МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет.
Advertisements

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ МОНИТОРИНГ СПОРТИВНОЙ ОТРАСЛИ д.п.н. Изаак С.И. (Россия, г. Липецк, ноябрь 2017 г.)
Тема 1.1. Предмет и задачи курса Экономика предприятия Понятие, предмет и метод экономики организации.
Лаборатория регионального анализа и политической географии, географического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова Типологический подход к формированию системы.
Анализ динамики качества состояния региональной экономической системы.
Структура трудовых ресурсов Лекция 2. Таблица 1. Методики расчета показателей динамики численности населения страны.
Экономическая и социальная политика государства. Вопросы: 1. Экономические функции государства. 2. Социальная политика: понятие и типы. 3. Показатели.
Региональная экономика в системе наук.
Формализованные методы в управлении предприятием Докладчик: С.И. Шаныгин Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального.
РЕЙТИНГ РЯЗАНСКОЙ ОБЛАСТИ ПО ИНДЕКСУ ИРЧП (ИНДЕКС РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА)
Методика оценки эффективности и результативности бюджетных расходов в Республике Карелия Часть 1. Система индикаторов Александров О.В. Старший аналитик.
УЧЕТ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В РАЗРАБОТКЕ СТРАТЕГИИ СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА Балькин Ю. Г., рук. проекта разработки стратегии Ярославской.
Валовой внутренний продукт и валовой региональный продукт Республики Беларусь Работу выполнила студентка 4 курса 3 группы Янус М.И.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ.
Фонд «Центр экономических исследований и распространения экономической информации «Открытая экономика»
Лекция 6 множественная регрессия и корреляция. ( продолжение )
1 Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск Система мониторинга и контроля реализации планов мая 2010 г. Амурск.
1-3 марта 2006 г. Методические основы подготовки докладов: состав индикаторов, используемых для описания состояния и развития образовательных систем, некоторые.
Введение в экономическую статистику Статистика – это экономическая арифметика А. Веаньон.
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации НАУЧНАЯ ШКОЛА «Теория национальной финансовой системы»
Транксрипт:

МИНОБРНАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Поволжский государственный университет сервиса» (ФГБОУ ВПО «ПВГУС») Слайд-лекции по дисциплине « Региональная экономика » для студентов экономических направлени й и специальностей Утверждено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность» 4 от « 3 » декабря 2012 г. Составитель: д.э.н., профессор Башмачникова Елена Валентиновна ассистент Абрамова Любовь Андреевна Тольятти, 2012

«Региональная экономика» ТЕМА 7. Оценочные показатели размещения производительных сил и социально-экономического развития регионов

1. Обобщающие показатели экономической эффективности размещения производства и социально-экономического развития региона 2. Методические подходы к формированию индикаторов социально-экономического развития региона 3. Частные показатели социально- экономического развития региона ВОПРОСЫ ТЕМЫ

Вопрос 1. Обобщающие показатели экономической эффективности размещения производства и социально-экономического развития региона Анализ социально-экономического положения региона проводится с целью установления объективного диагноза, выявления диспропорций и неиспользованных резервов экономического роста для последующего обоснования стратегии и тактики развития региона. Анализ основывается на использовании статистических экономических, социальных и экологических показателей развития регионов и их производных. Государственная статистика по регионам Российской Федерации приведена в Российском статистическом ежегоднике и в двухтомном статистическом сборнике «Регионы России».

Оценка размещения производительных сил и социально- экономического развития регионов осуществляется на основе обобщающих и частных показателей. Наиболее известными обобщающими оценочными показателями экономической эффективности размещения производства являются издержки при фиксированных результатах производства и результаты (доход, прибыль) производства. У обоих подходов есть много сторонников. Метод оценки вариантов размещения производства по его затратам получил в Российской Федерации большое развитие и был определяющим вплоть до 1990-х гг., начала экономических реформ. Метод позволял учитывать влияние несколько десятков факторов как прямые, так и опосредованные затраты, связанные с размещением производительных сил.

Однако оценка развития региона посредством только уровня производства сегодня является односторонней и недостаточной. Разработанные международными организациями подходы к оценке социально-экономического развития стран позволяют при оценке уровня развития региона рассматривать не только результаты производства, но и такие, например, аспекты, как образование, здравоохранение, состояние окру­жающей среды и др. Учитывая особую ценность человеческого капитала (интеллектуального ресурса) в производстве ВРП, в качестве обобщающего показателя социально- экономического развития региона может быть использован индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП).

Расчет ИРЧП осуществляется в два этапа. На первом этапе по показателям долголетия ( ), образования ( ) и экономических воз­можностей личности ( ) определяются соответствующие компонентные индексы (,, ). Затем рассчитывается ИРЧП как простое среднее компонентных индексов: Индекс развития человеческого потенциала варьирует в интервале от 0 до 1. Большему значению индекса соответствует более высокий уровень развития человеческого потенциала.

Индекс достигнутого уровня образования ( ) определяется комбинацией двух индексов: индекса грамотности взрослого населения ( ) и индекса охвата населения начальным, средним и высшим образованием ( ):

Расчеты индексов,, проводятся на основе формулы: где - фактическое значение показателя в стране (районе);, - соответственно минимальное и максимальное значения показателя среди всех исследуемых стран (в мире).

Экономические возможности личности оцениваются реальным ВВП (ВРП) на душу населения (с учетом паритета покупательной способности). Для показателя реального ВВП на душу населения ин­декс рассчитывается по формуле: Фиксированные (min, шах) значения указанных показателей Программой развития ООН (ПРООН) принимаются равными: продолжительность жизни: max 85 лет, min 25 лет; грамотность взрослого населения (15 лет и старше): max 100%, min- 0%; доля учащихся в численности населения от 6 до 24 лет, охват образованием: max 100%, min 0%; ВВП на душу населения (в дол. США по паритету покупательной способности): max , min 100.

С учетом вышеприведенных max и min значений формулы по расчету соответствующих индексов примут вид:

При выборе оценочного показателя надо иметь в виду, что экономику региона, его территориальную структуру хозяйства формируют не только экономические объекты, приносящие предпринимателям чистый доход (прибыль). Развитие ряда отраслей социальной сферы, науки, учреждений природоохранной деятельности, предприятий оборонного комплекса осуществляется вне рыночной системы. В Российской Федерации ВВП включает в себя величину добавленной стоимости нерыночных коллективных и индивидуальных услуг, оказываемых соответственно государственными учреждениями и некоммерческими организациями обществу в целом (оборона, государственное управление и др.) и каждому конкретному человеку (услуги здравоохранения, образования, культуры и др.).

Вопрос 2. Методические подходы к формированию индикаторов социально- экономического развития региона В настоящее время существует множество различных подходов, ориентированных на разработку и применение различных методов оценки социально-экономического развития регионов. Важным условием в формировании и оценке индикаторов является получение максимально объективных данных о состоянии социально-экономического положения регионов.

Академик РАН, доктор экономических наук, профессор А. Г. Гранберг указывает на существование трех основных подходов: сравнение по одному индикатору, выделенному в качестве главного; сравнение по нескольким индикаторам, выделенным как приоритетные в состоянии социально-экономического развития региона; построение системы сводных социально- экономических индикаторов.

Вопрос 3. Частные показатели социально- экономического развития региона Способом достижения цели исследования нам представляется осуществление выбора индикаторов, отражающих социально- экономическое развитие региона. Несомненно, состав индикаторов должен отражать различные области жизнедеятельности региона, а главное - две составляющие: уровень экономического и уровень социального развития

Данные индикаторы, являются взаимосвязанной системой, которая позволит максимально полно оценить социально- экономического развитие региона в целом и его составляющей – социальной инфраструктуры. По данным индикаторам возможно оценивать устойчивость развития инфраструктуры, определять конкретные цели регионального развития инфраструктуры в количественной форме. При использовании индикаторов существует возможность осуществлять мониторинг и анализ темпов достижения целей развития социальной инфраструктуры региона, что позволит закрепить ответственность за достижение определенных целевых показателей соответствующими структурами, осуществлять оценку эффективности деятельности элементов структуры управления.