Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) Презентация опыта работы Подготовила Быкова.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
Advertisements

Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В ОБУЧЕНИИ СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАТЕЛЬНЫХ РАССКАЗОВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Формирование правильной речи ребенка-дошкольника является одной из важнейших задач воспитания и обучения в детском саду. Учет психофизиологических особенностей.
Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников Учитель-логопед: Хасанова Г.Ю.
Раскрытие темы: анализируется с позиции темы, заданной в названии, и содержания. Объем рассказа: определяется через подсчет слов и предложений. Выразительность:
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Комплексное взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе ДОУ МДОУ « Детский сад 5 « Солнышко» г. Малоярославец Выполнила: Учитель-логопед.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Связная речь Подготовил: учитель- логопед Т.Г. Логачева Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида.
Реализация ФГТ по коррекционно-развивающей работе с детьми-логопатами в условиях образовательного процесса.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Монологическая речь Словарный запас Описание предметов и явлений Воспроизведение рассказов, сказок, стихов Память.
БЛИЦ – ОПРОС Тема «Взаимодействие логопеда и воспитателей логопедических групп»
ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПОДГОТОВИЛИ: воспитатели МБДОУ ДС КВ 34 пгт Афипского МО Северский.
Профилактика нарушений письменной речи у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи Автор-составитель – учитель-логопед высшей квалификационной категории.
Транксрипт:

Особенности коррекционной работы по развитию связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОНР) Презентация опыта работы Подготовила Быкова С.В. МДОАУ 141

В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития детей с ОНР В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития детей с ОНР Первый уровень (речевые средства ребёнка ограничены, активный словарь практически не сформирован, высказывания сопровождаются жестами и мимикой) Второй уровень (у детей выявляется недостаточность фонетической стороны речи, активный словарный запас расширяется за счёт предметной и глагольной лексики) Третий уровень (наличие развёрнутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико - фонематического недоразвития, появляются навыки словообразования) Четвёртый уровень (незначительное нарушение компонентов языковой системы ребёнка, недостаточная внятность и нечёткая дикция)

Направления логопедической работы с детьми Направления логопедической работы Речевое развитие Познавательн ое развитие Креативное развитие Физическое здоровье и развитие Нравственное воспитание Трудовое воспитание

Предметно-пространственная развивающая среда в кабинете учителя-логопеда Оборудование кабинета: зона творчества зона конструирования зона ИКТ зона «Будем говорить правильно» уголок театрализованной деятельности книжный уголок центр речевого и креативного развития центр моторного и конструктивного развития

Играя, работаем!

Формирование связной речи осуществляется: в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр при проведении режимных моментов в процессе наблюдения за окружающим на специальных коррекционных занятиях

Этапы работы по обучению детей с ОНР рассказыванию (дети старшей группы) Первый этап (сентябрь-ноябрь) детей учим навыкам составления простых предложений по вопросам, картинкам, с последующим составлением коротких рассказов Второй этап (декабрь – март) совершенствуем навыки ведения диалога; начинаем обучение по составлению рассказов-описаний и простых пересказов Третий этап (апрель-май) обучение составления рассказа на заданную тему. Главная задача этого этапа- развитие самостоятельной связной речи детей

Этапы работы по обучению детей с ОНР рассказыванию(дети подготовительной группы) Первый этап (сентябрь-ноябрь) объём рассказа по картине увеличивается до 5-7 предложений, учим детей пересказывать рассказ от имени другого действующего лица Второй этап (декабрь – март) планируем творческое рассказывание, придумывание конца сказки, рассказа по аналогии Третий этап (апрель-май) уделяем внимание закреплению навыка связного, последовательного пересказа литературных произведений; совершенствуем все виды связной речи

Задачи при проведении занятий по обучению детей с ОНР закрепление и развитие у детей навыков речевого общения, речевой коммуникации формирование навыков построения связных монологических высказываний развитие навыков контроля и самоконтроля за построением связных высказываний активизация познавательных процессов (восприятия, памяти, воображения, мыслительных операций), тесно связанных с формированием устного речевого сообщения

Формирование навыков построения связных развёрнутых высказываний включает усвоение норм высказывания, соблюдение последовательности в передаче событий, логической связи между фрагментами рассказа, завершённость каждого фрагмента формирование навыков планирования развёрнутых высказываний, обучение детей выделению основных смысловых звеньев рассказа обучение лексико-грамматическому оформлению высказываний в соответствии с нормами родного языка

Особая роль в формировании связной речи у детей с ОНР отводится пересказу большое вниманию уделяю выбору произведений для пересказа обучение пересказу провожу на материале каждого произведения на двух занятиях цель подготовительных занятий – организовать внимание детей, это отгадывание загадок о персонаже, уточнение отдельных слов и словосочетаний, демонстрация соответствующих иллюстраций текст прочитываю дважды, в медленном темпе разбор содержания провожу в вопросно-ответной форме применяю и другие вспомогательные методические приёмы при обучении детей с ОНР

В ИДЫ ЗАНЯТИЙ С КАРТИННЫМ МАТЕРИАЛОМ Составление рассказа по сюжетным многофигурным картинкам с изображением нескольких групп действующих лиц Составление небольших рассказов-описаний по сюжетным картинкам, в которых на первый план выступает изображение места действия, предметов, событий Рассказывание по сериям сюжетных картинок Обучение рассказыванию по отдельной сюжетной картине с придумыванием детьми последующих и предыдущих событий Описание пейзажной картины

Учимся рассказывать

Обучение описанию героев, предметов, явлений Главная задача описания состоит в создании словесного образца объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности

Задачи занятий по обучению описания предметов Формирование умений выделять существенные признаки и основные части предметов Развитие обобщённых представлений о построении описания предмета Овладение языковыми средствами, необходимыми для составления описательного рассказа Формирование умений описывать заданный предмет или явление, опираясь на модель-схему

Виды работ по обучению описания предметов подготовительные упражнения к описанию предмета формирование первоначальных навыков самостоятельного описания, описание предметов по основным признакам обучение развёрнутому описанию предмета подготовка к обучению сравнительному описанию

Условия эффективности работы по развитию связной речи систематичность проведения распределение упражнений в порядке нарастающей сложности подчиненность заданий выбранной цели чередование и вариативность упражнений

Виды творческого рассказывания рассказ по аналогии придумывание предложения и завершение рассказа составление рассказа по опорным словам составление рассказа на предложенную тему

Модель организации мониторинга единого речевого режима Организация предметно-развивающей среды и Эффективность воспитательно-образовательной работы по организации единого речевого режима Профессиональные знания, умения и навыки педагогов в области развития речи детей Планирование воспитательно-образовательной работы, направленной на предупреждение и преодоление нарушений речи, а также её развития у дошкольников

Кабинет логопеда

Интегративная система гармоничного развития ребёнка дошкольного возраста Мотивация Эмоционально-волевая сфера Самоконтроль Духовно-нравственные проявления Мировоззрение Моторика кистей и пальцев рук Мимическая моторика Артикуляционная моторика Предметно-практическая деятельность Восприятие Внимание Память Мышление Воображение Лексика Грамматический строй речи Фонетико- фонематические компоненты речи Связная речь Языковое и речевое развитие Развитие познавательных процессов Личностное развитие Психофизическое развитие

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи ЛОГОПЕДПСИХОЛОГ ДЕТИ И РОДИТЕЛИ ВОСПИТАТЕЛЬ

Направления работы по вопросам взаимодействия с семьей изучение особенностей родителей воспитанников логопедического пункта, уровня их педагогической наблюдательности определение особенностей внутрисемейных отношений, влияющих на личностные характеристики ребёнка привлечение родителей к участию в педагогическом процессе в условиях логопедического пункта

Основные задачи в работе с родителями установление партнёрских отношений с семьёй каждого воспитанника создание атмосферы общности интересов эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития ребёнка оказание помощи родителям в выполнение ими воспитательных и коррекционных функций, поддержание уверенности в собственных педагогических возможностях обучение родителей приёмам логопедической работы

При моделировании работы с семьей учитывают ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПЛАНОВО - ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНЫЙ АСПЕКТ ИТОГОВО – АНАЛИТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Результативность итоговой диагностики детей из старшей группы по формированию связной речи

Результативность итоговой диагностики детей из подготовительной группы по формированию связной речи

Результативность итоговой диагностики детей из старшей группы по формированию связной речи

Результативность итоговой диагностики детей из подготовительной группы по формированию связной речи