Тема 8. Спутниковые системы.. Лекция 15. Системы спутниковой связи.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Спутниковая система ГЛОНАСС учитель физики ГОУ 667 СПб учитель физики ГОУ 667 СПб Королева А.О. Королева А.О.
Advertisements

ГНСС ТЕХНОЛОГИИ Проф. К.М. Антонович Лекция 4. Основы теории ГНСС наблюдений.
ГНСС-технологии в геодезии К.М. Антонович Часть 2. Основы теории ГНСС наблюдений.
Спутниковая система навигации GPS Москва Содержание 1.Характеристики GPS. Характеристики GPS.Характеристики GPS. - Описание - Функции - Функциональная.
Глобальные навигационные спутниковые системы Фетисов С. А. Санкт-Петербургский государственный университет 1.
Повышение качества и точности выполнения геодезических работ при использовании GNSS.
Выполнил ученик 9 « А » класса Чаплыгин Роман. Цель - рассмотреть принцип работы GPS- навигации. Основные задачи : проанализировать принцип работы GPS-
Системы глобального позиционирования Поляков А. В. доцент кафедры информатизации и ИКТ КОИРО.
50-лет со дня первого полёта человека в космос Работу выполнила Мясникова Татьяна Руководитель Ботова Татьяна Викторовна.
Искусственные спутники Земли. Первый искусственный спутник Земли Запуск первого искусственного спутника Земли состоялся 4 октября 1957 года. Весь мир.
СРАВНИТЕЛНЫЙ АНАЛИЗ ДВУХ ГЛОБАЛЬНЫХ НАВИГАЦИОННЫХ СИСТЕМ: GPS NAVSTAR Автор: Кочура Любовь Алексеевна Научный руководитель: д.т.н., проф. Метешкин Константин.
Дипломная работа Ошибки позиционирования GPS – приёмников в условиях полярных геомагнитных возмущений. студента V курса Маклакова Владимира Николаевича.
Ракета и компьютер – два величайших достижения техники XX века, ставших его символами. Причем компьютеры и математические методы играют важнейшую роль.
Международный Университет Информационных Технологий Спутниковые системы навигации GPS Выполнила: Калбаева У.М Группа:РЭТ-1502 к Преподаватель: Камал Р.
Возможности космической разведки Конкурс студенческих работ по теме «Техническая разведка» Коваленко Дмитрий Сергеевич, 11 инф 102 Алтайский промышленно.
Презентация на тему: Система передачи информации космического аппарата.
ГИС - системы. Определение информационная система ГИС - информационная система для сбора, хранения, анализа графической визуализации пространственных.
СИСТЕМЫ КООРДИНАТ И ВЫСОТ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В ГЕОДЕЗИИ И ТОПОГРАФИИ.
Магистерская диссертация на тему: Исследование навигационного приемника, работающего по сигналам наземных псевдоспутников Студент группы ЭР-20-07: Устинов.
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ РАБОТЫ ПАССИВНОЙ, ОДНОПОЗИЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КООРДИНАТ ИСТОЧНИКА РАДИОИЗЛУЧЕНИЯ НА ПЕРЕСЕЧЕННЫХ НАЗЕМНЫХ ТРАССАХ.
Транксрипт:

Тема 8. Спутниковые системы.

Лекция 15. Системы спутниковой связи.

Сокращение GPS впервые возникло в США и означает Global Positioning System - Система Глобального Позиционирования. Строго говоря, это сокращение обобщенное, оно не является име­нем собственным ни одной из существующих систем. Американская система глобального спутникового позиционирования в процессе развития несколько раз меняла свое название и сейчас называется NAVSTAR. Это сокращение в официальных американских источни­ках расшифровывается как Navigation system with timing and ranging, навигационная система с определением времени и дальности. Ино­гда можно встретить и другой, не совсем корректный вариант: Navigation satellite timing and ranging, измерение времени и дально­сти посредством навигационного спутника.

Российская навигационная система имеет сокращенное назва­ние ГЛОНАСС (GLONASS) - Глобальная навигационная спутнико­вая система, или на английском языке Global Navigation Satellite System. Таким образом, на сегодняшний день существует две сис­темы глобального позиционирования, NAVSTAR и ГЛОНАСС, и бы­ло бы более правильным американскую систему называть NAVSTAR GPS, а российскую GLONASS GPS. Но по упомянутым выше историко- экономическим причинам, в мировой практике со­кращение GPS стало подразумевать под собой не только систему глобального позиционирования вообще, но и конкретно NAVSTAR. А когда за рубежом хотят упомянуть ГЛОНАСС, то часто делают оговорку "Russian GPS" или "GLONASS GPS". Аналогично, в рос­сийской практике, даже среди узких специалистов, принято отече­ственную систему называть ГЛОНАСС, а американскую просто GPS. Например, "Модуль частотно-временной синхронизации по сигналам ГЛОНАСС/GPS".

Так почему же для навигационных целей используется именно спутниковая система? Во-первых, истинную глобальность навига­ционного сервиса может обеспечить только использование спутни­ков, любая другая система заведомо будет иметь локальный харак­тер. Наземные станции можно разместить только на территории своей страны или дружественных стран, морские просторы в этом случае вообще не поддаются полному охвату. Во-вторых, исполь­зование станций, находящихся на земной поверхности, не позволя­ет с необходимой точностью определять высоту объекта. Кроме того, использование спутников, излучающих сверхвысокочастотный сигнал, позволяет сделать пользовательское оборудование по­настоящему мобильным. Мобильность повышается также за счет того, что максимально возможная функциональная нагрузка выне­ сена на спутники и наземные станции управления, а мобильное приемное устройство должно произвести лишь окончательную об­работку заранее подготовленной информации.

Каждый спутник, входящий в состав GPS, излучает радиосигнал определенного рода. Любое пользовательское устройство GPS, гра­жданское или военное, прежде всего, является приемником этих ра­диосигналов. Именно поэтому возникло устойчивое бытовое слово­сочетание "приемник GPS". Но сигналы недостаточно принять со спутников, необходимо произвести измерение их параметров, из­влечь заложенную в них информацию и произвести довольно слож­ные вычисления. Полученную информацию чаще всего необходимо отобразить в виде, понятном человеку. Устройство, которое проде­лывает все эти операции, называют пользовательским терминалом (или приемоиндикатором) GPS, тогда как просто приемник GPS обычно является лишь модулем более сложного устройства или ком­плексной системы. Но традиционно, в быту, мобильные терминалы GPS называют просто приемниками.

Военно-морские силы финансировали две программы, ставшие предшественниками GPS: Transit и Timation. Система Transit стала первой действующей спутниковой навигационной системой. Разра­ботанная в 1964 г. в лаборатории прикладной физики имени Джона Гопкинса под руководством доктора Ричарда Кершнера, система Transit состояла из 7 низкоорбитальных спутников, которые излуча­ли очень стабильные радиосигналы. Несколько наземных станций слежения контролировали и корректировали параметры орбиты. Пользователи системы Transit определяли свои координаты на земной поверхности, измеряя доплеровский сдвиг частоты от каж­дого спутника. Изначально разработанная Военно-морскими силами для управления подводными лодками с баллистическими ракетами Po­laris на борту и иными военными объектами, находящимися на по­верхности океана, в 1967 г. система Transit стала доступна для гра­жданских пользователей. Она была очень быстро приспособлена для навигации больших коммерческих судов.

Несмотря на то, что система Transit обеспечивала основные потребности в навигации судов, она имела много недостатков: низкое быстродействие, потребность в дли­тельном наблюдении спутников, возможность позиционировать только стационарные или медленно движущиеся объекты, опреде­ление только двухмерных координат, отсутствие непрерывной дос­тупности (время, когда ни один из спутников не был виден, измеря­лось часами), необходимость самостоятельного внесения пользо­вателем коррективов для движущихся объектов - все это сделало невозможным применение системы в авиации и иных быстро дви­ жущихся объектах. Не последнюю роль сыграла и невозможность избирательно ограничивать доступ к системе. Тем не менее, зало­женные в Transit новые технологии были очень важны для после­дующего развития GPS. Так, например, в GPS используется алго­ритм предсказания спутников, впервые разработанный для Transit.

Второй предшественник GPS, Timation, был разработан в NRL (Naval Research Laboratory, Военно-морская исследовательская лаборатория) под руководством Роджера Истона. Программа ис­следований стартовала в 1964 г. и включала в себя запуск двух ис­кусственных спутников, несущих на борту разработанные ранее сверхстабильные часы, передачу со спутника прецизионных сигна­лов точного времени и определение двухмерных координат прием­ника. Основная идея состояла в использовании синхронизирован­ных передатчиков, излучающих закодированный сигнал. Измеряя задержку прохождения сигнала от спутников, имеющих заранее из­вестные координаты, можно вычислить расстояние до спутников и рассчитать на основании этого координаты приемника. Таким обра­зом, был заложен и экспериментально опробован базовый принцип работы GPS.

Первый спутник, системы Timation запущенный в 1967 г., нес на борту сверхстабильные кварцевые часы, последующие модели ис­пользовали атомный стандарт частоты (рубидиевый и цезиевый). Атомные часы позволили значительно улучшить предсказание орбит спутников и существенно увеличить промежуток между корректировка­ми спутниковых часов с наземного пункта управления. Эти передовые разработки космического стандарта времени явились важнейшим вкладом в создание GPS. Фактически, последние два спутника систе­мы Timation являлись действующими прототипами спутников GPS. Тем временем, Военно-воздушные силы США работали над аналогичной технологической программой, впоследствии названной "Система 621В". Она предоставляла возможность трехмерной (ши­рота, долгота и высота) навигации с непрерывным доступом. В 1972 г. была продемонстрирована работа системы, использующей новый метод разделения сигналов спутников - кодовое разделение на основе псевдослучайного, шумоподобного сигнала. В этом вари­анте все спутники излучают на одной несущей частоте, которая мо­дулируется сверхдлинным псевдослучайным кодом (ПСК), индиви­дуальным для каждого спутника. Спектр такого сигнала весьма по­хож на спектр случайного шума с распределением по Гауссу, отчего сигнал и получил название шумоподобного.

Лекция 15. Спутниковые навигационные и мониторинговые системы.

Одной из центральных проблем создания спутниковой системы, обеспечивающей беззапросные навигационные определения одно­ временно по нескольких спутникам, является проблема взаимной синхронизации спутниковых шкал времени с точностью до милли­ардных долей секунды (наносекунд), поскольку рассинхронизация излучаемых спутниками навигационных сигналов в 10 нс вызывает дополнительную погрешность в определении местоположения по­требителя до м. Решение задачи высокоточной синхронизации бортовых шкал времени потребовало установки на спутниках высокостабильных бортовых независимых стандартов частоты с относительной не­стабильностью 1- 10" 13 и наземного водородного стандарта с отно­сительной нестабильностью 1-10" 14, а также создания наземных средств сличения шкал с погрешностью нс. С помощью этих средств и специального математического обес­печения производится определение расхождений бортовых шкал времени с наземной шкалой и их прогнозирование для каждого спутника системы. Результаты прогноза в виде поправок к спутни­ковым часам относительно наземных закладываются на соответст­вующие спутники и передаются ими в составе цифровой информа­ции навигационного сигнала. Потребителями, таким образом, уста­навливается единая шкала времени. Расхождение этой шкалы с наземной шкалой времени системы не превышает нс.

Большой вклад в повышение точности эфемерид навигационных спутников внесли результаты работ по программе геодезических и геофизических Исследований с помощью специальных геодезиче­ских спутников "Космос-842" и "Космос-911", которые были выведе­ны на навигационные орбиты. Это позволило уточнить координаты измерительных средств и вычислить коэффициенты согласующей модели геопотенциала, предназначенной специально для опреде­ления и прогнозирования параметров навигационных орбит. В ре­зультате точность передаваемых в составе навигационного сигнала собственных эфемерид была повышена практически на порядок и составляет в настоящее время на интервале суточного прогноза величину м, а среднеквадратическая погрешность опреде­ления морскими судами своего местоположения уменьшилась до м. Для оснащения широкого класса морских потребителей разра­ботаны и серийно изготавливаются комплектации приеме индикаторной аппаратуры "Шхуна" и "Челн", Последняя имеет возмож­ность работы и по спутникам американской радионавигационной системы "Транзит".

Второй проблемой создания высокоорбитальной навигационной системы является высокоточное определение и прогнозирование параметров орбит навигационных спутников. Достижение необходи­мой точности эфемерид навигационных спутников потребовало про­ведения большого объема работ но учету факторов второго порядка малости, таких как световое давление, неравномерность вращения Земли и движение ее полюсов, а также исключение действия на спутник в полете реактивных сил, вызванных негерметичностью дви­гательных установок и газоотделением материалов покрытий. Для экспериментального определения параметров геопотенциа­ла на орбиты навигационных спутников были запущены два пас­сивных ИСЗ "Эталон" ("Космос-1989'" и "Космос-2024"), предназна­ченных для измерения параметров их движения высокоточными квантово-оптическими измерительными средствами. Благодаря этим работам достигнутая в настоящее время точность эфемерид навигационных спутников при прогнозе на 30 ч составляет? вдоль орбиты - 20 м; по бинормали к орбите - 10 м; по высоте 5 м (СКО). Летные испытания высокоорбитальной отечественной навигацион­ной системы, получившей название ГЛОНАСС, были начаты в ок­тябре 1982 г. запуском спутника "Космос-1413"...»

Основное назначениеНКА - формирование и излучение сигналов, необходимых для решения потребителем задачи позиционирования и контроля исправности самогоНКА. В состав стандартногоНКА вхо­дят: радиопередающее оборудование для передачи навигационного сигнала и телеметрической информации; радиоприемное оборудова­ние для приема команд наземного комплекса управления; антенны; бортовая ЭВМ; бортовой эталон времени и частоты; солнечные ба­тареи; аккумуляторные батареи; системы ориентации на орбите и т.д. СовременныеНКА могут нести сопутствующее оборудование, такое как детекторы для обнаружения наземных ядерных взрывов и эле­менты систем боевого управления.ИзлучаемыеНКА сигналы содержат дальномерную и служебную составляющие. Дальномерная составляющая используется потре­бителями непосредственно для определения навигационных пара­ метров - дальности доНКА, вектора скорости потребителя, его пространственной ориентации и т.п. Служебная составляющая со­держит информацию о координатах спутников, шкале времени, век­торах скоростейНКА, исправности и т.д. В основном служебная информация готовится командно-измерительным комплексом и за­кладывается в бортовую памятьНКА во время сеанса связи. И лишь незначительная ее часть формируется бортовой аппарату­рой. Процедура переноса служебной информации из командного комплекса в память бортовой ЭВМ часто называется загрузкой данных.

В перечень систем отсчета времени, используемых в СНС вхо­дят как системы, на которых базируется работа активной стороны СНС (сегмент управления иНКА), так и системы, применяемые пассивной стороной - потребителем. Во многих случаях потребите­лю более интересны параметры времени применительно к мест­ным условиям, поэтому далее мы рассмотрим как всемирные, так и местные системы отсчета времени. Всемирное время UT (Universal Time). Это время иначе назы­вается гринвичским средним солнечным и содержит год, месяц, число, час, минуту и секунду. Система введена в 1928 г. Ill Гене­ральной ассамблеей Международного астрономического союза. Год, месяц и число отсчитываются по Григорианскому календарю, остальные величины - по местному среднему времени t UT на Грин­вичском меридиане. Время far измеряется по часовому углу средне­го Солнца относительно Гринвичского меридиана плюс 12 ч. Так как существует движение полюсов Земли, то происходит изменение по­ложения меридианов, и, в зависимости от того, какие поправки вне­сены, различают следующие разновидности всемирного времени: UT0 - всемирное время, получаемое в результате текущих ас­ трономических измерений относительно неуточненного Гринвичско­го меридиана; 11ТЛ - всемирное время среднего Гринвичского меридиана с учетом движения полюсов. Это время является основой для измерения времени.

К основным навигационным характеристикамНКА относятся: зона обзора зона видимости продолжительность наблюдения Зоной обзораНКА называется участок земной поверхности, на котором можно принимать сигналыНКА и осуществлять за ним на­блюдение. Центром зоны обзора является географическое место спутника - точка 0 3, расположенная в месте пересечения земной поверхности с линией, соединяющей центры масс Земли иНКА. При движении спутника по орбите на поверхности Земли образует­ся совокупность географических мест - трасса спутника. Очевид­но, что трасса спутника не поднимается выше географической ши­роты, равной /. Географическая широта и долгота точки 0 3 могут быть найдены из выражений Ф = arcsin(sin usin /); X = Q. - S r + arctg(tg и cos /) + Ut, (2.13) где Q = &Q/T - угловая скорость прецессии узла орбиты; S r - грин­вичское звездное время; /', и, О,- параметры орбиты. Размер зоны обзора характеризуется величиной утла и зависит от высоты Н А полета спутника, так как зона обзора ограничена линией истинного горизонта. Величина р тах может быть найдена из выраже­ния p max = arCCOS [Я 3 / (Я 3 + Н А )].

Полная (проектная) группировкаНКА системы ГЛОНАСС состоит из 24-х спутников, равномерно распределенных в трех орбиталь­ных плоскостях. Орбитальные плоскости разнесены отно­сительно друг друга на 120° по абсолютной долготе восходящего узла и имеют условные номера 1, 2 и 3, возрастающие по направ­лению вращения Земли. В каждой орбитальной плоскости расположено по 8 спутников со сдвигом по аргументу широты 45°. Орбитальные плоскости сдвину­ты друг относительно друга на 15°, т.е. спутники в соседних орби­тальных плоскостях смещены на 15° по аргументу широты. Нуме­рация позиций спутников производится по порядку их последова­тельности на орбите в определенный момент времени и против их движения. Спутникам 1 й орбитальной плоскости присвоены номе­ра 1...8, 2-й орбитальной плоскости , 3-й По состоянию на 0 ч 00 мин 00 с Московского времени 1 января 1983 г. аргументы широты спутников описывались выражением 145°26'37" + 15°(27 - Зу + 25 к), где у = ; /с= целая часть числа (/-1)/8. Орбиты спутников являются близкими к круговым, с высотой км (номинальное значение км). Наклонение орбиты - 64,8° с точностью ± 0,3°. Точность выведения спутника в заданную точку орбиты составляет 0,5 с по периоду обращения, ±1 ° по аргументу широты и ±0,01 по эксцентриситету.

Точность координатно-временных измерений может быть достигну­та при наличии в системе 21 спутника, по семь в каждой орбиталь­ной плоскости, а остальные используются в качестве "горячего" ре­зерва. Непрерывность навигационного поля системы ГЛОНАСС обеспечивается на высотах до 2000 км. Система сохраняет полную функциональность при одновременном выходе из строя до 6 НКА (по два в каждой плоскости). Интервал повторяемости трасс движенияНКА и, соответствен­но, зон радиовидимости наземными потребителями составляет 17 витков или 7 сут 23 ч 27 мин 28 с. Отсюда видно, что СНС ГЛОНАСС не является резонансной (или синхронной), т.е. спутни­ки в своем орбитальном движении не имеют резонанса (синхро­низма) с вращением Земли. Начало каждого витка смещается отно­сительно поверхности Земли приблизительно на 21° по долготе и орбита каждогоНКА имеет многовитковый след. Благодаря этому возмущающее влияние нецентральности гравитационного поля Земли на орбитыНКА значительно снижается и является одинако­вым для всехНКА. Как следствие, орбитальная группировка СНС ГЛОНАСС более стабильна по сравнению с GPS, имеющей син­хронные 12-часовые орбиты. Орбитальная группировка ГЛОНАСС не требует дополнительных корректировок в течение всего срока активного существованияНКА.

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ : 1. Телекоммуникационные системы. СПб,Питер, 2004 (электронная версия 2. В.Юров ASSEMBLER, СПб, Питер, В.Л.Бройдо Вычислительные системы, сети и телекоммуникации, Питер, Ю.Кетков,А.Кетков Практика программирования,СПб, Ульрих В.А. Микроконтроллеры PICI67 х: Семейство восьмиразрядных КМОП микроконтроллеров с аналого-цифровым преобразователем / Под ред. С.Л. Корякина-Черняка. – СПб.: Наука и техника, А.В.Белов, Создаем устройства на микроконртоллерах, СПб, А.В.Ватаманюк, Беспроводная сеть, Питер, Радиотехнические системы: Учебн. Для вузов/Ю.П. Гришин, В.П. Ипатов, Ю.М. Казаринов и др. Под ред. Ю.М. Казаринова. – М.:Высш.шк., с. 9. Куприянов А.И., Сахаров А.В. Радиоэлектронные системы в информационном конфликте. М.: ВК, ГОСТ Средства измерений электронные. Технические требования в части безопасности. Методы испытаний.