Использование опорного конспекта на уроке географии. МОУ «СОШ20» Ветчинина С.С.
Наглядность – один из ведущих принципов обучения. Опорный конспект – развёрнутая наглядная конструкция, содержащая расположенные определённым образом обозначения и ключевые слова, которые позволяют быстро и адекватно воспринять и усвоить значительный объём информации (С. Селеменев. Новая наглядность. «Народное образование. 2, 2002» «Опорный конспект является одним из видов краткой записи и служит средством графического обобщения изучаемого материала» (Бенькович Т.М., Бенькович Д.Л. Опорные конспекты в обучении географии для 7 кл. М.: Просвещение, с.3.
Этапы работы с опорным конспектом. III этап отделка II этап обработка I этап отбор
Основные условия создания ОК. Ясное обозначение логики изложения Правильная расстановка акцентов Точное определение объёма информации
Основные критерии ОК. ОК Лаконичность Доходчивость Много уровневость Восприим чивость Структури рованность Динамичность Образность
Текст ОК включает в себя: Связки – несколько обозначений, соединённых особым образом и передающих большой самостоятельный эпизод (отделяются пробелом). Блоки (части) – совокупность 3-8 связок, охватывающая один из разделов темы (выделяются рамкой). Уровни – разные масштабы обозначений, соответствующие степени сложности или значимости передаваемого ими содержания (устанавливаются размером и характером написания).
Обозначения конспекта. Обозначения – системообразующий элемент опорного конспекта, превращающий простую наглядную конструкцию в опору. Это условные знаки: буквы, цифры, иные символы, используемые для передачи информации о фактах, признаках понятий.
Условные обозначения, используемые в географии. возрастает зависит от Из этого следует убывает значительно возрастает э экватор суша океаническая земная кора землетрясение океанический желоб горы высотная зональность море океанические массы тёплое течение А Атлантический океан
Привлекает внимание: повышенная оригинальность динамичность композиции правильные фигуры необычность формы выделение одного среди других точка взаимодействия большая контрастность !
Схема-конспект по теме: «Введение. Что изучает география. Развитие географических знаний о Земле». Земля (греч.) описание География : различные науки (Эратосфен) Физическая экономическая (физис=природа) (ойко=дом, хоз-во) ? Неточность первых карт Мартин Бехайм XV
Схема-конспект по теме: «Путешествия и географические открытия». 5 тысяч лет 1491 год Лазарев А ХК ФМ Беллинсгаузен В-И года Антарктида
Схема-конспект по теме «Мировой океан – главная часть гидросферы» (7 класс). СЛ, Атл, Т, И,=71%S Мировой океан Свойства H 2 О t Солёность % 0 t t Широты t э % о при * t от Глубины t Погружения t t Лёд в океане Неподвижный сползание и откалывание Дрейфующий (шельфовый) (айсберги)
Логические цепочки по теме: «Мировой океан – главная часть гидросферы» (7 класс). Э t % о Количество Количество Планктона рыбы
Сигнальные загадки по теме:»Мировой океан – главная часть гидросферы» =71% % о
Формы работы с опорным конспектом. Лекционное объяснение по ОК. Перерисовывание (заполнение, раскрашивание) ОК. Проговор по ОК у доски. Проговор в парах по ОК. Зачёт по ОК. Выполнение упражнений по образцу с использованием ОК. Нахождение ошибок в «деформированных» ОК. Самостоятельное составление и защита ОК.
Результативность использования ОК Составление опорных конспектов (графическое конспектирование) способствует формированию умения самостоятельно работать с источниками знаний, развитию памяти, логического мышления, учёту индивидуальных особенностей детей. Составление ОК в малых группах (4-6 учащихся) – это один из путей взаимообучения (и взаимопроверки). Работа с ОК позволяет ввести элемент соревновательности, вносящий в урок динамику и увлекательность.