту работы и проживания. Информационное письмо по итогам заседания рабочей группы 4 по подготовке пилотного проекта Координационного совета по развитию непрерывного медицинского и фармацевтического образования МЗ РФ, 11 июля 2013 года О программах обучения от обществ (3).

Эволюция последипломного медицинского образования в России Этап развития последипломного образования Годы Очные курсы повышения квалификации (не реже, чем раз в 5 лет). По настоящее время Появление дистанционного обучения (ДО) в России вне медицины (с развитием интернета). Примерно с 2004 г. Появление дистанционных курсов для врачей Примерно с 2006 г. Развитие телемедицинских конференций и лекций (курсов лекций) онлайн, вебинаров. Наиболее активно – с 2010 г по настоящее время. Применение методов виртуальной реальности (использование отдельного виртуального мира и аватаров) в проведении Всероссийского образовательного медицинского мероприятия (Волгоград, ВолгГМУ, профильная комиссия по КФ) г. Разработка курса дистанционного обучения с использованием технологий MOOCs и виртуальной реальности (Волгоград, ВолгГМУ) г.

Дистанционное образование (ДО) в современном мире – основные тренды

Наиболее известные инструменты в ДО

MOOCs (МООК) – образовательная революция XXI века Coursera, Udacity, Edex, Khan Academy и другие стремительно занимают международный образовательный рынок, обучая сотни тысяч слушателей по всему миру. В 2014 году на Coursera появились первые курсы на русском языке. В марте 2014 появились первые ограничения в доступе для ряда стран к образовательному контенту.

Обучение в виртуальном мире – современный образовательный тренд Виртуальные площадки университетов – распространенная форма занятий, представительств и сообществ при них. Часть образовательных программ ведущих университетов мира представлены ВР- вузы либо создают свои виртуальные миры, либо пользуются общедоступными. В России также развивается применение 3D-технологий в высшем образовании

Цели Создать современный дистанционный курс, подходящий для задач непрерывного последипломного образования. Сделать доступными элементы ДО (с учетом системы кредитов и соответствующие типовой программе) для врачей, проживающих и работающих в любой точке страны. Подобрать программную платформу и образовательную среду, не требующую значительных вложений со стороны слушателей (врачей) и лечебных учреждений. Пилотный проект ВолгГМУ – дистанционный курс по клинической фармакологии для врачей- терапевтов

Задачи: Провести Всероссийское дистанционное совещание по клинической фармакологии на новой программной платформе, в условиях собственного виртуального мира. Провести пробные дистанционные занятия для врачей не в виде видеолекций и вебинаров, а в виртуальности. Создать полноценный курс дистанционного обучения, включающий комбинацию подходов массовых образовательных онлайн курсов (МООК) и виртуальной реальности. Поставить перед программистами новые требования и предложения по развитию образовательной среды, которые помогут сделать виртуальность для ДО еще более эффективной и удобной. Пилотный проект ВолгГМУ – дистанционный курс по клинической фармакологии для врачей- терапевтов

Ресурсы. Не предполагалось использования бюджетных средств. Для обеспечения независимости проекта была необходима покупка лицензии. Были риски неудачного выбора образовательной среды и виртуального мира. Имелся коллектив прогрессивно настроенных преподавателей, профильное (IT) малое предприятие при вузе и общественная профессиональная ассоциация. Пилотный проект ВолгГМУ – дистанционный курс по клинической фармакологии для врачей- терапевтов

Что у нас получилось сделать за 8 месяцев от идеи и начала обсуждения проекта?

19 Структура ресурсов дистанционного обучения для врачей e.volgmed.ru Сервер дистанционного обучения v.volgmed.ru Виртуальный мир университета Отдельные проекты дистанционного образования Минздрав Волгоградской области МОО «Ассоциация клинических фармакологов volgmed.ru Основной сайт университета Facebook-группа «Профессионалы дистанционного Обучения» Врачи удаленных районов области, слушатели ФУВ Профильная Комиссия МЗ РФ по клинической фармакологии Кафедры и курсы, Практикующие дистанционное Обучение Волг ГМУ

К декабрю 2013 г. посреди реки Волги, напротив центральной набережной Волгограда, был построен небольшой остров, на котором разместился виртуальный мир ВолГМУ. В центре острова создали удобный зал на 120 мест, его накрыли хрустальным куполом… Не истрачено ни одного государ- ственного рубля. Использованы энтузиазм, краудсорсинг, малое предприятие вуза и профессиональная ассоциация. Пилотный проект ВолгГМУ – дистанционный курс по клинической фармакологии для врачей- терапевтов

В Совещании приняли участие специалисты 29 регионов России в виде около 60 аватаров, 12 участвовали через вебинар, еще часть - смотрели трансляцию на сайте, обмениваясь вопросами и замечаниями по электронной почте. За аватаром из Самары скрывался коллектив из 6 специалистов Всероссийское Совещание по клинической фармакологии и лекарственному обеспечению,

Реализация Уже сейчас часть аудиторных занятий курса ФУВ по КФ кафедры проходит в условиях виртуальности, на подготовленных 15 (8 в учебной комнате + 3 мобильных + 4 в ЦИТ) компьютерных рабочих местах. Сегодня в виртуальном классе (или на «улице») может быть смоделирована значительная часть клинических ситуаций, требующих принятия врачебного решения в отношении фармакотерапии.

Реализация Непосредственно в процессе занятия открытием нового окна на рабочем столе происходит выход в интернет, в профессиональную социальную сеть Clinpharmbook.ru, на официальные Сайты Минздрава России, профессиональных врачебных сообществ, базы данных, электронные библиотеки и другие ресурсы.

Реализация Идет начитка лекций и запись семинаров, часть занятий курса ФУВ по КФ идет параллельно в виртуальности. Накапливается пул преподавателей университета, способных работать в виртуальной среде.

Чем наш вариант дистанционного обучения отличается от существующих курсов? Новые технологии обучения – доступные и современные. Интерактивность занятий (не видеолекция). После создания среды – расходы на поддержание минимальны. Хорошо подходит под новации в образовании (любые).

Планы Одно из двух ежегодных совещаний профильной комиссии по клинической фармакологии будет проходить дистанционно, в виртуальном мире ВолгГМУ. Возможности встроенной системы электронного голосования будут использованы в экспертной и нормотворческой работе рабочих групп профессиональной ассоциации и профильной комиссии.

Планы Часть ежегодных часов повышения квалификации для терапевтов и клинических фармакологов будет пройдена врачами (с начислением положенных кредитов) в системе e.volgmed.ru Возможности встроенной системы электронного голосования будут использованы в экспертной и нормотворческой работе рабочих групп профессиональной ассоциации и профильной комиссии.

Масштабирование проекта Особенность проекта ДО клинических фармакологов – его масштабируемость o Можно учить любое количество врачей (для качественного интерактива нужны небольшие группы, но это решаемая проблема, виртуальные квадратные метры ничего не стоят). o Можно учить врачей любой специальности. o Можно учить в любой точке страны (где есть интернет).

Обновляемость и комплементарность проекта Особенность проекта ДО – его легкая обновляемость o Можно легко и быстро дополнить любое занятие новой информацией. o Легко записать новые занятия. o Можно зайти со слушателями в любое занятие, и дополнить его обсуждением обновленной информации с новой группой.

Обновляемость и комплементарность проекта Особенность проекта ДО – его комплементарность o Можно легко и быстро дополнить модули выступлениями спикеров страны и планеты. o Легко реагировать на изменения учебной программы. o Можно дополнять модули разделами для врачей узких специальностей, учитывая особенности их профессий. o Можно дополнять новой технологией любые существующие дистанционные курсы.

Спасибо за внимание! Волгоградский государственный медицинский университет Профильная комиссия Экспертного совета в сфере здравоохранения Минздрава России по специальности «Клиническая фармакология» Межрегиональная общественная организация «Ассоциация клинических фармакологов» Профессиональная сеть Clinpharmbook.ru